Как помочь ребёнку преодолеть кризис сложного подросткового возраста

Между двух миров: как справиться с кризисом подросткового возраста

Подростковый возраст считают одним из самых сложных. И еще неизвестно, кому в этот период больше требуется поддержки — подросткам или их близким. Как всей семье пережить этот кризис и выйти из него лучшими друзьями?

«Ну, моему-то всего 9 лет, нам еще до этих подростковых «выкидонов» далеко», — думают некоторые из нас и ошибаются. В последнее время возрастные рамки сдвигаются.

Так называемое младшее подростничество начинается уже с 10-12 лет.

Вчерашний ребенок уже совсем не ребенок, но еще и не взрослый. Он словно находится среди двух миров, одновременно не принадлежа полностью ни к одному из них. Годам к 18 это обычно проходит.

Что происходит с ребенком в это время?

  • Подростку сложно с самим собой, ему непросто даже объяснить свое состояние, а потому трудно регулировать свое поведение, эмоциональные реакции.
  • В организме разгорается «гормональная буря», тело меняется, вытягивается, движения становятся угловатыми, неуклюжими.
  • Нервная система не поспевает за бурным физическим развитием, что может отражаться в плохом самочувствии, головных болях, обмороках, скачках артериального давления.
  • Быть понятым и услышанным становится одной из главных ценностей.
  • Авторитет родителей стремительно падает, на первый план выходит общение со сверстниками.

Какие важные возрастные задачи у этого периода?

  • Психологически отделиться от родителей
  • Принять себя в новом теле.
  • Ответить на вопросы «Кто я?», «Кем буду?», «Какие принципы выбираю?», «Как действую, сталкиваясь с трудностями?».
  • Решить вопросы взаимодействия с внешним миром, со сверстниками и взрослыми.
  • Обрести собственные ответы на вопросы «Что такое дружба?», «Любовь?», «Ненависть?», «Предательство?».
  • Получить ответы на вопросы «Какой я как будущий мужчина?», «Какая я как будущая женщина?»

Суть подросткового кризиса — обретение идентичности, формирование своей собственной системы ценностей путем поиска ответов на важные вопросы.

Помнить об этом очень полезно, когда страшно хочется огреть кого-то скалкой за немыслимые дреды, сомнительный пирсинг и общее вызывающее поведение.

Период психологического отделения от родительского мира, так называемая сепарация, практически всегда сопровождается сильными чувствами с обеих сторон — злостью, агрессией, виной, раздражением, замешательством.

Старые способы взаимодействия уже не работают, а новые еще не сформированы.

Пытаясь удержать контроль над происходящим и действуя по старым схемам, родители пытаются «приструнить» строптивца, призывая его соблюдать старые правила и границы. На что у взрослеющего человека возникает целый букет переживаний, которые ему даже в слова иногда преобразовать трудно. Неминуемы столкновения и конфликты. При этом обе стороны — как подросток, так и взрослый — чувствуют себя непонятыми, отвергаемыми.

Что будет, если он не отделится?

Сепарация очень важна для подростка. Не научившись отделяться от родителей, он не сможет отделяться от других людей. Отсюда риск прожить не свою жизнь, развитие зависимых форм поведения.

Симптомы, делающие жизнь родителя невыносимой

  • Повышенная чувствительность и раздражительность, недовольство собой (вплоть до желания сделать пластическую операцию) и тем, что происходит вокруг, острая реакция на замечания.
  • Снижение успеваемости в школе, частичная или полная потеря интереса к занятиям, которые раньше приносили радость.
  • Утрата временной перспективы, потеря чувствительности к временным рамкам. «Он совсем не думает о будущем!» — волнуются родители. Думает, думает, просто будущее представляется чем-то о-о-очень далеким.
  • Стремление к изоляции, одиночеству. Увеличение дистанции со значимыми взрослыми. Появление секретов — как верный признак того, что подростку важно свое личное пространство, которым он может распоряжаться так, как ему хочется.
  • Протест против всего, протест как — как возможность противопоставить себя миру и выстоять в этом.
  • Погружение в субкультуру, увлечение непонятными, с точки зрения взрослого, музыкой, искусством — тем, что откликается нестабильному, противоречивому состоянию подростка.

Что могут почувствовать родители?

«Я теряю ребенка, помогите!» — один из самых частых запросов родителей подростков, пришедших на консультацию к психотерапевту.

  • страх — «Мы его упустили», «С ним что-то не так»;
  • злость — «Ничего делать не хочет!», «Ничего не допросишься, на уме одни друзья и гулянки!»;
  • вина — «Мы плохие родители. Слишком были заняты собой, вот и получилось так»;
  • тревога — «С таким отношением он не закончит школу», «Он не справится с трудностями, он такой мямля»;
  • стыд — «А что скажут люди?», «Если он не справится, я — плохой родитель!»

Все понятно! Делать-то что?

Ситуация: подросток часто жалуется на физическое недомогание
Часто родители видят в этом способ уклониться от своих обязанностей — посещения школы, дополнительных занятий, уборки. Что делать? Если жалобы повторяются регулярно, обратиться к невропатологу. Такие симптомы, как головные боли, скачки артериального давления, головокружения могут быть последствиями гормональной встряски организма и переживаются подростком как неприятные, нарушающие и без того нестабильный эмоциональный фон.

Ситуация: подросток обманывает
Обман для подростка — способ защитить свою личную территорию. Если ему приходится прибегать к этому прибегать, значит он не знает, как по-другому можно выйти из ситуации. Что делать? Серьезно поговорить с подростком. При этом беседа не должна быть в виде нравоучений. Расскажите подростку о тех чувствах, которые вы испытали, и выразите сожаление, что между вами нарушено доверие. Постарайтесь выяснить, чего пытался избежать подросток, прибегая к обману. Возможно, что придется заново выстраивать отношения, когда вы узнаете причину обмана.

Читайте также:
Родителей не выбирают: что делать, если они тебя ненавидят

Ситуация: подросток обесценивает все, что касается родителей
«Я ненавижу вас!», «Вы — самые ужасные родители, которые только есть на свете!», «Вот другие родители не такие!», «Я никогда не буду таким родителем!».
«Я не просил вас меня рожать!»
Такое спокойно выдержит не каждый родитель. Обесценивание, негативизм, отрицание всего, что долгое время было основой существования, — естественное явление подросткового периода. Подростку важно сначала отвергнуть все для того, чтобы, столкнувшись с реальным миром, обрести свое собственное «Я». Что делать? Постараться понять, как непросто вашему ребенку перестраиваться на взрослый лад. Услышать в этих ужасных словах не обвинение, а крик о помощи: «Помоги мне стать отдельным!». Признавать чувства, при этом выдерживать границы: «Ты можешь злиться на нас, но не хамить». В норме подросток считает, что он не такой, как члены его семьи. Ему важно противопоставить себя семейной системе, почувствовать себя отдельным и уникальным.

Ситуация: подросток проявляет раздражительность, агрессию
«Не трогайте меня!», «Отстаньте!», «Если вы не пустите меня с ночевкой к подруге, я уйду из дома!». Таким образом подросток защищает свои границы, воспринимая любое движение в его сторону как нападение и их нарушение. Критика, замечания, запреты в этот период воспринимаются наиболее остро. Что делать? Постараться понять, что эта реакция — не лично против родителей, а против внешнего мира в целом. Подростку важно учиться защищать свои границы, настаивать на своем и добиваться своих целей. Семья в этом смысле наиболее безопасное пространство. При этом родителям важно также обозначить свои границы. Если речь идет о безопасности для жизни и здоровья подростка, необходимо проговорить, что ответственность находится в руках родителя, и некоторые решения будет принимать именно взрослый.

Ситуация: подросток старается отгородиться от родителей
Если раньше ребенок с удовольствием ластился к вам, позволял себя обнимать, то сейчас он, скорее всего, будет избегать тактильного контакта. Если раньше ребенок рассказывал все, что с ним происходит, то теперь многие темы становятся под запретом. Что делать? Не паниковать. Часто подросток не делится своим состоянием просто потому, что сам не понимает того, что с ним происходит. Покажите ему, что вы готовы его выслушать в любой момент, как только он будет готов. Расскажите о своем опыте переживания подросткового возраста, при этом стараясь избегать сравнения.

Ситуация: подросток ленится, не выполняет просьб
Со стороны кажется, что подросток ничего не делает. На самом деле, он совершает очень важную, сложную и многоуровневую внутреннюю работу по интеграции нового опыта в свою жизнь и принятие себя и окружающих в новых ролях. Ему важно задумываться о смысле того, что он делает. То, что родителю кажется по определению необходимым и нужным, для подростка — спорный вопрос. Что делать? Не давить. Стараться поддерживать философские разговоры о дружбе, предательстве, смысле жизни. Делиться своим жизненным опытом, чувствами, переживаниями. Умение говорить «нет» — одно из важнейших в жизни, и если ребенок будет всегда послушен родителю, то как он научится этому навыку? Протестуя против правил, отказывая в просьбах, подросток учится выстраивать границы, расставлять приоритеты.

Ситуация: подросток ничего не хочет, находится в апатии
Хуже кризиса может быть только его отсутствие. Подросток, не решающийся протестовать, может впасть в другую крайность — полностью отдать инициативу в чужие руки. Агрессия подавляется и забирает много сил и энергии, которой ни на что не хватает. Отсутствует активная деятельность, общение со сверстниками. Что делать? Если дело дошло до апатии, а то и до депрессивного состояния, лучше обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту.

Что может еще сделать родитель, чтобы помочь подростку пережить этот непростой период?

  • Продолжать любить его, несмотря ни на что.
  • Верить, что подросток в любом случае справится с тем, что происходит в его жизни.
  • Давать возможность ошибаться и настаивать на своем.
  • Относиться к нему с уважением.
  • Быть отдельно, но рядом. Откликнуться, если попросит помощи.
  • Несмотря на периоды бурных эмоций, выяснений отношений и перестройки границ, стараться оставаться в теплых, принимающих отношениях.
  • Знакомиться с особенностями подросткового возраста, чтобы знать, что в этом возрасте есть норма.

Задачи родителя — принять самостоятельность подростка и дать ему возможность самому выбирать и отвечать за последствия своего выбора, взглянуть на своего ребенка как на уникальную, неповторимую личность, вступающую во взрослый мир.

Как помочь ребёнку преодолеть кризис сложного подросткового возраста

Как помочь ребёнку преодолеть кризис сложного подросткового возраста

Переходному возрасту свойственны изменения во всех сферах жизни. У подростка происходит быстрое развитие индивидуальных качеств. Важно, что они прочно связаны и оказывают влияние друг на друга. Поэтому, если какая-то сторона личности будет развита больше, а другая – меньше, это грозит противоречиями характера.

Читайте также:
Принципы воспитания детей

Кризис подросткового возраста можно описать формулой, где все составляющие – слагаемые в уравнении, а их сумма равна нулю. В этом случае никаких проблем нет. Если же хотя бы одно слагаемое изменит своё значение, сумма поменяется и перестанет быть нулевой – значит, что-то не так. Что же это за стороны? Их всего четыре, но каждая играет большую роль:

  • когнитивная – отвечает за мышление человека;
  • психофизиологическая – влияет на самооценку, осознание себя;
  • биологическая – стадия физического роста и полового созревания;
  • социальная – отношения со сверстниками и старшими, мировоззрение, особенности поведения.

Основные проявления кризиса подросткового возраста начинаются со стороны психики. Юношам и девушкам уже кажутся неподходящими увлечения из детства, а старших они ещё не могут понять до конца. В состоянии взросления пока нет должного уровня осознания себя, новых примеров, которым можно было бы следовать, но слушаться чьего-то мнения уже не хочется. Из-за такой неустойчивой системы могут проявляться следующие проблемы:

  • нервозность;
  • обострённая чувствительность, на фоне которой возникает раздражительность;
  • недовольство собой;
  • неоправданная амбициозность;
  • пессимистичное настроение, отсутствие веры в себя и других, ощущение, что в жизни нет смысла;
  • излишняя мечтательность (часто можно услышать от родителей: «Всё витает в облаках»);
  • плохое самочувствие в моральном (резкое изменение настроения, прихоти) и физическом плане (драки).

Эти возрастные проблемы порой длятся не один год. Поэтому важно сразу обращать внимание на наличие описанных признаков, чтобы быстрее разобраться с ситуацией, не усугубив её.

Физическое развитие

Кроме психологической стороны, в период взросления активно происходит формирование физической:

  • рост;
  • половое созревание;
  • становление гормонального фона.

Первый пункт обычно не вызывает никаких вопросов. Тело подростка растёт, меняется, как и в детском возрасте. Но сейчас оно становится максимально похожим на тело взрослого человека. Иногда это вызывает проблемы для молодых людей. Часто появляются комплексы, недовольство своей формой, физическими данными.

Следующий момент – половое развитие. Оно происходит в два этапа:

  1. Понимание своей физической сексуальности;
  2. Желание найти любовь, близкого человека.

Не всегда они наступают одновременно или по порядку. Нередко для подростков справиться с первым пунктом – сложная задача. Она является новой и не всегда понятной. Происходит восприятие своего гендера, формирование половой ориентации, другими словами – половая идентификация. Она протекает с психической и физической стороны. Иногда они отличаются, из-за чего может возникнуть внутренний конфликт и впоследствии – расстройство полового поведения.

Становление гормонального фона происходит на физическом уровне, но оказывает воздействие не только на состояние организма, но и на психику подростка (его настроение, поведение). Эндокринная система влияет на органы, участвующие в выработке гормонов: щитовидную железу, гипоталамус, гипофиз, надпочечники, яичники/яички.

Эмоциональная сфера

На фоне сдвигов в физическом плане и под влиянием внешних факторов (общение со сверстниками и взрослыми, успехи в обучении) происходят значительные изменения психического состояния:

  • неустойчивость – выражается в неумении должным образом контролировать свои мысли, слова, поступки;
  • эмоциональная лабильность – расстройство, иногда патология. Характерный признак – кратковременная или долговременная нестабильность настроения;
  • импульсивность – совершение необдуманных поступков. Зачастую подростки не задумываются о последствиях действий. Эта особенность поведения может наносить вред окружающим и самому импульсивному человеку, а в дальнейшем стать постоянной чертой характера;
  • самоуверенность или неуверенность в себе – формируются в результате самоанализа, своих достижений, физических данных, умений, особенностей. Если юноша или девушка очень самокритичны и видят в себе множество недостатков, они становятся неуверенными, легко поддаются давлению окружающих и близко к сердцу воспринимают мнение со стороны. Излишняя самоуверенность мешает человеку объективно оценивать свои действия и окружающую обстановку;
  • романтизм – связан с половым развитием, желанием найти «подходящего» человека, проводить время вместе. Не всегда романтичность, присущая большинству подростков, подразумевает сексуальные отношения.

Как видно, перемены в эмоциональной сфере не всегда положительные. Поэтому необходимо уметь наблюдать за поведением ребёнка, чтобы вовремя обнаружить возможные нарушения.

Интеллектуальное развитие

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в мышлении. В этом периоде, в отличие от детских лет, человек приобретает способность к рассуждению, может осуществлять анализ, выдвигать гипотезы и самостоятельно приходить к умозаключениям. Кроме того, подросток гораздо лучше начинает контролировать своё внимание и память. Он может мыслить логически, последовательно, пытаясь понять суть вещей. Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • контроль речи, увеличение словарного запаса;
  • умение видеть перспективы развития, планировать;
  • развитие творческого и воссоздающего воображения;
  • анализ собственного поведения;
  • умение долго концентрироваться на изучении чего-либо.

Личностное становление у подростков

В период взросления у девушек и юношей происходят изменения модели поведения. Они могут выражаться в желании казаться старше (с помощью внешнего вида и поступков) и в стремлении быть независимым – уметь самостоятельно принимать решения, решать проблемы, не обращаясь за помощью к другим, особенно взрослым.

Не всегда эти желания совпадают с действительностью – тогда возникает конфликт, который выражается в кризисе независимости или зависимости.

Читайте также:
Как принять и полюбить своего ребёнка

Для него характерны симптомы, которые обычно сильно пугают родителей. Например, проявление негативизма. Это протесты ребёнка, отрицание каких-либо предложений со стороны матери или отца, обесценивание их роли в своей жизни. Для подростка с таким настроем свойственны упрямство, своеволие, неотступность. Верными признаками кризиса подросткового возраста являются:

  • желание оценивать других людей, при этом не обращая внимания на собственное поведение и поступки. Часто жертвами критики становятся родители;
  • необходимость иметь собственное пространство – ребёнок может ревностно реагировать, когда трогают его вещи, без спроса заходят в комнату;
  • скрытность – подростки не любят, когда у них что-то спрашивают, просят поделиться мыслями, чувствами, желаниями;
  • депрессивные проявления – безразличие, пустые переживания, ощущение беспокойства.
  1. Кризис зависимости

В данном случае ситуация противоположна предыдущей. Подросток пытается максимально приспособиться к окружающим его людям: родителям, друзьям. В этом случае он:

  • может казаться инфантильным – хочет, чтобы мама и папа проявляли больше внимания, воспитывали, защищали;
  • не проявляет самостоятельности – не может принимать решения, делать что-то важное без контроля влиятельных для него людей;
  • не стремится развиваться, не строит планы на жизнь.

Зависимость проявляется по-разному. Иногда заметны все перечисленные пункты, иногда – только один.

Как выявить кризис?

Самостоятельно разобраться в нарушениях поведения ребёнка родителям бывает сложно. Если вы заметили некоторые признаки подросткового кризиса у своего чада, но не уверены до конца, следует обратиться за помощью к психологу. Он точно скажет, есть ли поводы для волнения. Квалифицированный и опытный специалист может увидеть проблему за один сеанс и порекомендовать, что делать дальше. Возможно, потребуется несколько посещений или даже курс для восстановления психического состояния подростка. Если ситуация сложная или визиты к психологу не приносят должного результата, он может направить ребёнка к психиатру для детального выявления причин нарушений и назначения комплексного лечения.

Беседа

Если вы решили самостоятельно выявить кризис подросткового возраста, первым шагом к этому может стать обстоятельный разговор с ребёнком по душам. Важно учесть несколько моментов:

  • не сообщайте в лоб о том, что вы подозреваете конкретную проблему. Подросток сразу поймёт, что вы считаете, что с ним что-то не так, будет всё отрицать и не пойдёт на контакт;
  • спросите, беспокоит ли что-то вашего сына/дочь, предложите помощь в решении проблем;
  • если ребёнок поделился с вами чем-то сокровенным, перейдите на его сторону, дайте понять, что вы заодно, и постарайтесь разобраться с вопросами вместе.

Опросник

Не каждый ребёнок захочет проходить тестирование на кризис подросткового возраста. Особенно, если его настроение часто меняется либо он слишком эмоционально воспринимает всё, что бы вы ни сказали. Вместо этого предлагаем ответить на вопросы вам самим.

Существует опросник выраженности симптомов кризиса В.Е. Василенко, форма для родителей. Его можно использовать для выявления проблем у детей в возрасте 10-12 лет и подростков 13-15 лет. Тест позволяет увидеть типичные поведенческие реакции ребёнка и понять, что происходит с ним в данный период жизни.

Проективные методики

Кроме формы опроса, существуют рисуночные тесты. Они позволяют диагностировать психологические проявления кризиса. Пройдя комплекс диагностик, можно определить следующие особенности эмоционально-личностной сферы ребёнка:

  • преобладающее настроение – грусть, эйфория, подавленность, злость;
  • отношение к самому себе;
  • наличие фобий;
  • нарушения поведения.

Суть рисуночного метода заключается в том, что подросток проецирует на бумагу свои мысли, чувства, переживания, проблемы. Анализируя изображение, психолог примерно описывает картину эмоционального состояния человека.

Рекомендации родителям

Независимо от того, коснулся вашего ребёнка кризис подросткового возраста, его единичные признаки или же всё в порядке, обратите внимание на советы психологов. Они помогут вам наладить и поддерживать отношения с сыном или дочерью в любом возрасте.

Ссоры, запреты, оскорбления никогда не приносят результата, они только ухудшают обстановку. Поэтому, если вас что-то беспокоит, постарайтесь для начала успокоиться и подумать, как можно решить проблему. Зависит ли её наличие от вас? Что вы можете сделать самостоятельно для улучшения ситуации? Если понятно, что в одиночку не справиться, подготовьте план действий.

Детально представьте, как можно сообщить о проблеме ребёнку так, чтобы он не обиделся, не рассердился, не расстроился, а захотел решить её вместе с вами.

Продумайте аргументы – как можно убедить чадо в неправоте. Никогда не начинайте кричать на подростка, даже если он сам общается на повышенных тонах. С его стороны, это, скорее всего, защитная реакция на ваше «нападение». Если повысите голос, вероятность успешного разговора тут же снизится вдвое. Постарайтесь принять позицию жертвы (но не переусердствуйте) и объяснить собеседнику, чем и почему обеспокоены, как бы, по вашему мнению, было лучше.

Помните, что дети готовы идти на контакт и признавать свои ошибки, но они очень чувствительны и не выносят жёсткой критики.

  1. Благоприятный микроклимат в семье

Не только отдельные моменты общения позволяют наладить контакт. Обстановка, в которой ребёнок находится почти постоянно, очень важна. Создавать и поддерживать атмосферу любви и дружбы в семье крайне необходимо. Обсуждение каких-либо проблем в некорректной форме, проявления агрессии, негативные высказывания могут стать дополнительным фактором, отрицательно влияющим на психическое состояние подростка. Проявляйте внимание и заботу, интересуйтесь успехами, увлечениями сына или дочери и делитесь своими в семейном кругу. Такие отношения предполагают ответную реакцию и будут стимулировать ребёнка к лучшему поведению.

Читайте также:
Что делать родителям, если ребёнка обижают в школе

Чтобы подросток уважал вас и прислушивался к мнению со стороны, нужно дать ему понять, что он – равноправный член семьи. Зачастую родители демонстрируют свой авторитет и не позволяют ребёнку сказать и слова. Это неправильная позиция. Каким бы несамостоятельным, неприспособленным к взрослой жизни вы ни считали подростка, он имеет право на собственное мнение. Ваша задача как старшего, более опытного и разумного человека – уметь направить чадо на принятие правильного решения. А чтобы юноша или девушка не думали, что с их позицией никто не считается, будьте толерантны и выслушивайте все доводы, позволяйте высказываться. Только после этого обоснуйте свою точку зрения и попытайтесь найти компромисс.

Выводы

Что такое кризис подросткового возраста и почему он появляется, мы кратко описали. Как можно его обнаружить – тоже. Вам остаётся только следовать некоторым несложным советам. Они помогут решить существующие проблемы и снизить риск возникновения новых, как в отношениях родителей с ребёнком, так и его с самим собой и окружающим миром.

Если соблюдать хотя бы часть рекомендаций, вы можете положительно повлиять на состояние подростка и помочь ему пройти этот нелёгкий и длительный жизненный этап. Завершением кризиса подросткового возраста является обретение идентичности, то есть устойчивое ощущение тождественности своих представлений (о себе, жизни) и существующей ситуации. А это важно для каждого человека, даже взрослого.

Как помочь ребёнку преодолеть подростковый кризис и подготовиться к взрослой жизни – советы психолога

Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 6 минут

Для начала нужно понять, что такое кризис. Кризис в переводе с греческого означает «переворот, пора переходного состояния, перелом, поворотный пункт». Нормативный кризис развития (возрастной кризис) возникает при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Во-первых, это неизбежный период, который наступает вне зависимости от нашего желания или знаний о нём. Во-вторых, это вполне нормальный период в жизни каждого человека, но за ним может следовать как взлёт, так и падение. В-третьих, невозможно «проскочить» какой-то возрастной кризис. Если не решить вовремя задачи текущего возраста, тогда в следующий кризис задач будет гораздо больше и решать их будет сложнее.

девочка-подросток

Фото Pxhere

Что характеризует подростковый кризис:

  • Потребность в отделении от взрослых: родителей, бабушек и дедушек. Как правило, этот процесс происходит через обесценивание или отвержение ранних моделей отношений.
  • Подросток чувствует себя более уверенным и хочет вести самостоятельную жизнь. С этим фактором связано то, что в этот период подросток учится брать на себя ответственность.
  • Поиск своей индивидуальности, чтобы подчеркнуть собственную уникальность в этом мире. Это могут быть успехи в учёбе и спорте, а могут быть тату и стиль одежды. Всё индивидуально.
  • Основной потребностью становится общение со сверстниками, чтобы больше узнать о «себе подобных», их интересах, трендах своего возраста и т.п.
  • Принятие телесных изменений и формирование гендерной самооценки. Именно в этом возрасте происходит половое созревание, что естественным образом обращает внимание на эту сторону человеческих отношений.
  • Именно в этот период осознаются и принимаются, либо, наоборот, отрицаются моральные принципы, грани между добром и злом.
  • Подросток определяет для себя психологические и физические границы. В этот период родители начинают слышать фразы типа: «Стучись, когда заходишь ко мне в комнату», «Не ройся в моих вещах» и т. п.

Подросток определяет для себя психологические границы, которые затрагивают следующие аспекты:

  • физические границы: кто, когда и как может ко мне прикасаться;
  • территориальные границы: в этот период родители начинают слышать фразы типа: «стучись, когда заходишь ко мне в комнату», «не ройся в моих вещах» и т. п.;
  • временные границы: как долго я готов общаться с данным человеком; что для меня значит «уважать своё время»;
  • ценностные границы: что для меня важно и ценно;
  • эмоциональные границы: на какие эмоции имею я право, какие эмоции по отношению к себе я готов принимать и т. п.

Если подростковый кризис вовремя не пройден, у ребёнка могут возникнуть следующие сложности:

  • ему трудно сказать «нет», неумение отстаивать свои психологические границы;
  • отсутствует понимание собственных желаний и потребностей;
  • затягивается период сепарации от родителей, а иногда и вовсе не происходит, и доходит до того, что мама решает на ком женится её сын. (Очень частый случай в практике. Девушки приходят ко мне на консультации в недоумении от такого поведения 25-ти или даже 30-тилетних парней. Не стоит выходить замуж, если есть риск того, что в вашей семье будет главным кто-то из ваших родителей).
  • возникает зависимость, робость, несамостоятельность, страх проявить себя;
  • нередко формируется «психология жертвы» или «комплекс хорошей девочки/хорошего мальчика».
Читайте также:
Ребёнок мужа просто бесит: превращаемся из плохой мачехи в добрую фею

Главное – для родителей понимать и принимать то, что происходит с ребёнком, не мешать взрослеть, аккуратно подсказывать, объяснять, не игнорировать. Пуст подросток пробует, ошибается. Мы не сможем быть всегда рядом и бессмысленно опекать его всё время.

дочка с мамой

Фото Pexels

Так мы только спровоцируем «психологический инфантилизм», который характеризуется 5 признаками:

  1. нежеланием брать на себя ответственность и принимать решения (пассивные формы поведения);
  2. избеганием сложных задач и рутинной (но необходимой) работы;
  3. гедонизмом — стремлением лишь к удовольствиям и наслаждению жизнью;
  4. тенденцией обвинять других в своих проблемах;
  5. слабой способностью видеть перспективу.

История из практики

Недавно у меня на консультации была девушка (31 год), которая прожила в браке с мужчиной (33 года) 5 лет. После неудачной беременности супруг решил развестись, аргументируя тем, что не хочет больше ставить под угрозу её жизнь и здоровье. Сам подал на развод, стал жить отдельно, при этом периодически звонит и навещает её. Говорит, что любит. Когда она пытается с ним поговорить об отношениях, о возможном дальнейшем будущем, он замыкается, собирается и уходит. Она находится в подвешенном состоянии: Что делать? Он как «собака на сене»: вроде бы рядом, но вроде бы будущего не видно. Очевидно, что у молодого человека 4 тенденции:

  1. Отсутствует чёткое понимание собственных желаний и потребностей (поэтому он мечется, то ли вместе, то ли врозь — сам не поймёт; избегает разговора о совместных отношениях в будущем).
  2. Отсутствует желание брать на себя ответственность и принимать решения (глава семьи отвечает за семью и решает её проблемы, а не убегает с «поля боя»).
  3. Тенденция избегать сложных задач (проблема с неудачной беременностью не должна становиться причиной расставания пары, а, наоборот, должна объединять и укреплять отношения. Он просто пытается убежать от возможных аналогичных проблем в будущем).
  4. Слабая способность видеть перспективу (она его любит, готова меняться ради отношений, готова брать на себя свою часть ответственности, а он игнорирует этот факт, не понимая, что с таким отношением к браку вряд ли сможет найти достойную пару).

Всё перечисленное свидетельствует о том, что человек не преодолел подростковый кризис, что оказывает негативное влияние на его жизнь в более старшем возрасте, а что ещё хуже – на жизнь других, любящих его людей.

Девушке же я посоветовал немного поработать с мышлением, научиться верно оценивать ситуации и принять тот факт, что другие люди вправе себя вести, как им захочется, но это не должно влиять на нас, наше настроение, поведение и планы на собственное будущее.

Если подрастающие дети эффективно не преодолели «подростковый» кризис, а их проблемы активно решались родителями, то высока вероятность того, что они превратятся в «детей-бумерангов», которые, повзрослев, возможно, уже живут отдельно от родителей, работают и имеют собственную семью, но в любой сложной или непонятной жизненной ситуации обращаются к родителям, а иногда остаются жить на их попечении, самостоятельно не решая вопросы взрослой жизни.

Вот почему очень важно нам, родителям, учитывать все эти факторы, чтобы успешно готовить наших детей к взрослой жизни, своевременно отпускать из «родительского гнезда» и не беспокоиться сильно об их успешном будущем.

сертификат colady

Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Как пережить переходный возраст у трудного подростка: советы психолога

Как пережить переходный возраст у трудного подростка: советы психолога

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, отрицают все правила и семейные установки. Исключения, конечно, бывают, но их меньшинство. О типичных проблемах современных тинейджеров, причинах их конфликтов с родителями и способах их преодоления рассказывает Татьяна Светова, психолог в социальной сфере Социально-реабилитационного центра «Возрождение».

ПЕРИОД БУРИ И НАТИСКА

— Татьяна Романовна, какие изменения происходят с ребенком в переходном возрасте?

— Переходный возраст — трудное время и для детей, и для их родителей. Настроение и поведение подростка часто меняются, он то возбужден, то апатичен, то открыт, то замкнут. Подросток пытается освоиться в бурном мире отношений за пределами семьи. Ему необходимо чувствовать, что родители его поддерживают. Если же нет принятия и чувства безопасности, то результатом может стать агрессия, обращенная на самого себя или вовне.

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата (от лат. Pubertas — половая зрелость). Сложное время. Происходит переход ребенка к взрослому во всех сферах: физической, физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

Читайте также:
Почему я ненавижу своего родного ребёнка и как это исправить

— Могут ли родители заметить, что с ребенком происходит что-то неладное?

— В этом возрасте дети редко откровенничают с родителями. Так что даже если что-то происходит с ребенком, взрослые видят привычную уже картину: их сын или дочь в плохом настроении, закрывается в своей комнате, на расспросы отвечает: «Все нормально, отстань». Здесь важно не упустить момент, если подросток из обычного взрослеющего превращается в «трудного».

В период формирования личности происходит коренная ломка поведения, прежних интересов, отношений. Изменения быстрые, бурные, скачкообразные. Это вызывает сильные переживания, которые подросток не может объяснить. Многое непонятно во взрослом мире. Как в него вписаться? Лев Толстой описал эти метания «пустынями отрочества», их суть — в огромной энергии, рвущейся наружу, чтобы заявить о себе.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ?

— Многие родители переживают: «Мы неправильно воспитали ребенка, если сейчас он ведет себя таким образом! Мы — плохие родители!» Как им быть?

— Для ребенка родители — самые главные и важные люди. Личный пример мамы и папы больше всего остального влияет на детей. Не имея своего опыта и знаний, ребенок копирует взрослых. Ребенок видит, насколько родители внимательно и уважительно друг к другу относятся, как решают проблемы.

Вспомните себя в переходном возрасте, и будет легче понять сына или дочь. Совместный с родителями труд, досуг, увлечения помогают ребенку формировать ответственность, самостоятельность, внимательность. Взрослые должны показывать подростку, что его мнение имеет значение, что с ним считаются.

Отношения подростка с родителями перестраиваются. Тинейджеры часто критикуют образ жизни родителей, их установки, ценности. Общаться с ребенком становится все труднее, возникают конфликты. Подросток ориентируется на авторитетных для него взрослых, но далеко не всегда его идеал — это отец или мать.

— Как правильно реагировать, если родители застукали ребенка с сигаретой или узнали, что он употребляет наркотики?

— Первое правило: ведите себя достойно. Несмотря ни на что. Вы — взрослый человек и не имеете права на панику и истерику. Не надо кричать, демонстративно пить валокордин и хвататься за ремень. Для начала разберитесь в ситуации. Иногда бывают случаи, когда ребенка сверстники заставляют употреблять психоактивные вещества (ПАВ) — возможно, ему угрожали, били.

Очень важно сохранить доверие. Если будете истерить, ребенок просто замкнется в себе и оттолкнет вас. Найдите в себе силы и постарайтесь стать союзником, а не врагом.

Дальше: перестаньте винить во всем себя. Ваш ребенок уже достаточно взрослый человек и употребление запрещенных веществ — его выбор и ответственность. Он по собственной глупости и самонадеянности начал употреблять ПАВ, зная о вреде.

Ограничьте финансовую поддержку. Ребенок должен понимать, что ваши деньги —это не его деньги. Никогда не поддавайтесь на шантаж и манипуляции со стороны ребенка. Не занудствуйте. Бесконечные разговоры, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны, могут дать только обратный эффект. Любые, даже отрицательные разговоры о наркотиках вызывают воспоминания о них.

Не злоупотребляйте угрозами. Если вы что-то обещаете — делайте. Не угрожайте впустую. Ребенок прекрасно осознает, что многие угрозы вы не выполните, и пропускает их мимо ушей.

Разрешите ребенку прекратить употребление ПАВ самостоятельно. И если он решился, поддержите его и найдите квалифицированного специалиста.

— Как родителям справиться с переходным возрастом?

— Несколько важных советов, которые реально могут помочь:

  • Не балуйте ребенка.
  • Не бойтесь быть твердым.
  • Будьте последовательны.
  • Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
  • Не поддавайтесь на провокации.
  • Не обижайтесь, когда ребенок говорит, что ненавидит вас.
  • Не заставляйте ребенка чувствовать себя младше, чем он есть на самом деле.
  • Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей.
  • Не читайте нотации.
  • Не старайтесь строить из себя идеальных родителей, будьте самими собой и старайтесь стать лучше.
  • Самое главное — любите своего ребенка, несмотря ни на что. Будьте ему настоящим другом.

«МНОГО ЗАВИСИТ ОТ УСТАНОВОК В СЕМЬЕ»

— Как вы оцениваете вред для подростков от негатива в СМИ, соцсетях, фильмах, агрессивных компьютерных играх?

— Проводить прямую связь между каким-либо явлением культуры и поведением ребенка значит сильно упрощать дело. На ребенка влияет множество факторов: семья, школа, друзья и родители, случайные разговоры вокруг, его наблюдения. Разные люди на одну и ту же передачу по ТВ реагируют совершенно по-разному. Многое зависит от того, какие ценности он усвоил в раннем детстве — в первую очередь, от своих родителей.

— Стоит ли опасаться подростковых деструктивных групп в соцсетях?

— Современные дети живут в Сети. Формат виртуального общения многим привычнее, чем беседа с глазу на глаз. Проблема деструктивных групп в соцсетях вполне реальна. Такие сообщества популярны, потому что подростки ищут в них удовлетворение своих интересов. Все, от чего веет тайной, угрозой, привлекает подростков. Часто дети зависают в этих группах из-за недостатка внимания со стороны родителей.

Многие мамы и папы думают, что они работают, обеспечивают семью, а уделять время своему чаду — это необязательно. В итоге дети ищут способы развлечься в сети.

Читайте также:
Кризисы детского и подросткового возраста: рекомендации для родителей

Родителям нужно отслеживать, что ищут их дети в интернете, какие сетевые сообщества посещают. Но главное — больше проводить времени с ребенком, организовывать совместный интересный ему досуг. Стараться понимать его, уметь слушать, искренне интересоваться его жизнью.

— Как родителям справиться с переходным возрастом? Чем тут могут помочь психологи?

— Подростковый период можно назвать вторым рождением личности, когда появляется склонность к самостоятельности, самоанализу, стремление к общению, самовоспитанию. Это положительные характеристики выхода из подросткового кризиса. Психологи социально-реабилитационного центра «Возрождение» оказывают подросткам психологическую, профилактическую, профориентационную и коррекционную помощь. Мы консультируем, как наладить отношения с семьей. Это большая работа по выработке терпимости, поиску точек соприкосновения, взаимопонимания с родителями, избавлению от чрезмерной опеки или, наоборот, попустительства, завышенных требований и ожиданий.

Справочно
ГБУ СРЦ «Возрождение» — единственное учреждение в Москве, которое специализируется на реабилитационной и профилактической помощи несовершеннолетним и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества или алкоголь. Кроме того, с 2018 года психологи Центра работают с несовершеннолетними, у которых возник конфликт с законом.

Как пережить подростковый кризис? Психологические и возрастные особенности подростка.
консультация на тему

Как пережить подростковый кризис? Психологические и возрастные особенности подростка.

Подростковый возраст является одним из самых важных периодов в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

В настоящее время к подросткам принято относить детей 10-17 лет. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11 и 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов. Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не способен анализировать причины происходящего с ним.

В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

Кризис независимости . Ребенок становится строптивым, упрямым, своевольным. Отмечаются также негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт.

Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития.

В основе бурных и подчас болезненно переживаемых изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Ребенок вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». В моменты особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя. Заметив, некоторые признаки наступления подросткового кризиса со стороны взрослых необходимо проявить такт и терпение, признание личной жизни сына и дочери как самостоятельной существующей сферы. Тогда у детей возникает (сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделится радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы.

В этом возрасте формируется «чувство взрослости» – стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.

Чувство взрослости — это стержневая особенность его личности. Идет переориентация— с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Подросток претендует на то, чтобы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.

Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно. Если же подросток сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Читайте также:
Кризис 3 лет у детей: как правильно вести себя родителям и не сойти с ума?

В подростковом возрасте часто возникают подростковые комплексы. Появляется этот комплекс легко, а избавиться от него очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, вполне возможно помочь им их избежать.

Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как правило, множество недостатков. Большой нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров.

Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто, где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.

Комплекс неразделенной любви

Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.

Как правило, комплекс «отличника» формируется у подростка, к которому предъявляются завышенные требования со стороны родителей и педагогов. Поначалу ребенок стремится соответствовать ожиданиям. Когда он чувствует, что это не удается, развивается протест. Подросток становится неуправляем, агрессивен. И пытается самоутвердиться в глазах других более доступными способами. Именно следствием этого комплекса становятся курение, пробы алкоголя и наркотиков, побеги из дома. «Раз я не могу быть таким, каким меня хотят видеть, то не буду и пытаться», – вот мысли подростка, загнанного в угол высокими требованиями и чрезмерной ответственностью.

Возникающие у подростка комплексы могут опираться на реальные причины, а могут быть надуманы. В любом случае, справиться с ними самостоятельно подросток не может. Для этого требуется серьезная помощь взрослых.

Чтобы избежать комплексов, подросток должен знать, что он любим и ценен для своих родителей. Он должен чувствовать, что его уважают, с ним считаются. Ребенок должен понимать, что его ценность не в том, что он самый красивый или самый умный, а в том, что он – уникальный, в том, что он – есть. Важно объяснить и показать на примере, что деньги – далеко не главное в жизни, что любовь – придет обязательно и будет прекрасной.

Основные проявления подросткового кризиса:

Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему. Очень часто за негативизмом скрываются тоска, угнетенное состояние. По этой причине подростки зачастую начинают вести личные дневники, т.к. не могут никому доверять.

Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью. Подросток, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами краситься, как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других.

Подростковая депрессия, которая может проявляться в безразличии, чувстве пустоты, ощущении, что детство уже кончилось, а взрослым еще себя не чувствует.

Суицидальное поведение . Следует знать, что в 90% случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний, намерений – это «крик о помощи», адресованный прежде всего своим близким. Иногда суицидальные попытки подростков носят просто демонстративный характер. Однако не надо принимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно».

Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране.

Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, невыполнением обязанностей: избегание выполнять какие – нибудь обязанности или поручения по дому, готовить домашнее задания, а то и посещать занятия. Взрослые не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их ровно обескураживает и непомерный азарт, и усталость.

Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества лишнего времени, но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков.

Бессодержательное проводимое время толкает подростков на поиск новых ощущении. Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои заслуги, удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка.

Читайте также:
Рекомендации психологов, как нужно правильно разговаривать с ребёнком

Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.

Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующую личность, является семья. При этом решающим является не ее состав- полная, неполная, распавшаяся, а именно нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают свих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.

Как помочь своему подростку успешно пережить кризис?

Во-первых, необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые признаки наступления подросткового возраста.

Во-вторых , отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощущать себя подростком. Но и не толкайте в подростковость насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

В- третьих , отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ни казались.

В-четвертых , Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может съесть. Советуйтесь с ним по каждому пустяку. Пусть подросток поймет, что вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.

В-пятых , обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь.

В-шестых , постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах. Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Относительно «обнаружить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в подростковом возрасте все допущенные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.

Пути и решения проблемы

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – « времени праздного существования и безделья» Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, и боксерских перчаток ( пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, что бы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами.

Не предъявляйте подростку завышенные требования, не подтвержденные его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причем удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой) Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть с подростком.

Подростковый кризис: как преодолеть?

Подростковый кризис: как преодолеть?

80% суицидов были совершены на почве конфликтных отношений с близкими людьми.

Почему дети задумываются о суициде?

Почему они не видят понимания родителей, не чувствуют поддержку?

Проблемы в школе, появление вредных привычек, ссоры со сверстниками, неразделенная любовь… — это далеко не весь список трудностей подросткового периода.

Как помочь ребенку преодолеть подростковый кризис?

В статье узнаете:

  • Подростковый суицид: что движет ребенком? История мальчика Миши
  • 2 сложных периода в жизни подростка
  • Как помочь ребенку выйти из подросткового кризиса? Советы системного гештальт-психолога

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ЗАДУМЫВАЕТСЯ О СУИЦИДЕ?

Виной всему — гнев.

Многие дети хотят этим поступком привлечь внимание взрослых, «достучаться» до них. В этом случае они тщательно готовятся и рассчитывают все нюансы.

К примеру, ребенок знает, что мама или папа приходят во столько-то, а в петле он может провисеть две с половиной или три минуты, пока его не увидят и не спасут.

Показательна история мальчика Миши, который посещал консультации системного гештальт-консультанта Александра Рязанцева, в то время, когда он еще работал психологом в школе:

Дома у Миши была cложная ситуация: папа всех тиранил, поднимал руку, мама от него не уходила, старший брат сел в тюрьму. На этом фоне мальчик перестал посещать занятия в школе, грубил, плохо себя вел. Между Мишей и родителями была стена непонимания и частые конфликты. Мальчик был агрессивным и подавленным одновременно, не хотел жить. Он гневался на отца за то, что тот деспот, и на мать за то, что она и защитить Мишу не могла, и с мужем разводиться не хотела. Для того, чтобы обратить на себя внимание родителей, мальчик учудил такое: собрались подростки, гуляют, пиво пьют, и он им говорит:

– Давайте вот это сделаем!

– Не хотим, – отвечают они.

Читайте также:
Как не испортить отношения с сыном, если я ненавижу свою невестку?

– Ах, не хотите, ну тогда я сейчас повешусь!

Тут он снимает ремень, привязывает его к ветке и вешается у всех на глазах. Ребята, конечно, его тут же снимают, как следует дубасят за такое представление и предупреждают: «Чтобы больше мы тебя здесь никогда не видели!».

С этой-то историей мама Мишу и привела ко мне. Подросток тогда объяснил случившееся так: «А что мне было делать, если они меня не слушают?!».

Миша ходил ко мне примерно год. Мы работали с его внутренним гневом, обидой, не принятием ситуации и др. Мальчик осознал, что ценой собственной жизни хотел изменить поведение родителей, но это ни к чему не привело. Поэтому Миша занялся своей жизнью. Через некоторое время после завершения нашей работы я встретил его маму и спросил:

– Как там Миша?

– За Мишу я спокойна. Он уехал учиться, так что за него я теперь не переживаю.

Так мальчик ушел из той проблемной ситуации, которая сложилась в семье, и его жизнь наладилась.

Мальчику повезло, что его спасли.

Но, к сожалению, часто спасителей не находится, и ломаются судьбы людей. С одной стороны, здесь есть утрата, а с другой – огромный стыд, что ребенок так ушел из жизни. Родители, которые так потеряли своего ребенка, невольно связывают его решение с собой («Мы плохие родители, не воспитали правильно» и т.д.)

Системный гештальт-психолог в этом случае помогает справиться с утратой и убрать стыд человека.

Подростковый кризис: как преодолеть?

Давайте помогать нашим детям!

Помочь ребенку (или родителям ребенка, если вы психолог, социальный работник) преодолеть подростковый кризис.

Научиться договариваться.

Достичь согласия и любви не сложно.

Прослушайте авторскую лекцию Александра Рязанцева «Родительские страхи. Как не перейти границы в контроле подростка?»:

2 ПЕРИОДА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1 период: с 9 до 12 лет (младшие подростки)

Этот период имеет следующие черты:

  1. Подросток считает ответственными родителей за то, что с ним происходит. Поэтому все конфликты и неудачи ребенок соотносит с ними.
  2. Проблемы подростка связаны со страхами и с принятием себя в новом теле, росте и т.д. У ребенка либо может не хватать энергии, либо он, наоборот, очень активен.
  3. Этот подростковый период более мягкий, чем второй, проблем у ребенка не так много.

2 период: с 12 до 14 или с 12 до 16 лет

Поведение подростка в данный период:

  1. Происходит отделение от родителей, появляется желание быть независимым.
  2. Подросток никому не сочувствует. И призывать его к этому бессмысленно. В ответ от ребёнка можно получить несогласие: «И что?»
  3. Обостряется негативизм, подросток начинает все отрицать и становится скрытным. Он не хочет делиться переживаниями с родителями. Часто между подростком и родителями можно слышать такой диалог:

-У тебя точно все хорошо?
-Да, все нормально, отстаньте уже!

  1. Появляются страхи перед будущим. Варианты могут быть разные:

«Я не успел подготовиться к контрольной, получу двойку, и меня накажут …»
«Мои одноклассники опять меня обидят и будут издеваться…»
и т.д.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС?

  1. Будьте чуткими
    Малейшие эмоциональные колебания отражаются на интересах ребенка, на учебе, на контакте с родителями и т.д.
    Наблюдайте за поведением своего ребенка: нет ли излишнего уныния, снижения успеваемости в школе и др.
  2. Поддерживайте своего ребенка
    Если какое-то спортивное занятие или хобби вызывает у подростка интерес — не ограничивайте его в этом! Если ребенку нравится петь, танцевать или писать стихи — ни в коем случае не высмеивайте его увлечения. Помогите ему найти дело по душе.
    Не всегда у подростка будет хватать терпения и интереса заниматься одной деятельностью. Постарайтесь понять: что останавливает ребенка? Главное — поддержка!
  3. Не пытайтесь стать для ребенка подружкой или другом
    Выполняйте свою роль — родителя. Партнерство — вот идеальная форма взаимодействия для вас и вашего ребенка. Научитесь договариваться и слышать друг друга.
  4. Заранее обговорите наказание
    Оно должно быть действенным. Родитель должен его контролировать. Ребенок должен четко понимать, какое будет наказание, если он не сделать домашнее задание/прогуляет школу/ нагрубит взрослым и т.д.
    Нельзя наказывать ребенка непосещением тех занятий, которые ему нравятся (гимнастика, плавание, художественная школа и т.д.). Будете запрещать — у него пропадет интерес и он их забросит.
  5. Не пугайте ребенка будущим
    Как уже говорилось выше, у подростка и так есть сильный страх будущего. Если вы пугаете своего ребенка, то делаете страх в 2 раза больше. Испуганные дети, наоборот, становятся закрытыми, недоверчивыми, пробуют пить, курить.
    Одних базовых советов бывает недостаточно, чтобы полностью наладить отношения с ребенком.
    Может остаться внутренняя напряженность, недоверие, дискомфорт.
    Нужен специалист, который поможет распутать клубок застарелых обид, конфликтов, непониманий.

Прослушайте авторскую лекцию Александра Рязанцева «Родительские страхи. Как не перейти границы в контроле подростка?»:

Подростковый кризис: как преодолеть?

Когда нашли понимание и научились слышать друг друга!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: