Человеческие взаимоотношения: что это за феномен?

Человеческие отношения. Онтологические и гносеологические понятия

реально складывающиеся взаимосвязи субъектов социального взаимодействия. Эти взаимосвязи переживаются ими под знаками положительной и отрицательной оценки, которая трансформируется в многообразные человеческие отношения, субъективные по происхождению, но многократно обусловленные их общественной целесообразностью, закрепленной в макроструктурных институтах социального взаимодействия, где начинают доминировать общинные интересы. В свою очередь эти интересы находят свое отражение в образе жизни групп и идеологии больших общностей людей, в организационных и управленческих конструктах социального взаимодействия. В результате возникает некая положительная или отрицательная атмосфера человеческих отношений, которая, с одной стороны, становится довлеющим фактором жизнедеятельности каждого человека в отдельности. Но с другой стороны, в личных отношениях человек может следовать своим нормам человеческих отношений, задавая другой вектор их формирования. В результате человеческие отношения становятся полем битвы противоречивых тенденций личных и общественных интересов. Эта борьба идет за благоприятный социально-психологический климат общественного сосуществования людей, что является объединяющей целью. Однако пути ее достижения видятся по-разному. Это приводит к разногласиям, конфликтам и неразрешимым противоречиям в человеческих отношениях.

Человеческие отношения в социальном взаимодействии многократно трансформируются в результате совместной деятельности субъектов — носителей и созидателей этих отношений. Субъектами являются сам человек, группа и общество в целом. Человеческие отношения — это то, что возникает между субъектами социального взаимодействия, то есть в субъект-субъектной конфигурации, которая раскрывается в онтологических определениях субъектов и соответствующих понятиях об отношениях.

Конфигурация “Я — Я” является источником самоотношения, в рамках которого человек рефлектирует свое социальное поведение с позиции усвоенных норм отношений. Интегральными феноменами самоотношения являются самооценка и образ — представление себя.

Конфигурация “Я Другой” является источником личных отношений к другим людям. Они, с одной стороны, вызваны жизненно необходимыми потребностями человека в партнерах, с другой стороны, качествами партнера по взаимодействию, которые он проявляет. Интегральными феноменами этих отношений является симпатия — антипатия, приятие — неприятие и сравнительная оценка себя с другими.

Конфигурация “Личность — Личность” является источником межличностных отношений, созидателями которых являются оба партнера. Межличностные отношения — это плод их совместных усилий. Интегральными феноменами этих отношений являются взаимоотношения, такие как “сотрудничество — соперничество”, “дружба — вражда”, “любовь — ненависть” и многие другие.

Конфигурация “Группа — Группа” является источником общественных отношений, где находят свое воплощение групповые интересы, закрепленные в организационных структурах общественных институтов. Интегральными феноменами этих отношений являются производственные, экономические, правовые, политические, нравственные, эстетические, этнические, гендерные, возрастные, религиозные и др.

Конфигурации “Личность — Группа” и “Личность — Общество” воспроизводят человеческие отношения по векторам доминирования или паритета в организационной структуре их взаимодействия. Они проявляются в феноменах лидерства, конформизма, руководства подчинения, равноправия и солидарности.

Другой ряд понятий (гносеологических) определяют человеческие отношения со стороны предметного содержания и закономерностей их формирования. В числе таких понятий в научной литературе встречаются “психические отношения”, “психологические отношения”, “социально-психологические отношения”, “социальные отношения”.

Психические отношения — производные от психической деятельности как отражательного процесса. В результате аффективный компонент психического отражения через неосознаваемую оценку трансформируется в отношение “приятия — неприятия” объекта взаимодействия. На это отношение могут влиять эстетические параметры объекта, потребность в нем, угроза от него исходящая. Обобщенная оценка партнеров происходит по шкале “нравится — не нравится”. Эта оценка выполняет функцию психологической установки на приписывание партнеру положительных или отрицательных качеств субъекта. Если нравится — то “хороший”, если нет — то “плохой”. Психические отношения непроизвольны и бессознательны.

Психологические отношения возникают в результате рефлексирования своей оценки партнера с точки зрения практической целесообразности взаимодействия с ним. Если в отношении малоприятного человека возникает убеждение, что он необходим по соображениям заинтересованности в сто деловых качествах или социальном положении, то происходит довольно часто наблюдаемая трансформация через переоценку первичных отрицательных психических отношений в более благоприятные психологические. В этом случае субъект вынужден преодолевать свою психическую антипатию к партнеру, отыскивая и приписывая ему положительные качества как психологическое оправдание смены своего отношения к этому человеку или объекту потребления. Этот феномен называют поведением лисы. Здесь важно то, что психологический потенциал психической организации человека позволяет вернуть партнерам положительный вектор развития их отношений.

Социально-психологические отношения возникают в межличностном и групповом взаимодействии в виде психологического содержания групповых феноменов, возникающих по психологическим закономерностям общения и законам совместной жизнедеятельности людей. Партнеры в этом случае превращаются в соучастников, творящих межличностные отношения, которыми наполняется их социальное взаимодействие. В эти процессы включаются психологические и социальные средства и способы взаимовлияния. В их числе действуют социально-психологические воздействия друг на друга посредством эмоционального заражения, внушения, подражания, убеждения и принуждения. Разворачивается сложная психологическая борьба характеров за счет волевых и интеллектуальных качеств партнеров.

Результатом стихийной координации и согласования позиций партнеров являются взаимоотношения — социально-психологические феномены межличностных отношений. Это не означает, что они не могут регулироваться сознанием партнеров. Важнейшим итогом этой регуляции является достижение взаимного приятия и согласия. Столь же важными психологическими факторами достижения благоприятных взаимоотношений являются доверие и ответственность.

Читайте также:
В шаге от предательства: люблю мужа лучшей подруги

В табл. 4.2 представлено основное содержание взаимоотношений как социально-психологических феноменов, наполняющих конструкт социально-психологического климата при взаимодействии в диадах и в общностях людей.

Человеческие взаимоотношения: что это за феномен?

Взаимоотношения между людьми были, есть и будут. Иначе человеческое общество просто исчезнет с лица Земли. Взаимоотношения – это не только любовная связь, но и любое другое межличностное взаимодействие. Широкое понятие не позволит нам объяснить его значение в двух словах, поэтому остановимся на данном вопросе подробнее.

Определение и классификация взаимоотношений

Что такое взаимоотношения? Это сложная связь между людьми, которая появляется в результате социального взаимодействия или личностных предпочтений. Человек не может существовать без этих отношений. С детства он связан тонкой нитью с родителями, в более взрослом возрасте прибавляются друзья, учителя, любовные партнёры, начальники. В одиночестве любой представитель рода человеческого просто сойдёт с ума. Поэтому каждому из нас важно понимать суть взаимоотношений между людьми и стараться налаживать эту связь, избегая серьёзных конфликтов.

Информация о взаимоотношениях будет неполной, если мы не рассмотрим их классификацию. Деление людской связи на типы нужно учитывать, чтобы правильно разграничивать общение с разными членами общества. Какие виды взаимоотношений приняты в психологии:

  1. По направлению: вертикальные и горизонтальные. Если вы что-нибудь слышали об иерархии, то понимаете, что люди не всегда находятся на одном социальном уровне взаимодействия. Ребёнок и родитель, ученик и учитель, подчинённый и начальник – всё это примеры вертикальных взаимоотношений, когда один из участников довлеет над другим по какой-либо причине. Горизонтальные отношения – это связь дружеская, супружеская, союз взрослого ребёнка и родителя. Но в чистом виде горизонтальный тандем практически не существует, ведь всегда кто-то занимает позицию лидера, а кто-то поддаётся и принимает главенство другого.
  2. По цели: деловые и личные. Каждое взаимодействие с другим человеком имеет цель. И воспитание ребёнка, и замужество, и составление контракта – всё это цели взаимоотношений между людьми. В результате людские связи делятся на деловые и личные. Деловые предполагают взаимовыгодный тандем, обычно приносящий материальные блага. Личные же несут в себе больше духовную функцию: создать семью, поддерживать друг друга, мотивировать на какие-либо действия.
  3. По эмоциональной окраске: отрицательные, нейтральные и положительные. Каждый человек вызывает у нас какие-либо эмоции. Они разнятся от событий, связанных с ним, его репутации, первого впечатления. Наш разум чётко разделяет людей на тех, кто нам нравится, безразличен или вызывает негатив. Поэтому взаимоотношения по эмоциональной окраске делятся на отрицательные, нейтральные и положительные.

Взаимоотношения могут перетекать из одного вида в другой, меняться и совершенствоваться. Связь между людьми нельзя назвать совершенно стабильной. Поэтому не стоит переживать, если вы с кем-то не в ладу. Всё ещё может измениться, было бы желание и возможность.

Этапы развития взаимоотношений

Невозможно сразу стать человеку близким и родным. Для этого нужно пройти определённые этапы взаимоотношений от знакомства до дружбы и любви:

  1. Первый контакт. Люди впервые встречаются, практически не знают друг друга и не могут разглядеть истинное лицо нового знакомого. Этап загадок и неловкости позволяет им присмотреться и определить необходимость дальнейшего общения. Иногда знакомство – вынужденная мера. Например, официальный приём или смена места работы потребует от человека вступить в контакт с незнакомыми ему личностями. Переход на следующий уровень или задержка на данном этапе зависят от того, появилась ли эмоциональная связь между людьми.
  2. Приятельские взаимоотношения. Люди уже не просто знакомые: прошло немного времени с момента первой встречи, и общение маленькими шажочками начинает приобретать более эмоциональный окрас. Приятели помогают друг другу в мелочах, весело проводят время и чувствуют себя вполне комфортно в обществе друг друга. Но серьёзные тайны им не доверишь, а в реально трудной ситуации лучше позвать на помощь более близкого человека. Однако приятели легко превращаются в товарищей, если для этого есть предпосылки в общении.
  3. Товарищество. Такой этап является промежуточным между дружбой и приятельскими взаимоотношениями. Товарищество может стать хорошим подспорьем в жизни и помогает чувствовать себя уверенно. Товарищ придёт на помощь, даст дельный совет и не подставит, но всё же свои интересы будет ставить выше и не пойдёт на серьёзные жертвы. Многие люди считают, что товарищество и есть дружба, хотя это немного не так.
  4. Дружба. Друг – это самый близкий человек, порой ближе, чем родители или даже вторая половинка. Дружба объединяет двух близких по духу личностей. Они могут быть совсем не похожи внешне и по характеру, но дополняют друг друга и имеют общие идеи. Настоящему другу можно доверить всё, что лежит на душе. Он не предаст и не оставит в беде. К такому виду взаимоотношений приходят далеко не все люди, ведь по-настоящему дружить способны лишь самоотверженные и добрые личности.
  5. Любовь и брак. Дружба между двумя людьми противоположного пола может перерасти во что-то большее, то есть в любовь. Сильное чувство способно возникнуть и на этапе знакомства, но это не что иное, как страсть. Истинная любовь появляется только после прохождения всех уровней человеческих взаимоотношений. Тогда люди узнают друг друга достаточно хорошо и действительно могут влюбиться.
Читайте также:
Солидарность у девушек: во что выливается женское взаимопонимание?

Не все люди переходят с этапа на этап, так как не стремятся стать ближе с конкретным индивидуумом. Взаимоотношения могут как переходить на новые стадии, так и возвращаться обратно. Друзья часто ссорятся и становятся просто знакомыми, а влюблённые расходятся и начинают дружить.

Теория справедливости

Одной из составляющих теории социального обмена является теория справедливости. Она характеризует взаимоотношения между людьми как взаимовыгодные. То есть каждый член общества вступает в те или иные связи не просто так, а чтобы получить какие-то преимущества. С детства нас учат делиться, говорить вежливо, сдерживать агрессию и проявлять сострадание. Предполагается, что нам будут отвечать тем же, но в современной жизни всё чаще наблюдается обратный эффект. От этого страдает наше врождённое чувство справедливости, на основе которого и построена одноимённая теория.

Основные постулаты теории справедливости следующие:

  1. Люди во взаимоотношениях преумножают свою выгоду от существования. В одиночку трудно зарабатывать деньги, вести хозяйство и растить детей. Непредвиденные обстоятельства вносят свои коррективы в размеренный уклад жизни, а позитивные взаимоотношения помогут чувствовать себя более уверенно.
  2. Группы людей вырабатывают свои собственные нормы и правила, чтобы справедливо распределить вознаграждения между всеми. Этот пространный постулат говорит всего лишь о том, что коллеги, друзья, товарищи поддерживают и понимают друг друга лишь по прошествии определённого времени. Они постепенно учатся взаимодействовать и вместе получать удовольствие и выгоду от жизни.
  3. Нарушение справедливости ведёт к напряжению обделённых членов группы. Когда один из участников взаимоотношений решает прибрать к рукам заработок, внимание, любовь, то нарушается равновесие между членами группы. В итоге остаются недовольными обделённые люди, и отношения становятся напряжёнными.
  4. Напряжение вызывает вмешательство членов в порядок и правила группы, что ведёт к борьбе за справедливость и принятию мер. Если один человек работает, а другой ничего не делает, а получает столько же, то первый начнёт возмущаться. Это вполне логично и просто для понимания. Но теория справедливости характеризует не только деловые отношения, но и межличностные. Так, например, постоянно эксплуатируемая жена рано или поздно поднимет бунт против своего мужа. А родители капризного и требовательного ребёнка начнут отказывать ему во многом и будут воспитывать его более строго.

В общем, теория справедливости гласит, что без равноправия и взаимного уважения отношения между людьми не будут удовлетворять их. Любые связи между двумя или более личностями должны строиться на равновесии: сколько дал, столько и взял.

Заключение

На протяжении всей своей жизни человек постоянно вынужден вступать во взаимоотношения с людьми. С рождения он находится в обществе мамы и папы, а также других родственников, потом общается со сверстниками в детском саду, школе, институте, заводит семью. На работе взаимодействует с коллегами и начальством. Поэтому так важны знания о комфортных и правильных человеческих отношениях.

Объяснить суть феномена правильных взаимоотношений поможет психологическая теория справедливости. Она поясняет, что без вклада в связь между людьми не стоит ждать отдачи. Равновесие и справедливое распределение обязанностей – главная составляющая комфорта и счастья жизни в обществе.

Человеческие взаимоотношения: что это за феномен?

Отношения в обществе — это необходимая сфера развития личности. Человечество не может существовать вне общественных отношений: человек становится человеком, только если он контактирует с себе подобными. Наблюдение за детьми, долгое время жившими вне человеческого общества, показывает, что человек становится животным, если он общается только с животными. Человек является таковым только потому, что он социален. Он комфортно чувствует себя в обществе других людей, устанавливая с ними отношения в соответствии с общепринятыми правилами (родство, иерархия). Ребенок впитывает социальные правила и приобретает культурный багаж (язык, моральные ценности). Это дает ему возможность:

  • Физического
  • Эмоционального
  • Духовного
  • Интеллектуального
  • Социального прогресса

Человек является симбиозом врожденной биологической природы и приобретенного социального контекста. Он рождается и живет в обществе и с первых дней жизни учится социальным отношениям.

Семейные отношения и общество

Существование – это факт, а жизнь – это искусство. Искусству жизни и общения с другими людьми ребенок учится в семье. Родители являются его учителями, потому что у них имеется жизненный опыт.

Дети непостоянны, на них легко повлиять. Ребенок пребывает в инфантильном желании: все и сразу. Не отправившись в путешествие, он уже хочет приехать. Он хочет быть победителем, не участвуя в сражении.

Родители учат ребенка мыслить, оценивать, различать добро и зло, правду и ложь. Они учат любить и прощать.

Родители воспитывают ребенка, полностью формируют личность. Они учат дитя умению «жить с другими людьми», жить в обществе. Они учат принятию другого человека с его особенностями и недостатками.

Отец и мать лепят сына или дочь, желая видеть их порядочными, умными людьми.

Читайте также:
Как правильно похвалить мужа или парня: рекомендации и список лучших комплиментов мужчине

Воспитание идет через прямое подражание, желание быть похожим на образец. Воспитывать труднее, чем учить – давать конкретные знания. Воспитание невозможно втиснуть в рамки программы, а оценки за него выставляет жизнь.

Полноценная семейная жизнь опирается на здоровые межличностные отношения, основанные на:

  • Любви
  • Доверии
  • Уважении
  • Верности
  • Умении прощать

Формы взаимоотношений.

Позитивные.

Эта форма взаимоотношений по своей ориентации часто называется «движение навстречу людям». Такая категория позволяет партнёрам достигать общей цели или даже разных задач, но с обязательной взаимопомощью, активным содействием. В большинстве случаев центральное место в них отводится чувствам, личному отношению к партнеру по связи.

В позитивных союзах бывают неурядицы, споры, конфликты, но они незначительны по сравнению с положительными сторонами и выгодами. К основным их видам относят:

  • любовь – сложное чувство не только между гомо- или гетеросексуальными партнерами, но также между родственниками, по отношению к вещам, занятиям, животным, явлениям, даже абстрактным понятиям;
  • близость – не всегда основанное на глубинных чувствах переживание, которое дает ощущение надежности, стабильности, защищенности;
  • дружба – крепкая эмоциональная связь, строящаяся на взаимности интересов, потребности быть частью социума, искать единомышленников;
  • приятельство – слабое взаимодействие без серьезных чувственных уз, но с доброжелательными намерениями;
  • влечение – кратковременная инстинктивная тяга к другому человеку на основе сексуальных или платонических желаний;
  • альтруизм – человеколюбие, включающее толерантность, гуманность, полное бескорыстие, доброту по отношению к окружающим, даже к тем, с кем нет серьезных связей.

Одни и те же отношения могут включать сразу несколько позитивных видов связи. Они также часто перетекают из одних в другие, но только по согласию обеих сторон.

Дизайн человека

Хотите узнать свой генетический потенциал на уровне биохимии и получите инструкцию индивидуального развития

.Примите участие в проверке уникальной методики
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Нейтральные.

«Движение от людей» – второе название для описания ориентации отношений такой формы. Они могут вызывать разные эмоции – как плохие, так и хорошие. Однако по факту никакой серьезной пользы или вреда участники подобного взаимодействия друг другу не приносят.

Иногда эти отношения ситуационны, то есть зависят от конкретных сложившихся обстоятельств. Со временем при сохранении коммуникации между участниками эта форма может плавно перетекать в один из видов позитивных или негативных отношений. К видам самой нейтральной формы же относят:

  • аутизм – намеренная или бессознательная потеря связи с действительностью, в том числе с людьми, «уход в себя». Развивается при нарушениях психики или после получения серьёзных психологических травм;
  • безучастность – отказ идти на контакт, оказывать любой вид помощи (физической, интеллектуальной, эмоциональной, вербальной и т. п.) по причине отсутствия знакомства, выгоды, подходящих условий, приязни и др.;
  • конформизм – вид связи, в которой одна личность соглашается с чужим мнением, копирует его только из-за страха показаться не таким, как все, или желания стать членом какой-то социальной группы. Бывает внутренним (полное принятие и приписывание себе чужих установок) и внешним (человек следует нормам, правилам другого, но остается при своем мнении, не выражая его открыто);
  • эгоизм – желание удовлетворять свои нужды, интересы без учета чужих стремлений, потребностей. Вопреки стереотипам, это не негативный вид отношений, а все же нейтральный, так как у индивида нет прямой цели навредить другим. Он о них вообще не задумывается, предпочитая концентрироваться исключительно на собственных мотивах, приоритетах.

Нейтральная форма отношений, как правило, не длится долго. Она стабильна только при условии, что люди не знают друг друга лично, при этом у них нет очевидных общих проблем или интересов.

Например, женщина вряд ли почувствует что-то при получении известия о том, что знакомый ее сына упал с велосипеда. Однако если этот же приятель вдруг заболеет, скажем, ветрянкой, как недавно до этого болел сам сын, то мать невольно проявит симпатию, сопереживание к мальчику. Кроме того, она скорее всего будет сочувствовать даже незнакомой ей родительнице этого парня.

Негативные.

Ориентация – «движение против людей». Негативные формы общения и в целом взаимодействия становятся причинами насилия, открытой или тайной конфронтации. Однако не всегда всё доходит до активных действий. Люди вполне могут испытывать друг к другу что-то неприятное, но не решаться на открытую вражду.

Если внешне негатив никак не выражается, оппонент даже не догадывается о плохих эмоциях, которые он вызывает, тогда это одна из форм нейтральных взаимоотношений. И только когда как минимум один из партнеров словом или делом целенаправленно доставляет любые неудобства, можно уже говорить о негативных связях. К ним относятся:

  • негативизм – немотивированное желание действовать вразрез с принятыми правилами, специально не соответствовать ожиданиям, требованиям;
  • неприязнь – дискриминационное отношение к определенной категории людей (расизм, эйджизм, эйблизм, сексизм) или к конкретному лицу;
  • ненависть – резкое негативное мотивированное чувство субъекта, полный отказ принятия ценностей, мнений, потребностей объекта;
  • агрессия – опасное негативное поведение по отношению к другому человеку, которое сопровождается физическим или психологическим насилием.
Читайте также:
Настоящая дружба между людьми: что это такое, виды, правила, роль в жизни каждого

Негативные взаимоотношения сложно исправить и превратить в позитивные. Для этого требуется активная добровольная работа обеих сторон ради одной цели.

Пройти тест на темперамент

Духовные отношения в обществе

Духовная зрелость является плодом духовного воспитания. Она не может основываться только на знании священных текстов: библии, корана или талмуда. Это важные вещи, пренебрегать которыми не стоит. Но настоящая духовная зрелость проявляется в поведении, характере человека, его отношении к ближним.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — это правило можно назвать основой морали общества. Оно обладает удивительной силой:

  • Мы радуемся, когда мы внимательны и добры к другому человеку
  • Нас мучает совесть, если мы лжем или обижаем кого-то

Духовно зрелый человек внутренне свободен. Человек не рождается свободным. Он им становится. Свободный, духовно зрелый человек:

  • умеет различать добро и зло, справедливость и несправедливость
  • познал самого себя
  • умеет владеть собой и своими эмоциями
  • сострадает другому человеку

Модели поведения во взаимоотношениях.

Модели (или стратегии) взаимодействий в отношениях отличаются. В основном центрами их различий оказываются поставленные каждым человеком цели, способы их достижения, особенности влияния друг на друга в процессе. Всего можно выделить 5 основных тактик.

Сотрудничество.

При сотрудничестве цели людей могут быть как общими, так и разными, но не противоречащими. При этом участники обязательно помогают друг другу продвигаться к конечной точке, не забывая о своих потребностях, ориентирах. Это оптимальный вариант взаимодействия, так как он позволяет заботиться о другом человеке, не нарушая собственных принципов. А в результате – достигнутая цель.

Чтобы сотрудничество было эффективным и вообще могло состояться, важно соблюдать 5 компонентов здоровых отношений, о которых уже писалось в первом пункте. Кроме того, оно базируется на полной взаимности, так как усилий одной стороны будет недостаточно. Тогда сотрудничество перейдет в альтруизм, о котором будет говориться позже.

Индивидуализм.

Индивидуализм – это движение к личным целям без учета интересов, потребностей партнера. При этом ориентир или конечная точка могут быть идентичными. Однако партнеры, несмотря на выгоду совместной работы, предпочитают двигаться в одиночку.

Типичный пример – руководители конкурирующих компаний. Они могут объединить усилия, заключить партнерство, чтобы в сотрудничестве достичь большего. Однако они выбирают конкуренцию, чтобы единолично занять первое место в своей нише. Индивидуализм также выбирают обе стороны, если одна из них отказывается от сотрудничества при наличии желания у второй (отказ от альтруизма).

Компромисс.

В современной психологии, в отличие от теорий ХХ века, принято считать, что компромисс – это не решение проблемы. Это обоюдное добровольное жертвование частью своих интересов ради «общего блага». Как это проявляется в повседневной жизни?

  • Условия. У супругов разные интересы и планы на выходные. Жена хочет вместе сходить в театр или любое другое культурное заведение. Муж желает отдохнуть на природе.
  • Решение. В результате беседы супруги соглашаются пойти на компромисс – одни выходные проводить по сценарию женщины, другие – по плану мужчины.
  • Проблема. Каждые вторые выходные один из супругов вынужден терпеть нелюбимое занятие. Со временем обстановка накаляется, недовольство накапливается, подстраиваться становится тяжелее, возникают конфликты.

Развязки две: либо супруги находят вариант сотрудничества, то есть избегают жертв (например, она идет в театр с подругами, он отправляется в поход с коллегами), либо постоянные ссоры приведут к разрыву или негативной форме взаимоотношений.

Альтруизм.

Альтруизм в данном контексте – это помощь оппоненту в достижении его целей на фоне игнорирования или отказа от своих. То есть это одностороннее содействие, делающее их альтруиста жертву ситуации по его собственному желанию.

Обычно терпение и бескорыстие альтруистов не длятся долго в личных отношениях, в деловых не проявляются совсем. Исключением становятся только духовные, осознанно платонические, возвышенные отношения. Однако они импонируют немногим.

Игнорирование.

Игнорирование – это отказ от собственных целей как способ предотвратить успех оппонента. При этом обязательно постепенно утрачивается контакт, ухудшается коммуникация. Чаще происходит между партнерами, у которых есть общая цель, а для ее достижения важны усилия обеих сторон. После конфликта или смены приоритетов один участник отказывается от содействия, не ставя в известие второго в прямой форме. Пока он избегает сотрудничества, его помощник ни о чем не подозревает, работая ради общего дела до тех пор, пока не осознает бездействие первого.

Взаимоотношения отличаются по своим формам, а также моделям обычного поведения в них. Это объясняет, почему деловые отношения отличаются от романтического союза, а дружба не похожа на соперничество. Если в конкретном типе межличностной связи вдруг начинают появляться признаки другого вида, это неизменно ведет к переменам. Причем они могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. А если только один партнер хочет перевести общение в другую плоскость, начинаются конфликты.

Пройти тест на тип личности

Как улучшить межличностные отношения в обществе?

Поддерживать здоровые межличностные отношения важно для полноценной жизни общества и профессиональной деятельности. Хорошие отношения в семье и обществе имеют первостепенное значение для физического и психического здоровья человека, они помогают:

  • создать высокий уровень доверия, сотрудничества, взаимопомощи между людьми
  • обеспечить личное самоуважение
  • получить удовлетворение от работы, сводя стресс на нет
  • усилить мотивацию и заинтересованность в общем деле
Читайте также:
Как завести хороших друзей, если вы очень застенчивы

Здоровые межличностные отношения, возникающие в обществе, благотворно влияют на профессиональные объединения:

Отношение как феномен, отличающийся от отношений

Отношения людей имеют для них чрезвычайную значимость, представляя собой реальность особого рода, которая однозначно не сводима ни к взаимодействию, ни к совместной деятельности, ни к коммуникации. Фундаментальная значимость этой реальности для жизни людей не вызывает сомнений1.

В повседневности используются понятия «отношение» и «отношения». И далеко не всегда учитывается, что по своему смыслу эти понятия – несмотря на их родство и кажущуюся идентичность – различаются.

На самом деле единственное или множественное число определяет в данном случае различие смыслов каждого из терминов. Например, «отношение» человек имеет (т.е. он определенным образом к кому-то или чему-то относится), а «отношения» он поддерживает2. Следовательно, в понятии «отношение» проявляет себя определенная позиция деятеля к другой стороне. Таким образом, отношение – это сложившаяся устойчивая эмоционально-волевая установка деятеля на что-либо или на кого-либо, т.е. это выражение его позиции3. А «отношения» – это взаимодействие4.

Анализируя феномен «отношение», выделяют несколько важнейших моментов5.

1.Само слово «отношение» в русском языке является отлагательным существительным (от глагола «носить»), смысл которого означает действие отношения. Это действие предполагает, что кто-то что-то относит. Следовательно, оно подразумевает:

– субъекта (источника) того, что относится;

– объекта, куда или кому, это относится;

– содержание, т.е. что относится.

Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может существовать только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д). Поэтому отнести можно только то, что уже есть у субъекта, что является своим (или присвоенным).

2.Объект не может быть воспринят субъектом иначе, чем через отношение. Само явление (или осознание) объекта означает его отнесение к какой-либо идеальной форме, существующей в сознании субъекта. Причём, если содержание отношения далеко не всегда осознаётся субъектом (для этого необходима определенная рефлексивная деятельность), то – объект этого отношения обязательно должен быть тем или иным образом явлен ему, т.е. существовать для него и, значит, быть осознаваемым. Таким образом, отношение можно представить как действие, которое разворачивается на уровне сознания и в котором реальная и идеальная форма фактически совпадают (тождественны друг другу).

3.Между отношением и действием (или деятельностью) имеется неоднозначная зависимость.

С одной стороны, отношение нельзя свести к действию (или к деятельности) по следующим причинам:

– в отличие от действия отношение не имеет цели и не может быть произвольным;

– отношение – это скорее состояние, чем процесс;

– отношение не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме; оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

Вместе с тем, отношение неразрывно связано с действием следующим образом:

– может порождать действие;

– формируется и возникает в действии;

– меняется и преобразуется в действии.

Получается, что отношение может быть и источником действия, и его продуктом. Но может и не быть, т.к. далеко не всегда отношение выражает себя во внешней активности (тем более адекватно).

4.В любом отношении одной его стороной всегда является живое существо, а другой стороной может быть как живое существо, так и неживой объект, а также явления природы и различные ситуации ( в том числе и общественно значимые).

5.Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека, это обобщенное внутреннее условие системы его действий. Фактически отношение выражает активную позицию человека, определяя как характер отдельных его поступков, так и характер всей его деятельности. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека.

6.Отношение целостно, являясь интегральной позицией деятеля в целом. Отношение нельзя сделать ни безличным, ни частичным. Это всегда выражение деятеля в целом, оно личностно и целостно. Относиться может не часть человека, не отдельные процессы в человеческом организме, а весь человек как сознательный индивид. В конкретном многообразии проявления отношения всегда соединено в единство содержание реакций деятеля и смысл этих реакций.

7.Отношение, охватывая текущие процессы, включает и перспективу определенных реакций, не ограничиваясь реакциями только в настоящем. Любовь и вражда, ответственность или безответственность, интерес или безразличие, поверхностность или глубина характеризуют текущие реакции или действия и в то же время их определенную повторность в соответствии с характером человека, что определяет в целом перспективную линию его поведения. Это значит, что по своему смыслу отношение имеет не только процессуальный, но и потенциальный характер реакций, который позволяет другим деятелям предвидеть поведение искомого лица в отношении к тем или иным предметам или обстоятельствам жизни в будущем.

Читайте также:
Всё, что важно знать об отношениях: информация для настоящих мужчин и истинных женщин

Отношение возникает там, где есть заслуживающий оценки феномен1. Причем «отношение одного целого к другому повторяется в отношении между частями одного из этих целых»2. Оно сливается с установкой как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий:

– от потребности, актуально проявляющейся у человека;

– от объективной ситуации удовлетворения этой потребности3.

Причиной отношения могут быть:

– глубинные бессознательные структуры.

Отношение является одной из основных форм отражения человеком окружающей его действительности и выражает наличие жизненной значимости объекта, к которому возникает, для того, у кого оно возникает (складывается, формируется)4.

Отношение может быть различным. Возможные варианты этих проявлений представлены ниже5.

1. По эмоциональному тону:

– положительное или отрицательное;

– нейтральное или безразличное.

2. По ролевой определенности:

как именно взаимодействовать с оцениваемым объектом.

3. По динамическим параметрам:

– устойчивое или неустойчивое;

– сложившееся или несложившееся.

4.По степени сложности:

– элементарное или сложное.

5.По степени определенности:

– определенное или неопределенное.

6. По уровню развитости:

Кроме вышеназванных, отношение бывает: единичное (эпизодическое) или системное (закономерно устойчивое).

Отношение связано с фактом отражения, предваряющего взаимодействие1. Генезис отношения того или иного персонифицированного деятеля, проявляющееся в его определенных действиях, может быть представлено следующей логической схемой:

ценности деятеля отражены в его видении этих ценностей которое, в свою очередь, формирует отношение деятеля которое обусловливает его определенные действия2.

Отношение «находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями»3. «В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение к другому»4.

Повторяясь вновь и вновь под воздействием устойчивого системообразующего фактора (или группы факторов) и став системным феноменом, т.е. устойчивым, сохраняющимся даже и без непосредственного воздействия фактора (или группы факторов), а не единичным (ситуативным) отношением деятеля к кому-либо или чему-либо, отношение сохраняет свой статус именно отношения.

Человек в его отношении проявляет себя как активный деятель, избирательно связанный с действительностью, характеризующийся этой избирательностью и на её основе направляющий свою деятельность1. Отношение определяет характер взаимодействия деятеля с окружающим. Происходит это благодаря оценке2. Поэтому смысл понятия «отношение» всегда имеет оценочный характер. И «человек способен свою оценку и проявить, и осознать, и высказать»3. А следовательно, отношение можно диагностировать.

Очевидно, что само по себе отношение никогда ниоткуда произвольно само по себе возникнуть не может: оно является следствием тех или иных действий феноменов среды или внутренних факторов деятеля, которые и вызывают его определенное отношение к кому-либо или чему-либо. Таким образом, фактически отношение по сути является:

– проявлением взаимодействием, хотя и в большей или меньшей степени опосредованным;

– и в то же время, его следствием.

Поэтому отношение следует рассматривать как частный случай взаимодействий, имеющее определенные специфические характеристики. Они следующие:

1) Оценочная позиция деятеля, которая может иметь следующее содержание:

– сочетание рационального и эмоционального.

2) Односторонняя активность деятеля (без непосредственного активного в ней участия другой стороны).

Оценочная позиция искомого деятеля в контексте его отношения к тому или иному феномену (или феноменам) среды графически можно представить следующим образом (см. рис.):

Рис. Шкалы, отражающие содержание и уровень оценочной позиции деятеля (представлена пятибалльная шкала)

Задав нормы оценки для каждой шкалы, можно выявить оценочную позицию деятеля к определенному феномену среды.

Рассмотрение феномена отношения в контексте его понимания как проявления взаимодействия (даже и весьма опосредованного), позволяет констатировать существование двух типов (видов) отношения:

– одностороннее отношение (в этом случае взаимодействие либо весьма опосредованное и, нередко, неочевидное или – непосредственное; но в обеих случаях субъектом отношения, т.е. деятелем, имеющим отношение, является одна сторона, т.е. искомый деятель);

– взаимное отношение участвующих во взаимодействии сторон (как правило, в этом случае используется термин «взаимоотношение» и нередко во множественном числе, т.е. «взаимоотношения»; иногда терминологически некорректно используется термин «отношение», однако контекст позволяет трактовать его как взаимное отношение, т.е. взаимоотношение).

Обладая признаками, характеризующими отношение, взаимоотношение имеет следующие специфические признаки:

1.«Уже самый факт, что есть отношение (дальше по тексту становится очевидным, что имеется в виду «взаимоотношение».- А.К.), означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу»1.

2.Отношение (взаимоотношение – по смыслу.- А.К.) следует понимать как взаимную зависимость соотносящихся сторон2.

3.Состояние отношения (взаимоотношения – по смыслу.- А.К.) касается различных сторон участников отношения3. Т.е. взаимоотношение – это целостное явление, которое охватывает и каждую сторону проявляющих взаимное отношение деятелей, и каждого из них как целостность.

4.Общей особенностью взаимоотношения является влияние участников отношения взаимно друг на друга4.

5.Компонентами взаимоотношений являются следующие:

При взаимоотношении происходит взаимная оценка деятелями друг друга. Это может происходить следующим образом:

1. Оцениваемый деятель знает, что его оценивают. В таком случае возможны следующие варианты:

– Зная об оценивании себя другой стороной, искомый деятель не учитывает этого факта при собственной оценке другой стороны.

– Зная об оценивании себя другой стороной, искомый деятель учитывает этот факт при собственной оценке другой стороны.

Читайте также:
Психология поведения девушек: дружба и соперничество

2. Оцениваемый деятель не знает, что его оценивают. В этом случае возможны следующие варианты его поведения:

– Он стремится установить факт оценивания себя другой стороной.

– Он не стремится установить факт возможного оценивания себя другой стороной.

Такие же варианты могут быть и при оценивании искомого деятеля другой стороной.

Оценивающие друг друга деятели могут как скрывать свое оценивание другой стороны, так и не скрывать этого. А могут и стремиться, чтобы другая сторона узнала об этом оценивании. Возможно и индифферентное отношение той или другой стороны к этому.

Различные описанные выше варианты отношения (где была выделена оценка как объективное ядро любого отношения) могут упрощенно быть классифицированы следующим образом:

– отношение (проявление активности деятеля в форме эмоции и / или оценки);

– взаимоотношение (проявление взаимной активности деятелей относительно друг друга в форме эмоций и / или оценок).

На самом общем уровне рассмотрения и отношение, и взаимоотношение – это специфическое проявление взаимодействия, где носителями активности в тех или иных случаях являются персонифицированные или коллективные деятели.

И отношение, и взаимоотношение проявляют себя как единичный акт или отдельное эпизодические акты, не представляющие собой системного единства.

Повторяясь вновь и вновь под воздействием фактора (или нескольких факторов), определяющего (определяющих) устойчивую предопределенность такого повторения, единичные взаимоотношения в результате этих повторений приобретают качественно иной характер, становясь теперь уже иным – системным – феноменом. Причина этого в том, что в таком случае формируется некоторая целостность взаимоотношений, которая есть другое, чем отдельные, эпизодические и не связанные между собой взаимоотношения. Соответственно, эта сформировавшаяся целостность обладает новыми свойствами, а именно – целостности, т.е. системными. Такого рода феномены принято обозначать термином «отношения» (они будут рассмотрены ниже).

Таким образом, исходя из критерия единичности / системности, описанные выше феномены можно расположить в следующем порядке (по нарастанию от единичного к системному):

– отношения (их можно называть и «взаимоотношения», если

предполагается взаимная оценка вступивших в отношения сторон).

Содержание отношения человека с различными общностями, а также с теми или иными людьми имеет различные аспекты. Ниже представлены аспекты содержания как отношения, так и взаимоотношения. Они следующие:

– предполагает актуализацию знания в образно-понятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие;

– одновременно актуализирует определенное обращение с деятелями, вступившими во взаимодействие;

– наличие цели, которую преследует персонифицированный деятель, вступая во взаимодействие с другими деятелями;

– наличие потребностей, которые непосредственно влияют на характер отношений персонифицированного деятеля со вступившими с ним во взаимодействие деятелями;

– наличие эмоциональной реакции (положительной, отрицательной, нейтрально-равнодушной, противоречивой) одного деятеля, относительно другого, вступившего с ним во взаимодействие;

– предполагает избирательность проявления, определяемую по числу признаков, значимых для установления и воспроизводства отношений;

– психологическая установка персонифицированного деятеля на социальные объекты содержит эмоциональное отношение1.

Взаимное отношение каждого взаимодействующего деятеля друг к другу определяют:

– тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это, например, сотрудничество или соперничество);

– степень выраженности этого типа взаимодействия (будет ли это, например, более или менее успешное сотрудничество) 2.

Понятно, что характер взаимодействия при этом может существенным образом будет определяться характером взаимной оценки друг друга взаимодействующими (или способными вступить во взаимодействие) сторонами, т.к. она обладает относительно взаимодействия побудительной или тормозящей (препятствующей) силой.

И эта сила может оставаться потенциальной, т.е. не приводить к взаимодействию (даже при благоприятной оценке). А может быть актуальной и в этом случае проявлять себя во взаимодействии3. Именно этот аспект взаимодействия принято обозначать термином «поддерживать отношения», т.е. данное словосочетание отражает и факт взаимодействия, и факт оценки другой стороны и / или самого взаимодействия4.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Человеческие отношения

Человеческие отношения (англ. human relations) (в психологии управления) — взаимосвязь и взаимозависимость между индивидами, возникающая в процессе структурации малых групп. По своему генезису Ч. о. представляют социальное подобие кровнородственных отношений. Ч. о. снимают социальную напряженность, возникающую в процессе управления, придавая естественный характер неравенству, возникающему в условиях руководства производством и обучением. Теория и практика менеджмента придает Ч. о. особое значение как средству предупреждения конфликтов и способу повышения эффективности производства. Ч. о. на Западе и Востоке заметно разнятся между собой: западный менеджмент делает акцент на соблюдении достоинства личности, ее перспективах и удовлетворенности результатами общего труда. Восточная школа ориентируется на тесные Ч. о., порожденные конечной общностью интересов всех работников предприятия, компании и пр. Согласно радикальной психологии Ч. о. образуют систему, в которой главное место занимает доверие; преданность, корпоративная честь, взаимное уважение представляются производными доверия. Критерием подлинности Ч. о. является искренность, выход за рамки собственно производственных отношений. А.А. Брудный

Читайте также:
Как отличить дружбу от любви?

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ . Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского . 2006 .

Смотреть что такое “Человеческие отношения” в других словарях:

НЕОПРЕДЕЛИВШИЕСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — неустоявшиеся, неустойчивые взаимоотношения между людьми, при которых люди определенно не знают, правильно или не правильно они себя ведут, и точно не представляют себе, как следует вести себя в отношении друг друга … Словарь терминов по психологическому консультированию

отношения — взаимоотношения, связи Словарь русских синонимов. отношения см. взаимоотношения Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ — «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» («Кадры», «Людские ресурсы»; Human resources), Франция, France 2 Cinema, 1999, 100 мин. Драма. Франк, выпускник школы бизнеса, возвращается в родной провинциальный городок и занимает ответственный пост на фабрике, на… … Энциклопедия кино

Человеческие существа — ♦ (ENG human beings) (греч. anthropos, лат. homo) высшие из существ, сотворенные Богом по Своему образу и способные вступать в отношения с Богом (Быт. 1:26 27), но вследствие совершенного ими греха нуждающиеся в избавлении, восстановлении и… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Межличностные отношения — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Интимные отношения — тесные, близкие, ярко Эмоционально окрашенные, как правило, скрываемые от посторонних людей человеческие отношения типа дружбы, любви, личной привязанности. Иногда понятие «интимные отношения» распространяют и на аналогичные отношения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

объектные отношения — ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ понятие, выражающее взгляд на структуру действительности как на систему взаимосвязей всевозможных вещей и явлений, существующих независимо от человеческих представлений. Реализуя различные формы своей… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

ДРУЖБА — разновидность избирательно личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин тов позднеродового общества (соответствующее греч. слово philia, т … Философская энциклопедия

7 правил человеческих взаимоотношений

Экология сознания: Психология. Частые ошибки в понимании мотивов людей вызывают большинство конфликтов и эмоциональных расстройств.

Взаимоотношения – это то, что нужно ПОДДЕРЖИВАТЬ

Мой заголовок может казаться уловкой. Понятно, что никакие правила не могут полностью определить такой сложный механизм как человеческое поведение. Но, несмотря на это, большинство людей имеет тенденцию делать одни и те же ошибки. Эти ошибки достаточно часты и влекут за собой конфликты. Знание этих правил поможет избегать таких ошибок.

Люди стремятся быть хорошими, дружественным, интересным и т.д.

В книгах о взаимоотношениях людей можно найти два довольно далеких друг от друга утверждения:

  • Совершенно очевидно, что люди в основном понимают движущие ими силы, но не всегда хорошо управляют ими. Они хотят быть хорошим, внимательными и т.д.
  • Поведение людей могут объяснить довольно сложные теории, но их трудно формализовать.

Между этими двумя точками видимо и содержится полезная информация, которая может быть применима на практике, хотя это не всегда очевидно. Частые ошибки в понимании мотивов людей вызывают большинство конфликтов и эмоциональных расстройств.

7 правил человеческих взаимоотношений

Семь правил

Здесь семь правил, о которых я говорю. Конечно, это не исчерпывающий список, или наоборот, эти семь правил можно как-то свести к трем, более существенным. Однако семь – хорошее число.

Правило 1: Не ищите злой умысел в том, что можно легко объяснить тщеславием

Люди не беспокоятся и не думают о вас. Это не потому, что они являются низкими или вредными, но просто потому, что они главным образом сосредоточены на себе.

Большая часть мыслей и устремлений человека направлена на него самого. Его цели. Его проблемы. Его чувства. Гораздо меньшая часть его внимания направлена в сторону отношений и как они его затрагивают. Что друг думает обо мне? Как начальник оценил мою работу?

И совсем незначительное внимание человек уделяет сочувствию. Сочувствие — редкий случай, когда один человек переживает эмоции и проблемы другого человека. Вместо того, чтобы спрашивать себя, что друг думает обо мне, я спрашиваю себя, о чем думает друг.

Этот небольшой процент внимания распределяется между множеством людей, которых они знают. В результате каждый из нас занимает в умах других людей значение, близкое к нулю. Даже если вы есть в мыслях другого человека то это, скорее, касается ваших взаимоотношений, но не вас лично.

Читайте также:
Как быть, если я люблю жену своего друга?

Что это означает?

  • Разного рода смущения и стеснения не имеют смысла. Так как другие сосредотачивают совсем незначительную часть своих мыслей на вас, гораздо важнее ваша самооценка.
  • Люди, которые кажутся низкими или вредными, обычно не делают этого преднамеренно. Конечно, есть исключения, но чаще всего обиды, которые вы получаете от них, это побочные эффекты, но не были главными причинами их поступков.
  • Взаимоотношения – это то, что нужно поддерживать. Не ждите, что они будут складываться сами собой.

Правило 2: Социальное поведение редко бывает очевидным

В основном это правило означает, что большая часть намерений, стоящих за нашими действиями, скрыты. Если человек чувствует себя подавленным или сердитым, обычно результирующее поведение искажает его истинные чувства. Если я чувствую, что вы пренебрежительно обращаетесь со мной, я могу сдержать себя сейчас, но проигнорировать вас позднее.

Человек может сказать «прекрасно», испытывая при этом противоположные чувства.

Отсюда, для того, чтобы быть эффективным, вам нужно не просто слышать человека, но и сосредоточиться на том, что он чувствует. Демонстрируйте доверие, создайте раппорт, пробуйте понемногу учиться этому. Сосредотачиваясь на сочувствии, вы скорее сможете понять другого человека и решить возможную проблему.

Другое приложение этого правила – чаще всего никто не знает о том, что вы чувствуете. Так что не сердитесь, когда люди не понимают вас.

7 правил человеческих взаимоотношений

Правило 3: Поведение в значительной степени диктуется эгоистическим альтруизмом

Сказать, что каждый совершенно эгоистичен, будет преувеличением. Конечно, существуют акты доброты, жертвенности и любви. Но большинство (не все, но большинство) поступков исходят из принципов эгоистического альтруизма.

Эгоистический альтруизм — это когда помощь вам прямо или косвенно приносит пользу мне. Здесь несколько примеров, как это применяется:

1. Сделки — Если я покупаю автомобиль, и я и дилер получаем какую-то выгоду. Я получаю автомобиль, который хочу. Дилер зарабатывает деньги, чтобы улучшить свою жизнь. Это преобладающая форма эгоистического альтруизма, которая не имеет эмоциональных связей.

2. Семья — Мы устроены так, чтобы склонны защищать людей, связанных с нами узами родства. Иногда это правило может переходить на близких друзей и любимых.

3. Статус — Помощь кому-то — признак силы. Люди могут предлагать свою помощь, чтобы повысить самооценку и репутацию.

4. Предполагаемая взаимность — Такие отношения могут быть основаны на идее, что если я помогу вам однажды, когда-нибудь вы поможете мне.

Иногда поведение находится вне этих категорий. Поступки могут быть совершенно бескорыстными. Но их меньшинство, тогда как большинство действий можно объяснить некоторой формой эгоистического альтруизма.

Как можно применять это правило? Вы можете понять мотивы людей и обращаться с ними, как с эгоистичными существами. Найдите способы помочь людям. Не ожидайте, что они предложат вам помощь вне эгоистичного альтруизма. Это, конечно, возможно, но маловероятно.

Правило 4: У людей не очень хорошая память

Человек почти наверняка очень быстро забудет имя другого, представившегося ему человека. Люди редко помнят детали событий уже через несколько дней. Люди скорее помнят сходства, чем отличия.

Люди забывчивы по своей природе, поэтому не принимайте за умысел или незаинтересованность, если кто-то о вас забыл. Другая сторона этого правила — вы можете демонстрировать надежность своей памяти, либо развивая ее, либо используя какие-то технические системы запоминания.

Правило 5: Каждый эмоционален

Возможно это преувеличение. Но в целом люди имеют тенденцию испытывать более сильные чувства, чем они проявляют внешне. Люди, регулярно демонстрирующие вспышки гнева, депрессии или энтузиазма, осуждаются большей частью общества. Это особенно относится к мужчинам.

Как следствие не нужно думать, что все прекрасно только потому, что ни у кого нет нервного срыва. Чтобы быть эффективным и вовремя предугадывать проблемную ситуацию нужно быть чувствительным к подводным течениям человеческого состояния.

Дополнительно можно сказать, что люди будут предполагать, что с вами все прекрасно, если только вы явным образом не продемонстрируете обратное.

Правило 6: Люди одиноки

Это кажется широким обобщением. Но удивительно, сколько людей, которые, кажется, имеют многое, страдают от одиночества. Как социальные существа, люди особенно чувствительны к любым угрозам лишиться общества. Одиноким можно быть даже окруженным множеством людей.

Поскольку одиночество является довольно обычным делом, в этом смысле (одиночества), вы никогда не будете одни. Если же серьезно, проявляйте внимание к интересам других людей, может вы обнаружите точки соприкосновения с вашими интересами. С другой стороны, другие люди вряд ли самостоятельно узнают ваши интересы, если вы им об этом не расскажите.

Правило 7: Люди погружены в себя

Это в чем-то походит на повторение правила номер один. Такие факты, что люди склонны быть чрезвычайно заинтересованными только собой, что они часто одиноки, что они более эмоциональны и чувствительны, чем делают вид, дают нам пищу для размышления и повышения своей эффективности.

Я люблю оптимистические, но вместе с тем реалистичные представления о людях. Люди в целом стараются изо всех сил, но делают ошибки и страдают от непреднамеренного эгоцентризма. Другими словами, они в основном походят на вас. опубликовано econet.ru

Читайте также:
Как отличить дружбу от любви?

Автор: Андрей Ложников

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Социология «человеческих взаимоотношений» Э. Мэйо

Гост

ГОСТ

Теория «человеческих взаимоотношений» — это концепция, сформулирована Э. Мэйо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов.

Э. Мэйо – это американский социолог, психолог, который в свое время внес значительный вклад в развитие социологии управления.

Эксперименты Э. Майо

Свои эксперименты Майо начал проводить в 1924 году в городке Хоторн близ Чикаго, на заводе который принадлежал компании «Вестерн Электрик». Целью эксперимента было выяснения причин снижения уровня производительности труда.

Работу Майо начал с того, что разделил коллектив цеха на контрольную и экспериментальную группы и значительно улучшил освещение рабочих мест на выбранном экспериментальном участке, что существенно повысило производительность труда. Однако, когда Майо, снизил освещенность, то к его удивлению производительность труда все равно продолжала расти. Так он пришел к выводу, что рост производительности не связан с уровнем освещения.

Самыми известными экспериментами Майо стали исследования работы сборщиц реле в тестовой комнате. В данном эксперименте участвовала небольшая группа, в которую входили шесть женщин – пять сборщиц реле и одна комплектовщица. Они работали в одном помещении, но условия работы им очень часто меняли, в частности, изменяли освещенность, количество перерывов, уровень качества питания и пр.

Парадокс состоял в том, что даже негативные изменения приводили к повышению уровня производительности труда. После этого Мэйо предположил, что в эксперименте участвует некая независимая переменная, которой является сам факт участия человека в эксперименте. Таким образом Мэйо сделал первое открытие, что к повышению производительности труда привело внимание к рядовому работнику со стороны администрации и исследователей. Такой феномен был назван Хоторнским эффектом.

Хоторнский эффект – это особый феномен, при котором условия новизны, повышенного интереса и внимания к экспериментальному исследованию заметно искажают его результаты.

Готовые работы на аналогичную тему

Выводы и результаты эксперимента

Исследования Майо также показали, что:

  • работники завода стремились создать неформальные группы, внутри которых во время дополнительных перерывов они могли реализовать взаимоотношения на практике;
  • именно эта тенденция привела к повышению уровня производительности труда;
  • групповая принадлежность и разнообразные отношения между окружающими дают работникам разнообразные психологические выводы. Это не менее важно для них, чем финансовый аспект;
  • исследователи установили тот факт, что неформальные группы могут удовлетворить ряд потребностей.

Кроме того, Майо пришел к следующим выводам:

  • чувство принадлежности является одной из самых сильных эмоциональных потребностей;
  • люди стремятся как к получению, так и к оказанию помощи в процессе организации трудовой деятельности;
  • при общении удовлетворяется потребность людей в информации.

Производительность труда – это степень результативности деятельности людей в сфере производства материальных благ, в течение какого-то определенного промежутка времени.

Главное открытие Э. Мэйо заключалось в том, что социальные и психологические факторы оказывают на производительность труда гораздо более сильное влияние, чем физические характеристики, при условии того, что сама организация труда является эффективным процессом.

Исследования Мэйо позволили ему сформулировать теорию «человеческих отношений».

Человеческие отношения – это взаимодействие между людьми в рамках узкого круга либо социума в целом. Человеческие отношения реализуются как в трудовой деятельности, так и в других формах активности личности, которые проявляются путем попадания в разнообразные ситуации.

Доктрина человеческих отношений

Исследования социолога заложили основу для возникновения доктрины человеческих отношений, в которой существовали несколько принципов:

  • человек является социальным существом и для него важно принадлежать к какой – либо социальной группе;
  • бюрократия несовместима со свободой человека и с его истинной природой;
  • руководители предприятий в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо создавать благоприятные условия труда и общения для того, чтобы повысить их производительность.

Если за труд вознаграждается вся группа, то этот метод воздействия гораздо эффективнее приоритета одного человека.

Мэйо также говорил о том, что внимание необходимо концентрировать на социальных и психологических аспектах трудовой деятельности, поскольку – это основной путь решения возникающих общественных противоречий. Таким образом общество станет стабильнее и даст начало партисипативному менеджменту.

Партисипативный менеджмент – это система, которая предполагает привлечение работников к управлению предприятием и базируется на предпосылке, что человек на нем является не только исполнителем определенной функции, а проявляет заинтересованность в том, как организована его работа и в каких условиях он трудится.

Несмотря на важность и значимость описанных экспериментов, их весьма часто критикуют, руководствуясь при этом вполне обоснованными фактами. Например, говорят о том, что социально – психологические взаимоотношения людей являются более многогранным феноменом, который необходимо исследовать с разнообразных точек зрения, а не только в контексте трудовой деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: