Агрессия в детском возрасте: спасаем злого ребёнка и спасаемся сами

Агрессия — это привычка. Как отучить ребёнка драться и кричать

06.05.2019 Warning: Use of undefined constant en – assumed ‘en’ (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/html/wp-content/themes/7spsy/index.php on line 29 Автор: Психолог Павел Хорошутин

«У наших детей тоже проблема с агрессивностью. Растим с мужем мальчишек-погодок, постоянно спорят друг с другом и дерутся. Да ладно бы дома только, но они и в школе к детям пристают. Чуть что не по ним — сразу с кулаками. Уже 2 раза к директору нас вызывали. Один раз подрались друг с другом, второй — учебники порвали однокласснику. А ещё нашли они себе компанию, в параллели есть другой агрессивный ребёнок, и что делать с ними, ума не приложу. Уже как только не наказывали, и в угол ставили, и телевизора лишали. Только хуже становится, как будто назло делают, уже и с нами оговариваться начали, а ведь им всего по 12 лет».

— Маргарита, 41 год

Родители, знакомые с особенностями детской психологии, сразу поймут, что наказаниями, особенно физическими, ситуацию не исправить, если только временно. Дети будут вести себя хорошо при родителях и учителях из-за страха перед наказаниями, но когда никто не видит, могут бить младших братьев и сестёр или одноклассников. И в долгосрочной перспективе, как только страх исчезнет и появится возможность сопротивляться наказаниям, — агрессивное поведение возобновится. Например, в подростковом возрасте.

Так какие же методы могут дать длительный результат? Можно ли избавиться от агрессивности раз и навсегда, и что провоцирует агрессию у детей разных возрастов? Об этом — в сегодняшней статье.

  • Как дети проявляют агрессию
  • Почему дети бывают агрессивными
    • Пример из семьи
    • Пример «из телевизора»
    • «Я сильный = я главный»
    • Склонность к эмоциональным реакциям
    • Способ обратить на себя внимание, протест
    • Ощущение незащищённости, бессилия, страха
    • Стрессы и кризисы
    • Болезни, усталость, недостаток сна и отдыха
    • Признаки агрессивного поведения

    Сама по себе агрессия у детей и подростков является биологической нормой. Злость создана, чтобы защищать и спасать. Напал медведь — человек злится и дерётся с утроенной энергией. Не получается решить задачу — школьник злится и прикладывает дополнительные усилия. Такая агрессия у ребёнка — инструментальная, и она полезна, от неё избавляться не стоит. Поэтому мы будем рассматривать только ту агрессию, которая причиняет моральный и физический вред как самому человеку, так и окружающим его людям.

    Как дети проявляют агрессию

    1. Физическая агрессия. Сюда можно отнести драки, толчки, пинки, то есть любое применение физической силы по отношению к другому человеку, животным или вещам.
    2. Вербальная агрессия, или агрессия, которая проявляется словесно (ругань, обзывательства, угрозы) или через форму (визг, крики).
    3. Косвенная агрессия, с помощью которой дети стараются причинить вред не напрямую, а как бы скрытно. Такая агрессия направлена против кого-то (слухи, злые шутки) или проявляется «в пространство» (выкрики в толпе, топанье ногами).
    4. Негативизм, или резкое неприятие и отрицание мнения окружающих. Часто такое агрессивное поведение встречается у подростков. Может быть пассивным (игнорирование просьб родителей или учителей) или активным (явная борьба против ситуаций, которые не устраивают ребёнка).
    5. Аутоагрессия, или агрессия, направленная на самого себя. Возникает, если по каким-то причинам ребёнок не может выразить негативные эмоции, например, считает, что родители поступили несправедливо, но не может сказать об этом, поэтому начинает щипать себя.

    Научим договариваться и достигать компромисса

    Почему дети становятся агрессивными

    Пример из семьи

    Дети копируют поведение родителей, родственников или учителей. При этом важнее то, что делают взрослые, чем то, что они говорят. Например, можно сколько угодно проводить уроки этики, но если учитель использует угрозы, то с большой вероятностью такой способ общения появится и у детей.

    (здесь и далее истории публикуются с согласия их участников)

    — Пришла мама с младшим школьником, запрос — ругается, нападает на всех, дерётся. Спрашиваю: «А что папа делает, если его на дороге подрезает кто-то?» Оказалось, что папа ругается матом, может специально подрезать и выскочить на светофоре разбираться. Или подробно рассказывает, как он кого уроет и замочит. Да, не пьёт, работает, но пример подаёт не очень хороший. А иногда родители говорят: «Мы уж его били-били, а он всё равно дерётся». Конечно ребёнок дерётся, а что ему делать, если другого способа решения проблем он не знает?

    Пример «из телевизора»

    Дети копируют не только поведение родителей, но и то, что видят на экране. При этом родители часто не знают, что смотрят их дети, и не могут корректировать их конфликтное поведение, так как просто не понимают причин.

    — Люди вообще очень восприимчивы к чужому поведению, а дети особенно. Знакомая мама очень долго удивлялась, откуда её сын взял привычку обзываться, у них в семье вообще такое не принято. А потом случайно увидела, что он смотрит — блогеров на Youtube, которые легко друг друга унижают и обзывают. И выяснилось, что ребёнок просто не понимал, что такие слова могут сильно обидеть другого человека — вот же люди обзываются, и ничего, всем хорошо.

    «Я сильный = я главный»

    Стремление доказать свою взрослость через агрессию часто встречается у детей, которые считают, что «кто сильнее, тот и прав». Такое убеждение может быть сформировано как в деспотичной семье, где родители используют агрессию, чтобы доказать свою власть, так и при просмотре фильмов, где сильный получает всё. В итоге ребёнок использует агрессию как способ доминирования над одноклассниками или младшими детьми в семье.

    Склонность к эмоциональным реакциям

    Некоторые дети, в силу особенностей темперамента или из-за кризисов, могут более остро и нервно реагировать на происходящее. Таких детей отличает импульсивность и раздражительность. Например, обычное замечание учителя может вызвать бурную реакцию у эмоционального ученика, и безразличие — у спокойного.

    Способ обратить на себя внимание, протест

    Дети, которым не хватает любви и заботы, могут задираться или портить вещи, чтобы на них обратили внимание. Также возможно конфликтно-протестное поведение, когда агрессия — единственный знакомый ребёнку способ сказать «нет».

    — «Лучше уж так меня заметят, чем вообще никак». Конечно, дети редко сознательно выбирают такую стратегию для привлечения внимания, но бывает и такое. Мы работали с девочкой-подростком, которая несколько раз убегала из дома на 1-2 дня. И она однажды сказала, что так родители её видят и вспоминают, что она есть. Она убегает — они переживают — она возвращается, все вместе плачут и на месяц-два у них устанавливаются хорошие отношения, а потом про неё опять забывают. Конечно, ребёнок хочет, чтобы его любили, и нашёл вот такой способ получить эту любовь. Сложно её винить за это.

    Ощущение незащищённости, бессилия, страха

    Часто детская конфликтность — обратная сторона беззащитности. А беззащитность порождает страх. И агрессия в таких случаях является способом защитить себя: от нападок взрослых и других детей, от несправедливого мира и от собственного бессилия.

    — Такие ситуации встречаются нечасто, но этих детей видно сразу. Они постоянно ждут нападения и защищаются, поэтому с ними сложно устанавливать контакт. В основном такое поведение — результат влияния требовательных и непредсказуемых взрослых. В одной из школ был такой учитель, мог сегодня хвалить за домашнюю работу, а на следующий день поставить за неё двойку и обругать перед всем классом. Конечно, у детей были постоянные конфликты с ним и с другими учителями. И когда родители добились увольнения, дети стали гораздо спокойнее.

    Стрессы и кризисы

    Конфликты часто сопровождают кризисные периоды жизни детей. Например, адаптацию к начальной или средней школе. Детям непросто, они находятся в постоянном напряжении, нервничают и могут вести себя агрессивно. Особенно сложно адаптируются дети, которые не привыкли сталкиваться с отказом или не умеют переживать его. В итоге школьник может начать бить других детей, например, из-за того, что те не хотят с ним общаться или делиться своими вещами.

    Причиной агрессии у подростков в этом случае становятся гормональные изменения и попытки отделения от взрослых.

    Болезни, усталость, недостаток сна и отдыха

    Детям, как и взрослым, гораздо сложнее управлять своими эмоциями, когда они не выспались, устали или болеют. При этом дети часто не осознают, что вызывает у них раздражительность.

    Помимо незначительных недомоганий, повышенную агрессивность могут вызывать органические повреждения мозга, поэтому в некоторых случаях необходимо пройти обследования и получить консультацию врача.

    Фактически, за детской агрессивностью может скрываться целый ряд причин. Например, школьник может драться из-за того, что считает такое поведение нормой (просмотр фильмов), думает, что если он не покажет свою силу, то его будут обижать другие дети (страх и ощущение беспомощности) и хочет привлечь внимание. И как же отучить такого ребёнка драться и кричать? Выделить доминирующую группу факторов достаточно сложно, но можно попробовать научить ребёнка не реагировать агрессивно на то, что происходит в его жизни.

    Агрессивный ребёнок — это фактически ярлык, но лучше не вешать ярлыки. Агрессия — это поведение, с помощью которого ребёнок говорит: «Мне плохо, со мной происходит что-то, с чем я не справляюсь, мама, папа, услышьте меня, помогите мне». Агрессия в социально неприемлемом виде — практически всегда симптом того, что внутренний мир ребёнка пошатнулся. Если ваш ребёнок ведёт себя конфликтно, спорит, дерётся — осмотритесь вокруг. Что происходит в вашей жизни? Всё в порядке? А в школе? Всё ли у вашего сына или дочери благополучно там?

    Диагностика агрессивного поведения у детей: тест

    Конечно, не любое агрессивное поведение является проблемой. Например, почему ребёнок дерётся, когда на него нападают? Это самозащита. А если подросток пытается отстаивать своё мнение и спорит? Это становление личности и взросление. Как же понять, когда агрессивность выходит за рамки полезной агрессии? Пройдите короткий тест на агрессивность для подростков и детей младшего и среднего школьного возраста.

    Признаки агрессивного поведения

    Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они отражают поведение вашего ребёнка. Выбирайте ответы «почти всегда или часто» или «редко или почти никогда» для каждого из утверждений.

    1. Чувствителен, с трудом контролирует раздражение.
    2. Спорит и ругается со взрослыми или детьми.
    3. Отказывается выполнять правила.
    4. Как будто специально ребёнок провоцирует окружающих, втягивая их в конфликт.
    5. Кричит и обзывается, когда сердится или чем-то недоволен.
    6. Дерётся, ломает и кидает вещи.
    7. Обижает тех, кто слабее (младшие дети и животные, пожилые люди).
    8. Старается отомстить, если кто-то задел его даже случайно.
    9. Любит быть первым. Бурно реагирует, если проигрывает.
    10. Не умеет договариваться и мирно решать конфликты.

    Можно предположить проблемное агрессивное поведение, если в течение хотя бы трёх месяцев в поведении вашего ребёнка присутствовали не менее 4-х признаков из перечисленных.

    Для формирования более полной картины стоит обратиться за помощью к психологам. Например, заказать курс модификации поведения по технологии 7Spsy. Прежде чем приступить к выполнению занятий, ребенок пройдет полностью анонимное диагностическое тестирование.

    Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

    причины агрессии

    Профилактика лучше лечения — это правило актуально и для агрессивного поведения. Конечно, агрессию совсем выключить нельзя, как нельзя выключить и любую другую эмоцию, но можно научить ребёнка полезному, правильному поведению в конфликтных ситуациях.

    1. Запаситесь терпением и учите ребёнка контролировать агрессию, в первую очередь, через личный пример. Договаривайтесь с ребёнком, покажите, как можно защищать свои интересы без вспышек гнева и нанесения вреда другим людям.
    2. Научите ребёнка выражать злость и агрессию безопасным способом, например, словами. Обратите внимание, желательно, чтобы эти способы не были связаны с физическими действиями, то есть лучше не учить ребёнка бить подушку или мягкую игрушку. Такие действия формируют привычное поведение «злюсь — бью», и если под рукой не окажется подушки, то может достаться и человеку.
    3. Научите ребёнка осознавать свои эмоции и причины злости. Говорите о том, что чувствуете вы сами. Озвучивайте то, что происходит с ребёнком. «Да, я понимаю, что ты злишься из-за двойки, это обидно и неприятно, тем более, что ты готовился. Но если ты накричишь на сестрёнку, двойка не исправится. Давай я помогу тебе выучить тему».
    4. Умейте признавать свои ошибки и извиняться перед ребёнком, если вы были неправы. Ошибаются все люди, в том числе и очень хорошие, ошибка не делает вас каким-то не таким, зато так вы сможете подать ребёнку хороший пример решения проблем и разногласий.
    5. Формируйте у ребёнка эмпатию и сострадание. Часто дети, которые ведут себя агрессивно, не задумываются о том, что причиняют кому-то боль. Умение сопереживать другим поможет контролировать проявление агрессии.

    Как снизить агрессию у ребёнка, игры и упражнения

    С помощью игр и различных упражнений школьник может избавиться от накопившихся негативных эмоций и уменьшить уровень агрессивности. Основная рекомендация родителям агрессивного ребенка — старайтесь играть вместе с ним.

    Игра направлена на лучшее знакомство со своими эмоциями. Для детей от 6 лет.

    Ведущий задумывает какое-то чувство и пытается выразить его только жестами, словами или с помощью выражения глаз. Другой участник должен угадать, что задумал ведущий.

    2. «Три подвига Андрея»

    Помогает школьникам использовать агрессивные действия в социально приемлемом виде. Для детей от 6 лет.

    Ведущий (взрослый) рассказывает историю про мальчика Андрея, который дрался с другими детьми. Однажды Андрей обидел злого волшебника, и тот превратил его в дракона. Чтобы расколдоваться, Андрею нужно выполнить 3 подвига, связанных с проявленным видом агрессии. Например, вступить в бой с Кащеем и защитить от него Бабу Ягу. Ребёнок может изображать каждого из героев его сказки.

    3. «Почему злится динозавр/чего боится динозавр»

    Помогает школьнику осознать и проговорить свою злость или страхи. Для детей от 9 лет.

    Взрослый рассказывает о своих страхах и злости, а затем предлагает ребёнку представить себя динозавром и рассказать, чего он боится и почему злится.

    Помогает ребёнку снять физическое напряжение. Для детей от 8 лет.

    Взрослый предлагает ребёнку представить, что тот рубит дрова, взмахивая руками, как будто держит топор. С каждым «ударом» нужно издавать какой-то звук, а в конце нужно посчитать, сколько брёвен разрубил дровосек, сколько поленьев получил. Количество брёвен ребёнок может запланировать заранее, например, «я хочу разрубить 8 поленьев».

    Чаще всего с удовольствием играют дети младшего и среднего школьного возраста, а подростки могут отказаться от «детских развлечений», поэтому им можно предложить совместные занятия спортом или настольные игры вроде «Свинтуса» или «Крокодила». И конечно, коррекция агрессивного поведения подростков — непростой процесс, одними играми тут не обойтись.

    Как снизить агрессию у детей и подростков с помощью психологии

    К сожалению, иногда все усилия родителей не приносят результата. Например, потому что они не до конца понимают причины конфликтного поведения, или агрессия уже стала привычным поведением для школьника и обычные игры не помогают, или просто не хватает времени и навыков. И это нормально — родители не всесильны.

    Warning: Use of undefined constant en — assumed ‘en’ (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/html/wp-content/themes/7spsy/blocks/block.blog_lead.php on line 13

    Научим договариваться и достигать компромисса

    Курс модификации поведения 7Spsy призван помочь подростку справиться с агрессией. Занятия по курсу снизят агрессивность у вашего ребёнка, сформируют привычку спокойно реагировать на конфликтные ситуации и научат выражать агрессию экологичным способом. Навыки ребёнок осваивает самостоятельно, вы только помогаете разобраться с материалами и контролируете частоту занятий. Наши специалисты всегда будут готовы поддержать вас и ребенка — по телефону, в онлайн-чате или через электронную почту. В результате через 2-6 недель вы заметите, что ваш школьник стал более спокойным и сдержанным, с бóльшим желанием идёт на контакт и договаривается с семьёй и одноклассниками.

    Какой бы способ решения проблемы вы ни выбрали — не забывайте о том, что дети копируют вас. Вы всегда были и будете оставаться ещё долгое время лучшим примером для своих детей.

    Агрессия в детском возрасте: спасаем злого ребёнка и спасаемся сами

    Дети-драчуны – настоящая проблема для их родителей и окружающих детей. Почему и в каком возрасте возникает детская агрессия? Как противостоять агрессивному ребёнку и нужно ли это делать? Всё о проблеме и её решении вы узнаете из нашей статьи.

    Причины агрессии у детей

    Агрессия у детей дошкольного и старшего возраста никогда не возникает без веской причины. Не думайте, что проявление злости – простой каприз вашего чада, потому что это не так. Проявление гнева – отражение проблем со здоровьем или семейных неурядиц и упущения родителей в воспитании. Разберём основные причины детской агрессии более подробно:

    1. Заболевания. Если вы плохо себя чувствуете, что-то болит, то настроение у вас явно будет на нуле. Хочется рвать и метать, только вы взрослый человек и можете контролировать свои эмоции, держать их в себе. Ребёнку сложнее: он не понимает, почему должен страдать, когда другие здоровые сверстники живут беззаботной жизнью. Вот дитя и выплёскивает агрессию на тех, кто подвернулся ему под горячую руку. Особенно часто сталкиваются с детской агрессией родители малышей с хроническими заболеваниями. Постоянный дискомфорт, различные неприятные процедуры и хождение по больницам вызывают злость у детей. Психические заболевания (неврозы, депрессии, психотические проблемы) также способствуют агрессивному поведению. Постоянная тревога и зашкаливающие эмоции вызывают злость и желание защититься от всех с помощью драк и ругательств.
    2. Проблемы в семье. Любые ссоры между родителями вызывают у детей сильный стресс. Они часто считают себя виноватыми в происходящем и не знают, в чей клан им в итоге примкнуть: в мамин или папин. Агрессия у ребёнка может возникнуть при регулярных конфликтах родителей, но наиболее часто проявляется во время бракоразводного процесса. В этом случае аморальное поведение является способом привлечения внимания. Дитя хочет, чтобы всё стало как раньше, мама и папа были снова вместе. Поэтому он решает вести себя так плохо, чтобы родители объединились в попытке перевоспитать его. Ребёнку приятно видеть совместные старания отца и матери, лишь бы они снова контактировали. Он готов на всё, чтобы сплотить их, поэтому ведёт себя ужасно.
    3. Агрессивное поведение родителей. Часто причиной агрессивного поведения у детей дошкольного возраста становится неправильная модель поведения родителей. В этом случае ребёнок просто берёт пример для подражания с самых близких ему людей. Он с детства уясняет себе, что так надо и так правильно: кричать, топать ногами и драться. К сожалению, многие родители позволяют себе жестоко обращаться с ребёнком. Тем самым они наносят ему глубокую психологическую травму и взращивают из него злого и неудовлетворённого взрослого. Подвергающийся избиениям малыш не может ответить родителю, зато с лёгкостью мучает животных и слабых сверстников от обиды и чувства несправедливости.
    4. Отсутствие воспитания и вседозволенность. Если абсолютно не заниматься воспитанием ребёнка, не объяснять ему, что хорошо, а что плохо, можно получить в итоге неуправляемого и неадекватного маленького человека. Дети быстро понимают, что с помощью силы легко добиться желаемого, и не видят альтернативы. При отсутствии разъяснений со стороны взрослых они начинают проявлять агрессию, чтобы заполучить то, что им хочется. Если родители игнорируют плохие поступки малыша, позволяют ему обижать других детей, животных и себя в том числе, оправдываясь: «Это же ребёнок!», то в итоге не могут справиться с нарастающей агрессией. Они взращивают чудовище из своего дитя и рано или поздно ужаснутся от последствий упущений в воспитании. Такая ситуация может коснуться не только неблагополучных семей, но и вечно занятых на работе родителей. Даже самые дорогие игрушки не заменят регулярного доброжелательного отношения и душевных разговоров с малышом.
    5. Неспособность контролировать свои эмоции. У всех детей разные темпераменты. Вспыльчивые и легкоранимые малыши не всегда могут самостоятельно успокоиться. Свой гнев они выплёскивают в виде тумаков и криков, что пугает окружающих. Если ничего не предпринимать, то ситуация только усугубится. Необходимо научить ребёнка контролировать свои эмоции и договариваться с окружающими, ведя конструктивный диалог. Если эмоции продолжают зашкаливать, несмотря на ваши старания, лучше перенаправить негативную энергию в другое русло. Активные игры, спорт, долгие прогулки на природе снизят напряжение дитя.

    Неважно, что именно послужило причиной детской агрессии. В любом случае нужно незамедлительно принимать меры по устранению проблемы. Агрессивное поведение может проявиться в любом возрасте. Рассмотрим основные периоды, когда в ребёнке просыпается недетская злоба.

    Возрастные категории агрессии

    В каждом возрасте ребёнок может по-разному проявлять свой гнев. Важно вовремя заметить признаки агрессии, чтобы начать бороться с такой негативной чертой вашего чада. И чем раньше это делать, тем продуктивнее будут воспитательные работы и быстрее принесут положительные плоды. Итак, как проявляется детская агрессия по возрастам:

    1. До 2-х лет. Малыши в этом возрасте идут простым путём: не обращает внимания мама – надо её укусить или ударить. Не дают делать, что хочется, в песочнице забрали совок – толкну обидчика с разбегу и покажу, кто тут главный. Приступы агрессии у ребёнка сложно остановить, пока дитя не успокоится самостоятельно. В этом возрасте решать проблему трудно ещё и потому, что малыши не понимают, как важно вести себя спокойно и вежливо.
    2. 2–3 года. Наступает кризис – становление личности ребёнка. Прошлогодние приёмы продолжают использоваться, а интересы могут отстаиваться ещё настойчивее. Некупленная игрушка в магазине теперь служит началом грандиозной истерики и драки, а приготовленный суп выливается на пол в отместку за спрятанное печенье. Малыш может стать настоящим эгоистом, если не заняться вплотную работой над его поведением.
    3. 5 лет. В этом возрасте девочки и мальчики начинают проявлять агрессию разными способами. Агрессивные дети дошкольного возраста ведут себя довольно жестоко. Будущие сплетницы уже дают другим обидные прозвища и озвучивают едкие реплики. Мальчики же становятся драчунами и задирами. Грубое обращение со сверстниками приносит одни проблемы. Окружающие дети боятся и не хотят общаться с агрессивным приятелем, а он в свою очередь закрепляет неправильную модель поведения.
    4. 7 лет. В этом возрасте многие уже умеют контролировать эмоции. Причиной агрессии у детей становится накопленный негатив. Если они привыкли быть агрессивными, то могут срываться не сразу и аккумулировать злобу, выплёскивая её в грандиозных скандалах и драках, или изощрённо мстить. Лучше не дожидаться этого, но в любом случае линию поведения семилетнего ребёнка всё-таки можно вернуть в правильное русло, даже если раньше произошло упущение в воспитании.

    Несмотря на возраст малыша, методы коррекции его поведения примерно одинаковые. Рассмотрим основные рекомендации психологов на этот счёт.

    Советы психолога

    Не отчаивайтесь, если ваше дитя ведёт себя неподобающе. Всё можно исправить, если действовать в верном направлении. Психологи советуют избавляться от детской агрессивности следующим образом:

    1. Контролируйте своё поведение. Старайтесь подавать хороший пример своему ребёнку, и это будет лучшей профилактикой его агрессивного поведения. Дети как губки впитывают манеру общения родителей и копируют их фразы, движения и жесты. Если вы постоянно ругаетесь с мужем или женой на глазах у своего чада, грубо ведёте себя в магазине или в автобусе, не удивляйтесь, что ребёнок начнёт вскоре хамить вам и окружающим. Ваш положительный пример общения в семье и в обществе – залог хороших манер сына или дочери в будущем.
    2. Обследуйте ребёнка на наличие заболеваний. Для начала спросите у малыша: «Ты плохо себя чувствуешь? У тебя что-то болит?». Возможно, что вы быстро найдёте ответ на вопрос, откуда у ребёнка столько злости. Если малыша раздражает боль или недомогание, то нужно обследовать его и лечить. Неприятные ощущения исчезнут вместе с агрессией. А лучшей профилактикой агрессивного поведения детей и подростков являются своевременные ежегодные медицинские осмотры и доверительные отношения со своими отпрысками.
    3. Обратитесь к психологу. Когда у ребёнка ничего не болит и он продолжает вести себя агрессивно, сходите на психологическую консультацию для родителей, столкнувшихся с подобной проблемой. Психологи советуют работать с агрессией у ребёнка до 7 лет, потому что чем старше малыш, тем сложнее перестроить его поведение. Специалист поймёт, есть ли у вашего сына или дочери психологические проблемы, даст вам инструкцию по улучшению ситуации, а в крайних случаях направит к неврологу или психиатру.

    В любом случае, как бы долго ни длилась ваша борьба с агрессией у сына или дочери, не забывайте любить своё чадо и постоянно говорить об этом. Недостаток родительской заботы и ласки будет тормозить положительный результат работы над поведением малыша.

    Выводы

    Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно в детском саду? Во-первых, выяснить причину, которая толкает его на подобное поведение. Если он чем-то болеет, нужно в первую очередь вылечить его и избавить от неприятных ощущений. Если в вашей семье разлад, постарайтесь не ругаться при ребёнке и давать ему достаточное количество любви и нежности. Перестаньте вести себя агрессивно сами, чтобы подать достойный пример малышу.

    Во-вторых, помните, что коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста более продуктивна, чем работа с подростками. Решайте проблему вовремя!

    В-третьих, не гнушайтесь работы с психологом. Специалист поможет вам выстроить доверительные и добрые отношения с ребёнком и нивелировать его агрессию.

    Работа с агрессивным малышом может быть долгой и трудной, но при усердии и желании вы обязательно добьётесь положительных результатов. Не отчаивайтесь и планомерно двигайтесь к своей цели!

    Как помочь ребёнку преодолеть агрессию
    консультация на тему

    Безусловно, поведение агрессивного ребенка вызывает у окружающих исключительно негативные эмоции, но именно они закрепляют агрессивные поступки и действия детей. Поэтому первое, что следует делать взрослому, найти для ребенка социально приемлемые способы выражения отрицательных эмоциональных состояний, дать детям возможность выплеснуть гнев, не задевая при этом окружающих и не разрушая все кругом. Существуют игры и упражнения, позволяющие существенно снизить уровень агрессивности ребенка.

    Что нужно агрессивному ребенку

    Агрессивному ребенку остро не хватает участия, внимания и теплоты в общении со взрослыми. Дети, которые чувствуют себя психологически комфортно, не будут вести себя агрессивно. Значит, агрессивность — это сигнал о том, что ребенку эмоционально тяжело. Очень часто агрессивные дети тревожны, имеют низкую самооценку, глубоко ощущают свою отверженность, ненужность. Поэтому агрессивность ребенка надо рассматривать как «крик души», когда малыш сам не может справиться со своими эмоциями, он ведет себя «вызывающе», демонстрируя различные формы протестного поведения.

    От взрослого с самого начала требуется спокойное и доброжелательное принятие ребенка, без осуждения и оценки. Постарайтесь найти сильные и положительные стороны в поведении «агрессора», акцентируйте на них внимание. Ваша задача — поддержать ребенка, вселить в него веру в себя.

    Родителям надо набраться терпения и учить ребенка приемлемым способом выражать свой гнев, чтоб не обижать и не ранить других людей, распознавать как свои эмоциональные переживания, так и эмоции другого человека, уметь сопереживать и сочувствовать другому.

    Агрессивному ребенку необходимо:

    • постоянное доброжелательное внимание;

    • важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности);

    • необходимо предлагать малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», провести бой с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и т. д.);

    • почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспоминая, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали;

    • чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях («Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе»);

    • старайтесь управлять собственными негативными эмоциями: если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери;

    • заранее настраивайте ребенка на предстоящую неприятную или любую новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости;

    • поскольку агрессивные дети нередко испытывают мышечное напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями;

    • купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками: рисуя, ребенок выплескивает свои эмоции и снимает напряжение (помните, что эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша);

    • для снятия напряжения и раздражительности необходимо иметь в доме музыкальные игрушки, пластилин, надувные (или пластмассовые) молотки, свисток, боксерскую грушу, мяч. Когда вы замечаете, что ребенок сильно возбужден, начинает себя вести неадекватно, кричит и пр., помогите ему: дайте малышу, например, барабан или бубен, пусть стучит и бренчит в свое удовольствие. Не пугайтесь, дети быстро устают от такого занятия, поэтому головная боль вам не грозит. Если есть возможность выйти на улицу, поиграйте вместе в футбол.

    Игры и упражнения для профилактики и снижения агрессивности

    Карикатура. Самый лучший способ избавиться от гнева — «выплеснуть» его на бумагу. Когда ваш ребенок сильно разозлен на кого- то и готов поколотить обидчика, предложите ему нарисовать портрет того, на кого направлен гнев, в карикатурном виде (предварительно ребенка надо изолировать от обидчика). Объясните ребенку, что значит «карикатура». В заключение пусть ребенок даст какое-либо название своему рисунку. Спросите у него, что он хотел бы сделать с портретом неприятеля. Даже если вы не поддерживаете намерений ребенка, покажите, что вы понимаете его гневные чувства: «Я вижу, что ты очень сердит на Петю, тебе хочется отомстить ему». Пусть лучше агрессия ребенка будет перенесена на лист бумаги, чем на реального человека. Похвалите ребенка за то, что удалось избежать драки, взаимных оскорблений.

    Обзывалки . В этой игре дети могут выплеснуть свой гнев, не обижая друг друга. Дети встают в круг и, передавая быстро мяч друг другу, называют сверстника необидными «словами-обзывалками». Например, можно использовать название фруктов, овощей («Тыква ты зеленая!»). Детей следует обязательно предупредить, что обижаться не нужно, так как это только игра. В конце игры попросите детей сказать добрые слова в адрес друг друга («Ты очень красивая, добрая!»).

    Эта игра хорошо подходит для обидчивых детей и детей, склонных к вербальной агрессии.

    Толкалки . Эта игра научит детей контролировать свои движения. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад — и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: ,,Стоп“». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

    «Жужа» . Эта игра научит агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность взглянуть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех — он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

    Бумажные мячики . В эту игру можно играть всей семьей. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Скажите следующее: «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть одна команда выстроится в линию напротив другой так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 4 метра. По моей команде начинайте бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: „Приготовились! Внимание! Начали!” Игроки каждой команды должны стремиться как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду „Стоп!“, перестаньте бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

    Стихи в помощь агрессивным детям

    В некоторых стихотворениях приводятся замечательные способы избавления от гнева. Лучше всего читать их ребенку (или учить с ним эти стихи), когда он находится в спокойном состоянии.

    Когда закусишь удила

    Он неразумный мальчик!

    Он чересчур запальчив!

    Так обо мне твердит молва:

    Я вспыльчивый! Я пылкий!

    Хочу молчать — летят слова,

    Как пробка из бутылки.

    Я сам хотел бы, может быть,

    Спокойным быть, разумным быть,

    Начнет ругать меня родня,

    А я молчу, хоть жарь меня,

    Хоть жарь на сковородке.

    Совет недавно мне дала

    Одна девчонка в школе:

    — Когда закусишь удила,

    Вспылишь помимо воли,

    Чтоб поскорей в себя прийти,

    Считай в уме до тридцати.

    Я рассердился на щенка,

    Хотел я дать ему пинка,

    Но стал считать до тридцати,

    И этот тип успел уйти.

    Попал я в дедушку мячом

    И закричал: — А я при чем? —

    Но, досчитав до тридцати,

    Сказал: — Ну, дедушка, прости.

    Разумным хочешь ты расти?

    Считай в уме до тридцати!

    Мы с моей соседкой Галкой

    Вот придет обидный срок,

    А у нас готово впрок:

    Я скажу ей — ты ворона,

    А она мне — ты глухарь.

    Я скажу ей — макарона,

    А она мне — ты сухарь.

    Чем мы занялись?

    Для чего нам обижалки?

    Мы стоим соображаем:

    Мы совсем друг друга с Галкой

    Никогда не обижаем!

    Ответы на наиболее распространенные вопросы

    Родители часто задают вопросы по поводу агрессивного поведения детей. Мы отобрали самые типичные из них. Ответы не следует воспринимать как единственно возможное руководство к действию, поскольку причины детской агрессивности очень индивидуальны. Если вас на протяжении длительного времени беспокоят какие-либо агрессивные проявления ребенка, обязательно посоветуйтесь со специалистом.

    Моя дочь обижается на все, мы уже боимся сказать или сделать что-то не так.

    Поздравляю, вы уже «на крючке», и дочка отлично научилась манипулировать вами. Обида — не врожденная эмоция человека.

    Обижаться мы учимся примерно с 2 до 5 лет. Если желаемое и действительное резко расходятся, то самое время начать мысленно всех обвинять, а себя любимого жалеть. Эта привычка так быстро и прочно становится неотъемлемой частью детского (и взрослого тоже) поведения, что ребенок уже не может обойтись без нее. Ребенок понимает, что с помощью обиды можно вызвать у окружающих чувство вины за происходящее, а потом, соответственно, получить все что пожелаешь. Такой ребенок ежеминутно находится в ситуации ожидания, что его обидят: не так посмотрели, не так сказали, не то купили и пр. И чувство обиды вспыхивает мгновенно. Ребенок надувает губы, замыкается в себе, может тихонько поплакать. Первое и основное, что следует сделать, — не жалеть и не закреплять дурные привычки, лучше просто не обращать никакого внимания. Когда ребенок немного успокоится, попросите его проговорить свои переживания. Вместе придумайте и сделайте что-то хорошее для обидчика, так как надо учить прощать и забывать плохое. Можно поиграть в «Обзывалки».

    Мой ребенок любит играть в агрессивные игры, должна ли я пресекать это?

    Смотря что подразумевается под агрессивной игрой. Если это «Войнушка», «Стрелялки» и пр., то такие игры необходимы детям для разрядки, снятия физического и эмоционального напряжения. Если же это игры, в которых причиняется боль кому-то, что-либо разрушается, то поощрять подобные игры нельзя, так как они формируют агрессивное поведение. В любом случае прежде всего надо разобраться в причинах появления этих игр. Возможно, это следование моде, элемент подражания кому-то.

    Наш ребенок после посещения детского сада начал ругаться матом. Что делать?

    Чаще всего дети-дошкольники используют нецензурные слова и выражения, не осознавая их значения. По принципу «услышал — повторил». Вероятно, в детском саду есть кто-то, кто их часто произносит. Если ребенок неосознанно впервые употребил бранное слово, вам не следует концентрировать на этом внимание. Но если это повторится, обязательно объясните, что эти слова плохие, и хорошо воспитанные люди их не произносят, что неприличные слова не украшают человека и не делают его взрослее. Если вы не будете ребенка стыдить и ругать (особенно публично), нецензурные выражения из его речи исчезнут так же быстро, как и появились. Можно нарисовать эти слова, вылетающими изо рта человека в виде страшных червей или пауков.

    Сын моей хорошей знакомой в 1,5 года кусается и может ударить по лицу. Как надо на это реагировать?

    Однозначно отрицательно, но при этом спокойно, без крика. Скажите ребенку: «Так нельзя делать, мне очень больно, неприятно». Можно попросить пожалеть себя. Хотя сопереживать в этом возрасте дети еще не умеют, но учить этому нужно. Дети от 1 года до 3 лет еще не осознают своего поведения. Их действия, как правило, связаны с исследованием ответных эмоциональных реакций взрослых. Если взрослый, которого малыш ударил по лицу или ущипнул, в ответ улыбается или игнорирует это, то ребенок может подумать, что поступает хорошо. Маленький ребенок еще не умеет выражать свои эмоции, он учится это делать, подражая взрослому. Если все в доме друг на друга кричат, ссорятся и дерутся, он будет делать так же.

    Мой сын мучает животных. Например, умышленно наступает коту на хвост, может посадить его в тесную коробку и слушать спокойно жалобное мяуканье. Это нормально?

    К сожалению, дети часто причиняют животным боль. Животные кажутся им симпатичными, забавными мягкими игрушками. Они могут бросать животных, как мячик, сильно прижимать к себе, несмотря на явный протест со стороны животного и пр. Не стоит обольщаться, что таким образом малыш познает окружающий мир. Скорее, таким образом он учится жестокости, а потому задача взрослого — объяснить ребенку, почему так не следует поступать. Лучше всего вместе почитать о вашем питомце: чем питается, чем болеет, как за ним ухаживать, что можно делать, что нельзя и т. д.

    Необходимо приучать ребенка ухаживать за животным, показывая положительный пример. Лучше всего дети понимают, что испытывает животное, когда им предлагают представить на месте животного себя. Например: «Что чувствует кот, которому наступили на хвост? То же, что и ты, когда тебе наступят на ногу или на руку». Если у ребенка все равно остается навязчивое желание причинить боль животному, немедленно следует обратиться к психологу, а затем, возможно, и к психиатру.

    Как следует реагировать, когда дети дерутся?

    Лучше не реагировать вообще. В большинстве случаев дети могут разобраться сами, без вмешательства взрослых, потому что когда взрослые начинают разбираться с драчунами, то драка приобретает для них особую значимость и отношения между дерущимися резко обостряются. Один ребенок стремится выглядеть правым в глазах взрослого, другой хочет, чтобы его пожалели. Лучше обсудить поведение детей тогда, когда они успокоятся. То, на что взрослые реагируют с повышенной эмоциональностью, закрепляется в поведении детей надолго — такой вот психологический закон. Вмешиваться нужно лишь тогда, когда есть угроза для здоровья ребенка. Хороший способ профилактики драк — наличие дома спортивного уголка, где дети могут выплеснуть свою энергию.

    Мой сын любит все разбирать и разламывать, отрывает руки и ноги куклам. Это нормально?

    Если это активный любознательный ребенок, то — да. Если, кроме перечисленных, никаких созидательных действий не наблюдается, то — нет. Обычно мальчики чаще девочек интересуются, что и как устроено. А как это узнаешь, пока не сломаешь?! Было бы неплохо совместно с ребенком заняться изучением какого-либо предмета, сопровождая это рассказом о нем. Затем целесообразно разобранный на части предмет снова вместе собрать. Если посмотреть, как кукла устроена внутри, как, например, двигаются у нее руки, то при этом важно, чтобы руки куклы оказались после исследования на прежнем месте. Оставлять без внимания разрушения, производимые ребенком, нельзя.

    Воспитатель жалуется на моего ребенка, что он часто исподтишка щипает детей на занятиях, во время еды. Мне это неприятно слышать, тем более, что дома я такого не наблюдала.

    Скорее всего, дома у ребенка очень много запретов, ограничений, порицаний (т. е. его чаще ругают, чем хвалят). Ребенок, которого дома держат в ежовых рукавицах, обычно может выплеснуть свои отрицательные переживания только вне дома, например в детском саду. В данном случае надо пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком, возможно, вы слишком строги, неэмоциональны, холодны с ним, пресекаете все его попытки побегать и попрыгать, редко проводите время вместе. Так ведут себя дети, которым не хватает внимания.

    Каким бы агрессивным ни был ребенок, надо постараться почувствовать его, понять, какая внутренняя проблема «зашифрована» в грубости, в раздражительности, в сломанных любимых игрушках.

    Отвечая агрессией на агрессию, мы тем самым не только заходим в тупик, мы закрепляем в детях этот тип поведения. Не понимаю родителей, которые учат своего ребенка в любой конфликтной ситуации «дать сдачи», ударить или побить обидчика. Особенно дико звучат эти рекомендации из уст мам девочек. Для мальчика в некоторых ситуациях, действительно, умение постоять за себя и за своих близких необходимо, но учить разрешать силой все конфликтные ситуации, думаю, не стоит.

    Агрессия в детском возрасте: спасаем злого ребёнка и спасаемся сами

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
    Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Ваш персональный менеджер: Екатерина
    Ответственная и отзывчивая!

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Статья

    Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу.

    Бесплатные занятия с логопедом
    Бесплатный курс ИКТ для детей

    Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу. Высокий уровень агрессии у детей может стать настоящей проблемой для окружающих. Как минимум он повышает тревожность всех участников конфликта. Как максимум – может привести к несчастному случаю. Поэтому важно таких детей вовремя выявлять, а затем учить их контролировать свои эмоции. Как помочь малышу справиться с гневом, и что на самом деле стоит за агрессией?

    ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

    Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

    На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

    • не может контролировать себя;
    • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
    • завидует и мстит;
    • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
    • отказывается следовать правилам;
    • винит в своих ошибках других;
    • злится и отказывается делать что-либо;
    • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

    При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода. В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит.

    ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

    Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

    • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
    • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

    Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

    ЧТО СТОИТ ЗА АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ?

    В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

    Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

    • Желание стать лидером, завоевать симпатии.
    • Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
    • Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
    • Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

    Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

    ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

    Однажды мама на приеме у психолога пожаловалась: «Сын с детства был таким – кусался, толкал меня, бил». На что тот ответил: «Ребенок, который растет в атмосфере любви и понимания, среди дружелюбных и любящих людей, не имеет предпосылок к агрессивности». В действительности это так. Чем меньше причин к недовольству, чем ярче пример, как положительно реагировать на неприятные обстоятельства, тем меньше повода к агрессии.

    С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

    Почему ребенок может проявлять агрессию в разных возрастах?

    • До года. Недовольство у младенца могут вызвать ограничение движения, а также гигиенические процедуры: промывание носа, подстригание ногтей. Некоторым детям не нравится одеваться на улицу. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. А вот страсть к кусанию обычно вызвана желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие повторяется.
    • 1-2 года. В этом возрасте ребенка начинают интересовать другие люди, он активно исследует мир и пробует устанавливать контакты. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мать сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует и награждает игрушкой или сладостью.
    • 2-3 года. Малыш не чувствует боли, причиняемой другому, не способен поставить себя на чужое место. Кроме того, он эгоцентричен. Жестокость и агрессия могут проявляться при желании обладать какой-то игрушкой, когда возникает конфликт интересов с другими детьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
    • 3-4 года. Ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
    • 4-5 лет и старше. К этому возрасту устанавливаются основные поведенческие реакции. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает вникать в социальные связи, учится строить разные отношения с разными людьми. Важную роль играет понимание добра, воспитание сопереживания, милосердия. Агрессия может проявляться более изощренно, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.

    КАК РЕАГИРОВАТЬ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

    Правильная реакция взрослых на агрессию решает половину проблемы. Нельзя отвечать ребенку тем же, то есть ругать и наказывать за агрессивное поведение. Нужно донести и подкрепить собственным примером, что любой конфликт можно решить мирным путем.

    • В момент вспышки ярости правильно будет крепко обнять ребенка сзади, чтобы он не мог ударить, и прошептать на ушко, что его эмоции понятны и нормальны. Когда малыш успокоится, нужно вместе найти мирный способ решения проблемы.
    • Если между детьми назревает ссора или заметно, что ребенок злится, нужно переключить его внимание. Важно учитывать, что тело к этому времени напряжено и готово к активным действиям. Поэтому лучше быстро затеять подвижную игру: бег наперегонки, прятки и т. д.
    • Объяснять ребенку, что он был не прав, нужно через «Я-сообщения». Неправильно говорить, что он плохой, драчливый, с ним не будут дружить. Лучше сказать: «Я расстроена, что произошла драка». «Я хочу, чтобы ты показал другим, какой ты добрый и воспитанный». «Мне приятно смотреть, когда ты весело и мирно играешь, а когда дерешься, мне грустно».

    СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

    Лучше всего, если с агрессивным ребенком будет работать квалифицированный психолог. Знаний родителей зачастую недостаточно для эффективной коррекции поведения. Работа с агрессией проводится в нескольких направлениях:

    • обучение приемлемым способам выражения злости, недовольства, гнева;
    • обучение самоконтролю, умению распознать негативные эмоции по ощущениям в теле и вовремя успокоиться;
    • формирование способности сопереживать, доверять, сочувствовать, проявлять милосердие.

    Если дома накаленная обстановка или ребенок переживает развод родителей, рекомендуется психологическая консультация всем членам семьи. Чтобы справиться с агрессией, важно поместить ребенка в спокойную, доброжелательную, любящую среду. При неврологических заболеваниях требуется лечение.

    Также родителям стоит оказывать посильную поддержку ребенку. Важно помнить, что он проявляет агрессию только потому, что не умеет иначе. О том, какие способы помогут справиться с эмоциями, читайте ниже.

    ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?

    Когда ребенок злится, нужно попросить его описать, что он чувствует, где располагается чувство гнева в его теле. Обычно дети очень детально расписывают, как горят щечки, начинает покалывать в ладошках, колотится сердечко, в горле кричать хочется. Важно чтобы малыш научился прислушиваться к своим ощущениям. Нужно попросить его словесно сообщать о своем состоянии. Например: «Я очень злюсь», «Тебе лучше меня не трогать, я могу сорваться».

    ОБЗЫВАЛКИ

    Гнев нужно выражать приемлемым способом. Например, вместо обидных оскорблений лучше использовать шуточные обзывалки. Участники конфликта должны договориться, какие слова они будут говорить друг другу. Например: «Ты картошка». «А ты укроп». В конце, когда на смену злости придет смех, нужно закончить перепалку приятным словом: «А ты солнышко (котенок, сахарок)».

    Агрессию у детей постарше можно унимать обзывалками в стихотворной форме. Например:

    «Ленка — пенка — колбаса,
    На веревочке оса.
    Ленка — пенка — колбаса,
    Тухлая капуста.
    Съела кошку без хвоста,
    И сказала: «Вкусно».

    РАССЛАБЛЯЛКИ

    По мере того, как ребенок будет учиться распознавать свой гнев, нужно учить его самоконтролю. Одним из способов является расслабление. Нужно попросить малыша изобразить злость, а затем попробовать прилечь и расслабиться. Необходимо закрыть глаза и представить, как он качается на волнах на надувном матрасе. Можно сделать легкий массаж с потешками. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что гнев – это временная эмоция, которую он способен контролировать.

    ЗЛАЯ КУКЛА

    Малышу можно подарить игрушку, которая обладает не слишком покладистым характером. Нужно придумать и рассказать ее историю, попросить сына или дочку ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй куклой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

    МЕШОЧЕК ДЛЯ КРИКА

    Еще один действенный способ избавиться от гнева и предотвратить агрессию – покричать в мешочек. Ребенку нужно разрешить выкрикивать любые, даже самые плохие слова. Лучше он сделает это сейчас, чем потом, на улице. После того, как малыш почувствует облегчение, мешочек вытряхивают за окошко.

    АРТ-ТЕРАПИЯ

    Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.

    ДЕЙСТВИЕ

    Если ребенок сильно разозлен и расслабление невозможно, нужно показать, как правильно выплеснуть негатив. Например, устроить бой подушками, покидать мяч в баскетбольное кольцо, побить грушу, поиграть в боулинг. Также полезно будет отвести агрессивного ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где он будет расходовать свою энергию (плавание, боевые искусства, акробатика).

    Итак, на формирование агрессии у детей существенно влияют внутрисемейные отношения и способы воспитания. Слишком строгие правила, равно как и вседозволенность, могут подтолкнуть ребенка к агрессивному общению. Важно не окружать ребенка запретами, а объяснять и показывать на примере, как приемлемо себя вести, а как нет. Психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не более 5 раз в день – только в случаях, когда малыш собирается сделать что-то действительно опасное. В остальном нужно переключать его внимание. Например, если он пытается разбить кружку, нужно дать пластиковый стаканчик со словами «попробуй бросить это». Или при попытке порвать книгу дать старую газету, которую рвать можно.

    Конечно, чтобы обуздать агрессию ребенка, взрослому самому нужно умерить эмоции. Для этого при очередной вспышке гнева стоит задаться вопросом: «А что в этот момент происходит в детской голове?».

    Доктор Комаровский рассказал, откуда берётся агрессия у детей — и что делать дальше

    На сайте знаменитого украинского педиатра Евгения Комаровского опубликованы важные советы о том, как родителям относиться к подростковой агрессии.

    Как бы мы ни были внимательны к чувствам и потребностям ребёнка, дети обязательно будут бунтовать, злиться и обижаться. Одна из наших задач — помочь ребёнку прожить свои «сложные чувства». Рядом с нашей силой, внимательностью и устойчивостью попрактиковаться в том, как выдерживать отказ, как проявлять в здоровой форме сопротивление, как назвать по имени то, что чувствуешь.

    С каждым днём и годом ребёнок при нашей помощи учится выдерживать всё больше напряжения, постепенно вызревая в своих реакциях.

    У маленького ребёнка не так много возможностей проявить свою силу. Чаще она проявляется именно в сопротивлении. Если он потеряет возможность сопротивляться нам в 3–4–5–7 лет, то потом, в подростковом возрасте, он не сможет сказать НЕТ тогда, когда это важно.

    И это родительский дзен — удерживать границы, то есть правила семьи, но позволять свободно развиваться внутри этих правил. Осознавать свои чувства — и учить называть по имени чувства ребёнка. Мы буквально до определённого возраста являемся для ребёнка «внешним мозгом».

    «Почему он выбирает такие агрессивные игрушки, почему смотрит такие страшные злые мультики, почему выбирает себе в друзья таких странных ребят?» — спрашивают родители о мальчиках и девочках.

    Дело в том, что мы очень мудро устроены: если я напрямую не могу «прожить» эмоцию, состояние, то я буду компенсировать это кем-то, чем-то, «об кого» смогу это сделать. И если не стану буллером, то, возможно, примкну к наблюдателям, к стае пассивно-агрессивных.

    «Идеальные мамы и папы» — при всей огромной любви к ребёнку — не дают ему возможности попрактиковаться в «реальности жизни». Они не читают сложных сказок, из текста убирают злых и страшных персонажей, боятся, когда в игре ребёнок проявляет злость.

    Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.

    23 практических совета об агрессии детей разного возраста:

    1. Ребёнок отличается от взрослого в том числе и тем, что у взрослого механизм торможения и контроля уже присутствует и отлажен. Слова «возьми себя в руки» к малышам абсолютно неприменимы, им пока «нечем» взять себя в руки, они только учатся. Важно об этом помнить.

    2. Любую работу с родителями я начинаю с темы ресурса (если взрослый не позаботился о себе, если он устал, истощён, то у него совершенно естественно просто не хватит сил на адекватную взрослую реакцию). Допустимо сказать ребёнку: мол, я так устал, что мне сейчас нужно побыть самому, чтобы потом с тобой говорить и реагировать. Ребёнку мы не нужны 24 часа в сутки.

    3. Дети очень крепки, если мы большую часть времени рядом с ними «вменяшки», то эпизоды нашей «невменяшковости» они переживут без ущерба. Но тут всё же важный вопрос — каковы мы большую часть времени.

    4. Проявленный острый процесс безопаснее, чем скрытый. Непроявленное сопротивление уходит «в тень» и может превратиться в телесные симптомы, в форму автоагрессии. «Агрессия на себя» может проявиться в снижении успеваемости, в ощущении себя жертвой, в том, что ребёнок может начать терять вещи, «притягивать» к себе «наказание».

    Может ли ребёнок сказать вам «нет»? Допустима ли в семье конфронтация мнений? Дают ли ребёнку в чём-нибудь право выбора? Есть ли у него ощущение, что он может на что-то повлиять?

    5. Ребёнок может «зеркалить» агрессивное поведение авторитетных взрослых, может злиться «за кого-то». Часто ребёнок «проявляет» своим поведением замаскированный конфликт в семье. Важно честно проанализировать своё взрослое поведение и свои реакции.

    6. Агрессия часто вырастает из ощущения небезопасности, бывает компенсацией боли, обиды.Причём ребёнка могут обидеть в школе, а агрессию он может канализировать на бабушку или младшего брата. Важно внимательно исследовать ситуацию.

    7. Агрессия бывает пассивной и активной (пассивная, например, — это показать язык за спиной человека, примкнуть свидетелем к «проявленным» агрессорам). Активная агрессия может быть вербальной или тактильной (вербальная — обзывалки, дразнилки, крик), тактильная — битье, телесное задевание.

    8. На каждый вид агрессии существует свой способ реагирования: при вербальной мы можем говорить с ребёнком, при тактильной — останавливаем руку, ставим блок, учим уклоняться от удара.

    9. Важно помнить, что малыши довербального периода (которые не умеют говорить связным языком) вместо словесного контакта используют тело. Знакомятся, посыпая друг друга песком, бросают игрушку, «дотрагиваясь», как бы растягивая свою руку, до человека, который их интересует, бьют лопаткой по голове, проявляя симпатию и расположение. Это не признак того, что растёт маньяк и агрессор. Наша задача — потихоньку, в ролевых играх учить знакомству, осваивать коммуникативные навыки.

    10. Если малыш бьёт маму, папу, бабушку и при этом улыбается, то, скорее всего, это не агрессивное действие. Это для ребёнка игра. Важно не давать излишней эмоции в свою реакцию.

    11. Иногда дети, ожидая от нас включённости и именно телесного внимания, «оживляют» нас, «возвращают в тело» своими прикосновениями или ударами. Буквально они своими ладошками кричат «эй, вернись». И таким детям в этот момент важны не столько интеллектуальные, сколько телесные игры.

    12. В работе с агрессией важно понять, нет ли органической причины, хронических заболеваний, температуры, гельминтоза (интоксикация может провоцировать вспышки агрессии). Часто агрессия вырастает из усталости и напряжения.

    13. Если ребёнок пережил опыт насилия, если было агрессивное медицинское вмешательство в тело ребёнка, если с точки зрения ребёнка он «пострадал», но не получил компенсации, то компенсация может быть агрессивной.

    14. У детей старшего дошкольного и школьного возраста агрессия может прикрывать страх.

    15. У малышей, детей во время кризиса 3 лет, у подростков — контроля над эмоциями не ожидайте. Их поведение — не специальная игра в «Достань родителя». Поверьте, они не специально.

    16. В работе с агрессией с трёхлетками и подростками важно помнить, что одна из их неосознанных «задач» — обесценить маму. И тут очень важна наша собственная уверенность в себе, наша стабильная позиция: я — чудесный Родитель для своего взрослеющего ребёнка. Он говорит гадости, говорит даже, что ненавидит нас, но нашей любви от этого не меньше, и мы верим в то, что его любовь тоже не уменьшается. Эти слова и крики — пиковое состояние, которого они сами же через минуту испугаются.

    17. Важно помнить, что в ответ на сложное поведение взрослого или ребёнка у нас может быть выброс гормона кортизола — гормона стресса. Он выключает нашу рациональность, он нас заставляет быстро действовать. Под действием кортизола мы действуем так же импульсивно, как и ребёнок. Важно сделать вдох-выдох, дать себе возможность чуть «остыть».

    18. Важно эмоцию суметь осознать и назвать по имени. Если вы спросите у ребёнка (важно задавать вопрос, а не утверждать): «Ты расстроен? Ты злишься?», то в первый момент реакция может усилиться.

    19. Важно, чтобы у ребёнка была возможность просто выплеснуть напряжение — батут, боксёрская груша, подушечные бои, караоке, кричалки, иногда — компьютерные игры, рисование (даже чёрным цветом).

    20. Агрессия — это часто реакция на то, что важная потребность не реализована, или реакция на то, что границы нарушены. Нам важно самим научиться осознавать свои потребности и корректно о них заявлять. И постепенно учить этому ребёнка. Злость — это сила, которая дана нам для защиты.

    21. Мы своим поведением показываем ребёнку, как реагировать на конфликт. Если в ответ на их агрессию мы их бьём — мы только закрепляем это поведение.

    22. Часто за сложным, «непродуктивным» поведением ребёнка скрывается что-то для нас неизвестное и неочевидное.

    23. Самая главная «практика» в работе с родителями — мысленно представить себя огромным, как океан и как высочайшая гора. С внутренним намерением: Я огромный. Я взрослый. Я справлюсь.

    Помните: от вашей реакции на агрессию зависит то, каким вырастет ваш ребёнок!

    Новое видео:

    Новое видео:

    Детская агрессия: откуда она берётся и что с ней делать

    Заметили, что иногда ваш ребёнок злится, кричит на других и даже ударил мальчика в песочнице? Злость — это нормальное чувство. Наш блогер, психолог Анита Вайаканти, рассказывает о причинах детской агрессии и способах борьбы с агрессивным поведением.

    Нередко обеспокоенные поведением ребёнка родители обращаются к специалистам: «Мой ребёнок кусается»; «Бьёт других детей/меня»; «Ломает игрушки»; «Говорит нелицеприятные слова» и так далее. Предлагаю разобраться, что может быть причиной такого рода поведения и как поступать родителям.

    Вся ли агрессия несёт негативный характер? Думаю, что нет, не вся. Существует агрессия в конкуренции (здоровая агрессия, которая мотивирует), агрессия в мире животных, которая помогает им выживать. Агрессия как действие, которое направлено на причинение вреда другому, — негативная. С ней как раз мы и будем сегодня разбираться.

    Для начала важно запомнить, что злиться — это нормально. Все мы живые люди и испытываем каждый день огромный спектр эмоций, среди которых могут быть и радость, и испуг, и воодушевление, и злость. Важно не то, что эта эмоция появилась внутри нас, а как мы её проживаем и выражаем. Когда мы радуемся, мы улыбаемся, смеёмся, обнимаем близкого, но не запрыгиваем на стол посреди рабочего дня и не кричим во всеуслышание. Точно так же мы выражаем и злость: стискиваем зубы, повышаем голос, может, даже бьём кулаком по столу, но не по лицу собеседника.

    Испытывать разные эмоции значит жить и быть настоящим. Дети живее нас в эмоциональном плане

    У них ещё нет навязанных барьеров или установок. Они проживают эмоцию очень сильно. Наша задача — научить их распознавать свои эмоции и правильно их выражать.

    Возможные причины детской агрессии:

    Агрессия из-за незрелости речи. Ребёнок уже в первые годы жизни начинает сталкиваться с какими-либо ограничениями, а объяснить своё недовольство не может, да и родители особо не спрашивают. У него остаётся единственный инструмент для донесения недовольства — ударить, укусить, разораться.

    Чтобы избежать подобного рода поведения, вы можете предугадывать мысли и желания ребёнка, а ещё лучше — озвучивайте ему их: «Ты хочешь залезть в шкаф? Но туда, к сожалению, нельзя, давай мы с тобой на ковре поиграем»; «Я понимаю, ты расстроилась и разозлилась, что я не дала тебе свою косметику. Я тебя понимаю, давай я поищу мелки и мы с тобой порисуем, как будто это тени». Замените «Что ты наделал! Непослушный мальчишка!» на «Ах, какой плохой поступок. Мне очень грустно!». Ругайте не ребёнка, а его поведение.

    Агрессия как средство самозащиты. Что такое личные границы, думаю, объяснять не стоит. Даже мы, взрослые, иногда используем агрессию как способ защиты своих интересов и личных границ. Чем чаще человек использует именно этот способ, тем меньше его внутреннее доверие к миру, то есть базовое доверие к миру. Оно формируется в первые годы жизни ребёнка и влияет на всю последующую жизнь, а точнее, отношение к ней.

    «Тогда я не буду с тобой играть!»: почему дети шантажируют друг друга

    На формирование отношения к миру влияет много причин. Самая главная — это чувства и эмоции мамы в период беременности и после родов, её реакция на ребёнка, удовлетворение или неудовлетворение его потребностей, атмосфера в семье. Получается, что благодаря взаимодействую с мамой ребёнок делает бессознательный вывод о мире в целом. Этот мир может быть дружелюбным, интересным, добрым и безопасным (когда мама ждала малыша, реагировала на его плач и другие сигналы, общалась с ним, находилась в положительном эмоциональном состоянии и так далее), а может быть злым, страшным, тревожным и небезопасным. Во втором случае ребёнок будет чаще проявлять свою агрессию, ведь внутри у него ощущение, что что-то плохое ждёт его от этого мира, людей и жизни. В этом случае важно понять причину и постараться компенсировать упущенные моменты: проводить вместе время, не реагировать агрессией на агрессию, стараться поддерживать благоприятный климат в семье, играть в игры, читать терапевтические сказки и рассказывать, какой мир добрый, интересный.

    Стиль воспитания. Чрезмерно строгий, авторитарный, запугивающий или, наоборот, вседозволяющий стиль воспитания может провоцировать детскую агрессию. Подумайте, как вы общаетесь с ребёнком, хотели бы вы, чтобы с вами общались так родители или ваши друзья. Не противоречите ли вы с супругой/супругом друг другу, воспитывая и поучая ребёнка. Не должно быть такого, что мама чрезмерно опекает, в то время как папа требует самостоятельности. Разные стили воспитания плохо сказываются как на поведении, так и на его психике в целом.

    Отношения взрослых между собой. Агрессия порождает агрессию, по-другому никак. Если мама с папой ругаются, кричат, проявляют неуважение друг к другу, у ребёнка теряется чувство безопасности и он живёт с ощущением приближающейся тревоги. Вы — самое ценное, что есть у ребёнка. Частые ссоры даже за «закрытой дверью» всё равно влияют на детей, ведь меняется атмосфера в доме, и именно поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребёнком как угроза для него самого. Что мы делаем, когда нам угрожает опасность? Нападаем, то есть проявляем агрессию.

    Дети просто не умеют выражать агрессию. Даже когда ребёнок научился говорить, он может не уметь выражать свои чувства. Этому нужно учиться, а учителями служат родители. Кто, если не родитель, расскажет, как можно поступать, а как нельзя? Кто, если не родитель, поможет пережить негативные чувства и разрядить их? В своей практике для выражения агрессии у детей я использую игровые методы.

    Агрессия из-за родительского игнора. Самое страшное для ребёнка — это потеря родительской любви и игнорирование. Часто дети ломают что-то, кричат, не слушаются не потому, что они такие злые и противные, а потому что им жизненно необходимо ваше внимание. Уж лучше мама с папой отругают меня, чем вовсе не будут замечать, — вот какая мысль провоцирует их. Ваша любовь и внимание — огромный ресурс и ценность для детей. Обращайте на них внимание, реагируйте на их просьбы, высказывания, старайтесь удовлетворять их потребности (потребность не равно желание).

    Несколько способов преодоления детской агрессии

    Безусловно любите ребёнка. Уверена, что вы и так это знаете. Ваш ребёнок — самый классный, самый лучший и любимый на всём белом свете. Всегда оценивайте его поведение, а не личность. Самый лучший и эффективный способ общения с ребёнком — общение с помощью «я-высказываний»: «Мне грустно, когда дети так поступают»; «Я устала, и шум, который издаёт игрушка, меня раздражает».

    Учите обращать внимание на эмоции. Умение чувствовать свои эмоции — это огромный шаг в сторону управления ими. Помогите ребёнку распознать эмоцию, которая сейчас зародилась внутри, назовите её, а лучше и её, и причину её возникновения: «Ты злишься, потому что…»; «Ты расстроен, потому что…»

    Поддержите ребёнка. Скажите, что вам жаль, что ребёнок не может чего-то получить и злится: «Конечно, тебе обидно…»; «Наверное, тебе сейчас кажется, что…» Говоря о чувствах ребёнка и поддерживая его, вы устанавливаете с ним добрые, спокойные детско-родительские отношения.

    Дети без эмоций: как распознать психопатию и можно ли с ней бороться

    Контролируйте свои негативные эмоции. Не ждите от ребёнка послушания и добра, если сами показываете ему противоположное. Вы — главный пример для ребёнка. То, как вы проживаете злость или реагируете на агрессию, сказывается на поведении ребёнка.

    Учите выражать эмоции, особенно негативные. Существует множество психологических игр, которые направлены на профилактику агрессивного поведения и его конструктивное выражение: «Листки гнева», «Нарисуй свой гнев», «Драка на подушках», «Кидать тяжёлые мячики в стенку», «Обзываться фруктами или овощами», «Мешочек криков», «Нарисуй обидчика и посмейся над ним», «Выбиваем пыль» и так далее.

    Общайтесь с ребёнком. Качественное общение, общение по душам, чтение книг — любое совместное времяпрепровождение положительно скажется на его состоянии.

    Помощь специалиста. Если вы чувствуете, что сложно, что не знаете, как реагировать, или применяете все рекомендации, а ребёнок всё равно по- прежнему ругается или дерётся, то обратитесь за консультацией к детскому психологу, который даст развёрнутые рекомендации для вас, поработает с ребёнком и объяснит, почему ребёнок так реагирует и поступает.

    Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Читайте также:
    Почему ваш ребёнок бьёт себя по голове?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: