Что такое буллинг и как распознать это явление в школе?

Что нужно знать о буллинге?

Примерно каждый пятый подросток в США и каждый четвертый в России становится жертвой травли и преследований. Столкнувшись с издевательствами, человек подвергается ряду ментальных нарушений: в перспективе это снижает уровень жизни, формирует неустойчивую самооценку и делает личность дисгармоничной. Разбираемся, почему это возникает, кто участвует в травле, к чему приводит и что с этим можно сделать.

Что это такое

Форма агрессивного поведения , когда один человек намеренно неоднократно причиняет психологический или физический вред другому. Буллинг чаще всего встречается среди школьников с 11 до 13 лет. По мере взросления его частота уменьшается. Феномен травли встречается и среди взрослых, например, обидчик может быть начальником, коллегой по работе, романтическим партнером, членом семьи и любым другим человеком.

« Буллинг – это проблема не только детских коллективов, – рассказывает психолог Mental Health Center Евгения Чмутова . – В рабочих коллективах он тоже может появляться, но в других формах. Если для школьного буллинга могут быть характерны как действия физические, материальные (пинки, тычки, удары, порча вещей ребёнка), так и действия не физические (игнорирование, обзывание, оскорбления, высмеивание), то для взрослых коллективов более характерны не физические действия при буллинге ».

Травля может происходить где угодно: в школьной среде, за рабочим местом, на детской площадке, по дороге в учебное заведение, в кружках по интересам и спортивных секциях. Кроме того, сейчас набирает обороты кибербуллинг – намеренное преследование в интернете.

Буллинг очень схож с харассментом (приставаниями). Но есть ключевое различие : при буллинге человек становится жертвой только потому, что у обидчика вызывает агрессию, зависть, злобу или ярость то, как он говорит, как одевается, чем интересуется или с кем общается. Харассмент же – это преследования и приставания к человеку по определенному признаку: религиозному, сексуальному, расовому, возрастному или национальному.

Разновидности

Он бывает четырех видов: словесный, социальный, физический и кибербуллинг. Словесный – это высказывание или написание гадостей: поддразнивание, навешивание ярлыков («неудачник» или «идиот»), неконструктивная критика, комментарии сексуального характера, насмешки и угрозы.

Физический буллинг – это намеренное нанесение вреда телу человека или его имуществу: пинки, удары, щипки, плевки, избиения и порча личных вещей.

Социальный – более «изысканная» и организованная форма. Например, когда группе детей велят не общаться с одним ребенком, когда человека специально смущают на публике и пытаются его высмеять на всеобщем обозрении, или когда о нем распространяют слухи. Как правило, цель социальных издевательств – нанесение ущерба репутации человека, попытка вогнать его в неловкое положение.

Кибербуллинг – это когда травля происходит в интернете или сотовой связи: в социальных сетях, по SMS, на форумах и звонками на личный телефон. В основном распространяется ложная, искаженная или недобросовестная информация. Согласно Системе наблюдения за рискованным поведением молодежи , за 2019 год почти 16% старшеклассников поддались актам кибербуллинга.

Почему происходит и кто жертва

Трудно ответить однозначно, почему возникает буллинг. В конечном итоге все сводится к двум факторам: психологии обидчика и среде, в которой происходит травля.

« Причин у буллинга много: как индивидуально-личностные, так и средовые, – рассказывает психолог Mental Health Center Наталья Горлова . Риск преследования увеличивается, если школьники воспринимают климат в школе как негативный, если они имеют высокий уровень проблемного поведения (они в прошлом уже кого-то обижали, задирали, били и т.п.), если воспринимают действия (слова, невербальные реакции) других школьников или учителей как поддержку своим агрессивным действиям, если недостаточно осознают свои эмоции, если имеют некоторые психопатические черты, агрессию (как направленную на себя, так и на других), если жили в семье, где мало с ними общались и поддерживали или были недостаточно эмоционально чувствительны к воспитанию, могли сурово наказывать ».

Большинство обидчиков имеют схожие психологические черты:

  • импульсивность, взрывчатость
  • трудности в контроле эмоций и управлении гневом
  • склонность к контролю и доминированию
  • отсутствие эмпатии и сочувствия
  • антисоциальный тип поведения: трудности в соблюдении общественных правил
  • позитивное отношение к насилию: оно рассматривается обидчиком не как нечто социально не принятое явление, а как одна из форм досуга
  • нестабильная самооценка
  • склонность перекладывать ответственность за свои эмоции и мысли на других: «Если бы он не выглядел так по-уродски, мне бы не пришлось его бить».

Кроме того, многим обидчикам свойственна своеобразная «паранойя»: они искаженно интерпретируют намерения других людей, понимают их неправильно. Нейтральные ситуации могут воспринимать как враждебные.

Этим чертам, как правило, предшествует определенный социально-психологический фон, например, обидчики могут долгое время поддаваться домашнему насилию или однажды пережить психологическую травму. Кроме того, нередко они сами страдают тревожностью, расстройством личности или расстройством поведения, например, вызывающим оппозиционным расстройством .

« Можно также сказать, что к преследованию в буллинге приходят во многих случаях из самочувствия, которое не является благополучным, – говорит Наталья Горлова ».

Ребенок может начать буллить вследствие следующих факторов:

    . Родители ребенка могут не участвовать в его воспитании, следовательно, формирование личностно-моральных ценностей может происходить хаотично
  • Крайне либеральный тип воспитания. Родители не прививают ребенку общие правила поведения, культурные ценности и социальные нормы. Не контролируют их и позволяют делать что-угодно. То есть, ребенок не чувствует никаких ограничений в поведении
  • Строгая физическая дисциплина. В семье, где родители в качестве наказания применяют грубые методы обращения, например, физическую силу, насилие, пристыжение, обзывательства, чаще вырастают дети, которые впоследствии обижают других
  • Конфликтность. Ребенок с малых лет усваивает типы общения между взрослыми и затем сам их перенимает. Так, он может наблюдать, как отец грубо обращается с матерью, или сестра регулярно издевается над младшим братом. Такое обращение встраивается в модели поведения ребенка, отчего в дальнейшем может сам издеваться над другими.
Читайте также:
Что делать, когда у ребёнка низкая самооценка?

Дети, которые были хулиганами и обидчиками, нередко по мере взросления переносят агрессию как социальный тип взаимодействия во взрослый мир. Так, у некоторых формируется антисоциальное расстройство личности – пренебрежение общественным порядком, отсутствие сочувствия, склонность к антиобщественным поступкам (домашнее насилие, преступления, демонстративное пренебрежение правилами).

По словам Евгении Чмутовой, жертвой буллинга может стать кто-угодно: ребенок, подросток и взрослый. Любой признак может попасться на глаза обидчику и стать причиной буллинга: слишком высокий или низкий социальный статус, предпочтения в одежде, хорошие школьные достижения, новичок в классе, отсутствие друзей, низкий рост, застенчивость и так далее.

Как понять, что ребенка травят

Не всегда можно понять, что ребенок стал жертвой буллинга. Подчас он сам не рассказывает об этом по ряду причин, например, боится, что ситуация только ухудшится, имеет страх признать, что его обижают, или между ним и родителями нет доверия. Признаки, которые помогут родителю понять, что его чадо поддается буллингу:

  • неохотно посещает школу
  • старается быть скрытным и незаметным
  • у него мало или совсем нет друзей
  • не рассказывает о школьной рутине
  • имеет на теле следы физического насилия
  • плохо спит, часто просыпается, жалуется на кошмарные сновидения
  • с виду вялый, апатичный, отсутствующий, не вовлеченный
  • приходит с порванной одеждой, поврежденными личными вещами или совсем без них.

«У детей разного возраста могут быть разные признаки, – говорит Евгения Чмутова. – Но если рассмотреть в-целом, то родителям можно насторожиться, когда ребёнок приходит домой с синяками, ссадины (но в крайних случаях могут быть и порезы и ожоги), испорченными, грязными вещами или без вещей, в подавленном настроении, не хочет ходить в школу, жалуется на недомогание, когда нужно идти в школу, когда он не хочет туда идти вообще и т.д., ».

Также важно понять, что ребенок может сам быть обидчиком и травить других детей. Следующие признаки помогут это выяснить:

  • У него отсутствует сочувствие. Это может проявляться в жестоком обращении с животными или окружающими
  • Перекладывает ответственность на других. Он склонен обвинять все и всех. Часто свое поведение оправдывает тем, что его спровоцировали. Частые фразы: «Он сам виноват, что я его ударил», «Он неудачник, поэтому заслуживает быть избитым». При этом ему очень трудно признать свою неправоту
  • Склонность к контролю. Регулярные попытки доминировать над другими и манипулировать ими с целью поддержать или повысить социальный статус
  • Он пережил психологическую травму: стал жертвой издевательств или поддается грубому физическому обращению. Подчас сами жертвы прибегают к травле других детей, чтобы восстановить уверенность в себе. Так же такие дети могут думать, что травля – это единственный способ преуспеть в социальном климате.

Что делать

Специалисты в рамках проекта по противодействию буллинга травли.нет разработали инструкции для детей , родителей и учителей , которые направлены на борьбу с травлей. С помощью этих руководств можно остановить преследование ребенка в школе на юридическом и правоохранительном уровне.

В первую очередь следует обратиться к сотрудникам школы (психологу, социальному педагогу или школьному администратору) и сообщить о том, что ребенок подвергается буллингу. Если школа не помогает решить конфликт, следует прибегать к юридическим методам борьбы, а если травля доходит до уровня физического насилия, прекратить водить ребенка в школу и обратиться за помощью в полицию.

Ребенку и взрослому, который пережил или переживает буллинг, требуется психологическая помощь, поскольку последствия не заканчиваются ровно в тот момент, когда прекращается травля, а могут тянуться на протяжении жизни. Наиболее приемлемый вариант – обратиться за помощью к психологу или психиатру для установления актуального психологического состояния и выработки стратегии помощи.

Психотерапия поможет выражать и понимать свои чувства по поводу травли, восстановить самооценку, побороть ощущение изоляции и одиночества, проработать глубинные убеждения и научит следить за эмоциональным состояниям и по необходимости самостоятельно его корректировать. Поскольку травля может вызвать депрессию и тревогу, врач может назначить медикаментозное лечение для восстановления настроения, устранения беспокойства и нарушений сна.

Последствия

Травля и издевательства не остаются без следа. У ребенка, который подвергался буллингу, могут возникнуть физические и психосоциальные проблемы как в детстве, так и уже во взрослой жизни.

К физическим и соматическим последствиям относится риск ожирения, головные боли, нарушение сна, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, учащенное сердцебиение, ночное недержание мочи и общее плохое самочувствие. Физические последствия, в свою очередь, могут провоцировать психологические проблемы, например, нарушения сна приводят к проблемам в эмоциональной регуляции, снижению внимания и памяти.

Психологические последствия включают тревогу, депрессию, суицидальные мысли и намерения, подавленность, формирование низкой или нестабильной самооценки. В долгосрочной перспективе у ребенка, который подвергался буллингу, выше вероятность развития алкогольной и наркотической зависимостей. Кроме того, повышается риск того, что уже во взрослом возрасте человек будет сам принимать участие в актах насилия и станет преступником.

« Последствия, увы, очень печальные: это и возможные последующие суицидальные попытки и завершенные суициды, – рассказывает Наталья Горлова. – Есть риск появлений в последующем некоторых психических расстройств (тревожных, депрессивных, например), повышается вероятность самоповреждений, нарушений социальной адаптации, может быть низкая самооценка, чувство одиночества и изоляции, снижение академической успеваемости (из-за отказа от посещения школы и трудностями с концентрацией внимания) ».

Читайте также:
Что делать родителям, если ребёнка обижают в школе

Буллинг в школе: как распознать, что ребенок является жертвой травли?

Человек, который стал жертвой травли, чаще всего чувствует себя беспомощным. Он словно в тупике: ему страшно, он понимает, что ситуация не изменится, а часто может чувствовать себя еще и виноватым. И, хотя история научного исследования проблемы насчитывает несколько десятилетий, запрос на то, чтобы разобраться в ней, до сих пор остается очень актуальным. Поговорим о школьном буллинге с психологом, сотрудником лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мариной Новиковой.

Чем характерен буллинг?

Для начала разберемся в понятиях. Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) [Olweus, 1993].

  • неравенство сил между жертвой и обидчиком;
  • повторяемость;
  • переживание жертвой чувства беспомощности;
  • активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.

Виды буллинга

Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.

Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.

Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.

Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.

Почему это происходит? Как распределяются роли?

У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.

Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.

А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно. Никто не застрахован на 100% от этой беды.

  • Найти подходящую жертву (кого-то неуверенного, физически более слабого, склонного к подчинению и т.д.).
  • Выбрать подходящее время и место для нападения (важно! всегда должны присутствовать свидетели).
  • Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться.
  • Свидетели, которым может нравиться то, что происходит.
  • Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
  • Главный обидчик — зачинщик нападения.
  • Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые.
  • Защитник — тот, кто вступится за жертву.

Каковы причины агрессии?

Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно. А порой причиной буллинга может стать просто скука.

Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоцентризм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей.

Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости. В таких случаях требуется консультация специалиста, чтобы вовремя провести психологическую диагностику.

  • Снижение успеваемости.
  • Прогулы, отказ ходить в школу.
  • Аутоагрессивное (причинение себе вреда в физической и психической сферах) / агрессивное поведение.
  • Психосоматические проявления: головная боль, тошнота, рвота, температура и другие симптомы, не связанные с какой-то болезнью.
  • Депрессивные / тревожные расстройства.
  • Суицидальные мысли / намерения / действия. Во многих современных сериалах поднимается проблема травли в школе. Один из таких — «13 причин почему».
  • Криминальные действия. Среди тех учеников, которые были вовлечены в буллинг, многие находят в себе силы на месть и сами становятся агрессорами. Вспомните вооруженные нападения учеников на школы, которые в последнее время участились в нашей стране.

«Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все ученики, вовлеченные в ситуацию, — и агрессоры, и свидетели!»

«Чаще обращай внимание на то, как чувствуют себя другие люди, ведь не все могут видеть и понимать ситуацию так, как ты. Пусть это непросто, но постарайся представить, как чувствуют себя те, кто стал жертвой травли»

Буллинг в России

  • Согласно данным PISA (2015), 27% школьников в России хотя бы раз за год подвергались физическому или вербальному буллингу, а также социальной агрессии;
  • 9,5% школьников в России оказывались жертвами травли часто (как минимум, несколько раз за месяц);
  • За последующие три года этот показатель вырос еще на 10% и стал составлять 37% (PISA, 2018).
  • В России буллинг в большей степени «сконцентрирован» в определенных школах: примерно 70% учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергается от 25% до 50% учеников (против 34% в среднем по ОЭСР).

В России показатели положительных ответов на приведенные утверждения значимо ниже, чем средние по выборке:

«Меня раздражает, когда никто не защищает учеников, которые подверглись травле»;
«Это правильно — помогать тем, кто не может сам себя защитить»;
«Присоединяться к буллингу — неправильно»;
«Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»;
«Мне нравится, когда кто-то заступается за учеников, подвергнувшихся травле».

А с этим утверждением в России согласились только 77% опрошенных. В других странах – почти 90%.

«Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»

Распространенность буллинга в зависимости от пола и возраста

Согласно результатам исследования ЛПАП Института образования НИУ ВШЭ (2018 г.), мальчики чаще оказываются вовлеченными в физическую травлю, причем как в роли жертв, так и в роли инициаторов. При этом они реже, чем девочки, оказываются инициаторами социальной травли. А вот девочки-инициаторы травли имеют склонность к тому, чтобы делать это время от времени, мальчики же — на постоянной основе. Как правило, распространенность буллинга падает к старшей школе, классы «группы риска» — 7 и 8.

Читайте также:
Как пережить смерть родной матери: советы психологов

Хорошая школа

«Что значит «хорошая школа» с точки зрения распространения травли? Это такая школа, в которой взрослым не все равно, а ученики понимают и чувствуют, что есть четкая система правил. При этом все равны: отличники и троечники, те, кто раньше вели себя хорошо, и те, кто уже совершили проступки».

Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения?
  • Это обидные/ оскорбительные действия?
  • Это делается специально?
  • Это повторяется, или есть высокий риск повтора?
  • Форма буллинга (физический, вербальный, косвенный, кибер) — НЕ является релевантным критерием для принятия решения.
Что делать, если вы узнали о травле ребенка?

«Правильная реакция — быстрая реакция: чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем больше шансов на успех. Еще очень важно подключить семью участника инцидента на ранней стадии».

Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации. Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию. Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет:

  • сарказму;
  • агрессии;
  • манипуляциям;
  • унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации.

Как определить жертву травли?

Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной). Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят.

  • у ребенка с высоким уровнем тревожности: мало друзей, он не уверен в себе и предпочитает проводить время со взрослыми;
  • дети, у которых есть трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсия, иные хронические заболевания, особенно если они имеют яркое проявление во внешности или поведении, «заметны» для окружающих;
  • часто травят тех, кто не соответствуют общепринятым представлениям о собственном поле: например, слишком маскулинных девочек (тех, у кого много «мальчишечьих» черт);
  • дети, которые подвергаются в семье гиперопеке со стороны родителей и те, у кого мало опыта общения со сверстниками;
  • дети из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные, инокультурные.

Техники и основные принципы разговора с жертвой травли

  • Она может быть в шоке и дезориентирована.
  • Она может не хотеть говорить о произошедшем.
  • Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний).
  • Она может считать произошедшее собственным «социальным провалом».
  • Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным.
  • Использовать приемы активного слушания.
  • Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно.
  • Избегать советов.
  • Не перебивать.

Решение проблемы: важные вопросы

  • В чем заключается проблема?
  • Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
  • Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной.
  • Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично? Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт.
  • Что ты еще можешь попробовать сделать?
  • Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
  • Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
  • Какой вариант кажется тебе наилучшим?
  • Как ты собираешься это делать?
  • Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!

Возможные стратегии поведения с жертвой

  • Конфронтация: можно начать с написания письма или аудиозаписи
  • Встреча с агрессорами — только если жертва готова, взрослому лучше выступать медиатором
  • Игнорирование — это отдельный навык, которому нужно учиться
  • Заезженная пластинка: «Нет, я не пойду с вами» — многократное повторение без объяснений
  • Уклонение от нападок: фразы типа «Ты можешь называть меня жирной, но мой вес меня вполне устраивает», «Это может быть твое мнение, но я так не думаю», «Эх, да, но моя мама так вкусно готовит»!
  • Чувство юмора — иногда можно посмеяться над собой (есть ограничения!)
  • Техники концентрации: молитва, «Безопасное место» (техника, в которой ребенок может перенести себя в безопасное пространство в своем воображении).
Читайте также:
Кризисы детского и подросткового возраста: рекомендации для родителей

Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Буллинг в школе: как распознать и предотвратить

Буллинг в школе — страшное явление, которое встречается достаточно часто. Это регулярное физическое или эмоциональное насилие над ребенком, которое необходимо вовремя распознать и предотвратить.

Причины буллинга в школах

Коренная причина буллинга в школе — это нежелание и даже страх быть изгоем внутри группы. Именно из-за него дети, повинуясь коллективу, сплочаются против одного общего врага и регулярно травят его, боясь оказаться на его месте. Чаще всего это происходит в средних и начальных классах, когда дети стремятся стать частью группы, находятся под ее влиянием.

Также буллинг в школе возникает из-за трех других причин:

  1. Группа создана искусственно — дети не выбирали, с кем им учиться, так как ученики распределяются по классам сверху, поэтому в ней нет общности, характерной самостоятельно возникшим группам. Она создана администрацией школы и должна находиться под ее контролем.
  2. Нет общности — группы объединяет единая цель, для достижения которой дети и собираются вместе. В случае со школьными классами такой цели нет, каждый ребенок работает на свой результат, ради своего будущего. Поэтому дети, нуждающиеся в группе, ищут способ сплотиться, и буллинг в школе им его дает.
  3. Провокация авторитетного взрослого — учителя, выражая свою оценку (хваля или отчитывая), могут стать причиной буллинга в школе. Также к нему может привести и неудачное распределение мест в групповой игре: если команда проиграет из-за слабого ученика, его как виновного в поражении будут травить.

Как избавиться от травли в школе?

Искоренить буллинг в школе возможно только совместными усилиями учителей, родителей и учеников. Поэтому, в первую очередь, нужно обнаружить проблему и сплотиться вокруг нее. Ни в коем случае нельзя закрывать на буллинг в школе глаза и делать вид, что проблема не касается вас.

Нужно проводить беседы с группой, не порицая ни одного из участников травли: обвинения и защита жертвы могут привести к усилению нападок. Внимание детей нужно переключить на более созидательные вещи, сплотить их вокруг одной или нескольких задач и мягко контролировать, задавая направление.

Буллинг: как защититься в школе

Травля в школе: что делать родителям?

Буллинг в школе сильно влияет на психику ребенка, какую бы роль в происходящем он ни играл. Будьте рядом и не игнорируйте происходящее, не думайте и не говорите, что такое поведение является нормой для современного общества, но и не обвиняйте ребенка: он не должен чувствовать себя плохим. После столкновения с буллингом в школе ему потребуются сеансы психотерапии, возможно, он захочет покинуть группу.

Также стоит обратиться за помощью к администрации школы и другим родителям, ведь только вместе вы сможете справиться с буллингом в школе.

Что делать ребенку?

Если вы стали жертвой буллинга в школе, запомните: проблема не в вас, а в агрессорах, в группе. Определите, насколько все запущено. Если насилие остается психологическим и физически вас никто не трогает, можно предпринять следующие меры:

  • пожмите плечами, отпуская ситуацию,
  • улыбайтесь, дизориентируя обидчиков,
  • задавайте невинные встречные вопросы («Тебе хочется так думать?»),
  • согласитесь со своими недостатками,
  • разрешите обидчикам считать так, как им нравится.

Самое важное здесь помнить: мнение обидчиков не является правильным. Оно не должно сказаться на вашей оценке себя и вы не должны на самом деле с ним соглашаться.

Если же буллинг в школе перешел черту и к вам применяют грубую силу (бьют, отбирают и прячут вещи, мешают заниматься своими делами и др.), это уже серьезное уголовное преступление, скрывать которое нельзя. Сообщите об этом взрослым — своим родителям и школьному учителю. Ничего не бойтесь: агрессоры не смогут вас достать, а обращение за помощью не признак слабости и не «ябедничество».

Буллинг в школе основывается именно на массовости, на коллективе: если несколько человек перестанут поддерживать происходящее, то травля будет прекращена. Поэтому, если вы стали свидетелем подобного внутри своей школы, соберитесь небольшой группой и прекратите поддерживать насилие.

Ответственность за буллинг и травлю в школе

Ответственность за буллинг в школе может и должен взять на себя именно учитель, так как именно под его контролем находится группа. Он задает цели, направляет детей, поэтому во многом именно он способен прекратить происходящее. Для этого учителю следует предпринять несколько действий:

  1. Обозначить проблему — проблема есть и она никуда не денется, поэтому закрывать на нее глаза дальше просто нельзя. Покажите это и детям: они должны понять, что это не просто игра, а настоящее насилие, что это действительно проблема.
  2. Взять ответственность на себя — группе нужна сильная рука, которая сможет проконтролировать и направить ее. И это может быть только взрослый, учитель.
  3. Показать различия — нужно научить детей принимать, что все люди разные и что различия между ними — это правильно и хорошо, а не повод для буллинга в школе.
  4. Продемонстрировать проблему — проблема должна быть наглядной и понятной, поэтому лучше всего изобразить буллинг в школе как болезнь класса, которую можно вылечить только сообща, избавившись от паразитов — «грязного общения».
  5. Показать альтернативы — дети должны знать, что у них есть выбор. При этом, учителю стоит поощрять морально правильные поступки и позитивные изменения, заключать с ребятами договора, чтобы подтолкнуть их к верному решению, показать, что хорошо, а что плохо.
  6. Создание здоровой структуры — буллинг в школе строится на том, что дети не могут найти себе места в обществе. Задача учителя на последнем этапе именно помочь каждому ребенку быть полезным группе.
Читайте также:
Рекомендации психологов, как нужно правильно разговаривать с ребёнком

Последствия буллинга во взрослой жизни

Негативные последствия буллинга в школе могут проявиться у любого участника происходящего. Так, агрессоры чувствую себя безнаказанными, не понимают неправильности своих действий, а потому уже во взрослой жизни не умеют выстраивать здоровые межличностные отношения, не добиваются успеха. У свидетелей буллинг в школе подрывает внутреннюю оценку себя: осознавая аморальность происходящего, они не могут вступиться за жертву, а потому не чувствуют себя «хорошим человеком». Страх оказаться на месте жертвы вызывают постоянную тревожность, из-за которой они не могут нормально учиться и жить. Наибольшее же влияние буллинг в школе оказывает на жертву: она морально ломается, впадает в депрессию. Это нередко приводит к самоубийству или к ответному насилию (к стрельбе в школе в частности).

Также свои последствия буллинг в школе имеет и для учителей: видя происходящее, но не имея возможности это остановить, педагоги сомневаются в своей компетенции и человечности, ищут виноватых среди родителей и детей.

Профилактика буллинга возможна?

Буллинг в школе можно не допустить, если заранее создать в группе здоровые отношения. Для этого нужно сплотить ребят, задать для них общие цели. У каждого из детей должна быть возможность принести пользу группе. Это поможет выстроить здоровые равные отношения.

Итоги

Буллинг в школе — это действительно серьезная проблема, с которой необходимо сообща бороться родителям, учителям и детям. При этом, решающую роль в предотвращении травли может сыграть именно школьный учитель, так как группа находится именно под его контролем.

Школьный буллинг
статья на тему

Буллинг — английский аналог слова «травля». Это намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный.

Зачастую обнаружение и решение проблемы зависит от родителей и учителей – в одиночку детям крайне сложно справиться с агрессией, направленной против них. При этом травля сказывается на личностном развитии, а ее последствия могут дать о себе знать и во взрослом возрасте.

Что такое буллинг, как его распознать и как вести себя, если ребёнок подвергся насилию или сам стал агрессором. Школьный буллинг или новые формы детской агрессии в школе

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим-приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой . Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой « школьной дедовщины» а теперь жертвами буллинга?

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др.

Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

Существуют основные типы буллинга:

1. «косвенный»-социальная агрессия ;

2. «физический»-непосредственный-агрессия с физическим насилием;

3. поведенческий– преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости»(похищение тетрадей с домашней работой)

4. словестный-унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.

Новая разновидность школьного буллинга – кибербуллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

Типы буллинга связаны с социальным статусом ученика-жертвы. Отверженность ребёнка в школе проявляется актами насилия или травли, а также неприятием и игнорированием его. Неприятие существует двух видов: пассивным и активным. Игнорирование и неприятие показывает ребёнку, что он лишний в этом коллективе, а если нужен, то только в виде «козла отпущения».

Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли),

жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Какие дети становятся булли—преследователями :

1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;

2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;

3. физически сильные мальчики;

4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Инициаторами травли также могут быть дети:

1. мечтающие быть лидерами в классе;

2. желающие быть в центре внимания;

3. с высоким уровнем притязания;

4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;

5. дети, не признающие компромиссов;

6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;

7. интуитивно чувствующие- какие одноклассники не окажут сопротивление;

8. со слабым самоконтролем.

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-булли, то остальные-последователи инициаторов травли одноклассников.

Читайте также:
Почему я ненавижу своего родного ребёнка и как это исправить

«Союзники» булли чаще всего дети:

1. боящиеся быть на месте жертвы;

2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;

3. дорожащие своими отношениями с лидером ;

4. поддающиеся влиянию «сильных мира сего » в классе;

5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;

6. без собственной инициативы;

7. принимающие травлю за развлечение;

8. дети жестоких родителей;

9. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;

10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

Агрессивный или гиперактивный школьник, предчувствуя возможность стать жертвой буллинга, сам становится его инициатором. Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

1. тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;

2. не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми ;

3. пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;

4. склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве;

5. мальчики, физически слабее, чем ровесники.

А также жертвами буллинга могут стать дети:

  1. верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие насилия преследователей;
  1. страдающие от одиночества;
  1. имеющие негативный опыт жизни;
  1. из социально-неблагополучных семей;
  1. испытывающих физическое насилие дома;
  1. страдающие комплексом неполноценности;
  1. не верящие в защиту их педагогами;
  1. предпочитающие умалчивать о насилии и травле;
  1. не считающие себя значимой частью своего коллектива;
  1. смирившиеся с этим насилием, как со своей судьбой;
  1. верящие, что заслуживают роли жертвы, и пассивно ожидающие издевательств .

Особенности детей, являющихся провокативными жертвами , поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

Что такое буллинг — причины и способы борьбы с буллингом в школе

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Готов поспорить, что в школьные годы многие ваши сверстники были теми еще задирами.

Современная молодежь пошла еще дальше — часто перед отвратительным поведением и напором плохишей пасуют не только одноклассники, но и учителя.

Все чаще в медиа попадают случаи, когда дети становятся жертвами психологического и часто физического насилия со стороны сверстников.

Подростки

Хулиганы не стыдятся выкладывать в интернет видео унижений и расправ над одноклассниками, которые по жестокости превосходят фильмы ужасов.

Последствия таких конфликтов для жертвы плачевны — доходит даже до того, что не выдерживающие издевок и жестокости обидчиков школьники заканчивают жизнь самоубийством.

Наверняка вы слышали о таком понятии, как буллинг. В этой статье я постараюсь простыми словами объяснить, что это такое, по какой причине возникает и как ему противостоять.

Буллинг — это.

Как и большинство неологизмов (что это такое?) последних лет, слово «буллинг» пришло к нам из английского языка. В переводе на русский обозначает «запугивающий, задирающий».

Соответственно, буллинг — это намеренная постоянная травля, в которой прослеживается неравенство сил агрессора и жертвы.

Часто старшеклассники не стесняются обижать и отбирать карманные деньги у учеников начальной школы, а ученики средних классов подвергаются насмешкам, унизительным шуткам и избиениям со стороны более сильного оппонента или группы учеников.

Насмешки

Характерные признаки буллинга:

  1. обидчик всегда сильнее жертвы;
  2. насилие повторяется и со временем конфликт лишь усугубляется;
  3. острая эмоциональная реакция жертвы.

Буллинг имеет также менее опасную форму — моббинг.

Это обзывания, неприличные шутки в адрес жертвы и сплетни. По сути, с моббингом в той или иной степени сталкивается практически каждый школьник.

Кибербуллинг — что это такое

Кибербуллинг — это травля в социальных сетях Вконтакте, Одноклассниках, Фейсбук и других. С появлением подобных сайтов участились случаи оскорблений, злобных сообщений, шантажа, угроз, слива какой-либо компрометирующей жертву информации в интернет.

Девушки

Популярность этого способа буллинга обусловлена тем, что намного легче выражать негативные эмоции и обижать людей, находясь по ту сторону монитора.

По сути, это та же самая травля (одного многими), но в сети интернет. Есть близкие к этому термины — троллинг (что это?) или хейтеры (кто это?), но все же кибербуллинг это нечто другое. Подробнее смотрите в видео.

Причины буллинга в школе

Травля начинается усилиями одного человека, желающего укрепить авторитет в кругу сверстников или просто развлечься. Позже объект буллинга становится жертвой все большего количества сверстников и старшеклассников.

Вот несколько причин, почему дети начинают травить более слабых сверстников:

  1. Чаще всего буллеры из неблагополучных семей и пытаются выместить зло, накапливаемое от нерадивых родителей, на ком-то другом. Таким образом они восстанавливают чувство собственного достоинства.
  2. Нередки случаи, когда травить сверстников начинают дети, которым все дозволено в семье. Отсутствие родительского контроля и наказания за серьезные провинности дают возможность ребенку чувствовать себя всемогущим.

Как результат, он позволяет себе задирать других детей в школе и не боится последствий.

Кто наиболее подвержен буллингу

Продолжая рассматривать такое понятие, как буллинг, что это и каковы его причины, стоит упомянуть, кто наиболее подвержен этому. Стать объектом насмешек и издевок может каждый ребенок, особенно если у него имеются:

  1. физические недостатки;
  2. нетипичная для региона внешность: цвет волос и кожи, разрез глаз;

Издевки

Очень часто подвергаются травле замкнутые и домашние дети, имеющие мало друзей и не способные общаться в коллективе.

При желании обидчик может найти абсолютно любую причину для травли. Иногда она берется с неба.

Последствия буллинга

Травля в школе опасна именно последствиями, которые порой бывают очень печальными:

  1. отказ от посещения школы;
  2. проблемы с успеваемостью;
  3. подверженность заболеваниям;
  4. психологические проблемы;
  5. суицид.

Буллинг в школе снижает самооценку ребенка. У объекта насилия формируются комплексы, а впоследствии создается ощущение того, что он действительно заслуживает подобного к себе отношения.

Многие дети замыкаются в себе, теряют доверие к окружающим и могут вовсе перестать общаться со сверстниками.

Как распознать травлю ребенка в школе

Думаю, многие знают, что это такое, так как почти в каждом классе есть свой изгой, над которым издеваются старшеклассники или сверстники. Но часто дети молчат о своих проблемах, поскольку их запугивают обидчики.

Они боятся, что вмешательство взрослых только усугубит конфликт, особенно если родители не окажут должной поддержки. Но заметить, что ребенок столкнулся с буллингом в школе, можно по следующим признакам:

  1. порванная или испорченная одежда и обувь;
  2. синяки и царапины, которые ребенок не может объяснить;
  3. нелепые отговорки на вопросы, откуда взялись телесные повреждения;
  4. сломанная техника, пропавшие вещи, быстрое исчезновение карманных денег;
  5. ребенок старается всеми правдами и неправдами избежать похода в школу, врет о плохом самочувствии;
  6. плохой аппетит, пропуск обедов в школе;
  7. бессонница и кошмары по ночам;
  8. низкая успеваемость, отсутствие интереса к учебе;
  9. постоянная подавленность, отсутствие друзей, низкая самооценка и социальная активность;
  10. попытки суицида;
  11. побег из дома.

Что должен сделать ребенок, если он стал жертвой

Дети и подростки, которые стали жертвой агрессивных сверстников и старшеклассников, обязательно должны рассказать о случившемся родителям.

Чем раньше они это сделают, тем лучше. Не стоит бояться угроз, что после обращения за помощью к родителям и учителям травля усилится — на каждую силу есть сила больше.

В попытках справиться с буллингом самостоятельно ребенок рискует только усугубить ситуацию и даже стать жертвой коллективного избиения.

Что делать родителям жертвы

В идеале дети должны сами рассказать о буллинге. Но если этого не происходит, а у вас имеются определенные подозрения, стоит попробовать самим начать разговор.

Опишите, какие конкретные перемены в поведении замечаете, но не давайте оценок, избегайте сарказма и поучений. Дайте понять ребенку, что поддержите его и поможете решить проблему.

Если вы заметили, что у ваших детей проблемы со сверстниками, нужно первым делом уведомить руководство школы. Возможно, учителя гораздо более осведомлены касательно сложившейся ситуации и помогут узнать обстоятельства конфликта.

Также нужно пообщаться и с родителями обидчика тет-а-тет, но обязательно стоит собрать доказательства травли — скриншоты угроз в социальных сетях, диктофонные записи, свидетельства друзей и одноклассников.

В большинстве случаев конфликт можно разрешить, если доказать родителям обидчиков, что их дети поступают плохо.

Мама

Если ребенка избили, обязательно следует обратиться в правоохранительные органы по месту жительства, снять побои и предоставить собранные доказательства травли.

В случае когда конфликт зашел слишком далеко, нужно требовать поставить обидчика на учет в детскую комнату полиции и требовать компенсацию от родителей агрессора за причиненный ущерб.

Нужно также научить ребенка отвечать на издевки сверстников, но делать это он должен максимально спокойно. Если конфликт перерастает в драку, жертва должна уметь дать сдачи, но ни в коему случае не начинать бить первой.

Также стоит обратиться за профессиональной помощью к психологу.

Что делать, если ваш ребенок инициатор буллинга

Если ваш ребенок обижает других детей, первым делом нужно остановить его и создать условия, в которых он пересмотрит свое поведение.

Суровые наказания лишь усугубят ситуацию, так как это станет причиной потери доверия ребенка к родителям.

Важно заменить желание унижать и избивать других на стремление быть более сдержанным и добрым к людям. Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению и устраните все эти факторы. Нужно поговорить с детьми об их действиях и узнать, что побуждает их действовать так жестоко.

Но при этом нужно дать понять ребенку, что вы его любите и готовы простить, если он изменит свое поведение. Вознаграждайте за хорошее поведение и поддерживайте на пути к исправлению.

Обращение за помощью к психологу также будет эффективным. Специалист выявит основные причины, по которым ребенок задирает других детей и поможет ему исправиться.

Заключение

К сожалению, бороться с буллингом и добиться какого-либо наказания для обидчиков в России сложно, особенно если травля носит не физический, а психологический характер.

В любом случае нужно обращаться в школу и городские органы для информирования о факте буллинга и требования наказания обидчиков. Если руководство школы игнорирует проблему — ребенка лучше перевести в другую.

Я попытался простыми словами рассказать о таком понятии, как буллинг, что это такое в школе, каковы его причины и последствия. Надеюсь, что после прочтения статьи у вас не останется вопросов. При желании вы можете спуститься в комментарии и обсудить эту тему с другими читателями блога KtoNaNovenkogo.ru.

Для закрепления результата предлагаю посмотреть видео по теме. Желаю вам и вашим детям никогда не сталкиваться с буллингом, а в случае беды удачно ему противостоять.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Это явление было всегда, достаточно вспомнить фильм Чучело, просто раньше не было интернета, места, где малолетние хулиганы могли бы публиковать свои «подвиги».

Решать с их родителями эту проблему бесполезно, ведь таково воспитание, а яблоко не далеко падает от яблони. Лучше своего ребенка в секцию спортивную отдать, чтоб смог сам постоять за себя.

Хорошо, что этому явлению дали название и начали бороться с ним. Думаю, многие вспоминали бы школьные годы с большим удовольствием, если бы в свое время тоже могли получить защиту.

Буллинг – Что Это Такое? Виды, Предпосылки

Буллинг в школе

Зачастую родители редко узнают, что их дети подвергаются издевательствам в школе, дворе либо другой общественной площадке. Буллинг – что это такое? Простыми словами это травля со стороны более сильного человека по отношению к слабому.

Что такое буллинг?

✔️ Встретившись с систематической травлей своего ребёнка, родители задаются вопросом: буллинг – что это такое? По сути, это издевательства над слабым, особо впечатлительным ребёнком, которые систематически делают другие, более сильные дети. Чаще всего такой вид агрессии представляет собой именно групповые нападения. В них лидер группы проводит негативную оценку действий либо характера преследуемого, осуществляет по отношению к нему физическое либо психологическое насилие.

✔️ Этот вид преследования отличается от конфликта, так как жертва обычно гораздо слабее, а потому адекватный ответ проявить в отношении обидчика не может. Другие члены группы могут участие в травле не принимать, а просто быть свидетелями позора и унижений.

Основными признаками буллинга являются:

  • Систематическое повторение;
  • Неравенство сил или власти между нападающим и жертвой, причём на стороне агрессора;
  • Намеренная травля со стороны сильного.
  • Самым распространённым местом, в котором ребёнок может быть подвергнут физическому или эмоциональному насилию, является школа.

Давайте разберёмся, что такое буллинг в школе. 40% школьников, по статистике, занимались буллингом, причём 20% из них делали это не один раз. Школа – это место скопления огромного количества детей, разных по мировоззрению, воспитанию и социальной позиции: кто-то богаче, а кто-то беднее.

Что такое буллинг

Также стоит учитывать, что во время учебного процесса в таком учреждении сосредоточены разные возрастные группы. Поэтому в таких условиях распространено явление рэкета по отношению к детям от 6 до 11 лет со стороны старшеклассников.

Ещё одним видом насилия могут быть словесные издёвки. Причиной такого издевательства могут быть:

1. Острая эмоциональная реакция на слова.

2. Неуверенность в своих силах и возможностях.

3. Психологическая замкнутость.

4. Наличие у жертвы явного или выдуманного проступка по отношению к обидчику, за который он не признал своей вины.

Последняя причина наиболее распространена среди детей, так как оскорбить их чувства можно практически любыми действиями. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что школьный буллинг – это психологическая травля жертвы.

Дети очень восприимчивы к словесным оскорблениям, так как они ещё ранимы и воспринимают любые слова, отправленные в их адрес, близко к сердцу. Это может стать причиной глубокой замкнутости, а в особо сложных случаях даже привести к депрессии.

🎦 Признания ребят, которых травили в школе

Главной проблемой при травле ребёнка в школе является тот факт, что он может это скрывать от своих родителей. В этом случае компетентную помощь ему получить будет очень сложно. Однако, даже если ребёнок расскажет о случившемся, реакция родителей может навредить. Это происходит тогда, когда обеспокоенные родители не могут разобраться в причинах конфликта и не понимают, как помочь своему чаду разобраться с его проблемами самостоятельно.

Самым частым примером некомпетентной помощи родителей является личные разбирательства с обидчиками. В таком случае травля не только может не прекратиться, но даже усилится либо перерасти в физическую агрессию в сторону жертвы. Для того чтобы помочь ребёнку в случае проявления к нему травли, необходимо знать, с чем вы столкнулись. В первую очередь нужно разобраться, каких видов бывает буллинг.

Виды буллинга

В зависимости от вида воздействия на обидчика разделяют две основные формы буллинга:

▪️Психологическая. Чаще применима к девушкам. Такой вид травли подразумевает собой негативное социальное отстранение жертвы. Основными его проявлениями являются издёвки, порицание, оскорбления, отрицательные слухи, прямое выражение отвращения со стороны общества.

▪️Физическая. Такая форма буллинга наиболее распространена по отношению к мальчикам. В основе своей она подразумевает физическое насилие над жертвой: избиение, физические угрозы. Нередко такой вид травли комбинируется с психологической, например: запирание жертвы в изолированном помещении, либо игра в «собачку» (когда у человека, подвергшегося травле, забирают личную вещь и передают её по кругу между обидчиками, для того чтобы жертва не могла её забрать).

Формы травли также могут отличаться и в зависимости от возрастной группы. К примеру, детский буллинг редко в своей форме использует физическое насилие. В своей основе он берёт психологическое давление на жертву путём клеветы, угроз и издёвок. Такой вид травли легко распознать в группе детей, так как они даже не пытаются скрыть своё пренебрежительное отношение к жертве. Да и зачастую дети сами рассказывают родителям о том, что над ними издеваются в надежде получить поддержку и защиту, которую они не могут обеспечить себе сами.

Детский буллинг

Гораздо сложнее определить подростковый буллинг. Подростки в силу возраста обладают нестабильной психикой, которая может быть нарушена любыми внешними проявлениями. Вдобавок ситуация усложняется тем, что всё, что с ними происходит, они расценивают как личные неудачи. Поэтому подростки редко обращаются к другим за помощью, в том числе к родителям либо старшим. Это делает такой вид травли очень опасным, так как последствия могут быть очень печальными, вплоть до самоубийства. При этом определить, что ребёнок подвергается насилию, очень просто. Наиболее частым признаком является нежелание идти в место травли – школу. В таком случае стоит задуматься и постараться выявить причину нежелания.

Для достоверной оценки происходящего можно обратиться к классному руководителю для того, чтобы он проследил за активностью класса и выявил признаки травли:

  • Систематические психологические нападки;
  • Изолированность (ребёнок сидит одни);
  • Отсутствие заинтересованности в жизни класса.

В том случае, когда классный руководитель не проявляет интереса к проблемам ребёнка и намеренно скрывает реальное положение дел, стоит самостоятельно понаблюдать за происходящим. Даже один визит в школу может помочь. Главное, наблюдать за всем издалека, чтобы дети не скрывали своих эмоций и желаний.

Если удалось установить, что травля присутствует, следует выявить причину травли среди класса. Это необходимо для адекватной оценки ситуации и оказания своевременной и главное, – правильной помощи.

Основные причины буллинга

Социологами были установлены следующие причины буллинга в школе:

  • Расизм;
  • Сексизм;
  • Ябедничество;
  • Физическая слабость;
  • Успехи либо неудачи в учёбе;
  • Выделение успехов учителем;
  • Родство с работниками школы;
  • Нестандартное мировоззрение;
  • Физическое выделение (уродство);
  • Феноменальные умственные способности;
  • Презрение по отношению к детям из бедных семей.

Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Буллинг в начальной школе менее распространён, чем в средней образовательной, однако, тоже имеет место. Буллинг в классе – это распространённое явление. Причинами травли ученика может послужить физическое отличие от общего контингента класса (высокий или низкий рост, физическое уродство, травма, слабость). Духовные ценности в такой форме травли участвуют редко. Проявляется такая травля преимущественно игнорированием ребёнка, реже – словесным задиранием. Очень редко, но всё же встречаются физические издёвки.

Предпосылки буллинга

Буллинг инфографика

Другое дело, когда ученик младших классов подвергается издевательствам со стороны старшеклассников. Здесь может быть задействовано разнообразное количество способов давления на ребёнка, начиная от запугивания и угроз, заканчивая избиением. Этот вид травли называется – буллинг в школьной среде. Причины его возникновения, зачастую, схожие с травлей в классе, однако, могут отличаться.

Одной из причин буллинга в школьной среде становится наличие у жертвы материальной ценности, которая недоступна другим (крутой телефон либо наличие большого количества денег). В таком случае он может подвергаться рэкету.

Если ребёнок является представителем другой расы или национальности, то именно расовые различия влияют на форму конфликта. Но в русских школах наиболее явной причиной давления является сексуальная ориентация. Представители сексуальных меньшинств в школьной среде подвергаются более жёсткому воздействию со стороны обидчиков.

Секс меньшинства в школе

Среди причин буллинга выделяют несколько особенно распространённых – успехи в учёбе и физическую слабость. В первом случае ситуация травли возникает из зависти к ученику. Она может перерасти из психологического давления в полное отстранение от жизни класса, то есть социальную изоляцию.

Физическая слабость – основная причина травли в школе. Отсутствие физической возможности дать отпор нападающему накладывает некоторый ярлык на такого человека. Он становится мишенью для постоянных издевательств. Это происходит даже не потому, что он слаб, а из-за психологического комплекса «жертвы». Другие дети, заметив это, быстро начинают пользоваться беззащитностью ребёнка и всячески его ущемляют.

Таком образом становится понятно, что травля в детском коллективе – явление распространённое, причин у него много. Только тогда, когда удаётся установить эти причины, можно приступать к оказанию помощи.

Как бороться с буллингом: рекомендации родителям

Как бороться с буллингом

Лучше всего действовать на упреждение и объяснить ребёнку, как не стать жертвой буллинга. Здесь всё просто: как упоминалось выше, часто издёвкам подвергаются дети с особенностями, которые бурно реагируют на высказывания в этот счёт. В таком случае необходимо объяснить ребёнку, что он действительно уникален и в этом нет ничего плохого. Главное, чтобы он уверенно противостоял травле, а для этого нужно научить его это делать.

Самым важным параметром, по которому определяется жертва, является язык тела, а если точнее, – вид уверенности. Научите ребёнка выглядеть уверенно в себе и количество издёвок в его адрес значительно уменьшится.

К сожалению, не всегда удаётся научить ребёнка сопротивляться травле. Когда родители узнают об этом, у них возникает стандартный вопрос: как противостоять буллингу в школе?

Если ребёнок сам вам рассказал о том, что его травят, похвалите его. Скажите: «Ты правильно сделал, что рассказал нам. Мы поможем тебе всем, чем можем». Такой подход к изначальной поддержке ребёнка благотворно скажется на его эмоциональном состоянии, внушит ему чувство защищённости, поддержки и уверенности. Если он подвергся травле, но об этом вам не рассказал, то заподозрить возможность буллинга можно по нескольким факторам:

1. Ребёнок не хочет идти в школу.

2. Он не общается со своими одноклассниками.

3. У него появляются синяки или ссадины, периодически болит живот.

4. После школы он приходит в плохом состоянии.

5. Плачет без причины.

Если вы заподозрили, что ваш ребёнок подвергся буллингу в школе, расскажите, как бороться и помогите ему справиться с проблемой. Для этого можно обратиться к классному руководителю и школьному психологу. Совместными усилиями вы сможете узнать точную причину возникновения травли и обеспечить наиболее комплексный и правильный подход в помощи ребёнку.

Никогда не пытайтесь самолично, посредством угроз или уговоров, разобраться с ситуацией. Вполне вероятно, что вы её только усугубите. Для устранения травли вы можете попробовать перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу. Часто такой подход к решению проблемы является самым действенным.

По запросу в интернете «буллинг, как остановить детскую травлю», вы можете найти большое количество рекомендаций по исправлению ситуации. Но, зачастую в них описывается лишь причины такого явления, а не путь её решения. Самым верным способом решения является проведение профилактики буллинга. Развитие толерантного отношения к людям позволяет предупредить проблему и защитить слабых детей.

Профилактика буллинга в школе

Профилактика буллинга

Профилактика буллинга в школьной среде является наиболее действенным способом его пресечения и устранения. В неё входят разъяснительные беседы с детьми школьного и дошкольного возраста об уважительном отношении к людям, страдающим физическими или психологическими дефектами, болезнями. Важней всего объяснить, что такой результат они получили не по своей воле и являются жертвами обстоятельств.

Дети должны осознавать, что психологическое давление в таком случае может сломать человека и он получит глубокую психологическую травму. Только в этом случае они постараются помочь человеку стать своим в коллективе, не будут указывать на его дефект, постараются показать ему, что он равен им.

Во многих развитых странах, в частности в США, ежегодно разрабатывается план мероприятий по профилактике буллинга в школе. Его суть заключается в проведении специальных уроков. На них детей учат снисходительному отношению к людям, к их проблемам и недостаткам. Кроме этого, детям рассказывают о результатах травли и о том, что в итоге может случиться с самим буллером.

Цель мероприятий по профилактике буллинга – полное уничтожение такого явления в принципе. Если в стенах школы кто-то уличается в проявлении травли либо психологической агрессии, за ним устанавливается наблюдение классным руководителем. При выявлении фактов травли вызывают родителей вместе с ребёнком-агрессором для проведения разъяснительной беседы.

Если это не приводит к пресечению травли, на такого ребёнка подаётся заявление в правоохранительные органы от лица образовательного учреждения. В зависимости от действий нарушителя, его родителям может быть предъявлен внушительный штраф, а сам буллер переведён в специальную школу для проблемных подростков. В случае решения подобной ситуации таким образом, её тут же рассказывают в каждом классе с указанием последствий, которые понёс агрессор. Это делается для того, чтобы дети понимали, что каждый их проступок будет выявлен и наказан.

Со стороны педагогов и классных руководителей следует особое внимание уделить наблюдению за классом, обратить внимание на создание и организацию групп детей или на те группы, которые уже были созданы. А также нужно следить за детьми-изгоями либо особо выделяющимися учениками.

В свете развития социальных сетей классному руководителю необходимо изучать профили учеников, следить за выкладываемыми видео и фото. Это нужно по той причине, что процесс травли нередко фиксируют на видео и выкладывают в социальные сети. Тогда можно в частном порядке установить факт травли и принять меры по его устранению.

Изучение социальных профилей

Ещё одним способом профилактики является вынесение собственных выводов на обозрение других учителей. Это делается для того, чтобы они также наблюдали за жизнью класса.

Периодически нужно проводить профилактические беседы с учениками и их родителями. В ходе этих бесед следует разбирать возникающие конфликты, а также желательно сплотить детей путём организации совместных мероприятий.

Школьный психолог, в свою очередь, обязан подготавливать методические рекомендации для классных руководителей и других учителей. В его обязанности входит разработка тематических стендов на тему буллинга и его видов. Также, как и классный руководитель, психолог должен проводить разъяснительные беседы с учениками и их родителями.

Работа школьного психолога

Со стороны администрации школы необходимо ввести политику антитравли, поощрять учащихся, которые доносят до руководителей информацию о фактах травли. Проводить педагогические советы, нацеленные на тему устранения травли, принятия мер по их предотвращению, проведения родительских собраний.

Немаловажным фактором может стать ведение журнала учёта буллинга и предоставление ежегодной информации на данную тему. Таким образом, руководство образовательного учреждения может оценить обстановку в стенах школы и предпринять максимально оптимальные меры по устранению травли.

Исходя из такого принципа работы с детьми, профилактика буллинга занимает не самое последнее место в их воспитании. Научив дете, относится к другим людям с пониманием их недостатков или изъянов, можно устранить такое явление не только в стенах образовательных учреждений, но и во дворах. В дальнейшем это поможет бороться с буллингом во взрослой жизни, где травля также имеет место.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: