Что делать, когда у ребёнка низкая самооценка?

15 быстрых способов поднять самооценку ребенку

Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

Адекватная самооценка — это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

В предыдущей статье мы уже рассказывали о том, как воспитать правильную самооценку и что делать, чтобы она была адекватной. В этой хотелось бы сконцентрироваться на вопросе «Как самооценку поднять?».

К чему приводит низкая самооценка

Из низкой самооценки вырастает ролевая позиция жертвы. Человек, принявший на себя подобную роль, всю жизнь будет искать поддержки и опоры в других. Эта позиция ужасна даже для девушки, что бы там ни говорили нам гендерные стереотипы. Люди-«жертвы» постоянно перекладывают ответственность на других, не взрослеют, живут в страхе, который со временем даже становится комфортным.

«Да, я неудачник, ну и что? Не все такие вот крутые, как вы…»

Такая позиция, к сожалению, часто встречается уже у вполне взрослых людей. Вот только жалельщиков, берущих на себя заботу о «жертве», с каждой новой истерикой, с очередным срывом и упадническим настроением будет становиться все меньше.

Почему подростковый возраст так важен для формирования самооценки

Уверенность в себе формируется задолго до начала подросткового возраста, но именно этот период — 11-12 лет (младший подростковый в классификации психолога Эльконина) — можно назвать оптимальной фазой для работы с самооценкой.

— Формируется полноценное самосознание и позиционирование;

— Развивается интерес подростка к себе (те самые самокопания — «Быть или не быть?»).

— Появляется интерес к своим возможностям, способностям и умениям (Что я могу? Что я хочу? Чем я лучше других?);

— Есть возможность открыто поговорить с родителями на волнующие темы;

— Сами взрослые могут серьезно поддержать подростков в решении их проблем (диалог на равных);

— 9-12 лет психологи называют «возрастом злости». Агрессия и отторжение родителей, смешиваясь с заниженной самооценкой, могут стать настоящим вулканом. Так что самое время работать!

Способ 1. Проверить, не созданы ли завышенные условия

Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей, класс стал профильным — математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

Способ 2. Мнение ровесников

Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу. Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда — не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

Читайте также:
Азбука общения с подростком: как наладить отношения

Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, — выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

Способ 3. Хвалите

Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так — только за дела.

То же самое с подростком. За хорошее — хвалите, за недостойное — ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное — никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

И, пожалуйста, не бойтесь перехвалить своего ребенка. Нет, у него не появится корона на голове (в подростковом возрасте уже не появится, опасаться испортить чадо и превратить в принцессу надо куда раньше) и «эгоистом он не вырастет». Эгоист — это человек, который поступает рационально и хочет себе блага, ну где же тут минусы? Использование других людей для собственной выгоды в термин, кстати, не заложено. Так что смело хвалите за дело — чем более конкретна похвала, тем яснее ребенку, что взрослые ценят, что, по их мнению, хорошо.

Не забывайте хвалить и себя.

За что можно хвалить?

1. За выражение собственного и аргументированного мнения.

2. За принципиальность в сложных ситуациях.

3. За помощь ближнему, друзьям, младшим, родственникам.

4. За упрямство в разумных пределах и умение доводить дело до конца.

5. За хорошее настроение и оптимизм.

6. За желание изменить мир к лучшему.

7. За мужество.

И где тут фраза «За хорошие отметки»? Ее нет… Потому что старание в предмете, который не получается, куда важнее. Потому что мужество, с которым ребенок берет на себя ответственность, куда важнее. Потому что сделать то, о чем тебя не просили или за что не дают карманных денег, но что было необходимо, куда важнее. Проведите параллель со своей работой и обязательно похвалите себя!

Способ 4. Преодолевайте трудности

Если вы обнаружили, что самооценка хромает — у вас или у вашего ребенка, то помогут исключительно решительные действия. Дело в том, что рост самооценки прямо пропорционален преодолеваемым трудностям.

Вы справились со сложной задачей на работе — вы выжаты, но чувствуете себя лучше. Вам удалось похудеть, хотя занятия в зале ну никак не вписывались в напряженный график, — вы чувствуете себя сильнее. То же самое и с ребенком: он поверит в свои силы, если сумеет их продемонстрировать. Подтянуться три раза, тренируясь с папой. Получив высший балл, дополнительно занимаясь математикой вместо игры на компьютере. Преодолев страх перед фотоаппаратом и своей внешностью — потратьте время, сходите с девочкой, которая считает себя дурнушкой, на фотосессию! Вот увидите, классная аватарка в «ВКонтакте» — и ребенок (да и взрослый) расцветет.

Что НЕ надо делать

«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке. Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» — вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

Ребенок такими конкретными категориями не мыслит, но чувство непонимания у него возникнет.

Читайте также:
Спокоен малыш – счастлива мама: лучшие способы, как успокоить своего младенца

Как это НАДО делать

В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

Способ 5. Развивайте свой талант

У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, — об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон — это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

Итак, если ваш ребенок отлично рисует — отправьте его на курсы, а если любит футбол — запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете — начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото — отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию. На наше счастье, социальные сети — обитель не только плохих новостей, но и красоты, которой можно делиться.

Любому из нас легче переносить жизненные трудности и неудачи, зная, что в чем-то СВОЕМ он на высоте.

Топ-10 коротких способов поднять себе и ребенку настроение и самооценку

1. Сходите к стилисту или просто пройдитесь по магазинам.

2. Закажите фотосессию, а потом выложите классные фотографии в Сеть, собирая комментарии. Только осторожно — не впадите в лайк-зависимость

3. Сходите на мастер-класс, научитесь делать что-то необычное: цветные капкейки, поделки из жести, шерстяные игрушки, что угодно!

4. Сходите в театр или в музей, обязательно в компании, чтобы потом обсудить увиденное. Попробуйте написать эссе по этой же теме.

5. Запишитесь в спортзал, начните бегать или занимайтесь дома. Ежедневная гордость за преодоленные трудности вам обеспечена.

6. Сделайте что-нибудь не характерное для вас: сходите в тир, постреляйте из лука, если же вы и так завидный «силовик», то отправляйтесь на бал — историческую реконструкцию.

7. Заведите себе хобби. Не временное увлечение, а любимое дело. Пишите стихи, рисуйте по номерам, готовьте каждую неделю блюда новой кухни. Коллекционирование тоже, конечно, хобби, но лучше, если оно будет созидательным, а не потребительским.

8. Чаще улыбайтесь. Наш мозг позитивно реагирует даже на «ненастоящую» улыбку.

9. Беседуйте с людьми, которые вас любят. Разговаривайте обо всем, что вас окружает, что произошло за день, что прочитано в книге. Организуйте пару раз в неделю семейные встречи и дискуссионный клуб.

10. Заведите «Тетрадь успехов» или несколько разных чек-листов с вызовами самому себе. Записывайте в тетрадь все, что получилось, даже если это какая-то мелочь. Листы же могут быть тематическими: «10 мест в родном городе, где я побывал», «30 новых слов, которые я выучил», «10 новых книг, которые надо прочитать», «5 вредных привычек, с которыми я борюсь». Банальная галочка рядом с рандомным пунктом повышает настроение, уж поверьте!

Заниженная самооценка ребенка: 6 способов исправить ситуацию

Самооценка управляет механизмами принятия решений и влияет на развитие личности или его отсутствие. Самооценка бывает завышенной, нормальной и заниженной. От адекватной самооценки зависит комфортное психоэмоциональное состояние ребенка, его успешность в обучении, увлечениях, общении с ровесниками, приятелями и родителями.

Заниженная самооценка ребенка: 6 способов исправить ситуацию

Самооценка управляет механизмами принятия решений и влияет на развитие личности или его отсутствие. Самооценка бывает завышенной, нормальной и заниженной. От адекватной самооценки зависит комфортное психоэмоциональное состояние ребенка, его успешность в обучении, увлечениях, общении с ровесниками, приятелями и родителями. Как можно эту самую самооценку поднять?

Самооценка ребенка и как ее повысить

Из низкой самооценки развивается ролевая позиция жертвы. Человек, примеривший на себя данную роль, всегда будет находиться в поисках поддержки окружающих. Люди-«жертвы» склонны перекладывать ответственность на других, не желают взрослеть и что-то менять в своем порядке существования.

Признаки заниженной самооценки

На формирование заниженной детской самооценки влияют внешние и внутренние факторы, такие как внешность, вес, персональная специфика психики, социальный уровень отца и матери, наличие (или отсутствие) достижений, оценки других людей.

Читайте также:
Счастливы вместе: место ребёнка в отношениях с мудрыми родителями

Заниженная самооценка ребенка: 6 способов исправить ситуацию

Типичные признаки заниженной самооценки:

  • Повышенная самокритичность, неудовлетворенность собственными действиями;
  • обостренная чувствительность к критике, чрезмерная обидчивость;
  • постоянная боязнь совершить ошибку, робость;
  • стремление угождать;
  • смутное ощущение вины;
  • склонность к депрессии;
  • враждебность к окружающему миру.

Дети с заниженной самооценкой стремятся завоевать признание других, ошибочно принимая его за критерий оценки своей персоны.

Как же поднять самооценку ребенку?

Метод№ 1. Проверить, не завышены ли требования

Когда ребенок демонстрирует тревожные симптомы (высказывания типа «я ни на что не гожусь», депрессивные состояния, скрытность, намеренную грубость, цинизм), первым делом следует проанализировать причину. Возможно, ваши требования не адекватны возможностям ребенка.

В 7 классе Марина была отличницей и образцом для подражания. Явная антипатия всего класса не мешала ей принимать участие во всех олимпиадах и учить наизусть материал. Оля и ее родители отдавали себе отчет, что позиция «образцовая» является ситуативной, а взаимоотношения девочки и одноклассников (дело доходило даже до стычек с «выскочкой») оставляют желать лучшего. Родители перевели дочь в гимназию с более сложной программой обучения. А в 8-м классе у Марины проявились проблемы с самооценкой. Еще бы! 25 учеников в классе, и все поголовно «гении» и образцы для подражания.

Не поднимайте планку своему ребенку и не сравнивайте с другими детьми.

Метод№ 2. Мнение сверстников

Для подростка мнение ровесников играет крайне важную роль в жизни. Оценки друзей и знакомых или больно ранят, или поднимают его в собственных глазах. Когда, например, внешний вид реально влияет на самооценку вашего ребенка, лучше прислушаться к нему и пойти навстречу. Невозможный цвет волос, драные джинсы и пирсинг со временем отойдут в прошлое. А вот самооценка подростка не пострадает.

Иное дело, если в школе идет травля. За национальную принадлежность, речевые дефекты (например, заикание), за то, что худая/толстая/высокая, – дети жестоки. Присмотритесь к детям, с которыми ваше чадо общается, и если вы поймете, что его заниженная самооценка – это результат травли, то имеет смысл перевести подростка в другое учебное заведение.

Заниженная самооценка ребенка: 6 способов исправить ситуацию

Метод№ 3. Хвалить

За хорошее можно похвалить, за недопустимое – отругать (или даже наказать), чтобы не смешивать ценностные ориентиры. Но не переходите на личности, акцентируйте внимание на поступках.

Не скупитесь на похвалу. От этого у ребенка не появится корона на голове. И помните – чем конкретнее похвала, тем более понятно ребенку, что родители его ценят.

За что именно хвалить?

  • За высказывание собственного мнения.
  • За принципиальность.
  • За любую помощь.
  • За разумную настойчивость и упрямство, которые помогают довести дело до конца.
  • За радость и оптимизм.
  • За мужество.
Способ 4. Развивать свой талант

У каждого имеется талант, или так называемое «конкурентное преимущество». Наверное, не стоит стараться улучшить то, что никак не выходит. Но укрепление сильных сторон является шансом воспитать уверенного в себе ребенка.

Например, если ребенок чудесно рисует – можно отдать его в художественную школу, а если обожает футбол – имеет смысл записать его на секцию и проч.

Каждому человеку проще преодолевать жизненные неудачи, пребывая в уверенности, что в своем деле он мастер.

Топ-6 реальных вариантов поднять себе и ребенку настроение и самооценку

1. Сходить к стилисту или посидеть за чашечкой ароматного чая в кондитерской.

2. Организовать фотосессию (можно профессиональную) и выложить удачные фото в Сеть, собирая позитивные комменты.

3. Сходить на какой-нибудь мастер-класс и научиться вместе изготавливать что-либо своими руками.
4. Сходить на спектакль/ в музей. Написать репортаж или эссе о мероприятии.

5. Чаще улыбаться. Головной мозг положительно отзывается на любую улыбку.

6. Совершать совместные прогулки на природе. Любоваться прелестями всех времен года и мирно беседовать – что может быть лучше!опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Причины заниженной самооценки у детей, как ее повысить

Самооценка очень важна для формирования личности. Если она является объективной, и человек с детства способен реально оценить свои возможности и место в социуме, то это является основным шагом на пути к успешной жизни. Изначально дети обладают безупречным чувством восприятия самих себя, но со временем оно подвергается различным изменениям в силу влияния родителей и окружающих людей.

Заниженная самооценка у детей и подростков негативно отражается на их адаптации в социуме и становится причиной непонимания в семье и коллективе. Ребенок ощущает постоянную неуверенность в себе, что способствует формированию комплекса неполноценности.

Читайте также:
Что делать, если над тобой постоянно издеваются в школе: практические рекомендации

Самооценка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, включающих в себя личные достижения, внешность, вес, социальный статус родителей и оценку окружающих людей. Существует ряд признаков, по которым можно выявить заниженную самооценку в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его поведения в целом:

  1. 1. Ребенок всегда старается садиться с краю, скрещивает ноги, то есть намеренно закрыться от окружающих людей.
  2. 2. Зачастую дети и подростки, неуверенные в себе, являются интровертами, то есть направляют свои эмоции внутрь себя.
  3. 3. Присутствует агрессивность в общении с людьми, так как неверие в собственные силы порождает недоверие к другим.
  4. 4. Болезненная реакция на любое проявление критики, что выражается в излишней плаксивости.
  5. 5. В подростковом возрасте заниженная самооценка выражается в чрезмерной самоуверенности, что обусловлено желанием выделиться из толпы своей оригинальностью.
  6. 6. Навязчивое желание быть первым. Уверенные в себе личности не нуждаются в необходимости доказывать свою индивидуальность и превосходство.
  7. 7. Неопрятный внешний вид, ребенку все равно, как он выглядит.
  8. 8. Тихая невнятная речь и наличие привычки постоянно извиняться без явной на то причины.
  9. 9. Постоянное самобичевание и повышенная самокритичность к своим поступкам.
  10. 10. Хулиганское поведение, путем унижения других детей неуверенные в себе личности стараются повысить свою самооценку.

Дети с заниженной самооценкой всегда сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На фоне этого они запрещают себе радоваться, так как убеждены, что недостойны счастья в силу своей неполноценности. В этом случае дети ощущают себя одинокими и не принимают участия в общих играх или других видах деятельности совместно со сверстниками. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки в коллективе.

Характерные признаки неуверенности в себе могут встречаться у детей в различных комбинациях или по отдельности.

Советы психологов по успешной адаптации ребенка в детском саду

Специалисты считают, что причины появления у детей заниженной самооценки зависят от наследственности, воспитания и окружения.

В возрасте до 7 лет формирование самооценки происходит под влиянием родителей и учителей, поэтому чем больше дети будут ощущать заботы, внимания и любви в семье, тем увереннее будут чувствовать себя в коллективе. Но начиная с 12 лет, самооценка начинает формироваться в зависимости от отношения одноклассников и общения с ними.

Каждый человек индивидуален, но иногда в силу своей наследственности он ощущает себя неполноценным: врожденное заболевание, инвалидность, тип темперамента, умственные способности. Все это способно сформировать комплекс несостоятельности на фоне сверстников. Иногда причиной низкой самооценки является лишний вес или предрасположенность к полноте, что откладывает негативный отпечаток на сознании и порождает у детей ощущение неполноценности.

Издержки воспитания, которые способствуют появлению заниженной самооценки, могут выражаться как в чрезмерной опеке родителей, так и в отсутствии доверительных семейных отношений, в силу чего дети закрываются и считают себя причиной нелюбви со стороны взрослых. Нередко родители, сравнивая свое чадо с другими детьми, подчеркивают, что его успеваемость не так хороша, как у одноклассников и т. д. У ребенка начинает зарождаться неуверенность в собственных силах. Как правило, мужчины и женщины, воспитанные подобным образом, не способны привить своим детям уверенность в себе, т. к. сами не понимают, что это такое.

Социальные контакты детей вне семьи со сверстниками, педагогами, знакомыми тоже способны сформировать низкую самооценку. Унижения от одноклассников, запугивание со стороны учителей приводят к появлению депрессии и становятся причиной неуверенности в себе. Особенно важно мнение учителя для детей младшего и среднего школьного возраста, когда ученики воспринимают его слова как прописную истину.

Чаще всего подвержены заниженной самооценке дети и подростки, которые лишены родительской опеки в силу сложившихся обстоятельств. С раннего детства они считают себя несовершенными и не воспринимают себя как полноценную личность, рассматривая свое существование как помеху для окружающих на фоне ощущения беззащитности и отсутствия поддержки близких людей.

Заниженная самооценка является серьезным препятствием на пути достижения поставленных целей и дальнейшего развития личности. Опасность ее заключается в том, что неуверенные в себе дети постоянно испытывают чувство страха, вины и собственной неполноценности, тем самым постепенно отстраняясь от окружающих людей. В итоге уже во взрослом возрасте человек ощущает свою эмоциональную и телесную зажатость и стесняется выражать свое мнение другим.

Окружающие неосознанно воспринимают человека по его самооценке. Соответственно, чем она ниже – тем хуже отношение.

Читайте также:
Агрессивное поведение у современных подростков: виды, причины, способы преодоления

Особенно обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне развития выдуманных комплексов и недостатков. Если это вовремя не пресечь и не объяснить сыну или дочери, как правильно оценить свои данные и возможности, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь. В такой период родители должны быть особенно внимательными, чтобы вовремя распознать проблему и помочь избавиться ребенку от внутренних комплексов.

Психологи рекомендуют соблюдать следующие правила при общении с детьми, чтобы поднять их самооценку:

  1. 1. Исключить при общении необоснованную критику. Чтобы указать ребенку на ошибку, критика должна быть направлена именно на его поступки.
  2. 2. Признание личности ребенка. Следует предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение, иметь личные интересы.
  3. 3. Регулярная похвала. Дети нуждаются в постоянном одобрении своих достижений, поэтому их необходимо хвалить как можно чаще – это придаст им веры в собственные силы и укрепит ощущение своей значимости в семье. В случае если у школьника что-то не получается, не стоит его ругать, лучше предложить помощь и попытаться развить его таланты в другой сфере.
  4. 4. Помощь в самореализации. Иногда в школе дети не могут самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива. Родители должны предложить своему чаду посещать какую-либо спортивную секцию или кружок, чтобы он мог познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. При этом выбрать занятие должен сам подросток.
  5. 5. Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.
  6. 6. Оказывать поддержку и проявлять уважение.

Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или неврозы.

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

Что выбрать — поощрение или наказание? Тест на самооценку и игры для детей 3-7 лет

Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

как повысить самооценку ребенку 5 лет

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: “Я самый лучший”. При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки “Я плохой”, “Я ничего не могу”, “Я неудачник”.

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: “Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. “. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Читайте также:
Что такое буллинг и как распознать это явление в школе?

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги “Нестандартный ребенок” считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: “Ты это сможешь!”. “Ты это почти умеешь!”, “Ты обязательно справишься!”, “Я в тебя верю!”, “У тебя все получится!” и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: “Ничего из тебя никогда не выйдет!”, “Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)” — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

повышение самооценки дошкольника

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой “профилактики”.
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о “старых грехах”. Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство “вечно виноватого”.
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
Читайте также:
Рекомендации психологов, как нужно правильно разговаривать с ребёнком

игры для повышения самооценки

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки”. Или: “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест “Лесенка” (“Десять ступенек”)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на то средняя (адекватная).

А если стоит на то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на ступеньку.

“Имя” (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

“Проигрывание ситуаций” (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

У моего ребенка низкая самооценка. Что делать?

У моего ребенка низкая самооценка. Что делать? - слайд

Как определить заниженную самооценку у ребенка и как помочь ему чувствовать себя увереннее – рассказывает психолог Екатерина Сафонова.

Читайте также:
Стать милой девушкой: инструкция, как это сделать

психолог портала “Я – родитель”

Самооценка – это отношение человека к самому себе. Формируется она достаточно рано, ещё в дошкольном возрасте, но с взрослением претерпевает множество изменений. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Несмотря на то, что существует масса методик, выявляющих проблемы с отношением к себе самому, самооценка часто бывает ситуативной – любой человек в каком-то вопросе уверен в себе и своих силах, в каком-то – нет, это нормально и естественно. Как определить, адекватно ли оценивает себя ребенок, и нужно ли как-то вмешиваться в формирование детской самооценки? Давайте разбираться.

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый детский эгоцентризм. Малыши уверены, что мир крутится вокруг них, а никак не наоборот. Всем знаком яркий пример детского эгоцентризма, когда малыш, наблюдая Луну из окна автомобиля, сообщает, что Луна за ним следит. Детская психика пока устроена так, что ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии понять физических законов, поэтому вывод прост: Луна всегда видна лишь потому, что следит за ним. Такой эгоцентризм заложен в природе ребенка, поэтому не нужно его пугаться и пытаться исправить: в норме к 7 годам у малыша формируется произвольность, а эгоцентризм остаётся в детстве.

Для подростков же характерна заниженная самооценка, и это тоже объясняется возрастными особенностями. Подростки склонны преувеличивать (а то и вовсе выдумывать) телесные недостатки, размышлять о бренности бытия и о людях-пешках, тинейджеры часто отмечают, что их эмоциональный фон скорее депрессивный, нежели позитивный. Но есть и интересный механизм: в психологии традиционно завышенная самооценка (не применимо к дошкольникам) воспринимается как заниженная, но отягощённая защитными механизмами. Бравирующий подросток, заявляющий, что он властелин мира, на самом деле может быть глубоко в себе не уверен и, чтобы защитить самого себя от этих фрустрирующих переживаний, изображает из себя самоуверенного мачо. У тинейджеров обычно это временное явление, и оно проходит с наступлением нового возрастного периода.

В любом возрасте на детскую самооценку влияет несколько факторов: семья, отношения со сверстниками, успехи в учебе. Разница лишь в том, что в разные возрастные периоды для ребенка важны разные вещи, а значит и на формирование самооценки будет влиять разное. Например, в подростковом возрасте самым важным для детей является интимно-личностное общение, а значит в первую очередь самооценка будет зависеть от отношений со сверстниками. У младших школьников основное занятие – учеба, соответственно самооценка будет формироваться в зависимости от успехов в школе.

Итак, как понять, что у ребёнка проблемы с самооценкой?

Если мы говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте, следует обратить внимание на рисунки малыша. Если на них он себя всегда изображает внизу листа, рисует серым/черным цветом, либо не изображает вообще, то следует обратиться к психологу за более точным определением уровня самооценки.

Малышам также можно предложить пройти интересную методику. Нарисуйте ребенку простую лесенку:

Расскажите, что на самых верхних ступенях находятся самые «хорошие» дети, а на низких – самые «плохие». Предложите малышу изобразить себя на какой-либо ступеньке, а потом спросите, чем он руководствовался, выбирая для себя ступеньку. Наиболее неуверенные в себе вовсе отказываются выполнять это задание или ставят себя на самую низкую ступень.

Неуверенного ребенка всегда видно: он открыто говорит, что не уверен в себе и своих силах, безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых взрослых.

Если вы заметили такие симптомы у своего ребенка, то следует придерживаться нескольких правил:

Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Даже простое «Ты уже проснулся? Какой молодец!» утром помогут малышу сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, это миф, поэтому не бойтесь переборщить.

«Маша получила 5, а ты – 3, не стыдно?» – как часто дети слышат подобные фразы в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.

Не «ты плохой!», а «ты нехорошо поступил, но я всё равно люблю тебя. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» – такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.

Читайте также:
Всё, что нужно знать о послеродовой депрессии: причины, симптомы и признаки

«Как ты думаешь, суп уже разогрелся?», «давай вместе протрём пыль, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку как к равному, как к уже сложившейся личности, тогда и он будет чувствовать это отношение и поверит в собственные силы. Но не переусердствуйте – внимательно отнеситесь к тому, о чем вы его просите. Не взваливайте на дошкольника ответственность за младшую сестру, а на подростка – за ваш материальный достаток.

Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.

Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.

Это крайне важно делать в любом возрасте – для подростка, например, подавление инициативы является триггером девиантного поведения. Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.

Ребенок всегда равняется на родителей, а значит именно вы являетесь для него главным авторитетом. Если он видит адекватную реакцию, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я – Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

11 советов, как повысить детскую самооценку (хвалить вдоль и поперёк — не выход)

Иногда родители так боятся вырастить хулиганов и зазнаек, что частенько воспитывают зажатых и неуверенных в себе людей. Как повысить самооценку ребёнка? Очевидно, что нужно менять своё поведение. Психолог Лариса Милова рассказывает, с чего начинать.

В чём опасность низкой самооценки ребёнка

Если у ребёнка занижена самооценка, скорее всего, ему будет сложно реализоваться как личности, поскольку у него нет самого главного для полноценного бытия — ощущения себя ценным и важным, нет веры в свои силы. Если ребёнок не уверен в себе, то он часто чувствует себя хуже других, вследствие чего может попадать в неприятные ситуации.

Чтобы понять, что именно нужно менять в поведении, давайте разберёмся, из чего складывается самооценка.

Самооценка = уровень способностей: уровень притязаний

Вспоминаем школьную математику и понимаем, что если в числителе (это у нас уровень способностей) число меньше, чем в знаменателе (там у нас с вами уровень притязаний), то результат будет всегда меньше единицы, значит, самооценка будет низкой.

Если у человека низкая самооценка, то, скорее всего, у него заоблачные притязания. Когда мы говорим о детской самооценке, то притязания — это те требования, которые ему предъявляются в семье.

Причина завышенных ожиданий от ребёнка одна — его не принимают таким, какой он есть, а ориентируют на то, что, чтобы заслужить любовь и одобрение, ему нужно быть кем-то другим.

Выражаться это может в разном родительском поведении, это может быть:

  • сравнение с другими детьми;
  • сравнение с какими-то недостижимыми образцами для подражания;
  • критика;
  • игнорирование чувств ребёнка и особенностей его характера;
  • недостаточное внимание к мнению ребёнка;
  • неуважительная или конфликтная атмосфера в семье;
  • регулярные наказания без достаточного количества похвалы и эмоциональной поддержки.

Бывает, конечно, и другой вариант низкой самооценки — когда страдают способности, вернее, никто не озабочен, чтобы их у ребёнка развивать. В этом случае ребёнок, подрастая, начинает понимать, что способности сверстников гораздо выше его, он везде и во всём проигрывает (происходит некая проверка реальности), и тогда у него, естественно, снижается самооценка.

Если родитель, прочитав несколько книг и статей, начинает замечать, что у его сына или дочери заниженное восприятие себя, то первое, что он делает — принимается хвалить ребёнка вдоль и поперёк. Как правило, толк из этого небольшой.

Читайте также:
Родителей не выбирают: что делать, если они тебя ненавидят

Что же делать и с чего начать?

Вывод напрашивается сам собой. Вариантов два:

  1. Увеличить уровень способностей ребёнка
  2. Уменьшить уровень притязаний к нему.

11 шагов для поднятия детской самооценки

1. Терпение. Первым шагом будет запастись терпением — дело это непростое, лучше идти маленькими шагами, понимая, что мы делаем и зачем. Важный показатель здесь — возраст ребёнка: чем он меньше, тем быстрее можно всё исправить. Чем старше человек, тем больше запасаемся терпением и валерьянкой.

2. Анализ. Проанализировать своё отношение к ребёнку. Какие требования и ожидания по отношению к нему уже существуют. Задайте себе вопрос: как они сформировались, и не транслируете ли вы требования родителей к вам в детстве (может, вы просто воспроизводите родительскую модель?). Если вы не можете обнаружить изъянов в своём воспитании, а ребёнок уязвим в зоне оценки себя — бегом на консультацию к психологу. Специалист побудет вашим зеркалом и поможет разобраться в проблеме.

3. Экологичность. Оздоровить, насколько это возможно, атмосферу в семье, чтобы она стала спокойной. Уважение взрослых друг к другу в семье — залог самоуважения детей.

4. Акцент на хорошем. Учитесь замечать в своём ребёнке хорошее. Проговаривать вслух это можно время от времени, а вот замечать самому — самое главное. Перестаньте критиковать и вообще следите за своими словами при общении с ребёнком.

Вызубрите наизусть фразу Януша Корчака «Детей нет, есть люди» и не позволяйте себе ничего такого, чего бы не позволили в отношении других взрослых людей

Кроме того, полезно учить ребёнка самого замечать хорошие моменты в жизни — позитивный взгляд на жизнь сильно влияет и на самочувствие и на настроение.

В помощь есть масса игр и упражнений:

  • можно гулять по улице и замечать красивые моменты и детали по очереди;
  • в конце дня «собирать» хорошие моменты, которые были;
  • завести большую банку, куда складывать маленькие записки, когда происходит что-то хорошее (поход в кино, успех в школе, отличная игра), перечитывать их время от времени, особенно в периоды эмоционального упадка.

5. Развитие сильных сторон личности. Помочь ребёнку повысить свои реальные способности. Не ориентировать его на то, чтобы он был лучше всех, а позаботиться о том, чтобы он что-то умел делать хорошо, и самому ценить то, что он умеет. Это не обязательно успехи по математике и русскому. Это вполне может быть хорошее умение вышивать крестиком или плавание.

6. Давать ребёнку свободу выбора. Не навязывать свои решения ни в выборе одежды, ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребёнок не привык это делать и ждёт вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а про право голоса.

7. Социализация. Отнеситесь внимательно к тому, чтобы ваш ребёнок умел хорошо общаться. Способность общаться — это навык. Значит, его можно формировать и тренировать. В помощь вам будут различные книги, игры и упражнения, сказкотерапия.

8. Работа с границами. Научите ребёнка говорить «нет» и отстаивать свои границы. Не получается самостоятельно — есть хорошие специалисты, которые умеют это делать профессионально.

9. Самостоятельность. Давайте ребёнку возможность справляться с разными заданиями самостоятельно. Не бросайтесь на помощь по «первому требованию». Вообще аккуратней с этой самой помощью. Если её много, ребёнок вырастает с ощущением собственной беспомощности. Отмечайте его достижения и старания — это поддерживает.

10. Научитесь смиряться. Если ребёнок с характером и способностями не такими, как вы нарисовали ещё до его рождения, задайте себе вопрос: вы хотите вырастить его успешным или счастливым и здоровым?

Психосоматика: что это такое и почему бывает у детей

Научитесь смиряться вообще с последствиями наличия ребёнка в вашей жизни — скорее всего, у вас будет больше хаоса и уборки по дому, меньше времени и эмоциональных сил. Успокаивайте себя тем, что такое настроение посещает не каждый день, а дети вырастают.

11. Внимание на себя. Внимательно посмотрите на себя — а что у вас с самооценкой? Здесь, как и во всех остальных случаях, работает правило: хочешь помочь другому — начни с себя.

Если возникают трудности с прививанием самостоятельности самостоятельно, обратитесь к психологу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: