Что делать, если над тобой постоянно издеваются в школе: практические рекомендации

Что делать, если над тобой постоянно издеваются в школе: практические рекомендации

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что такое буллинг в школе

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Участники школьного буллинга

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Читайте также:
Как воспитывает детей мать с нарциссическим складом характера

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Маша Павлова перешла на домашнее обучение, потому что не хотела терпеть выходки неуправляемого одноклассника, который перекрикивал учителей, ругался матом, прятал вещи, чтобы поиздеваться. Подробнее об опыте Маши читайте в этой

Маша Павлова перешла на домашнее обучение, потому что не хотела терпеть выходки неуправляемого одноклассника, который перекрикивал учителей, ругался матом, прятал вещи, чтобы поиздеваться. Подробнее об опыте Маши читайте в этой

Учителям нельзя оставаться в стороне: как противостоять травле в классе?

17-19 августа прошло II Всероссийское онлайн-совещание «Августовка — 2021». Образовательная платформа Учи.ру проводит второй год подряд это масштабное мероприятие для педагогов, классных руководителей, завучей и директоров школ.

Главной темой первого дня совещания стала безопасность школьников. Спикеры форума подняли важную тему школьной травли.

Буллинг — это то, с чем сталкивался практически каждый в школьные годы. При этом и у жертв, и у агрессоров последствия травли могут длиться всю жизнь. Начался учебный год, а это значит, что заголовки СМИ скоро будут «кричать» об очередных случаях школьного насилия.

Что же заставляет детей безжалостно издеваться над другими, как учителю создать комфортную для подростков психологическую атмосферу в классе, а главное, что делать, если трагедия уже случилась — в вопросах безопасности разбирались эксперты форума.

Читайте также:
Может ли человек измениться, стоит ли его менять?

Содержание:

Травля в каждом классе!

Тема травли в школе под прицелом специалистов уже давно. Психологи бьют тревогу: в последние годы издевательства приобрели новые формы. Помимо модных среди подростков интернет-челленджей, ради которых всё чаще происходит насилие над людьми, более серьёзные масштабы приобретает кибербуллинг.

Как правило, взрослые думают, что подобные проблемы возникают с кем-то и где-то, но не в школе их ребёнка и уж точно не с ним самим. И пока одни пребывают в неведении, а другие бьют тревогу, не зная на самом деле, что делать в таких ситуациях, насилие над детьми продолжается.

В травле ужасны все роли: и агрессора, и жертвы, и даже наблюдателей. Подобный опыт оставляет серьёзные следы на психике, которые будут сказываться даже во взрослом возрасте, спустя много лет.

По статистике, у каждого российского учителя в классе есть хотя бы один ребёнок с трудностями поведения. И только совместная работа учителей, родителей и школьных психологов поможет противостоять психологическим проблемам детей, особенно в подростковом возрасте.

Несмотря на то, что тема психологического насилия находится на слуху и о жертвах буллинга периодически пишут СМИ, эксперты круглого стола «Школе не всё равно» отмечают: в России крайне мало специалистов, которые могут профессионально помочь в случаях травли.

Что способствует возникновению травли, точно никто не знает. Социальная разобщённость, тяжёлый подростковый возраст, попытки самоутвердиться… причин может быть много. Даже некоторые высказывания и отношения учителей к детям могут послужить толчком для зарождения школьного насилия. Хотя педагоги навряд ли делают это осознанно.

Психолог, президент АНО «Территория безопасности», куратор школы безопасности интернет-издания «Мел», Анастасия Беренова отмечает:

«Часто травля начинается с шуток, которые кого-то ранят. Поэтому важно разбирать с детьми, как правильно шутить и не допускать оскорбительных подколов или фраз в адрес членов коллектива».

Поэтому важным условием создания комфортной среды в классе являются надёжные и прочные отношения между учителем и детьми. При этом отношение ко всем членам детского коллектива должно быть одинаковым. В классе не может быть любимчиков, а соревнования среди подростков с неокрепшей психикой и вовсе недопустимы.

Ребятам в классе важно дать понять, что они — единое целое. Иначе говоря: один за всех и все за одного.

Как бороться с травлей?

Руководитель отдела по работе с учителями благотворительного фонда «Шалаш», Валерий Майоров предлагает учителям ввести в классах простые правила, например:

  • «у нас нельзя обижать других словесно и физически»;
  • «у нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются — это немедленно прекращают» и т.д.

Одноклассники должны защищать того, кто слабее, кому нужна помощь. В таких коллективах риск травли сводится к минимуму.

Создание комфортной среды

Когда случается очередной громкий случай травли, внимание общественности и специалистов заостряется на этой проблеме. Вопросы безопасности становятся главными на повестке дня, и в попытках уберечь детей от разного рода насилия, взрослые порой перегибают палку. Излишняя безопасность может навредить.

Анастасия Беренова предложила пересмотреть философию контроля детей. По словам самих учеников, они не планируют обращаться со своими проблемами к педагогам, которые вынуждены следить за жизнью учеников в соцсетях.

Взрослым не нужно ждать, когда трудное поведение пройдёт само. Учителям важно обеспечить психологическую и физическую безопасность школьников, а родителям участвовать в жизни детей. При этом и тем, и другим важно донести до подрастающего поколения: травля — это не смешно, ведь при шутке должно быть весело всем без исключения.

Классные часы как средство профилактики

Педагогам эксперты советуют устраивать специальные классные часы на тему профилактики травли в школе. На них предлагается, в том числе и в игровой форме, разбирать типичные конфликтные ситуации, чтобы школьники научились правильно реагировать на агрессию.

Плакаты добрых дел

Ещё одно предложение, которое может помочь воспитать в детях чувство ответственности за свои поступки, это отказ от коллективной цели «быть хорошим». Она слишком пафосна и размыта. Будет неплохо внедрить небольшие задачи и цели, и фиксировать их выполнение с помощью плаката добрых дел. На нём дети самостоятельно смогут отмечать свои успехи: помощь близким, поддержка, знакомства с новыми друзьями и т.п.

Нужно ли разбирать в классе случаи травли и как это сделать?

Учителям ни в коем случае нельзя оставаться в стороне, когда обстановка в классе становится критичной. Специалисты предлагают при выявлении явного факта физического или психологического насилия в коллективе поступить следующим образом:

  1. Поговорить учителю с детьми: узнать их самочувствие и настроение в классе. Важно понимать, кому сочувствуют учащиеся в сложившемся конфликте, какие чувства они испытывают.
  2. Составить совместно с ребятами план действий о том, что нужно сделать, чтобы в будущем подобная ситуация не повторилась.
  3. Обсудить полученный план, чтобы ребята запомнили алгоритм действий.

Упор на школьных психологов

Важно помнить, что с подростками работают только компромиссы. Педагогам не нужно бороться с учащимися. Подростки многие действия совершают только потому, что не знают альтернативы. И поэтому задача и учителей, и школьных психологов научить подопечных правильным коммуникациям.

Специалист по девиантному поведению подростков, психолог Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, Екатерина Головина:

«В нашем обществе до сих пор остро стоит проблема получения психологической помощи — люди не ходят к психологам в случае затруднений. Даже педагоги часто не обращаются к штатным школьным психологам».

При этом обращаться к специалистам нужно. Не каждый взрослый, будь то учитель или родитель, сможет найти правильный подход к конкретному ребёнку. К тому же не всегда получается анализировать поведение ребёнка без тотального контроля. А ведь главная цель — понять причины детского поведения.

Читайте также:
Как не кричать на своего ребёнка

Например, если вам не нравится музыкальный исполнитель, которого слушает ваш ребёнок, не упрекайте его в отсутствии вкуса — лучше разберитесь, почему он выбрал именно эту группу/песню и т.п. Подросткам необходимо безусловное принятие — дети в этом возрасте очень ранимы.

Стоп-слова для взрослых

Тьютор, куратор по воспитательной работе и внеклассной деятельности учащихся ГАОУ «Школа №1518» Москвы, Маргарита Соломонова отметила, что в школе сейчас важно проявлять внимание к психологическому климату в классах, а не к закупке металлоискателей. При этом далеко не все учителя готовы работать с трудным ребёнком и признавать наличие психологических проблем в школьных коллективах.

По статистике, 14% детей в возрасте от 7 до 18 лет сталкиваются с трудным поведением. Они могут употреблять наркотики и алкоголь, воровать, вести себя агрессивно, заниматься самоповреждением и т.д.

Ребёнок не может справиться с психологическими проблемами в коллективе самостоятельно. Поэтому важна помощь родителей и педагогов. Взрослым необходимо отказаться от следующих позиций при обсуждении травли с детьми:

  1. «Не обращай внимания, и это пройдёт».
  2. «Сам/а виноват/а».
  3. «Сам/а справишься».
  4. «Дай сдачи».
  5. «Учись налаживать отношения».
  6. «Не бойся» и т.д.

Также необходимо избегать в классах построения жёсткой иерархии и формальной дисциплины. Оба фактора способны спровоцировать появление травли в коллективе. Также нередки случаи, когда буллинг появляется в тех классах, где у педагога произошло профессиональное перегорание и пропал интерес к жизни класса.

Виды травли в школе

Программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, директор Центра толерантности в Еврейском музее, Анна Макарчук рассказала о результатах исследования видов травли в школе.

Согласно опросу учителей:

  • 42,3% чаще всего сталкиваются с травлей одних детей другими;
  • 15,5% — травлей педагогов родителями;
  • 12,2% — травлей педагогов руководством;
  • 11,5% — травлей детей педагогом;
  • 10,3% — травлей педагогов детьми;
  • 9% — травлей от коллег.

Каждый пятый педагог признаётся: для профилактики травли ему не хватает методов и знаний в области социально-психологических механизмов травли. 17% отмечают дефицит юридических и правовых ресурсов, 16% — отсутствие возможности взаимодействия с родителями, 12% — нехватку времени и 10% — отсутствие материальной мотивации для борьбы с буллингом.

Одним из главных методов профилактики буллинга является развитие эмпатии у детей. Это позволит существенно снизить уровень агрессии. Необходимо, чтобы у ребёнка были доверительные и глубокие взаимоотношения с родителями. При этом немаловажен и климат в семье. Наличие насилия и жестокости в разы повышает риск трудного поведения.

Анна Макарчук настаивает на необходимости постоянной работы с детьми педагогам и родителям для обеспечения безопасности в школе. Эксперт предлагает проходить курсы «Каждый важен» для профилактики трудного поведения детей и травли в коллективах.

Проблема, о которой не принято говорить

Травля — явление ужасное и порой приводящее к трагическим последствиям. Но можно ли любую агрессию в свой адрес отнести к травле? Конечно, нет.

Богатая фантазия подростков может привести к тому, что взрослые будут введены в заблуждение. А причин у такого явления может быть несколько:

  • непонимание, что такое травля, а что есть обычная невоспитанность или грубое поведение. Здесь важна роль родителя, который должен научить ребёнка отличать эти понятия друг от друга;
  • желание навредить или отомстить обидчику, вызвав в его сторону всеобщий гнев. Необходимо научить подростка правильно реагировать на различное поведение и поступки окружающих, не впадая в крайности.

Важно понимать наверняка в чём проблема. Прежде всего, поговорите по душам со своим ребёнком, если и после этого ситуация не прояснилась, попробуйте узнать насколько рассказы про буллинг соответствуют действительности у одноклассников сына или дочери, а также у школьных учителей. В любом случае всегда правильнее сохранять спокойствие и анализировать ситуацию вместо того, чтобы бить тревогу или же не обращать внимание на жалобы ребёнка.

Помните: ответственность за психологический климат дома и в семье, безусловно, лежит на родителях. Их общая задача — помочь пережить тяжёлый возраст подрастающему поколению. Дети с ранних лет должны понимать, что хорошо, а что недопустимо.

Пусть новый учебный год у всех пройдёт гладко и спокойно, а советы на тему «что делать в случае травли» вам пригодятся только в теории!

Общественная онлайн-приемная по правам ребенка в МУ “Преображение”

Всем хорошо известно, что дразнилки, обзывания, а иной раз и избиения, делают школьную жизнь некоторых ребят просто невыносимой. Не в состоянии справиться с непреодолимыми издевательствами сверстников подросток каждый день отправляется в школу, как на каторгу. Дружеские отношения с ребятами, так необходимые в этом возрасте, выстроить не удается, успеваемость падает, ведь мысли подростка совсем не об учебе.

1. Издеваются над теми, кто проявляет слабость. Если это про тебя, тогда важно учиться давать отпор, проявлять уверенность, на издевки можно отвечать с юмором. Чтобы освоить новые тактики поведения, необходимо тренироваться. Лучше, если тебе поможет друг или родитель (человек, которому ты доверяешь), и вы попробуете с ним разыграть ситуацию, когда в ответ на обидные слова или действия ты ответишь уверенно, твердо, остроумно. Можно провести такую тренировку и без помощи другого человека, перед зеркалом. Но все-таки обратная связь со стороны бывает очень полезна. Именно поэтому для ребят проводятся специальные занятия – тренинги, где можно в группе учиться новым способам общения. Такие тренинги для подростков проводятся и в нашем центре “Преображение”.

2. Важно ценить себя. Неуверенность чувствуется издалека, а вот человека, уважающего себя, не так-то просто обидеть. Вместо того, чтобы выискивать в себе недостатки, учись ценить свои достоинства. Не давай унижать себя. И кстати, не всегда стоит давать списать «домашку» по первому требованию. Здорово быть отзывчивым, но слишком добрых людей почему-то в современных школах называют «тряпками». Обязательно составь список (хотя бы из 20 пунктов) своих достоинств: умений, черт характера, личностных качеств, внешних проявлений, которые ты в себе ценишь, и периодически его перечитывай. Это помогает укреплять самооценку.

Читайте также:
Умер любимый отец: как пережить горе и найти в себе силы жить дальше?

3. Посмотри вокруг и ответь на вопрос: «С кем я дружу?». Друзей можно выбирать, а в сложных ситуациях, как известно, раскрывается истинный характер. Случается, что подростки дружат с кем-то только потому, что это «престижно», но если в обмен на престиж твой друг над тобой смеется, вряд ли его можно таковым считать.

4. Случается, что смешки и издевки появляются не на пустом месте, а в ответ на твое собственное агрессивное поведение. Если это так, стоит задуматься, что ты сам можешь делать по-другому, чтобы издевательства прекратились? Не лезть первым в драку.

5. Самое главное – это самому быть сильным. И речь идет не столько о физической силе (хотя по статистике над ребятами, занимающимися спортом, издеваются намного реже), а о внутренней силе. Тогда, как остальные ищут опоры в лидере, ты можешь учиться искать опору в себе. Проявляй самостоятельность, учись брать на себя ответственность за себя и свои поступки, предлагай и отстаивай свои идеи и тогда у тебя у самого будет шанс стать лидером. Что же касается физической силы, тебе будет действительно полезно заняться спортом, окрепнув физически, ты почувствуешь себя увереннее и сильнее.

Разумеется, силу и уверенность за час не обрести. Их нужно развивать, работая над собой. Поэтому ниже ещё несколько рекомендаций, которые ты можешь использовать, пока занимаешься спортом и развиваешь внутреннюю стойкость.

6. Врага надо знать в лицо. Среди обидчиков всегда есть лидер, который раскаляет огонь издевательств, и есть «приближенные» к нему, то есть ребята, для которых важно покровительство этого лидера. Они, как правило, поддакивают лидеру. Здесь есть 2 пути решения:

a. воздействовать на лидера: ты, конечно, можешь попробовать поговорить с ним, но вряд ли такой «лидер» пойдет с тобой на конструктивный диалог, поэтому более реалистичным будет вариант b.

b. воздействовать на «приближенных»: в этом случае можно надавить на поддакивающих ребят, объяснить, что лидер ими управляет, а они ведутся, будто у них вообще нет собственного мнения. Только общаться с ними по этому поводу нужно по очереди и наедине. Лидер без «приближенных» бессилен.

7. Ни в коем случае нельзя быть частью толпы – никогда не участвуй в издевательствах сам. Подросток, не имеющий собственного мнения, становится очень уязвимым.

8. Остроумие – уникальная защита от издевательства. Если ты решишь дать обидчику остроумный отпор в ответ на его издевку, важно чтобы в этом отпоре не было угрозы или оскорбления, иначе, чем ты отличаешься от него?

«Ок, что ты хочешь всем этим добиться? Определись уже, чего тебе от меня надо?» Не жди ответа, эта фраза направлена на то, чтобы просто ввести собеседника в ступор. Хотя не исключено, что он действительно задумается о мотивах своего поведения.

10. Ещё один способ, помогающий отвлечь собеседника, переключить его внимание. Вспомнить какие-либо факты из жизни оппонента, когда с ним поступили так же, как он поступает сейчас, спросить – что он тогда больше всего хотел сделать и как он думает, что ты сейчас хочешь сделать.

Возможно, на первый взгляд некоторые рекомендации покажутся трудноисполнимыми, так как даже для того, чтобы подойти к кому-то из сверстников, участвующих в издевательствах, а уж тем более что-то сказать, нужна уверенность в себе и собственных силах. Кроме того даже они не универсальны: с кем-то сработают, а с кем-то – нет. Именно поэтому одной из основных и первостепенных задач является развитие уверенности в себе через отработку навыков выхода из сложных конфликтных ситуаций, тренировку противостояния психологическому давлению. В результате такой работы над собой ты станешь не только более гибким в общении, но и научишься отстаивать свою позицию, договариваться, противостоять давлению и манипуляциям и, конечно, сможешь быстро и легко выходить даже из самых сложных конфликтов.

А помочь тебе научиться быть сильным и уверенным могут родители или психологи центра “Преображение”. Обращайся!

Центр социальной поддержки молодежи “Преображение” находится по адресу: г. Кинешма, пер.Дунаевского, д.16. Тел. – 3-68-00

Как помочь ребёнку, если его дразнят в школе: инструкция для учеников и учителей

Если физические признаки травли (синяки, порванную одежду, «потерянный» дорогой телефон) внимательный родитель быстро заметит, то с вербальным буллингом дела обстоят не так очевидно. Да и многие родители и учителя уверены, что «это просто такая игра». Координатор программы «Травли NET» Мария Свир рассказывает, почему словесные оскорбления — это опасно и как правильно отвечать на буллинг.

Взрослые, которые считают, что дразнилки — это просто такая форма общения и ничего страшного в ней нет, скорее всего, из тех, кто никогда не сталкивался с этим или благополучно забыл обо всём. Потому что оскорбления, хохот на уроке, когда ребёнок пытается отвечать, высмеивание определённых черт характера — это самая настоящая травля. Она вызывает у ребёнка чувство страха, беспомощности, неуверенности в себе, неврозы, тревожность, депрессивные мысли и состояния.

Почему ребёнка могут дразнить

Дразнить, как и травить в целом, могут за что угодно — за свитер старшей сестры, за фамилию, за хорошие оценки. Если у ребёнка, которого буллят, спросить, почему с ним такое происходит, ответ будет предсказуем: «Потому что я толстый/у меня нет планшета/я медленно бегаю/ я хуже всех». Ребёнок легко объяснит это — с ним же очевидно что-то не так.

Читайте также:
Основные стадии жизненного цикла любой семьи

Основная опасность вроде бы безобидных дразнилок: они внушают ребёнку, что его в самом деле есть за что обзывать

Даже самый уверенный в себе ребёнок, живущий в любящей семье, может поддаться на эту провокацию. Ребёнок, которого постоянно дразнят и обзывают, может испытывать трудности в учёбе, не верит в свои силы, пытается пропускать занятия всеми правдами и неправдами, чтобы избежать травмирующих ситуаций. Он начинает и сам смотреть на себя как на ущербного.

В будущем этот опыт, пусть и подавленный, может обернуться проблемами с самооценкой и здоровым восприятием себя, а чувство стыда, бессилия, беспомощности, уязвимости запомнятся надолго и могут негативно повлиять на формирование личности.

Если у вашего ребёнка немного друзей, но никто не отнимает у него чувство безопасности, не обижает его, не дразнит и не издевается, то он просто замкнутный и не стоит о нём волноваться.

Когда возникает словесная травля

В младшей школе вероятность появления травли существенно ниже, поскольку ещё очень силён авторитет учителя, к которому дети проявляют гиперлояльность. Но даже дружные и нейтральные коллективы, у которых в начальной школе не было буллинга, с 5-6 класса рискуют «открыть» для себя травлю, когда учитель перестаёт играть такую важную роль.

Дети вдруг понимают, что, оказывается, можно сплотиться против кого-то. Издеваясь над выбранной жертвой и преследуя её, можно почувствовать принадлежность к группе, особое упоение, веселье и даже эйфорию от общности — чувства, которые хочется переживать снова и снова и от которых трудно отказаться.

Кроме того, когда кто-то оказался втянут в буллинг в качестве свидетеля, ему может быть просто страшно останавливаться — страшно, что внимание агрессора переключится на него, что его объявят «неправильным» и сделают следующим изгоем.

Что делать родителям и ребёнку, которого дразнят

1. Объяснить, кто виноват

В первую очередь ребёнку надо объяснить, что если его дразнят, это не с ним что-то не так, а с окружающими. Это они выбрали быть плохими и обзываться. Если бы кто-то систематически специально делал какую-то глупость (разбивал дома чашки/рвал свои тетрадки/как-то ещё вредил себе), то про такого человека мы бы не думали ничего хорошего. Важно сразу сказать ребёнку, что его особенности — это неотъемлемая часть личности и она ни в коем случае не делает его плохим.

2. Постараться не реагировать

Часто родители советуют «просто не обращать внимания — обидчикам вскоре надоест», но это работает, только если ребёнок действительно сохраняет спокойствие и остаётся невозмутимым. А если за равнодушием легко разглядеть смятение, краснеющие щёки и блестящие глаза — агрессорам становится только веселее. Они удваивают усилия. Тем более что этот спектакль предназначен скорее для публики, которая уж точно не делает вид, что ей всё равно, а охотно подхватывает и смеётся. Пока есть зрители, травля не прекратится.

3. Не принимать правила игры

Главное правило — ни в коем случае не подхватывать навязываемые правила игры и не выдавать ту реакцию, которую зачинщики ждут (плакать, сердиться, огрызаться, кричать, опровергать, доказывать, просить прекратить).

Классический пример: агрессоры берут чужую шапку и начинают перекидывать её друг другу, вынуждая жертву бегать туда-сюда, пытаясь поймать. Надо просто развернуться и пойти домой: велика вероятность, что обидчикам, во-первых, тут же станет неинтересна их затея и они просто бросят ненужную шапку, а во-вторых, они испугаются, что жертва сейчас придёт домой и расскажет всё родителям.

4. Действовать неожиданно

Ещё лучше — задать свои установки: дать разрешение («Обзывайся на здоровье»), переложить ответственность на обидчика («Да, я уже заметил, что тебе нравится говорить так»), задавать вопросы («Оригинально! А ещё что-нибудь есть?»).

Конечно, поначалу агрессоров это может воодушевить и они в самом деле будут обзываться на здоровье и демонстрировать, что у них есть в запасе. Но, как правило, такая эскалация не длится долго, потому что обзываться без отдачи — всё равно что кричать в пропасть.

5. Развивать самоиронию

Уязвленная реакция жертвы позволяет агрессору чувствовать силу, власть и уверенность в себе, свою правоту и победу. Научите ребёнка никому не давать эту силу и власть над собой. При вербальном буллинге крайне важна способность к чувству юмора и самоиронии: детей, которые могут уверенно и со смехом первыми заявить о своих отличиях, какими бы они ни были, обычно не травят.

Как вести себя учителю

1. Не перекладывать ответственность

Это относится уже к учителю. Оскорбления, обзывательства и обидные дразнилки, возможно, и веселят весь класс, но тот, кого травят, явно не получает удовольствия — значит, задача учителя это прекратить. Без всяких отговорок в духе «ну не дерутся же — и ладно». Игра — это когда весело всем, процесс, в котором все участвуют добровольно.

2. Определить, когда начинается травля

Учитель должен различать конфликт, непопулярность и травлю, поскольку с каждой из этих проблем бороться нужно по-разному. В конфликте обычно участвуют двое, а силы соперников примерно равны. В этом случае хорошо работают методы медиации: в конфликт вступает третья, нейтральная сторона, которая высказывает беспристрастное мнение и помогает урегулировать разногласия.

5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли

Помочь ребёнку завоевать популярность тоже в силах учителя: можно давать ему задания, с которыми он хорошо справляется, отмечать его успехи, хвалить — словом, показывать важность этого человека для всей группы. Однако эти меры стоит принимать только тогда, когда нет травли — иначе ученик рискует столкнуться с ещё более жестоким буллингом, поскольку травить успешного, «выскочку», «подлизу» даже приятнее и интереснее.

Читайте также:
Когда уходит детство: как наладить близкие отношения с дочерью – подростком или уже взрослой
3. Взять ситуацию в свои руки

В случае травли работать надо не с одним учеником, не с двумя конфликтующими, а со всей группой сразу. Поскольку искоренить травлю, удалив главного обидчика, не удастся: группа тут же выдвинет нового агрессора, только в этот раз научится его покрывать или вести травлю более изощрённо и тонко. Первый главный шаг педагога — донести до класса, что он в курсе сложившейся ситуации и она его не устраивает. Второй шаг — дать проблеме имя: у нас в классе происходит травля/насилие. Варианты вроде «У Саши не получается найти с вами общий язык, зачем вы его обижаете, ему же плохо и грустно» не подходят, поскольку это снова перекладывание вины на «Сашу» и апелляция к его чувствам (но если бы агрессорам было дело до его чувств — они бы его не травили).

4. Представить травлю как болезнь

Агрессор обычно пытается отпираться до последнего и защищать себя «да он сам», «а что я?», «он первый начал». Поэтому эффективнее представить травлю как болезнь всей группы, от которой всем грустно и плохо. Что мы можем сделать, чтобы вылечиться, чтобы у нас снова был дружный класс?

Такой метод позволяет зачинщикам сохранить лицо (очень часто это неуверенные в себе и ранимые дети, которые боятся потерять уважение и авторитет), а всему коллективу осознать, что они находятся в одной лодке.

Развить дискуссию помогут примеры из книг и фильмов — для младшеклассников «Гадкий утёнок» Гарри Бардина, для детей старшего возраста — «Чучело» Железникова. Конечно, читать или смотреть фильм надо всем вместе, а не задавать на дом. В процессе важно обращать внимание на какие-то моменты, интересоваться мнением учеников, спрашивать, как бы они поступили в том или ином случае, кто прав и почему.

5. Помочь детям оценить своё поведение

Пусть дети сами выставят себе баллы в зависимости от того, какой вклад они внесли в травлю: вообще не участвовали, молча наблюдали со стороны, поддерживали зачинщика или были главными обидчиками. Полезно также выработать общие правила поведения, проголосовать за них, выписать большими красивыми буквами на ватмане и предложить всем детям расписаться. Понятно, что никакой юридической силы у этого «документа» не будет, зато терапевтический эффект от заключения настоящего контракта со взрослым поможет укрепить позитивную динамику изменений.

Cartoon Network Россия, один из ведущих детских телеканалов, проводит ежегодную антибуллинговую кампанию. В 2018 году у неё появился слоган «Отличаться — это отлично!» и хештег #БудьОтличным. Проект предлагает взрослым и детям по-новому взглянуть на особенности, ведь именно они делают каждого из нас уникальным. Социальную инициативу телеканала поддержали АНО БО «Журавлик», программа «Травли NET» и благотворительный фонд «Галчонок», а также проекты «Family Tree» и «Детям о важном».

Травля в школе: инструкция для детей

Буллинг — это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективом. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, который может отразиться на их здоровье. В рамках антибуллинговой кампании Травли.Net в благотворительной организации «Журавлик» сделали памятку для детей, где объясняется, что такое травля, чем она отличается от игры и как ее остановить. Инструкцию написала известный психолог Людмила Петрановская, а редактором выступила популярный детский поэт Маша Рупасова. «Литтлван» рекомендует всем родителям прочесть эту памятку вместе с детьми.

Знаешь ли ты, что такое травля?

Когда кого-то постоянно обижают, дразнят, оскорбляют, когда с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают — это называется травля.

Хотя часто люди, которые кого-то травят, предпочитают говорить:

  • «Мы просто его не любим».
  • «Мы просто ее дразним».
  • «Мы так не играем».
  • «Мы шутим, это же шутка».

Ты согласен, что это «просто шутки»?

Вот несколько мальчиков отняли у одного шапку и кидают друг другу, а он мечется между ними, пытаясь ее поймать. Они «просто играют»? Может быть. Если тот, чья шапка, тоже весело смеется. Если сегодня кидают его шапку, а завтра — другого мальчика. Если поиграв в шапку, они пойдут дальше, все вместе весело болтая.

Но что, если все иначе?

Если всем весело, а тому, чья шапка – вовсе нет? Потому что он знает, что сегодня, и вчера, и завтра будут бросать именно его шапку, или другую его вещь. Потому что они не просто кидают — они смеются над ним и говорят обидные вещи.

Мы все знаем и чувствуем разницу между игрой и травлей. В игре весело должно быть всем. В игру все вступают добровольно. В игре роли меняются: сейчас ты вода, потом я.

При травле удовольствие получают не от того, что ловко бросают и ловят предмет. Все удовольствие — в издевательстве над человеком, в веселье по поводу его бессилия, его злости, в наблюдении за тем, как он мечется в кругу громко хохочущих ребят, едва сдерживая слезы. Очень гадкое удовольствие, недостойное хорошего человека.

А вот девочки сделали очень обидную картинку из фото одноклассницы и отправляют ей ссылки. А под картинкой — комментарии, в которых все изощряются в остроумии, стараясь задеть ее посильнее. И опрос: кто считает, что Даша Петрова — тупая корова?

Они «просто шутят»?

Нет. Это не шутки. Это издевательство.

Девочки получают удовольствие от того, что делают другому человеку больно. Не остроумием они наслаждаются, а насилием. Если Даша пытается в ответ оправдываться, или сердится, или просит прекратить, расстраивается, плачет, удовольствие становится еще больше. И еще отвратительней.

Читайте также:
Что делать, когда у ребёнка низкая самооценка?

На самом деле они, конечно, знают, что это плохо. Потому и говорят: «Мы просто шутим», «Мы просто ее не любим», «Она нас бесит». Они хотят верить, что они – хорошие, это тот, кого они обижают — «такой». Сам виноват.

Никто не хочет быть плохим, да и, скорее всего, они не плохие. Просто в какой-то момент решили, что издеваться — это весело и это можно. Такое правило жизни возникло, и никто не стал с ним спорить.

Причины травли

Когда кого-то травят, всегда кажется, что на это есть причина. Он (она) же такой (такая).

Какой такой? На самом деле, неважно. Слишком умный, слишком глупый, слишком толстый, слишком худой, слишком странный, слишком обыкновенный, так одет, сяк одет, тем увлекается, этим занимается. Да какая разница. Что-нибудь да найдется.

Потому что дело не в том, кого травят, не в его качествах и особенностях. Если бы это было так, то было бы одно и то же во всех ситуациях: скажем, всегда травят толстых или двоечников. Но есть множество полных ребят, которых не трогают. И есть очень стройные, над которыми издеваются. Есть двоечники, с которыми все дружат, и есть отличники, которым не дают прохода. Нет никаких особых, специальных качеств, которые заставляют травить человека. И нет никаких качеств, которые бы точно от травли спасали.

Травля не связана с конкретными людьми. Травля — это плохое правило, которое завелось у группы. Если в классе принято травить, то травить могут кого угодно и за что угодно. А если нельзя, то очень разные дети могут в нем жить дружно и спокойно.

Травля – это плохо не только для пострадавшего

Когда в классе или в любой другой группе возникает травля, это очень плохо.

Иногда кажется, что это плохо только для того, кого обижают. Ему обидно, он расстраивается. Он не хочет ходить в школу, он даже иногда не хочет жить на свете.

Да, ему действительно несладко.

Но травля – это плохо не только для пострадавшего. Если в группе людей стало можно издеваться над кем-то, если это становится правилом, если те, кто травят, думают, что так и надо, и никто их не останавливает, – это меняет всю жизнь класса.

Больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Сегодня травят его – но завтра им покажется, что это я «не такой». Потому что они привыкли получать удовольствие от издевательств. Привыкли самоутверждаться за счет другого. А ну как завтра Даша свою страницу в Интернете закроет и больше не будет читать про себя гадости? Или мальчик, чью шапку кидали, просто уйдет в другую школу. Что тогда делать? Чем развлекаться? Против кого дружить? И тут уж кто подвернется, тот и будет новой жертвой. Ведь в нашем классе травить – принято.

Все это знают. И все боятся, даже если делают вид, что им очень весело.

А когда человек постоянно боится, ему сложно жить. И учиться сложно, и радоваться, и дружить. Психологи проверяли: если в классе есть травля, дети в нем хуже учатся. Все дети, не только те, кого обижают.

Именно страх самому оказаться жертвой часто заставляет участвовать в травле неплохих в общем-то ребят. Им вроде и стыдно, и противно, и неловко, но пока они с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей толпой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности. Сегодня жертва – он, а не я. И очень важно, чтобы всё так и осталось.

Заступиться еще страшней – получится, что я не со всеми, значит и мне достанется. И, скорее всего, достанется. Ведь на самом деле все знают, что ведут себя недостойно. И если кто-то начинает возражать, он всем об этом напоминает. Надо поскорее про него какую-нибудь гадость сказать, чтобы перестал.

Всем неприятно, но все продолжают.

Потому что сложилось правило: есть те, кого травят, и есть те, кто травят. Выбирай свое место. Жизни без травли, жизни в дружном классе уже никто себе и представить не может.

Иногда, став старше, люди с болью и стыдом вспоминают, как травили кого-то в детстве. Но тогда это казалось им единственным выходом. Или они просто не понимали до конца, что происходит.

Травлю начинают не от хорошей жизни

Может быть, у человека плохо на душе из-за того, что дома родители ссорятся, и ему хочется слить на кого-то свое раздражение.

Может быть, он очень хочет быть первым и главным, но не уверен, что на это у него хватит талантов, вот и изобретает такой способ самоутвердиться.

Может быть, над ним самим раньше издевались, и теперь он совсем не хочет оказаться на месте жертвы и побыстрее занимает место обидчика. Когда он вместе с приятелями обижает кого-то, он чувствует силу, защищенность, правоту. Только в эти минуты ему и хорошо, спокойно, нестрашно. Поэтому хочется повторить их снова и снова.

Для него самого это не очень хорошо, потому что с детьми такое поведение может и даст какие-то минуты торжества, но в будущем, со взрослыми, он просто останется без друзей. Никто не хочет общаться с жестокими людьми, никто не хочет с ними вместе работать и отдыхать. Может быть, их будут опасаться, но любить вряд ли.

Словом, лучше бы, пока не поздно, научиться по-другому себя вести. Тогда, может быть, вокруг будут не подлизышестерки, которые с агрессором «дружат», а на самом деле боятся его и не любят. Может быть, настоящие друзья появятся. Может быть, даже тот, кто сейчас кажется «не таким», станет лучшим другом. Иногда нас особенно раздражают люди, которые нам на самом деле очень интересны, потому что непохожи на нас.

Читайте также:
Ребёнок кричит и дерётся с родителями: как реагировать

Вот группа ребят, среди которых Коля и Марина, издевается над одноклассницей Олей. Говорят про нее гадости, кричат вслед оскорбления, смеются, пальцами показывают, картинки рисуют противные, делают вид, что боятся, будто Оля их коснется. Они уверены, что с ними все хорошо, а вот жертва «какая-то не такая».

Но давай подумаем.

Вот Коля крикнул: «Оля тупая!». Что в результате этого его действия произошло с Олей? Стала ли она хуже решать задачи? Забыла ли что-то, что знала? Нет, Оля осталась ровно такой же, как была минуту назад. Чужие слова нас не могут менять. И это, на самом деле, прекрасно. А то одному покажется, что ты тупой, другому – что слишком умный, а тебе что, каждый раз сразу меняться в ответ? Еще не хватало.

Но можем ли мы сказать, что Колины слова вовсе ничего не значат и ничего не меняют? Нет. Кое-кто от них изменился. И это не Оля, а как раз Коля. Он обидел человека, сказал грубость и глупость. Это он стал после этих слов хуже, чем был до них.

Потому что НАШИ слова нас меняют, ведь слово – это поступок.

А тут еще Марина подоспела и начала: «Это что на тебе надето? Ты это где взяла, на помойке?».

Опять внимательно смотрим. Изменилось ли после слов Марины что-то в Олиной одежде? Стала ли она лучше или хуже одета? Нет. Как было, так и осталось. Ни одна пуговица не переместилась ни на сантиметр.

А что произошло с Мариной? Увы, Марина стала после своих слов хуже. Она потренировалась в том, как быть грубой и злой, поучила саму себя плохим манерам и плохому способу общаться с людьми. Что бы вы сказали о человеке, который специально тренируется делать что-то как можно хуже? Постоянно падать с велосипеда, как можно хуже играть в компьютерную игру или делать побольше ошибок в контрольной? Очень умно он себя ведет?

С Олей ничего не произошло. А Коля и Марина всего за пару минут стали хуже, чем были. Обидно должно быть не Оле.

На самом деле, конечно, и Оле может в результате стать плохо.

Неприятно это, когда тебя дразнят и обижают. Когда к нам проявляют агрессию, мы чувствует тревогу и напряжение. Это не назовешь приятным состоянием. Но по-настоящему Оля может пострадать, только если сама всерьез воспримет слова Коли и Марины. Если она поверит и согласится, что она тупая и что одета не так, как «надо», и главное – что Коля и Марина вправе решать, какой ей следует иметь интеллект и как следует одеваться.

Их слова не могут причинить ей ущерба. Но если их слова станут ЕЕ словами и мыслями, тогда дело плохо. Чужие слова не могут нас изменить. Наши собственные – вполне.

Когда человека травят, он слышит оскорбления в свой адрес так много раз и от стольких людей, что в какой-то момент начинает думать: а может, и правда? Может, со мной что-то не так? Может быть, мне стоит измениться, и тогда меня перестанут обижать, а будут со мной дружить?

Многие жертвы травли так думают. Они стараются похудеть и купить новую одежду. Они делают вид, что им тоже смешно, когда швыряют их вещи. Они не рассказывают взрослым про издевательства, чтобы не стать «предателем». Они пытаются оказать какую-нибудь услугу обидчиками, чтобы те сменили гнев нам милость.

И это никогда не работает.

Даже если завтра Оля придет в школу очень круто одетая и покажет дипломы пяти выигранных олимпиад, это ничего не изменит. Потому что, как мы помним, травля возникает не потому, что жертва такая или другая. Она возникает потому, что группе понравилось кого-то травить. Просто теперь Олю будут обзывать «ботанкой» и говорить, что она «вырядилась».

Что же делать?

Просто еще раз подумать о том, о чем мы говорили выше. Чужие слова не имеют значения. Они не могут нас

изменить. Если кто-то хочет нас обижать, то дело не в том, какие мы, а в том, какой он.

Еще раз вдумайтесь: кто-то хочет тебя обидеть. О ком эта информация? О нем или о тебе? У кого-то есть потребность издеваться над другими, самоутверждаться за чужой счет. Ты здесь причем? Это информация о нем. Наверное, какие-то у него проблемы.

Помнишь детскую присказку: «У кого что болит, тот о том и говорит»?

Только в жизни человек, которому плохо на душе, обычно боится сказать «мне плохо, я в себе не уверен, я боюсь, что меня не будут уважать». Если бы он решился, очень может быть, что его бы в ответ поддержали. Но он не может решиться, не верит, что ему помогут. И поэтому говорит не про себя, а про другого: «смотрите, какой глупыйслабый-некрасивый-не такой, давайте все дружно его (а не меня) не уважать».

Неправильно
  • Спорить («Я совсем не толстый, просто крупный», «Это новая кофточка, самая модная, ты просто не понимаешь»);
  • Отвечать тем же («Ты сам дурак!», «Ты сама с помойки»);
  • Угрожать («Я все расскажу учительнице!», «вы у меня получите!»);
  • Делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза;
  • Делать вид, что тебе смешно, если это не так убегать и прятаться;
  • Плакать и жаловаться;
  • Бросаться в драку;
  • И вообще пытаться непременно все это остановить.
Читайте также:
Можно ли бить своих детей в целях воспитания?

Зачем останавливать то, что не может тебе причинить вреда? Им нравится это делать – это информация о них, а не о тебе. Мало ли, кто вокруг чем занимается и что говорит! Они хотят так проводить свое время – это их дело. А у тебя своих дел полно.

Правильно
  • Пожать плечами («Может, и так»);
  • Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»);
  • Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»);
  • Задать встречный вопрос («Тебе хочется так думать?»);
  • Согласиться («Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил»);
  • Дать разрешение («Ты можешь так думать,если хочешь»).

Смысл любых правильных реакций – показать, что то, что происходит – их дело, а не твое. Это они тут что-то думают, чего-то хотят, скачут-прыгают-кричат, какие-то имеют мнения и интересы. Ты этим если и интересуешься, то из вежливости.

Поначалу обидчики могут еще больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Потому что им правда нет никакого дело ни до твоего внешнего вида, ни до твоих качеств. Им хотелось получить удовольствие от твоей обиды и от своей власти над тобой. А нет обиды – нет и власти, и смысла продолжать тоже нет.

Но этого может быть недостаточно

Иногда травля переходит все границы и дело не ограничивается обидными словами.

  1. Тебе сделали по-настоящему больно,
  2. намеренно сломали твою вещь,
  3. испортили одежду,
  4. отняли деньги,
  5. мешают спокойно есть, переодеваться,
  6. пользоваться туалетом,
  7. угрожают тебе.

Это уже не просто травля. Это настоящее насилие, и оно запрещено законом.

Не нужно это терпеть. Немедленно сообщи взрослым: учителю, родителям и попроси о помощи. Ты не станешь от этого «ябедой». Ябедничать – это жаловаться взрослым по пустякам. А если речь идет о насилии, оно должно быть прекращено, и помощь взрослых здесь необходима.

Бывает, что обидчики запугивают и говорят: «Если скажешь кому-нибудь – вообще убьем!». Не стоит им верить. Такие люди всегда связываются только с беззащитными. Достаточно будет твоим родителям или учителю один раз с ними серьезно поговорить, и они станут обходить тебя стороной. Если взрослые решат, что одного разговора недостаточно, они обратятся в полицию.

Если травля – это болезнь группы, лечить ее надо тоже всем вместе.

И на самом деле это совсем не сложно, если захотеть. Достаточно хотя бы нескольким ребятам договориться, что они больше не будут пассивно смотреть, как над кем-то издеваются.

Что можно сделать?
  • Сказать: «Это не круто. Это глупо. Прекратите»;
  • Подойти к тому, кого обижают, и сказать ему: «Не слушай, это они сдуру»;
  • Поговорить с агрессорами и сказать, что вам это не нравится, и если они не прекратят, вы расскажете взрослым;
  • Попросить учителя помочь вам справиться с травлей в классе.

Все это очень простые действия, но они работают. Травля держится на идее «все против одного». Если вы ясно покажете, что никаких «всех», кому нравится издеваться в вашем классе нет, травля быстро сойдет на нет.

Как не стать жертвой издевательств в школе. Отвечают психолог, педагог и тренер по боксу

Как не стать жертвой издевательств в школе. Отвечают психолог, педагог и тренер по боксу

Возможно, вашего ребенка буллинг не касается. Возможно, он обладает самым большим авторитетом в классе и никто над ним никогда не насмехался и не издевался. Но возможно, и нет.

Травля и издевательства среди подростков — обычное явление. Это признают учителя, об этом мы пишем пугающие новости, за этим можно наблюдать в интернете. У психологов есть термин, обозначающий агрессивное поведение и унижение другого человека: буллинг. Отследить, как часто школьники подвергаются буллингу, невозможно — о таких проблемах не принято говорить, наружу всплывают только единичные случаи. Но последствия травли ужасны — от комплекса жертвы потом приходится избавляться годами.

Как себя вести, чтобы не стать изгоем в школе? Что делать, чтобы желающие самоутвердиться не нанесли ни морального, ни физического вреда? Порталу 66.ru об этом рассказали специалисты: признанный педагог, психолог и тренер по боксу.

Откуда берется травля в школе?

20 мальчишек и девчонок проводят в одном помещении по 6 часов в день. Все они — из совершенно разных семей, с непохожими характерами и увлечениями. Оказавшись вместе, они распределяют роли и объединяются в группы. Эти группировки могут быть как позитивные (по спортивным, внеклассным интересам), так и негативные (курение, употребление алкоголя, жестокость). Между группами рано или поздно возникают конфликты.

— Как и в любом обществе, в школьном классе выстраивается иерархическая лестница. Эта цепочка касается и учебы, и личностных отношений.

Выстраивая иерархию, дети могут быть очень жестоки. Чтобы самоутвердиться, они могут выбрать агрессивный способ выбиться в лидеры: драться, зло шутить, оскорблять, издеваться, игнорировать, отбирать и портить вещи у других.

Кого выбирают жертвой?

Жертвой может стать любой. Если ваш ребенок пришел в школу учиться, а в классе все играют на планшетах и хвастаются новыми игрушками, то, возможно, он будет не понят. В зоне риска те, чьи ценности отличаются от ценностей остальных.

Еще очень важно, какие отношения в семье. Чаще всего в семье ребенка, который отвергается сверстниками, очень агрессивные и авторитарные родители, предъявляющие сверхтребования. Конфликты, ссоры, рукоприкладство в семье означают, что ребенок попадает в группу риска.

— Последствия школьной травли ужасны: подрывается психическое и физическое здоровье ребенка, пропадает желание жить и чего-то добиваться, исчезают интересы, ребенок плохо ест, плохо спит, плохо учится. Дети, столкнувшиеся с буллингом, теряют уверенность в себе, что приводит к одиночеству и социальной изоляции.

Читайте также:
Страшный сон отчима: конфликтные отношения с трудными детьми жены

Учитель говорит, что гонениям подвергаются слабохарактерные дети, не имеющие твердого стержня, которых легко склонить на любую сторону. Тренер по боксу выбирает слово «ущемленные»: «Кого рано забили, на кого с детства начали орать». А психолог расшифровывает, что объектом издевательств становятся подростки с повышенной чувствительностью (они показывают свой страх, их легко обидеть или разозлить — а это именно то, что нужно агрессору).

Еще в опасности те, кому сложно находить общий язык с окружающими, кто не чувствует собственных границ и границ другого, у кого неопрятный внешний вид или физические особенности, проблемы со здоровьем.

Застраховаться от буллинга невозможно. Даже в одной семье у одного ребенка могут развиться виктимные черты (склонность становиться жертвой), а у другого — нет.

Как определить, что над ребенком издеваются?

Есть признаки, по которым можно понять, что ребенка обижают в классе:

— Он неохотно идет в школу.
— Возвращается из школы подавленным.
— Очень мало рассказывает о школьной жизни.
— Не знает, кому позвонить, чтобы спросить домашнее задание.
— Одинок (никого не приглашает в гости, на дни рождения).
— На теле синяки, царапины, происхождение которых он не может объяснить.
— У него пропадают вещи, деньги.
— У аккуратного ребенка сломаны вещи, испачкана одежда.
— Он реже выходит гулять или, наоборот, долго не возвращается домой.
— Падает успеваемость.
— Грубо отвечает на замечания взрослых.
— Замыкается в себе.

Эти признаки должны проявляться в комплексе, потому что по отдельности для каждого можно найти оправдания.

Стоит насторожиться, если вы видите, что во время неучебных мероприятий ребенок стоит в стороне, выходит последним, с ним никто не здоровается или грубо разговаривают. Поддерживайте общение с учителями и классным руководителем и попросите их сразу же предупредить вас, если возникнут конфликты.

Что делать, если моего ребенка травят одноклассники?

Тренер по тайскому боксу советует первым делом успокоиться и постараться узнать подробности того, что случилось.

— Не паникуйте. Попробуйте поговорить с ребенком мягко и спокойно, без прямых вопросов, которые могут его спугнуть.

Психолог согласна с тренером и дает несколько советов, как общаться с ребенком, если его травят или притесняют:

— Контролируйте свои эмоции. Если ребенок поймет, что вы подавлены или сильно злитесь, он может закрыться.

— Если молчит, то скажите: «Понимаю, что многим детям трудно говорить о таком, мы поговорим, когда ты будешь готов».

— Если ребенок маленький, то спросите: «Не обижают ли мишку в детском садике?»

— Не обещайте, что вы никому не расскажете, потому что следует как можно скорее поставить учителя и администрацию школы в известность и при необходимости оповестить других родителей.

— Попробуйте вместе с ребенком придумать варианты выхода из ситуации (пусть он тоже участвует, он уже сполна ощутил свою беспомощность, помогите ему вернуть контроль над ситуацией).

— Дети и подростки, переживающие травлю, нуждаются во взрослых. Мама с папой должны верить в них, сохранять надежду, направлять их в трудный момент и советовать альтернативные варианты.

— Нужно сразу обратиться к специалистам. Потому что если ребенка травят — значит проблемы не только в психике ребенка, но прежде всего в семье. Кроме того, надо, чтобы с ребятами в классе также поработали психологи, иначе на место жертвы выберут другого.

— Одиночество и изоляция от сверстников — главные последствия буллинга. Следовательно, нужно вернуть ребенка в коллектив: отдать его в кружки, секции. Родителям надо больше общаться с ребенком, чтобы дома была добрая и дружелюбная атмосфера. Постарайтесь переключить его внимание на увлечения и хобби. Учите его защищаться: отдайте в неагрессивный спорт (плаванье, лыжи). Ребенку требуется много любви, поддержки, заботы. Рассказывайте о себе, своей жизни, ходите в интересные места, чтобы расширить кругозор ребенка.

— Когда обижают ребенка, у взрослых возникает много агрессивных желаний. Вы можете долго разбираться с зачинщиками, но при этом забыть поддержать ребенка или что-то поменять в семье, чтобы сделать ребенка более уверенным в себе. Поэтому в каждом отдельном случае лучше разрабатывать план действий индивидуально с психологом.

Преподаватель напоминает, что обо всем обязательно нужно рассказать классному руководителю и преподавателям в кружках. Если проблема стоит действительно очень серьезно, можно организовать мини-педсовет с учителями — это поможет решить конфликтную ситуацию.

Ребенок должен знать, что ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией, считает педагог. Самосуд и групповая разборка не решат проблему. Кроме того, применение физической силы может повлечь непоправимые последствия, которые повлияют на будущее обеих сторон. Лучше всего поговорить с обидчиком наедине и попытаться убедить его в неправоте. Но этот способ не работает при групповой травле — в этом случае ребенку следует обратиться за помощью к взрослым: учителям, администрации учебного заведения, родителям.

Если конфликты доходят до драк, школьнику может быть необходима физическая защита. Тогда он должен быть все время в поле зрения учителей-предметников, и в течение учебного дня они должны передавать его друг другу. Администрация школы также должна опекать такого ученика, возможно, даже сопровождать из школы домой.

Если меры не приносят результата, можно перевести подростка в параллельный класс. Если и это не помогает, и травля продолжается — переводите ребенка в другую школу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: