Что делать родителям, если ребёнка обижают в школе

Ребенка обижают в школе – что делать родителям

В последнее время в нашей жизни появилось новое понятие – буллинг. Но самое явление, то есть агрессивное отношение одних детей к другим существует давно.

Было такое и в «благополучной» советской школе, не зря же в 80-х фильм Ролана Быкова «Чучело» произвело эффект разорвавшейся бомбы, когда об издевательствах сверстников впервые было сказано вслух.

Есть два пути борьбы с буллингом. Первый этап – психологический, второй – юридический. Вот об этом я и предлагаю сегодня поговорить.

Если ребенка обижают в школе, что делать родителям? Прощать насмешки, обзывания, запугивания и тем более физическое насилие ни в коем случае нельзя. Что же делать конкретно, чтобы ребенка в школе не обижали, вам подскажут советы психолога.

Каких детей обижают чаще всего

Обижают слабых, застенчивых, неуверенных в себе, интровертов, тех, у кого мало или вообще нет друзей, детей с нетипичной внешностью или физическими недостатками, очень полных или наоборот слишком худеньких, детей, которых чрезмерно опекают родные, то есть «маменькиных сынков». Пожалуй, главное – обижают тех ребят, которые в конфликтной ситуации не могут постоять за себя.

Обидчиками в большинстве случаев бывают физически сильные, те, кто стремится к лидерству, но плохо учится, юные властолюбцы, которые хотят подчинить себе других и командовать ими. Буллер (таким термином определяют обидчика) не сочувствует другим и не представляет себя на месте того, кого он обижает.

Обидчик и его жертва – это как две стороны медали. Вы удивитесь, но у них есть общая черта – они не умеют правильно решать социальные проблемы.

Как понять, что вашего ребенка обижают в школе?

Одна потасовка у мальчишек или выяснения отношений у девочек – это не буллинг. Когда же издевательства, запугивание, насилие становятся систематическими и приобретают жесткие формы, надо бить тревогу.

От мам, которых я консультировала, довелось услышать: «Сын пришел из школы мокрый, грязный. Говорит, что упал в лужу. Я, конечно, его отругала. А на следующий день опять то же самое. Буквально клещами из него вытащила, что это его специально толкал в лужу одноклассник. Да еще и пригрозил: «Пожалуешься, хуже будет!»

«Дочка вся в слезах. Мальчишка из их класса ручкой исчеркал весь альбом для рисования. Но что меня больше всего возмутило, никто из ребят за нее не заступился! Почему наши дети такие равнодушные?!»

Хорошо, если ваши сын или дочка сами рассказали вам об обидчиках. А если они молчат? Что может подсказать вам, что они столкнулись с этой бедой?

Будьте внимательны к своему ребенку, тогда вы заметите, что у него испорчены вещи или они вовсе пропали. Он не может объяснить, на что потратил карманные деньги. Не хочет идти в школу, даже начинает болеть (жалуется на живот или головную боль). Ребенок стал нервозным, часто плачет. Ну, а синяки и царапины буквально прокричат вам, что проблема очень серьезная.

Конечно же, вы не хотите, чтобы ваше дитя стало жертвой и терпело насмешки, издевательства, пинки и вымогательство агрессивных сверстников. Злу нужно противостоять.

Чтобы знать, как правильно поддерживать ребенка в ситуации буллинга, читайте мою статью “Как правильно поддерживать ребенка”!

Стоит ли говорить ребенку «дай сдачи!»?

Это непростой вопрос, потому что, если ребенок поймет буквально, то драка может ухудшить ситуацию. Когда начнется разбирательство – «кто первый начал» – нет гарантии, что правда будет на вашей стороне.

Мне приходилось слышать от некоторых мам и такое: «Я пришла в школу, схватила за шиворот обидчика сына и пригрозила, что размажу его по стенке», «Я сказала, что сама сделаю с этой гадкой девчонкой то, что она с моей дочкой делает». Скорей всего, маленькие агрессоры испугаются таких угроз взрослых людей. А как отреагируют на это их родители? Не исключено, что вместо решения конфликта вы получите его обострение.

Но и это не главное. Поступая так с чужими детьми, вы нарушаете права другого ребенка! Чем тогда вы сами отличаетесь от школьного агрессора?

Читайте также:
Жизнь в мире фантазий: что делать, если ребёнок вам врёт?

Каким должно быть поведение родителей, если ребенка обижают в школе?

Я хорошо представляю, какая буря эмоций накрыла вас, когда вы об этом узнали. Поэтому предлагаю такой алгоритм действий:

Первый шаг. Возьмите себя в руки, эмоции в этом случае плохой советчик.

Не нагружайте ребенка дополнительно своими негативными чувствами, ему и своих переживаний хватает. Если вам нужно время, чтобы овладеть собой, возьмите его и действуйте рационально.

Чтобы не “нарубить дров” на этом этапе, внимательно изучите, как НЕ надо поддерживать детей в моей статье: “3 ошибки, как не надо поддерживать ребенка”

Второй шаг. Поговорите откровенно со своим школьником.

Сначала скажите ему о том, что вы ему сочувствуете, поддерживаете и обязательно поможете. Подробно расспросите ребенка, кто его обижает, каким образом, как часто. Это поможет составить план ваших последующих действий.

Третий шаг. Никогда не говорите ребенку, что он сам виноват.

Нередко бывает, что учителя осуждают жалобщиков, и дети боятся оказаться ябедами. И даже, когда им реально нужна помощь взрослого, они молчат и терпят, соблюдая этот сомнительный «кодекс чести».

Объясните своему ребенку, что он может и всегда должен пожаловаться на тех, кто его обижает в школе. Это не значит, что он «ябеда», ничего зазорного в этом нет. Вы тоже просите кого-нибудь помочь, если не можете справиться с чем-то самостоятельно. Таким образом вы поддержите контакт с ребенком, ваши доверительные отношения – залог того, что о конфликтных ситуациях вы будете узнавать первой.

Четвертый шаг. Формируйте модель уверенного поведения.

Я уверена, что прежде всего нужно воспитать в своем ребенке чувство уверенности и умение постоять за себя, тогда у него больше шансов не стать жертвой агрессора.

Желаемый результат можно получить, если обидчику младшего школьного возраста твердо сказать: «Прекрати! Еще раз так сделаешь, я скажу маме, а она позвонит твоим родителям!» или «Имей ввиду, еще раз будет такое, скажу учительнице!» Но, пригрозив обидчику, надо довести дело до конца. Если он не одумается, нужно обязательно сообщить об этом родителям и учительнице.

Предлагаю выступить в ролях «режиссера» и «актера», это хороший способ выработать нужные навыки:

  1. Простое упражнение: посмотри, какой цвет глаз у этого человека? Прямой уверенный взгляд не раз поможет вашему ребенку и во взрослой жизни.
  2. Тренируйте мимику перед зеркалом. Пусть ребенок сделает сердитое и веселое, печальное и смелое лицо. Спросите у него, каким будет выражение его лица, когда он станет говорить с другом, а какое с обидчиком?
  3. Расскажите ребенку, что поднятая голова, уверенное выражение лица, прямой взгляд, твердый голос бывают гораздо важнее, чем те слова, которые он будет говорить нападчику.
  4. И тем не менее в конфликтной ситуации нет времени на экспромты, поэтому сделайте домашние заготовки. Придумайте несколько фраз, которые ваш ребенок может сказать своему обидчику. И не забудьте, прежде, чем показать спектакль зрителям, режиссер много репетирует с актером!

В моем детстве распространенным ответом тем, кто дразнился, было: «кто обзывается, тот сам так называется».

Важно, чтобы реплика не была оскорбительной, потому что это может только раззадорить буллера. Что называется, дальше – больше.

Во все времена надежным щитом было предупреждение – «Я скажу старшему брату, (папе, дяде). Знаешь, кто он? Боксер! Он тебе даст!» Возможно, кто-то из соседских детей постарше учится в вашей школе. Попросите этого старшеклассника несколько раз на переменах зайти в класс вашего ребенка и спросить: «Ну, как ты тут? Никто не обижает? Если что, я рядом».

Шаг пятый. Хвалите ребенка за успехи.

Если ему удалось мирно отстоять себя, похвалите его. Если нет – продолжайте тренировки.

Если это не помогло, надо идти в школу.

Как вести диалог с учителем, если ребенка обижают в школе

Тщательно продумайте, что именно вы будете говорить учителю (классному руководителю). Не забывайте, учителя тоже люди, и, если вы придете к ним с обвинениями, они станут защищаться, тогда конструктивного диалога не получится.

Расскажите о проблеме спокойно, подкрепите свой рассказ фактами. Сообщите ваше понимание причины и то, как вы видите решение проблемы.

Читайте также:
Агрессия в детском возрасте: спасаем злого ребёнка и спасаемся сами

Спросите учительницу, как, по ее мнению, можно погасить конфликт.

Договоритесь о своих действиях, что будете делать вы, а что педагог.

Если ребенка обижают в школе, куда обращаться

Если администрация школы не идет вам навстречу, надо привлечь на свою сторону закон.

  • Во-первых, напишите заявление на имя директора школы и зарегистрируйте его.
  • Во-вторых, узнайте, какие официальные органы в вашем городе отвечают за соблюдение прав ребенка. Например, инспекция по делам несовершеннолетних. Возможно, работает специальная «горячая линия», где подскажут, как получить юридическую помощь в случае буллинга.
  • В-третьих, будьте моральны готовы, что при обострении конфликта или бездеятельности педагогов придется перевести ребенка в другую школу. Его психологический комфорт важнее других обстоятельств. Но помните, что в уже сложившемся детском коллективе ваши сын или дочь будут «новенькими», а это тоже трудная роль. Так что советы психолога, как научить ребенка постоять за себя и в этом случае актуальны.

А что еще можно сделать?

Прочитала отклик моей подписчицы. Она пишет: «Всю школу терпела издевательства. Пыталась поначалу жаловаться родным и учителям. Но ничего не помогло. Перевести в другую школу тоже не смогли. Отстаивала себя сама, как могла, жутчайший ежедневный стресс. В последних классах все совсем достало, пошла на тхэквондо, дала сдачи, все стало прекрасно».

Частично этот опыт, по-моему, стоит позаимствовать. Запишитесь в спортивную секцию, в которой ребенку помогут стать сильным и ловким. Известно, что спорт воспитывает бойцовский характер, уверенность в себе.

Тем более это следует сделать, если с ребенком никто не хочет дружить. В секции ваш школьник обязательно подружится с новыми ребятами, потому что у них будут общие интересы.

Будьте всегда надежным защитником вашего ребенка, помогайте ему бороться за свои права. И тогда, если даже вы столкнетесь с тем, что ребенка травят в школе, вы с этой конфликтной ситуацией справитесь.

Агрессор в классе: что делать учителю и родителям

Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

Однажды после лекции для педагогов к нам подошла учитель: «Что делать? В классе агрессивный ребёнок, терроризирует всех. Ему прописали таблетки и лечение у психиатра, но мама отказывается что-либо делать». Мы рассказали ей о тактике возможного диалога, о том, как важно весь класс научить не реагировать на ребенка — не создавать почву для провокаций и травли, а в случае агрессии всем вместе защищать каждого.

Но всё это полумеры. Потому что, во-первых, мы не знаем, верное ли было выбрано лечение, а во-вторых, историй таких — легион. Где-то ребёнок агрессивно ведет себя, потому что не умеет контролировать поведение, как в данном примере, а где-то копирует поведение взрослых или дурно воспитан. На попытку диалога с родителями учитель получает от них волшебное слово «ачотакова» или и вовсе встречное обвинение — в травле «идеального ребенка».

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности. Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом. Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Читайте также:
Что такое буллинг и как распознать это явление в школе?

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров. Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д. В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.

10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Если ребенок транслирует эпизоды насилия, которые видит дома, — важно поговорить с одним из родителей о проблеме. Возможно, он тоже нуждается в помощи, и просто не понимает, что происходящее в семье не норма и не признак «крепкой руки», а опасная ситуация, прерывать которую нужно срочно! Расскажите о том, как опасно и психологическое насилие — угрозы, ругань, обесценивание, насмешки, газлайтинг, экономическое насилие в семье и т. д. А если родитель не вступает в диалог или даже обвиняет коллектив школы в сложившейся ситуации?

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

То, что учитель должен за всё отвечать, всех научить и перевоспитать — опасное заблуждение, которое развязывает руки родителям дурно воспитанных детей, а не решает проблему. Если у вас в классе есть неуправляемый ребенок, лучше объединиться всем. Но не с посылом «Мы против него», а с посылом «Давайте вместе решать сложившуюся проблему». Замотивируйте учителей и администрацию объединиться с вами: в конце концов, школа, не обеспечивая безопасность учащихся, очень рискует.

2. Надеяться, что проблема «израстет»

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

Реальная ситуация: ребенок попал в больницу в результате нападения, родитель пошел выяснять отношения с обидчиком. Сейчас его судят по УК, а нападавший подросток продолжает ходить по школе «королём», ведь теперь для общества он — жертва. По этой же причине ни в коем случае нельзя говорить с чужими детьми о поведении: не факт, что сработает, а завтра уже его родители выступят против вас. И не забывайте, что вы можете получить искаженную информацию и излишне эмоционально повести себя. Поэтому правило номер 1: действуем только в правовом поле.

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

Учите детей легитимным способам самозащиты. Иначе вы получите так называемую «травлю самозащиты», когда дети в ответ на агрессию ведут себя не лучше, чем обидчик. Это потом даст полное право родителям зачинщика выставить агрессорами остальных, а своё чадо — жертвой.

5. Не показывать слабость

Это самое сложное. Психологи советуют учителям и родителям «просто поговорить» или пожалеть, но без должного проявления силы воли или авторитетного (не авторитарного!) поведения взрослого, обидчик посчитает такую реакцию слабостью, это его только раззадорит. Особенно, если в его поведении проявляются садистические черты. Рекомендации «давайте жить дружно» отлично работают в травле незнания, когда дети по неумению без умысла обижают друг друга, но в садистской травле это не поможет.

Читайте также:
6 основных признаков подростковой депрессии: вы обязаны их знать

«Учителя, который кричит и давит на детей, можно понять, но нельзя оставить в школе»

Прочитайте Макаренко — он никого не жалел, был тверд, но справедлив, поэтому и смог справиться с воспитанием беспризорников. К сожалению, очень мало психологов систематизируют свои советы в зависимости от состояния системы и вида травли.

Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

Если даже ваш ребенок не пострадал, лучше составляйте коллективное обращение к директору. Коллективу сложнее противостоять, а аргумент «я не хочу, чтобы мой ребенок был наблюдателем агрессии» весом и подкрепляется данными, что это не менее вредно, чем наблюдать за травлей. Проговорите это руководителю, если не уверены в аргументах — принесете распечатки статей квалифицированных психологов.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

Ребенок копирует поведение родственников? Просто плохо воспитан? Имеет проблемы с психикой или неврологией, поэтому не справляется с ситуацией. От причины зависит решение: в первом и втором случае коллектив может занять позицию «у нас так не принято» и сделать так, что агрессору невыгодно будет так себя вести. Не модно, не престижно. Такое воспитание коллективом. В третьем случае, увы, без помощи специалиста ничего не сделать — разве что выработать с коллективом схемы действий, которые не провоцируют. Но это не всегда работает. Да и приучать детей к идее, что действия агрессора зависят от поведения жертвы — не лучшая стратегия.

5. Поговорите с родителем обидчика

Если родители готовы идти на диалог, начинайте со слов: «У нас есть проблема и мы должны решать ее вместе». Расскажите, как мелкие садистические поступки при попустительстве взрослых создавали почву для серьёзных проступков и уголовного наказания в итоге. Вы хотите такого? А психиатрический диагноз без должной коррекции может привести к большой психиатрии и даже преступлениях на этой почве.

«Меня били нещадно. Я отвечала, махала кулаками, но никогда не побеждала». Людмила Петрушевская — о травле

К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

Покажите в диалоге, что для вас признание диагноза не «ужас ужас», и это лучше, чем закрывать глаза на него. Возможно, что родитель не из умысла, а по незнанию или невозможности выдержать правду без поддержки, отказывается от помощи психиатра.

6. Переходите к активным действиям

Если у ребёнка нет родителей или они отказываются вступать в диалог, скажите, что будете обращаться в органы опеки или полицию. Не самый лучший сюжет, но, увы, истории «папа и мама сидят, а бабушка умеет только жалеть внука и не задаёт ему границ» — нерешаема без вмешательства извне. Конечно, в идеале родителям и опекуну нужны не запугивания и угрозы, а грамотная и квалифицированная помощь. Главное, чтобы опекун был готов её принять.

Читайте также:
Как правильно воспитывать девочку в разном возрасте
7. Научите детей объединяться

Не чтобы устроить «темную», а чтобы каждый знал, что все вместе они защитят любого. Против всех разом противостоять сложнее, и агрессор, почувствовав себя не у дел, не сможет пакостить. В конце концов, есть виды агрессии, которые ищут зрителя или почитателя. Если такого нет, если есть осуждение и сплоченность — ему просто будет нечем подпитывать свою подлость.

В заключении скажу, что дружному, сплоченному коллективу, гораздо легче противостоять нападкам агрессии одного ученика. И это будет ключевым навыком, который поможет детям. А память о том, что мы все были «один за всех и все за одного» не из агрессии, а из справедливой соразмерной силы, станет крепким фундаментом жизненной стойкости.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Насмешки и издевки одноклассников вполне заурядное, хотя не сказать, что нормальное явление. Одно дело, когда подтрунивание происходит изредка, в шутливой форме и ребенок при этом не ощущает дискомфорта. Хотя о последнем точно может знать только сам школьник.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Куда хуже, если издевки и насмешки переходят в издевательства, систематические оскорбления и даже физическое воздействие, а ребенок просто становится объектом травли. Причем причин такому поведению одноклассников и сверстников вообще может быть масса: «он бедно одевается, у него нет модных гаджетов, его родители не состоятельны, он не посещает школьные вечеринки» и так далее.

Для многих взрослых, в том числе и для педагогов такое положение вещей зачастую не является чем-то таким, на что нужно было бы обратить серьезное внимание. Но, давайте посмотрим на некоторые итоги такого школьного обращения:

  • Дорогомиловская школа, февраль 2019 года – драка между школьницами закончилась тем, что две из них были госпитализированы с закрытой травмой живота, еще одна с сотрясением головного мозга и черепно-мозговой травмой. Дети учатся только в третьем классе.
  • Москва, ноябрь 2018 года – 15-летнего школьника жестоко избили 3 сверстника, и засняли все на видео.
  • Подмосковье, школа в Ивантеевке, 2017 год – школьник из пневматического оружия открыл стрельбу по одноклассникам. Пострадали 4 ученика и учительница.

Это самая малая часть случаев, которые происходят в учебных заведениях. Возможно, не везде причиной грубого поведения школьников становится их травля сверстниками, но зачастую именно психологическая травма приводит к столь ужасающим последствиям. А ведь предотвратить все это можно взрослым – родителям, которые будут внимательно относится к своему ребенку и учителям, которые добросовестно будут выполнять свои обязанности.

Что делать, если ребенка обижают в школе, какова ответственность несовершеннолетних за издевательства и как не допустить трагического развития событий – об этом далее и поговорим.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.
Читайте также:
Кризис 3 лет у детей: как правильно вести себя родителям и не сойти с ума?

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

  • Пишем официальную жалобу на имя директора школы.
  • Подаем жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних и инспектору по делам несовершеннолетних.

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Не лишним будет в таких ситуациях перевести ребенка в другую школу.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства. – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Читайте также:
Принципы воспитания детей разных возрастов

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Как уберечь ребенка от насилия среди одноклассников? Как защитить ребенка от подобного детского произвола? Какая ответственность предусмотрена законом для виновников таких ситуаций?

Как уберечь ребенка от насилия среди одноклассников? Как защитить ребенка от подобного детского произвола? Какая ответственность предусмотрена законом для виновников таких ситуаций?

Как уберечь ребенка от насилия среди одноклассников? Как защитить ребенка от подобного детского произвола? Какая ответственность предусмотрена законом для виновников таких ситуаций?

Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье. Изначально отметим, что под школьным насилием традиционно понимают применение физического, психологического и других видов негативного воздействия на ребенка со стороны других детей. Именно в данном контексте мы и рассмотрим насилие среди сверстников – будь то физическое причинение вреда здоровью при избиениях, драках, намеренная порча имущества ребенка, постоянные издевательства, выраженные в форме продолжающихся унижений, или единоразовые оскорбления, в результате которых также может существенно пострадать детская психика и т.д. Все эти поступки находятся вне закона и за них предусматривается ответственность. В зависимости от поступка и наступивших последствий это может быть уголовная или административная ответственность, кроме того – гражданско-правовая ответственность (по возмещению причиненного вреда пострадавшему ребенку) и дисциплинарная ответственность за нарушение правил внутреннего распорядка в школе.

Так, за оскорбления одноклассников, которые для многих школьников сегодня стали стандартными поступками, законом предусмотрена административная ответственность. Она применяется к детям, достигшим 16 лет (ст. ст. 2.3, 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

За уголовно-наказуемые преступления детей привлекают к ответственности также с 16-летнего возраста. Важно понимать, что уголовно-наказуемыми является очень многие поступки, которые дети могут не осознавать таковыми. Например, причинение даже легкого вреда здоровью (кратковременное расстройство здоровья) подпадает под уголовную ответственность. А за особо опасные поступки к уголовной ответственности детей могут привлечь уже с 14 лет. К таким поступкам относятся умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и вреда средней тяжести, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, убийство, вымогательство, кража, умышленное повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах и другие (ст. 20 Уголовного кодекса РФ).

Многие дети, да и зачастую родители, заблуждаются, когда считают, что ребенка, не достигшего 16 (или 14 лет) лет, не могут привлечь к ответственности за его поступки. Если возраста уголовной или административной ответственности ребенок не достиг, к нему применимы другие меры – его могут поставить на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, ограничить в посещении определенных мест, а также поместить в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Подобный центр существует и на территории Тюменской области. Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре неоднократно посещает данный Центр и беседует с теми ребятами, которые попали туда по соответствующему решению суда.

Также нельзя не затронуть аспект родительской ответственности. Согласно п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. За ненадлежащее воспитание ребенка для родителей предусмотрена ответственность. Это может быть как административная ответственность (ст. 5.35 КоАП РФ), так и крайние меры – если родители не исполняют свои родительские обязанности их могут лишить родительских прав, ограничить в правах. Ребенка в таком случае передают на воспитание в другую семью либо в специализированное учреждение.

Важно учитывать, что на основании п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. А педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей (п.4 ст. 48 ФЗ № 273-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ в случае, когда малолетний гражданин (то есть ребенок не достигший четырнадцати лет), причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине. Следовательно, если малолетний ребенок подвергается насилию в стенах школы, то ответственность возлагается также и на администрацию образовательной организации. За надзор над старшими детьми во время образовательной деятельности школа также отвечает и обеспечивает их безопасность. Однако за вред, причинённый детьми в возрасте от 14 лет отвечают они сами или их родители – если у ребенка нет дохода или иного имущества для возмещения вреда (ч. 1 ст. 1074 ГК РФ). Таким образом, если обидчику вашего ребенка до 14 лет – с иском о возмещении вреда следует обращаться к школе, а если он старше этого возраста – иск нужно подавать к его родителям или к нему лично. Это правило в равной степени относится к ситуациям если в школе ребенку порвали одежду или портфель, сломали телефон или испортили канцелярские принадлежности, а также к случаям возмещения морального вреда, причиненного в стенах школы.

Читайте также:
Страшный сон отчима: конфликтные отношения с трудными детьми жены

Существует и еще один вид ответственности, применяемой к детям, нарушающим права своих одноклассников. Школа имеет право применять к ним меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление (ч. 4 ст. 43 ФЗ № 273-ФЗ). Кроме того, если ребенок постоянно нарушает правила школьной жизни, то его могут поставить на внутришкольный учет или на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, организовать с ним систематическую работу школьного психолога или социального педагога. Применения указанных мер к обидчику родители пострадавшего ребенка вправе требовать от школы. С самим пострадавшим ребенком также может быть организована работа психолога или социального педагога, чтобы исключить нарушение его морального состояния.

В заключение отметим, что устранение межличностных проблем в детской среде является важной задачей как для школы, и в частности ее педагогов, так и для родителей. Зачастую насилие в детской среде назревает долго и начинается с мелочей. Поэтому если вы заметили, что в классе вашего ребенка напряженные отношения между детьми – обязательно обратите внимание классного руководителя на этот факт. Если ситуацию не удается решить через классного руководителя, не нужно стесняться обращений к школьным психологам и социальным педагогам, в администрацию школы. Если же администрация школы не предпримет необходимых мер и ситуация в классе не исправится, родители вправе обратиться с жалобой в органы управления образованием (например, в отдел образования при городской либо районной администрации, в Управление образования области). При этом важно иметь ввиду, если имеет место физическое насилие над ребенком – необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.

Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий для родителя

Травля – большая проблема в современных школах. Недавно мы провели исследование и выяснили, что в среднем на каждый класс приходится по 2-3 ребёнка, против которых ополчается часть или весь коллектив. Только задумайтесь о масштабах!

Если вы, как и многие другие семьи, столкнулись с буллингом, а разговоры с родителями агрессора и учителями не помогают – пора переходить к более активным действиям.

Сегодня вместе с приглашённым экспертом портала «Где мои дети», кандидатом юридических наук и доцентом Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Васильевой Оксаной Николаевной разберём правовой аспект этой проблемы и узнаем, как действовать и куда обращаться, когда мирные методы не помогают.

Содержание:

Дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты ребёнка

Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.

Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.

Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.

Именно о коллективном механизме воздействия и пойдет речь ниже. В случае достижения хулиганом возраста шестнадцати лет, вполне возможно его привлечение к административной ответственности; как указывалось выше, «буллинг» вполне подпадает под смысл статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Читайте также:
Стать милой девушкой: инструкция, как это сделать

Шаг 1. Собираем документы и доказательства

Первым делом необходимо собрать и удостоверить у нотариуса доказательную базу для дальнейших действий. Такой базой могут быть:

  • фото;
  • видео;
  • аудиозаписи;
  • скриншоты переписок;
  • свидетельские показания других людей;
  • справки о побоях от медицинской организации или судебно-медицинское заключение (в случае физического насилия);
  • испорченные вещи (порванные рубашки, сломанные карандаши и тому подобное).

Кроме сбора доказательной базы следует обратиться к психологу. Важно, что у специалиста должен быть диплом о высшем образовании, который подтвердит его компетенцию, а его заключение может быть использовано в качестве доказательства в дальнейшем.

Узнайте, обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, или соберите необходимые доказательства! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».

Шаг 2. Привлекаем школу

Затем, имея на руках доказательную базу, следует обратиться к школьному психологу, директору, классному руководителю ученика.

К сожалению, очень часто педагогический и административный состав не видит никакой проблемы в таких ситуациях и не собирается вмешиваться, оправдываясь словами «дети сами должны разобраться», так как любое разбирательство будет чревато возможными проверками «свыше».

Если же взаимодействие с сотрудниками школы провалилось, нужно начать писать жалобы.

Для начала нужно направить на имя директора школы официальное письмо с описью вложения и уведомлением о доставке. В письме необходимо описать сложившийся конфликт, перечислить все доказательства буллинга и потребовать вмешаться в ситуацию.

Если директор не предпримет никаких действий, направленных на урегулирование конфликта или вовсе игнорирует письмо, его действия можно рассматривать как повод для обращения в прокуратуру с сообщением о бездействии должностного лица.

Кроме прокуратуры, обратиться следует:

  • в управу района;
  • комиссию по делам несовершеннолетних;
  • полицию (в случае достижения возраста административной ответственности);
  • департамент образования вашего региона.

Шаг 3. Обращаемся в соотвествующие органы

В управу района и департамент образования пишем о бездействии директора, в комиссию по делам несовершеннолетних – на то, что обидчик нарушает честь и достоинство ребёнка, портит его вещи, что его поведение является девиантным и, скорее всего, его родители не исполняют обязанности по воспитанию. По результатам такого обращения родителей ребёнка могут привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за вышеуказанное неисполнение родительских обязанностей.

В полицию, если хулиганом был достигнут возраст 16-ти лет, сообщаем об административном правонарушении по составу, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). В заявлении также следует указать всю собранную доказательную базу, а после приёма заявления – талон-уведомление, который подтверждает факт приёма заявления о правонарушении.

Шаг 4. Готовимся к суду

Вместе с этим, начинайте сбор документов для суда. Потребуется вся доказательная база, заключение специалиста-психолога о тяжёлом психологическом состоянии, моральном терзании. Если у вас нет времени, знаний или желания заниматься этим самостоятельно – рекомендуется нанять юриста.

В исковом заявлении, направляемом в районный суд, вам нужно ссылаться на статьи 151 (компенсация морального вреда) и 1064 (возмещение имущественного вреда) ГК РФ. К заявлению следует приложить все нотариально засвидетельствованные доказательства причинения вреда и заключение психолога.

Важно правильно исчислить компенсацию морального вреда: к сожалению, единой методики и формулы составлено не было, а размер компенсации исчисляется на усмотрение суда. Размер возмещения имущественного вреда исчисляется исходя из рыночной стоимости повреждённых вещей.

Судебная практика благосклонна к «жертвам» буллинга — при сборе достаточного количества доказательств, суд принимает решение в пользу пострадавшего лица.

Что делать, если ребёнка обижают в школе?

Ребёнок возвращается из школы в слезах или подавленный? Мало с кем общается в классе? С неохотой идёт в учебное заведение? Возможная причина – травля, буллинг в школе. Если у вас появилось подозрение в том, что сына или дочь обижают, не отмахивайтесь от него. Нужно разобраться в ситуации и предпринять правильные действия.

Шаг 1. Разведка

Узнайте, действительно ли имеет место травля в школе. Здесь потребуется действовать максимально деликатно и осторожно. Что можно делать:

Читайте также:
Азбука общения с подростком: как наладить отношения

Завести с ребёнком отвлечённый разговор

Начать стоит с вопроса об его успехах, новостях. Если почувствовали, что этот разговор неприятен, наткнулись на замкнутость или агрессивность, скажите, что хотите больше узнать о жизни сына или дочери, расскажите историю из собственной юности или отметьте, что волнуетесь, не зная, что происходит в его жизни.

Использовать обходные пути

Например, «невзначай» оставьте на мониторе компьютера информацию об анонимной психологической помощи подросткам. Или начните при ребёнке обсуждение ситуации «с сыном одной знакомой», который подвергся травле. Ответное поведение детей на эти действия позволит сделать заключение о том, верно ли ваше подозрение.

Стоит начать с разговора с учителями, которые часто бывают свидетелями подобных ситуаций. Если есть друзья ребёнка, с которыми вы хорошо знакомы (они бывают у вас дома, знакомы с раннего детства и т.д.), можно обратиться к ним. Однако, делать это нужно очень осторожно: отметить, что заметили изменения в поведении; спросить, не знает ли друг/подруга, с чем это связано; сказать о своем волнении и подозрениях в том, что не всё благополучно.

Воздержитесь от давления и от угроз в адрес кого-либо. Подобные агрессивные действия только обострят ситуацию.

Шаг 2. Выявление причины

Далее нужно выяснить, почему ребёнка обижают в школе. Ответ на этот вопрос должен сложиться после всестороннего анализа ситуации. Важно узнать мнение дочери/сына, учителя, друзей, самостоятельно понаблюдать, как ребёнок общается со сверстниками. Возможные причины:

Сверстники считают, что он/она в чём-то хуже остальных. Например, более «дёшево» одевается, имеет телефон старой модели, не умеет делать то, что хорошо получается у большинства, отличается национальностью.

Ребёнок ведёт себя вызывающе, провоцируя соответствующую реакцию окружения. Иногда дети сами вызывают шквал негатива, отказываясь общаться со сверстниками, оскорбляя других или позиционируя себя лучше остальных. В этом случае важно помнить, что изначальной причиной может быть неуверенность в себе, неумение расположить к себе людей, жажда внимания.

Замкнутость и робость. Такому ребёнку сложно заводить друзей, а даже самая незначительная вещь может приводить к «уходу в себя» и к слезам. Подобное поведение нередко становится для задир поводом посмеяться и позлословить.

Однако, в чём бы конкретно не заключалась причина того, почему ребёнка обижают в классе, в конечном итоге это сводится к неумению постоять за себя, выстраивать конструктивные отношения с окружающими. То есть он не нашел своё место в коллективе, стал «изгоем». Подробнее о ролях и различных качествах личности читайте в статье «Лидер в классе — не ваш ребёнок. Хорошо это или плохо?». И именно эту проблему предстоит рано или поздно решить.

Шаг 3. Решение

Если буллинг принял серьезный оборот, есть физическая угроза, то понадобятся немедленные действия. Если обижает одноклассник, стоит поговорить с его родителями и с ним самим. Но ни в коем случае не нужно угрожать и применять силу.

Когда разговоры и попытки прекратить травлю миром не работают, исчерпаны все способы воздействия, стоит подумать про обращение в правоохранительные органы или смену учебного заведения. О том, как лучше это сделать, подробно рассказывает статья «Перевод ребёнка в другую школу: как организовать?».

Если подобные радикальные действия не требуются, стоит подойти к решению проблемы изнутри. Другими словами, ребёнку предстоит научиться грамотно ставить себя и давать отпор обидчикам. С чего можно начать:

  • с проигрывания действий в определённых ситуациях дома;
  • с борьбы с робостью, замкнутостью и застенчивостью. В этом могут помочь упражнения для развития навыков публичных выступлений в этой статье.
  • с обучения ребёнка минимальным приёмам самообороны для формирования уверенности в себе.

Также стоит задуматься о прохождении курсов по искусству общения, которые научат ребёнка выстраивать конструктивные отношения и помогут занять комфортное место в коллективе. А наши преподаватели с радостью в этом помогут!

Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: