Что делать, если ваш ребёнок ворует деньги – советы семейного психолога

Что делать, если ребёнок ворует деньги?

Этот вопрос оказался для меня лично актуальным, потому что у моей дочери деньги дважды крала её подружка, на три года старше. И я тоже оказалась в патовой ситуации: если своему ребёнку я ещё найду, когда и как всё объяснить, но как поступать с чужим? Надеюсь, что в моей статье и мама той девочки найдёт что-то полезное для себя и сможет уберечь своего ребёнка от больших ошибок в жизни.

Сразу стоит оговориться, что обсуждать мы будем возраст детей от шести лет и старше. Дети младшего возраста ещё не воруют в полном понимании этого слова. У них идёт процесс установления границ «моё-чужое», поэтому это не могут быть осознанные действия, — присвоение чужого. Что нельзя уже сказать о детях, перешагнувших шестилетний возрастной порог. В этом возрасте дети идут в школу, становятся более самостоятельными, независимыми от родителей в психологическом плане и часто руководствуются в своих действиях примером сверстников. В моей истории девочке девять лет. Первое, что мне сказала её мама: «Мне так стыдно!»… Надеюсь только, что от чувства стыда родители в таких случаях быстро перейдут к действиям и помогут своему ребёнку выбрать правильный путь и отношение к таким поступкам. И, кстати, вернут деньги в полном объёме! Ведь мы в ответе за своих детей.

Итак, давайте искать первопричину. Наказание не решает проблему. Психологи выделяют шесть основных мотивов (или причин) воровства среди детей:

1. Недостаток общения с родителями (нет доверия, нет времени для общения);

2. Желание самоутвердиться в глазах взрослых (родителей), предать значимость своему «я»;

3. Незнание границ между «хорошо — плохо», ребёнок может просто не знать, что красть — это плохо;

4. Отсутствие карманных денег или их недостаточность. Об этом я всегда говорю на тренинге «Семейный бюджет»: товарищи взрослые, родители! Давайте своим детям деньги на карманные расходы, предоставляйте возможность их заработать! Конечно, при этом стоит ещё обучить их правильному и бережливому отношению к деньгам.

5. Пример старших. Увы, и это бывает причиной. Сюда же психологи относят фильмы с демонстрацией краж, воровства и т. п. В них не всегда показаны наказания за это. У нас катастрофически мало фильмов, побуждающих детей выбирать границы «хорошо — плохо».

6. Покупка авторитета или школьный «шантаж». Полагаю, всем знакомы ситуации, когда деньги у младших школьников вымогают старшеклассники. Я лично давно не слышала подобных историй в нашем городе. А вот «покупка» авторитета — вполне распространённое явление, когда ребёнок не знает другого способа расположить к себе одноклассников, например. И его выручают молочные коржики из столовой или жвачки.

Итак, дорогие родители! Первое, чего точно нельзя делать, если вы узнали, что ваш ребёнок ворует — это кричать на него и/или бить. Даже наказывать не стоит.

— Ни в коем случае не обзывайте его «вором», «негодяем», «преступником» и т. д. Поверьте, то, что вы уличили его в воровстве, для него уже стресс! И в этом состоянии легко повесить на ребёнка «якорь», — убедить его, что да, он, действительно, вор и негодяй, и это навсегда. Не угрожайте полицией.

— Нельзя постоянно напоминать о произошедшем инциденте, указывать ребёнку снова и снова на то, как он тогда плохо поступил. Таким образом можно сильно навредить ещё не окрепшей психике ребёнка и вселить в него уверенность в своей никчёмности. Не повторяйтесь сами: один раз обнаружили, провели воспитательную работу, исправили ситуацию. И больше эту тему не поднимайте. Забыли.

— Никаких угроз, из ряда «если ты ещё раз…!», «не дай бог, ещё узнаю.!». Внимательный читатель заметит сразу, что в таких угрозах, кроется программа «репит». И ребёнок непременно повторит пройдённый материал, на этот раз более осторожно, чтобы вы не узнали. Не надо таких угроз.

— Никаких «общественных» слушаний, порицаний и публичных казней! Единственное, что из этого выйдет, только то, что ваш ребёнок ещё больше замкнётся в себе и затаит обиду теперь уже на вас. А это проще, чем чувство вины и работа над ошибками. Будучи взрослым ваш ребёнок может сохранить такую «линию защиты»: ты меня обидел больше, поэтому я теперь не виноват! Да и чувство достоинства страдает у ребёнка. И родителю стыд такие методы воспитания.

И не спешите к психологу или «опытным» подружкам, свекрови, тёще или бабушкам. Много достойных психологических пабликов помогут вам построить правильную беседу с ребёнком и найти нужный подход. Это не тот сор, который стоит выносить из избы.

Профилактика

И мой вам добрый совет, как мамы, и по совместительству — финансового консультанта, — знайте место деньгам в доме. И приучайте к этому детей. Деньги не должны валяться небрежно на комоде, в прихожей или на полках, не должны без дела копиться в карманах. Есть кошельки и копилки. Я не говорю о том, что их надо прятать от детей. Я говорю о том, что это проявление бережного отношения к деньгам, которое перенимают наши дети. Они видят, что деньги вам важны, вы их считаете, вы знаете им место.

— Научите ребёнка копить деньги. Если вы сами такого опыта не имеете, начните вместе! Поставьте цели, посчитайте, сколько они стоят. Вам в помощь книга Бодо Шефера «Азбука денег для детей». Она легко читается ребёнком от 8 лет. Читайте книгу вместе, — взрослым там тоже есть, чему научиться! Можете обратиться ко мне, я тоже подскажу пару-тройку идей, как побудить детей к бережному и уважительному отношению к деньгам, — вам это не будет ничего стоить.

Читайте также:
Семейные праздники и традиции

— Доверяйте своим детям. Так случается, что воровство порождается тотальным контролем взрослого над ребёнком. Есть родители, которые всегда «знают», что хорошо и плохо для ребёнка и диктуют, что делать. Это так же губительно для ребёнка, особенно подростка, как и полная свобода и бесконтрольность. Детям нужны границы «хорошо-плохо». Вы можете помочь их безопасному установлению. Но не методом «из-под палки» или второй крайности — «запреты не нужны». Иначе ребёнок окажется слабо регулируемым и безответственным. В итоге он не приобретает способности самостоятельно принимать решения и контролировать свои поступки, у него остается неразвитым как чувство мотивации, так и внутреннего запрета. Самостоятельные действия (в том числе и воровство) происходят бесконтрольно, и лишь потом ребенок может осознать, что делать этого не следовало. Такой пробел выражается не только в воровстве: подобные дети, если их не заставлять, очень неохотно выполняют и простейшие вещи, такие, как чистка зубов, уборка за собой или приготовление домашнего задания. Если ребенок привык делать все из-под палки, необходима длительная кропотливая работа по расширению зоны его ответственности. Нужно доверять ему решение несложных дилемм, ненавязчиво обосновывать для него собственные решения, чтобы он научился строить причинно-следственные связи.

— И говорите с ребёнком. Стремитесь к доверительному общению, открытости. Уделяйте время для того, чтобы поговорить и услышать. Вы можете многое предупредить в жизни ребёнка, если станете ему Другом. И ему не будет нужды самоутверждаться в ваших глазах, предавая значимость своему «я» через плохие поступки.

В случае, если вы узнали, что ваш ребёнок ворует, стоит помочь ребенку исправить сложившееся положение, разделить вместе с ним ответственность и предложить решения, натолкнуть его на мысль, оставив окончательный выбор за ним. Безусловно, что теперь это только ваш секрет. И ни с кем его обсуждать не стоит. Вещь или деньги нужно вернуть. Если ребёнок один боится, — идите с ним, поддержка важна. Ни с кем его не сравнивайте в такой ситуации. И когда работа над ошибками в полной мере будет сделана, больше не возвращайтесь к этой теме.

У моей шестилетней дочки новый опыт. Подружка забрала все купюры из копилки. Ксюша каждую свою бумажную «денежку» зарабатывает. У неё есть светлая цель к Новому году. Она очень старается, копит. Не тратит ничего. И я вижу, какое чувство собственной гордости она испытывает от того, что её копилка пополняется. Но она сделала правильный вывод из этой истории:

— Нельзя с друзьями обсуждать свои «денюжки» и мечты; — Копилки надо убирать, чтобы их не было видно; — Купюры лучше держать в конверте или кошельке.

Полагаю, такой ценный урок ей ещё дёшево обошёлся!

Эту статью я писала для регионального интернет-издательства. И она получила широкий отклик у читателей. Полагаю, приведённая здесь информация актуальна для каждого родителя и будет полезна для пользователей «Мела».

Что делать, если ваш ребёнок ворует деньги, – советы семейного психолога

Иногда некоторым родителям приходится задаваться вопросом: «Что делать, если ребёнок украл деньги у родителей дома или систематически ворует их и при этом врёт? Что делать, если ребёнок начал воровать? Что делать, если детское воровство не прекращается?». Для начала успокойтесь. Грамотное выстраивание отношений с ребёнком обязательно приведёт к положительному результату. А для начала следует разобраться, почему дети воруют и как с этим бороться.

Причины детского воровства

Почему дети воруют деньги у родителей – на этот вопрос ответит наука психология. Причин на самом деле очень много. И все они связаны с неустойчивой детской психикой, особенностями семейного воспитания, личностного развития ребёнка. И варианты решения проблемы зависят от того, что делать в случаях если:

  • ребёнок только начал воровать – совершил это впервые;
  • делает это систематически – несмотря на наказания.

Причины детского воровства:

  1. Ребёнком движет стремление во что бы то ни стало заполучить желаемое. Здесь, конечно, надо очень серьёзно подумать: это просчёты вашего воспитания или желания ребёнка надо всё-таки учесть? Если кто-то из родителей не может такого понять и легкомысленно полагает, что хотеть – не значит сейчас и сразу, и вообще подросток не имеет права подобное себе позволять, подумайте, прежде чем жестоко наказывать, ведь это произошло впервые! Представьте себя на месте ребёнка. Допустим, вы чего-то очень страстно желаете. Вы сразу сосредотачиваете на этом все силы, бросаетесь зарабатывать деньги, чтобы удовлетворить свою потребность или желание, ищете пути достижения цели. Теперь – ребёнок. Вы сразу отказали ему, может быть, даже попытались объяснить причину и забыли об этом. А желание разгорается с новой силой, и он идёт на воровство. В таком случае подумайте, может, стоит удовлетворять такие желания детей? Разумеется, не потворствуя им в этом постоянно. Или надо разговаривать с ними, объясняя, почему не все желания исполнимы, приводя примеры из жизни. Но главное, помните: пример для него – вы. Если ребёнок видит, что свои желания вы удовлетворяете сразу (захотели – приобрели), вряд ли он послушает вас и ваши доводы. А поскольку он не располагает ресурсами взрослого человека (деньгами, другими возможностями), то, не в состоянии сдержать своих эмоций, пошёл на воровство. Если же речь идёт о повторном случае кражи, то это уже касается воспитания.
  2. Если ребёнок ворует, им может двигать желание привлечения внимания, например, заполнить эмоциональную пустоту – что свойственно детям в возрасте до 10 лет. Здесь маленький человек отлично знает, что это плохо и непременно наказуемо, но идёт на этот поступок, потому что таким образом он может обратить внимание взрослых на себя. Подобное поведение должно сказать вам о том, что ребёнку недостаёт эмоциональной теплоты родителей, заботы, разговоров с вами. Посмотрите на себя: достаточно ли внимания вы уделяете детям?
  3. Причиной воровства является, конечно, и отсутствие должного воспитания. Это происходит иногда непреднамеренно и не замечается некоторыми родителями. Ребёнок один раз взял тётину сумку поиграть, хотя она просила не трогать, – его никто не остановил. В другой раз он без спроса садится в дядину машину. В третий раз девочка, никого не спросив, берёт мамины украшения. А потом ребёнок привыкает, что можно брать чужие вещи, – за это не наказывают и ничего плохого в этом нет. А так нельзя. У каждого есть личные вещи, и, для того чтобы ими воспользоваться, надо обязательно спросить владельца.
  4. Обида на взрослого, вылившаяся в своеобразную месть, также может стать причиной воровства. Это происходит по разным причинам. Например, может быть и так: вы взяли у ребёнка что-то без спроса (возможно, он уже понимает, что и у него есть личные вещи), и он в отместку крадёт что-то у вас. Или вы его сильно обидели, а он не знает, что сделать в ответ. Понятно, что и здесь не всё однозначно. И причины такого поведения не совсем ясны. Но это уже другая история.
  5. Бывают и кражи ради развлечения как подражание поступкам друзей или тех, кто в авторитете. Обычно такое воровство происходит в магазинах, супермаркетах. В этом случае надо позаботиться об окружении ребёнка, понять, почему он легко идёт на нарушение норм ради желания быть «в стае». Надо научить его говорить «нет», действовать самостоятельно в любой ситуации, ни в коем случае не идя на поводу ни у кого, кроме собственных ценностей и норм.
  1. Считается, что чаще воруют дети из неблагополучных, финансово не защищённых семей. Однако это не так. Если родители или другие близкие люди в детстве смогли дать ребёнку чёткие моральные установки, вероятность того, что он их нарушит, крайне низкая.
  2. Ещё полагают, что если ребёнок привык получать всё по первому требованию, то он способен на воровство в случае отказа. Однако здесь также всё зависит от воспитания и атмосферы в семье.

Помните, что почти все проблемы, связанные с поведением ребёнка, берут начало в ваших семейных взаимоотношениях. Если ребёнку уделяют внимание, он всегда может довериться родителям, а в его семье царит атмосфера эмоционального благополучия, он вряд ли совершит правонарушение или пойдёт на поводу у авторитета. У него тогда нет сильнее авторитета, чем его папа или мама.

Обратите внимание, ребёнок 10 лет ещё не знает цену вещам вообще. Поэтому стоит помнить вот о чём. Иногда ребёнок берёт без спросу какую-либо вещь, например, жевательную резинку из вашего кармана, вашу рубашку (и портит её случайно). Вы считаете это не проступком (жвачку) или досадным недоразумением (рубашка) и не наказываете его, ничего не говорите, в лучшем случае отмахиваетесь, и воспитательный момент напрочь отсутствует. А потом ребёнок берёт ваш планшет без спроса, выносит его на улицу и случайно разбивает. Вот тут-то начинается искреннее негодование и меры воспитания. «Как ты посмел без спроса взять чужое! Ты на него ещё не заработал! Ты просто украл вещь и испортил её!» – это те слова, которые, как вы полагаете, справедливо высказываете ему. А корни такого «преступления» там, в тех моментах, когда вы легкомысленно отвернулись от того, что он «проверял» ваши карманы и надевал без спроса вашу одежду. Для него ценность планшета не ясна, и он не понимает разницы между ноутбуком и рубашкой, маминой сумкой за 30 тысяч рублей и помадой. Давайте ребёнку хотя бы какие-то карманные деньги, чтобы он имел возможность сам что-то покупать. Дело здесь не в том, чтобы предотвратить воровство, а том, чтобы он начал понимать ценность приобретаемых вещей.

Читайте также:
Что такое буллинг и как распознать это явление в школе?

Что делать: практические советы

Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.

Помните о том, что за один разговор и прямо здесь решить проблему не удастся. Это важный воспитательный урок, который ребёнок должен извлечь из сложившейся ситуации. Поэтому приготовьтесь к длительным мерам, научитесь сохранять спокойствие.

Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:

  1. Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь. Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
  2. Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже. Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
  3. Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
  4. Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
  5. Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.

Детское воровство случается довольно часто. И прежде чем применять меры наказания, надо всё-таки разобраться в причинах этого поступка. Если просто наказывать ребёнка, эффект может быть обратным: он озлобится, отвернётся от вас. Но хуже другое. Он так ничего и не поймёт: почему нельзя брать чужое, воровать деньги у родителей, каким трудом они достаются. У него так и не проснётся внутренний регулятор безнравственного поступка – совесть. А ведь каждый родитель ждёт и хочет именно этого.

Главный совет

Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло. А главное – развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих. Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком – ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.

Читайте также:
Как пережить смерть родной матери: советы психологов

Советы психолога: ребенок ворует и врет

Ребенок ворует и врет

Если в вашем доме завелся маленький врунишка и воришка, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Когда ребенок без спроса берет деньги, чужие вещи и обманывает, нужно срочно принимать меры, иначе такое поведение превратится в очень неприятные черты характера и сломает ему жизнь.

Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.
Читайте также:
Можно ли бить своих детей в целях воспитания?

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Разговор

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Наказание

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.

Что делать если ребенок ворует? Советы психолога.
консультация на тему

Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .

– Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как “моё”, “твое”, “чужое” абстрактны и непонятны.
Простой пример: двух – трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Не надо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

– Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

Читайте также:
Страшный сон отчима: конфликтные отношения с трудными детьми жены

– Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.

– Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

– Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.

– Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.

– Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.

– Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.

Если ребенок был замечен в краже:

– не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он “вор”;

– не называйте его вором, не навешивайте ярлыки, предсказывая уголовное будущее;

– не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным (“Мне стыдно за тебя”, “Никому из родителей не приходится так краснеть”, “Мой сын не мог так поступить” и т. п.);

– не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка – иначе он будет скрывать от вас все;

– не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали – при всех;

– не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа “Как ты мог?” и т.п. – это совершенно бесполезно и даже вредно;

– не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка;

– не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам;

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство, можно отнести следующие:

отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой – “закрывают глаза” на проступок: грозились наказать, но не наказали;

несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

“двойная мораль” – когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, “что брать чужое нельзя”, а сами приносят с работы то, что “плохо лежит”. Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле “кумир семьи”: ребёнок растёт с мыслью “я лучший и единственны”, ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей “обратную связь” – с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их “чудо-ребёнка”;

тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную “оборонительную” позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие “уходят в подполье”, продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить случаи воровства.

Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать – это плохо.

Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.

Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.

Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей – вы сами купите ему все, что нужно.

Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить ребенка, что очень его любите – даже если не одобряете сейчас его поведение.

Читайте также:
Кризисы детского и подросткового возраста: рекомендации для родителей

Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрывать, обманывать, боясь лишь одного – быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

Общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

М.А. Андреева “О некоторых проблемах детского воровства” (из сб. Гештальт-97 М.)

И.Г. Антипова “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 2005 № 9,10 Ростов-на-Дону)

Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?

Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».

Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.

Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Содержание:

Феномен детского воровства

Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?

Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.

Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.

Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Почему дети воруют?

Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:

1. Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения

В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.

Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.

В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.

2. Ощущение ребёнком своей неполноценности

В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким. Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.

Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.

Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.

Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.

Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.

3. Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»

Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.

Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.

Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.

4. Клептомания

Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.

Читайте также:
Семейные праздники и традиции

Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.

5. По принуждению

У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.

Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».

В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.

Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях.

Кражи детей разного возраста

Дошкольный возраст

Определение «воровство» не совсем верно для детей-дошкольников, потому что в их действиях нет криминальной подоплеки. Малыши не воруют, а берут без спроса чужую вещь. Берут, потому что она им понравилась. Берут, потому что хотят иметь её у себя. Берут, потому что ещё не понимают, что есть «моё», а есть «чужое».

Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.

Случай из практики: Ваня принес в детский сад игрушечный подъемный кран. Дети попросили Ваню дать поиграть с ним, но Ваня отказал, даже лучшему другу Паше. Когда вечером Ваню пришла забирать мама, оказалось, что кран пропал из шкафчика. Все бросились искать пропажу, но так и не нашли. На следующий день выяснилось, что кран забрал из Ваниного шкафчика Паша, когда никто не видел. Он хотел наказать Ваню за жадность и заодно сам поиграть с такой чудесной игрушкой.

Школьный возраст

В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.

Случай из практики: Учительница дала задание – сделать грибы из цветной бумаги и картона. Самая красивая поделка получилась у Олеси – её мама купила самоклеющуюся цветную пленку и вместе с дочерью разрисовала каждый гриб. После окончания урока дети пошли в столовую обедать, а грибы остались у каждого на парте. По возвращению Олеся нашла на своей парте чужую поделку. После разбирательства Олесины грибы нашлись на парте Алёны – девочки из малообеспеченной семьи, которая уже не раз была замечена в подобных поступках.


Также популярны среди школьников кражи в магазинах «на слабо». Стремясь доказать «крутость» и независимость, девочки и мальчики воруют жвачки, шоколадки, лаки для ногтей, Киндеры-сюрпризы.

Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину. С помощью лжи дети стремятся избежать справедливого наказания за содеянное.

Отсутствие карманных денег также толкает детей на воровство: кто-то забирает тайком деньги из родительского кошелька, а кто-то крадёт шоколадку на кассе в магазине. Толкает на этот поступок обычно чувство собственной ущербности («у всех есть, а у меня – нет») и желание с помощью обладания той или иной вещью доказать свою значимость.

Подростковый возраст

В переходном возрасте для подростка на первый план выходит самоутверждение, желание занять место в группе. Поэтому кражи, совершаемые в этом возрасте, связаны с приобретением «модной» вещи или с целью стать «своим» человеком в компании сверстников. На воровство чаще идут подростки с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.

Также причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и воровство «за компанию».

Случай из практики: Даша росла примерной, спокойной девочкой. Хорошо училась, помогала маме по дому. Все изменилось, когда Даше исполнилось 15 лет. Она стала гулять по ночам с компанией сверстников, врать, прогуливать уроки. Родители переживали, что их девочка так изменилась, но надеялись, что вскоре это пройдет. И тут, как гром среди ясного неба, звонок: Даша доставлена в отделение полиции по подозрению в соучастии в угоне автомобиля. Оказалось, что мальчик из Дашиной компании украл ключи от гаража своего отчима, чтобы вместе со всеми покататься на машине. Подростки залезли в гараж, выкатили автомобиль, и тут подъехали сотрудники полиции. На гараже сработала сигнализация, которую ребята забыли отключить.

Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку. Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay, чтобы воспользоваться функцией геолокации или записать звук вокруг гаджета.

Ошибки родителей

Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:

  • непоследовательность в воспитательных мерах, когда в одной ситуации ребёнка наказывают за проступок, а в другой он может избежать наказания;
  • несогласованные требования взрослых (мама что-то запрещает, а папа, наоборот, разрешает);
  • вседозволенность ребёнка, отсутствие привитых моральных норм;
  • тотальный контроль за жизнью ребёнка;
  • «двойная» мораль в семье, когда под хорошее мамино/папино настроение сыну или дочери разрешается брать всё, в том числе и деньги.

Как правильно реагировать на случаи детского воровства?

Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку

  • Ваша реакция будет зависеть от возраста ребёнка. Трёхлетнему малышу нет смысла полчаса объяснять, как плохо он поступил и как расстроится Вася, когда не найдет свою машинку. С ребёнком постарше поговорите наедине, без свидетелей. Донесите до ребёнка смысл его поступка и возможных последствий.
  • Выясните, не поменял ли ребёнок чужую игрушку на свою. Такая практика широко распространена среди детей.
  • Если игрушка принесена из группы детского сада, то её следует вернуть, а ребёнку впоследствии можно купить такую же или похожую. Возможно, это его давняя мечта, а вы не знали об этом.
  • Если принесённая игрушка или вещь – чужая, она должна быть возвращена владельцу с принесением извинений. Лучше это сделать один на один.
  • Если сын или дочь не испытывает чувства вины за сделанное, чётко выразите свою позицию по отношению к воровству, скажите, что это неприемлемо в вашей семье. Если ребёнок раскаивается в своем поступке, обратите его внимание на чувства пострадавшей стороны, как человек переживает из-за украденной вещи.
Читайте также:
Азбука общения с подростком: как наладить отношения

Если ребёнок украл деньги

  • Постарайтесь узнать, зачем ребёнку понадобились деньги.
  • Если ребёнок подвергся вымогательству со стороны старших, не стоит ругать его. Сын или дочь и так запуган. Расспросите о ситуации подробно. Если нужно, подключите полицию.
  • Если ребёнок пытается «задобрить» одноклассников, покупая им на ворованные деньги сладости и игрушки, объясните, что дружба не должна строиться только на материальной выгоде. Предложите ребёнку другие способы расположение к себе ребят – можно пригласить их к себе в гости или на природу, в поход, и т.д.
  • Часто бывает, что ребёнок крадёт деньги, чтобы привлечь к себе внимание близких людей. Обычно деньги сразу находятся, родители устраивают многочасовые разбирательства, цель ребёнка достигнута – он получил свою порцию, пусть и негативного, но всё-таки внимания. Если это ваш случай, не стоит тратить много времени на нравоучения. Да, ребёнок совершил неблаговидный поступок, но сейчас для вас гораздо важнее восстановить утраченные отношения с ним отношения. Чаще хвалите сына или дочь, проводите время вместе, интересуйтесь его жизнью. Тогда случаи воровства в вашем доме прекратятся.
  • Важно вместе с ребёнком продумать наказание за сделанный проступок. Если ребёнок украл деньги из родительского кошелька или в гостях и успел их потратить, значит, он лишается приобретения желанной для него вещи, которую давно обещали купить родители.

Как отучить ребёнка красть: советы психолога

В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.

  • Не оставляйте даже единичный случай воровства без внимания. Обязательно обсудите с ребёнком его поступок и найдите совместные пути решения ситуации.
  • Не устраивайте ребёнку публичных «выволочек». Все разговоры – только наедине.
  • Если ребёнок не пойман за руку, не спешите с обвинениями в воровстве, помните о презумпции невиновности.
  • Воздержитесь от обвинений «ты – вор», «сядешь в тюрьму», «из тебя вырастет преступник». Идя по пути осуждения, родители рискуют закрепить за ребёнком репутацию вора и мошенника. Малыш, впервые попав в такую ситуацию, может озлобиться, и его кражи уже начнут носить криминальный характер. В беседе с дошкольниками лучше не употреблять слов «воровство», «ворованное», «кража». Замените на более мягкие выражения: «брать чужое», «взять вещь без спроса».
  • Постарайтесь выяснить причину, почему ребёнок стал красть чужие вещи или деньги (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой.
  • Если ребёнок начинает лгать и отрицать содеянное, не настаивайте. Дайте ему время поразмыслить над ситуацией.
  • Если вы перепробовали все способы борьбы с детским воровством и ложью, но ничего не помогает, обратитесь за помощью к психологу.

Профилактика детского воровства

Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Интересуйтесь жизнью ребёнка, его заботами, радостями и огорчениями. Постарайтесь разделить его интересы или найти совместное занятие для всех членов семьи (спорт, прогулки, походы).
  • Важно построить в семье доверительные отношения, где каждый имеет право на своё мнение и в равной степени достоин уважения.
  • Меньше нравоучений, больше доверительных бесед.
  • Рано или поздно ребёнку самому придётся столкнуться со случаями воровства, поскольку это обыденное явление нашей жизни. Будьте готовы объяснить, что своё имущество нужно оберегать и быть бдительным, особенно при общении с незнакомыми людьми.
  • Не искушайте ни ребёнка, ни приходящих к вам гостей: храните деньги и ценные вещи в укромных местах, не разбрасывайте их по дому.
  • Ребёнок должен знать, где его вещи, которыми он распоряжается по своему усмотрению, а где вещи родителей, которые можно брать только с их разрешения.
  • Выделяйте ребёнку карманные деньги и научите грамотно ими распоряжаться.
  • Следите за разговорами в семье. Вы можете невольно транслировать ребёнку мысль о том, что в современном мире честный человек ничего не может добиться своим трудом, а получить желаемое он может только с помощью воровства и мошенничества.
  • Старайтесь удовлетворять разумные потребности детей в одежде, технике, экипировке. Договоритесь о том, что он сам сможет подзаработать на нужную ему вещь в каникулы или помогая вам.

Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым. Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное — не отворачивайтесь от него, дайте ему шанс исправиться.

Ребенок украл. Что делать?

Как вести себя родителям, если ребенок ворует. Причины детского воровства и ошибки родителей в воспитании.

Что делать маме, если ребенок украл, и как правильно повести себя в такой сложной ситуации? Как справиться со своими эмоциями и не навредить ребенку? Конечно, для любого родителя это удар, когда его такой маленький и нежно любимый малыш оказывается воришкой. Постарайтесь отвлечься от личных переживаний. Посмотрите на проблему глазами ребенка.

Читайте также:
Что такое буллинг и как распознать это явление в школе?

Причины детского воровства

Не оставляйте деньги на виду

Елена (38 лет): “Помню, как в 7 лет первый раз украла у мамы деньги. В “Союзпечати” продавались календарики-“переливашки” за 40 копеек. Мне страшно захотелось такой же. Залезть в мамин кошелек я бы никогда не решилась. Помню, как ходила по квартире и собирала мелочь на полках, в карманах, сумках. Я не считала, что краду. Было очень ясное ощущение того, что беру ненужные деньги. “Нужные”, как мне тогда казалось, лежат в кошельке. Но понимала также, что поступаю не хорошо”.

Итак, вот она первая родительская ошибка: не оставляйте деньги на виду, не провоцируйте ребенка.

Профилактика воровства

Чтобы избежать неприятных ситуаций, неплохо было бы заняться “профилактикой преступлений” и предвосхитить вероятные случаи воровства. Во-первых, объясните ребенку, что деньги без спроса брать нельзя никогда, даже копейку. Формулировка должна быть максимально простой: это воровство, а воровство — это плохо, стыдно. Во-вторых, ребенок должен понимать, что незаметно это сделать никак не получится, деньги будут искать и найдут.

Если после предварительной профилактической беседы у Вас появится желание показать ребенку, что Вы ему доверяете, то можно оставить деньги на виду. Но целостность суммы должна обязательно контролироваться (естественно, в тайне от ребенка!), чтобы Ваши слова не пошли вразрез с действительностью. Первый опыт безнаказанности может сыграть в дальнейшем свою негативную роль.

Если даже раньше, когда в магазинах не было особого выбора, дети воровали, то уж сегодня, когда любой лоток манит маленького человечка пестротой предлагаемых товаров, по цене от 50 копеек и до бесконечности, не стоит бесконтрольно разбрасывать по дому медяки, тем самым давая ребенку возможность сделать первый шаг — взять эти “брошенные” деньги. Случай из практики: 6-летнего Максима мама постоянно посылала в булочную за хлебом, давая точную сумму на одну буханку. Когда первый раз ребенок получил сдачу, то немедленно ее потратил, без разрешения. Когда мама спросила, почему он потратил эти два рубля, ребенок начал отпираться и говорить, что сдачу ему не давали. Признался он только после скандала и допроса, устроенного родителями. В следующий раз он украл деньги у бабушки. На вопрос, почему опять, ребенок сказал, что “у родителей-то нельзя, они ругаться будут”.

Вторая наша ошибка: нельзя ругать и стыдить ребенка. Если Вы не сможете в доступной форме объяснить, почему воровать нельзя, то в следующий раз ребенок сделает то же самое, но, уже осознавая, что поступает нехорошо. Все дети разные, и дать общие правила поведения для таких ситуаций сложно. Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, потому что на одного сильнее всего подействуют мамины слезы, другому требуется логическое обоснование — “почему так делать нехорошо”, а третий должен в первый же раз получить серьезное наказание. И только родители могут увидеть, что в данном случае стоит за поведением ребенка: непонимание, желание самоутвердиться перед товарищами, или отчаянная попытка привлечь внимание взрослых, что, к сожалению, тоже нередко встречается в современных занятых семьях.

Ценность денег

Кроме того, нужно помнить, что для ребенка суммы 50 копеек и 50 рублей нередко не имеют разницы. Не зная цены деньгам, малыш часто не осознает размера наносимого семье ущерба, поэтому довод “ты знаешь, что это огромная сумма” на него не подействует. Например, когда у 5-летней Машеньки, регулярно таскавшей у родителей и бабушки “железные” деньги, спросили, что бы она выбрала: 10 монеток по 10 копеек или одну большую монетку “5 рублей”, то девочка без раздумий ответила — 10 монеток, конечно!

В большинстве своем дети имеют представление о сумме и ценности, но не думайте, что ребенок не посмеет взять пачку денег, откладываемую на летний отпуск. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.

Вполне может случиться так, что не понимая ценности “бумажек”, Ваш малыш легко отнесет эти “фантики” в детский сад поиграть, как сделал 6-летний Вадим. Когда мама причитала на приеме у психолога, что она бы “еще поняла, если бы сын взял небольшую сумму, но унести из дома все деньги”, ее с трудом удалось убедить, что ребенок не замышлял “преступление века”. Видя, как дорожат родители этими бумажками, он решил отнести их в группу. У Вадима не складывались отношения с детьми, и таким образом он хотел завоевать внимание одногруппников и найти друзей.

Внимание окружающих за деньги

Следите за общественной жизнью Вашего малыша, чтобы не пропустить тревожные симптомы. Дети часто уносят из дома деньги и вещи, покупая внимание “окружающих”.

9-летняя Даша никак не могла ни с кем подружиться. Это очень частая ситуация, когда в группе детей “выбирается” изгой, с которым никто не общается. Тяга детей к самоутверждению и попытки возвыситься над окружающими могут проявляться в самом раннем возрасте. Это нельзя назвать жестокостью. Такое поведение является лишь одним из этапов формирования собственного “Я”. Итак, с Дашей никто не дружил, родители были заняты, девочка жаловалась бабушке на то, что не с кем играть, на что пожилая женщина резонно замечала, что “в школу она не играть, а учиться ходит”. И в результате ребенок решил свою проблему сам: сначала девочка украла дома неизвестную сумму (выяснилось это намного позже, когда дошло до разбирательства) и накупила конфет.

Сказав, что у нее День рождения, она угощала детей весь день, и была в центре внимания, пока конфеты не кончились. В следующий раз она взяла папин мобильный телефон, сказав в классе, что это ей подарили. Родители, решив провести воспитательную работу, устроили публичное разбирательство в классе, в результате чего девочка получила сильнейший стресс, который в последствии длительное время не удавалось вылечить, и ребенка пришлось переводить в другую школу, поскольку в этот класс она наотрез отказывалась ходить. Помимо прочего на нервной почве у ребенка это выразилось еще и кожными высыпаниями.

Читайте также:
Как пережить смерть родной матери: советы психологов

Не предавайте огласке

Итак, еще одна ошибка: никогда не предавайте огласке подобные инциденты. Детская психика слишком хрупка для подобных испытаний. Даже взрослому человеку пережить публичный позор трудно. Раньше даже существовало наказание, когда преступника приковывали к “позорному столбу”. Не поступайте так со своим ребенком. Все вопросы должны решаться не силовыми (и уж никак не физическими!) методами в узком кругу семьи. Запомните, если ребенок ворует, то скорее всего это никак не связано с “дурными генами” его предков, вероятнее всего, это свидетельство того, что в Вашей семье есть проблемы.

Либо это связано с недостатком тепла и понимания со стороны родителей, либо Вы что-то упустили в общественной жизни ребенка. Примечателен случай с 6-летним Иваном. Мальчик регулярно крал деньги у мамы и прятал их под матрас. Мама, перестилая кровать, каждый раз их находила и все повторялось заново: он крал, мама находила. На приеме выяснилось, что семья неполная, отца нет, мама с утра до вечера на работе, ребенок с няней. Когда он прятал деньги, он знал, что мама это обнаружит и будет ругаться. Ребенок объяснял ситуацию так: зато мама сидит у меня на кровати, разговаривает, а потом целует на ночь. “Разговаривает” — это пытается объяснить, почему красть не хорошо. Из дальнейшей беседы стало ясно, что ребенок не слышит этих объяснений, он просто таким образом провоцирует маму на общение с ним.

Доступно объясняйте

Более сложные случаи в ситуациях с подростками. 12-летний Андрей начал курить. Сначала он таскал сигареты у родителей. Когда это вскрылось, он пообещал, что больше не будет. И больше он действительно их сигареты не трогал. Деньги на сигареты он украл у дедушки. Причем сразу много, чтобы на долго хватило! Конечно, в данной ситуации не может быть и речи о привыкании к табаку. Курил ребенок от случая к случаю, чтобы “не отставать от коллектива”. В этой ситуации родители выбрали абсолютно верную тактику. Ребенку не только объяснили, что это нехорошо, хотя в его возрасте он и так это прекрасно понимал и на преступление пошел вполне осознанно. Украденную сумму он отрабатывал в магазине отца в течение месяца и вернул заработанные деньги деду. Андрей работал в течение одного летнего месяца, каждый день по несколько часов за исключением выходных и получил четкое представление о том, какому количеству труда эквивалентна украденная сумма. В течение 3-х последующих лет инцидент ни разу не повторился.

Таким образом, не надо углубляться в дебри красивых и высокопарных фраз. Дети лучше и быстрее воспринимают наглядные объяснения.

Самыми тяжелыми в наше время можно считать ситуации с подростками старше 14 лет. Это в большинстве своем рецидивы, когда ребенок, пойманный на воровстве, продолжает красть. 16-летний Кирилл пристрастился к игровым автоматам. Начав с небольших сумм, он постепенно поднимал планку, и в результате умудрился проиграть деньги, отложенные для поездки на юг. Это при том, что мать прятала от него деньги после первого случая воровства. Здесь нельзя говорить о том, что ребенок не понимает цены деньгам. Он каждый раз целенаправленно обыскивал квартиру и находил тайники. В свое оправдание он говорил, что хотел все вернуть после крупного выигрыша. В процессе наблюдения факты краж многократно повторялись, и в результате пришлось прибегнуть к помощи уже не психолога, а психиатра. Мама мальчика, боясь огласки, пыталась скрыть от всех свои проблемы. В результате ситуация усугубилась. К сожалению, с подобным пристрастием ни ребенок, ни родители не в состоянии справиться самостоятельно.

Не надейтесь, что все решится само. Если Вы столкнулись с такой проблемой, обратитесь к помощи специалиста. Не усугубляйте ситуацию постоянным “обмусоливанием” произошедшего. Не надо пугать ребенка тем, что он станет вором и сядет в тюрьму. Тем самым Вы можете вдолбить ему эту мысль, в результате чего у ребенка сформируются комплексы.

А вот другой пример из практики. Никита (13 лет)воровал деньги в школьной раздевалке. Отпрашивался с урока в туалет, бежал в гардероб и шарил по карманам. Как оказалось, мальчик прочитал книгу “Тимур и его команда”, которая произвела на него очень сильное впечатление. Помогать пожилым людям он решил на современный манер — деньгами. Поскольку дома лишних денег не водилось, ребенок начал красть.

Найдите причину воровства

Прежде всего, попытайтесь выяснить причину, побудившую ребенка к краже. Тактику воздействия нужно выбирать в зависимости от этой причины.

И самое главное, бойтесь ошибиться! Даже если Вы уверены на 100%, что украл именно Ваш ребенок, просто потому, что больше некому, помните: не пойман — не вор. Если вы не были свидетелем кражи, никогда не обвиняйте голословно. Всегда оставляйте ребенку возможность сознаться самому. Помогите ему начать говорить на эту тему, постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал страха перед наказанием. И особенно страха перед Вами!

Германова Елена
консультант: Табунова Любовь, психолог
Статья предоставлена сайтом “Мамочки — сайт для родителей”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: