Как познакомиться с богом

Как познакомиться с Богом

Сегодня, когда в Русской православной церкви все более серьезно встает вопрос о подготовке взрослых людей к Крещению (или восполнению этой подготовки в случае ее отсутствия перед Крещением), священнослужители и приходские катехизаторы часто сталкиваются с проблемой: как сделать так, чтобы человеку захотелось пройти оглашение, чтобы он не ушел с первой же встречи, чтобы, начав этот путь, он достойно его завершил «во время благоприятное». О более чем сорокалетнем опыте Преображенского братства в этой области нам рассказала Наталья Адаменко, катехизатор, сотрудник Научно-Методического центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском православно-христианском институте.

В Преображенском братстве принято проводить некие особые циклы встреч о христианстве и современности. Вы не раз проводили такие встречи. Расскажите, пожалуйста, о них. С какой целью они проводятся?

Наталья Адаменко: Это миссионерские, или предогласительные, встречи, которые мы ещё называем «открытыми». Они проводятся уже давно, с середины 1980-х годов — ведь и тогда надо было рассказывать людям о Христе, о Евангелии. Собственно, для этого они и проводятся — чтобы прозвучала миссионерская, керигматическая проповедь, то, что в Новом завете называется возвещением Евангелия. Конечно, для того чтобы это произошло, нужно две стороны – верующий христианин, который свидетельствует, и человек или люди (а их, как правило, собирается много), у которых есть интерес к этой теме. Это те, кто хочет узнать: что такое христианство? кто такой Христос? кто такие православные христиане? что такое Церковь?

Эти вопросы люди обычно задают своим знакомым — христианам. А нужно сразу сказать, что слово свидетельства всегда ответственно, нельзя просто так сказать человеку о Христе и попрощаться. Вот Вы возвещаете человеку Евангелие, говорите о том, что смерть побеждена, пришла Новая Жизнь, нужно каждому покаяться и в этом состоит воля Божья — нужно изменить свою жизнь и начать жить по-новому, уже во Христе, в общении с Богом, в Святом Духе. Сказать так и потом уйти невозможно, это будет безответственно. Хотя, как мы знаем, в истории христианства такие горе-миссионеры, к сожалению, встречались. Они и сейчас встречаются — те, кто не думает, что же будет с этими людьми потом, как они дальше войдут в Церковь, как они будут общаться с Богом, как будет дальше складываться их христианская жизнь. Но это говорит лишь о незрелости таких христиан, потому что иначе они бы знали, что отвечают в Церкви не только за себя, но и за тех, кого Господь к ним посылает.

Отец Георгий Кочетков, думал об этой проблеме еще в 1980-е годы, когда невозможно было даже Библию достать и прочитать, но все равно нужно было возвещать Евангелие. Ведь Церковь без этого существовать не может – это чувствует каждый христианин, ему об этом говорит его совесть. Если человек узнал о спасении во Христе, если его эта Весть обрадовала — он радуется открывающейся ему новой Жизни. И это означает очень простую вещь: он хочет эту радость передавать дальше. Не держать ее в себе, не пользоваться ею только для себя. Ведь Евангелие, когда оно существует только для себя, перестает быть Евангелием. Об этом очень хорошо говорил известный лютеранский богослов ХХ века Дитрих Бонхеффер: церковь должна жить для других, она не может жить для себя.

И вот уже в те советские времена было понятно, что людям, которые откликаются на слово о Христе, нужно помогать входить в Церковь, укрепляться, утверждаться в вере. Ведь так всегда было в истории христианства. Отсюда и возникла практика оглашать людей, готовить к покаянию, к крещению, к жизни в церкви всерьез. И желающих так жить в церкви было всегда много, даже в то время. Поэтому практика индивидуальной личной подготовки к крещению быстро приобрела групповой характер: люди собирались в группы и уже вместе, проходя путь оглашения (катехизации), воцерковлялись. Опыт показал, что самый лучший способ воцерковления взрослых людей — именно в группе, потому что тогда между ними возникают связи, которые потом сохраняются. Ведь это очень важно – чтобы после воцерковления люди в церкви не были одиноки, чтобы церковная жизнь соответствовала церковным же нормам.

Но вернемся к началу. Оглашение начинается не на пустом месте, а с миссии, с возвещения Евангелия. И тут как раз нужны миссионерские встречи о христианстве, которые в те времена проводились, конечно, подпольно — тогда это было опасно, за подобные встречи могли и в тюрьму посадить. Делалось это традиционно — так же, как делали в свое время апостолы: у кого-нибудь дома собиралась группа людей, которой возвещалось Евангелие. Те, кто готов был идти дальше, то есть становиться христианами, — начинали вместе оглашаться и затем входили в церковь. То же самое происходит и сейчас.

Забота об этих людях, еще только стоящих на пороге Церкви, должна выражаться с самого начала во всем, даже в организации таких встреч. На первый взгляд, все делается совершенно просто: находим удобное просторное помещение, приглашаем людей, которые хотят поближе познакомиться с христианством. Обычно это не случайные люди — мы никогда не даем объявлений о таких встречах по радио или на телевидении, в Интернете, не вешаем приглашения на столбах. В нашей практике члены братства приходят на встречи со своими друзьями, родными, сослуживцами, соседями.

Мы приглашаем людей лично — и только тех, кто действительно хочет узнать о христианстве, у кого интерес именно к этому. Больше от них ничего не требуется. Но кто в итоге придет на эти миссионерские встречи, зависит от тех, кто приглашает.

А если у человека интерес к христианству небескорыстный — скажем, он хочет получить от Бога что-то очень конкретное, а не узнать нечто о христианстве?

Наталья Адаменко: Мы все сначала хотим что-то получить от Бога, это совершенно естественно. Как правило, люди именно с таким, скажем прямо, потребительским настроем поначалу и приходят. Но чтобы что-то получить, надо знать, от Кого получаешь. И это понятно каждому: чем лучше мы человека знаем, тем легче у него что-то попросить. То же и с Богом: надо Его сначала получше узнать, а потом уже связывать с Ним свою жизнь. Поэтому предложение больше узнать о христианстве и о Боге, о Христе и о Церкви доступно и открыто для каждого. И, кстати, не обязательно приглашать на встречу только неверующих, это может быть и верующий, но другой религии, по каким-то причинам интересующийся христианством.

Читайте также:
Как в первый раз поцеловать понравившуюся девушку в губы и не упасть в грязь лицом

Проводит эти встречи, как правило, опытный миссионер-катехизатор, который готов затем этим людям помогать в воцерковлении, проводить катехизацию. Это важно, потому что с самого начала люди видят человека, с которым складываются отношения, это облегчает их путь в Церковь. Здесь без доверия невозможно — ведь не будешь доверять свою будущую жизнь неизвестно кому.

И вот, собираются люди, и звучит миссионерская проповедь. Только эта Евангельская весть звучит не теми же словами, какими возвещали ее апостолы. Невозможно прийти сегодня на встречу о христианстве и просто прочитать кусочек из Нового завета, скажем, проповедь одного из апостолов где-нибудь в синагоге. Мы совсем не похожи на иудеев времен Христа, да и синагоги теперь совсем другие. Поэтому нужно говорить людям о вечной Истине Евангелия современным языком. И наши миссионеры-катехизаторы это умеют. Они учатся этому в Свято-Филаретовском институте в течение нескольких лет, заканчивая, как минимум, первую ступень богословского образования — бакалавриат. Но, кроме того, они учатся и в практической жизни, потому что когда мы общаемсяся с людьми, то видим, как им доносить слово Евангелия, как им говорить о воле Божьей. Да и сами катехизаторы — люди современные, как Вы понимаете (улыбается).

Поэтому миссионер всегда занимается переводом: он переводит смысл Евангелия на понятный язык тем, кто собрался вот здесь, сейчас. И конечно, такая проповедь трогает человека. Человеку нравится то, что он слышит о Жизни вечной, о Воскресении из мертвых, о надежде на Бога, Который сотворил весь этот мир и Который, оказывается, может все. Человек бывает поражен, узнавая о Силе Божьей, о том, что Бог живой, что Он отвечает на молитву, а молитва – это настоящее общение с Богом, а не что-нибудь другое. Вот так вдруг перед человеком открывается очень и очень многое, чего он раньше не знал.

Здесь есть еще важный момент — о Евангелии говорит не один человек, потому что, как мы знаем из Писания, свидетельство одного не истинно. Должны быть еще люди, которые своим духовным опытом, опытом общения с Богом подкрепят слова ведущего, чтобы помочь пришедшим людям соотнести Евангелие со своей жизнью. Ведь мы все разные люди, и опыт одного не похож на опыт другого. Поэтому после основного вступительного слова обычно звучит несколько свидетельств верующих православных христиан, членов братства, которые воцерковились в разные годы, и их путь в Церковь состоялся. Они могут рассказать о том, как они искали Бога и как пришли в Церковь, не описывая подробно, что было с ними после таких миссионерских встреч, поскольку для пришедших это пока и не интересно и не важно.

Им важно то, что сейчас их сюда привело, а это всегда очень разные причины. Здесь нет шаблонов. Каждый по-разному приходит к Богу, каждый по-разному Его ищет. У кого-то это поиск смысла жизни, у кого-то – поиск любви, надежды, настоящей дружбы, которая, кстати, очень редко встречается. Или поиск смысла истории — бывали такие свидетельства. И когда люди видят, что они не одиноки, что и у других бывают подобные вопросы, это тоже помогает им принять Евангелие и соотнести свой путь жизни с путем христианства. Кстати, именно на таких встречах многие впервые слышат о том, что христианство — это путь, на который можно встать и идти по нему. И если этот путь открывается перед человеком — перед ним встает выбор: сейчас и здесь я могу пойти по этому пути, а могу не пойти.

Этот выбор человек должен совершить абсолютно свободно, без всякого давления, тем более, без запугивания. Бывают такие горе-миссионеры, которые начинают пугать людей Страшным судом, вечными муками, адом. Конечно, может быть, это на кого-то и действует, но ведь это манипуляция, насилие над человеком. Христос адом не пугал. Он говорил притчами, тем самым помогая людям самим сделать выбор.

Все-таки мы встречаем в Евангелии, например, притчу о богаче и Лазаре – разве она не об аде?

Наталья Адаменко: Но это притча. И Христос говорил ее не ищущим людям, а фарисеям. А, например, притча о сеятеле совсем другая: вышел сеятель сеять, зерно падает туда или сюда. Зерно — это слово Евангелия, говорит Христос: сеятель сеет слово, а принимают его по-разному. То же самое происходит на миссионерских встречах. Очень по-разному люди принимают Евангелие. Кто-то уже готов идти дальше, кто-то готов открыть Богу свое сердце, принять слово, как та добрая земля.

И если у человека есть какие-то вопросы, он может их задать прямо тут же, на встрече. Здесь может проявиться и недоумение, и даже возмущение — ведь часто люди приходят с четким пониманием, что они-то уж знают, что такое христианство, поэтому с чем-то из сказанного могут и не согласиться. Вот вы им скажете, что христианство — это Любовь и Свобода, а они ответят, что на самом деле это земные поклоны, свечки и купола, и они в этом уверены на сто процентов. Такие вопросы бывают, потому что образ христианства, образ Церкви у людей неверующих, сомневающихся сильно искажен. Конечно, на них влияет и та антицерковная кампания, которая сейчас развернута в СМИ, люди все это читают. Иногда они приходят поспорить и доказать что-то свое. Это не страшно — опытный катехизатор ответит на любой подобный вопрос. Люди могут думать, что задают каверзные вопросы, а на самом деле они повторяются из года в год, из века в век.

Потому что Евангелие не меняется. Как бы ни менялся мир, Евангелие остается тем же, потому что Христос всегда и во веки Тот же. И получая ответы на свои вопросы, человек может утвердиться на пути Христовом. Тогда ему предлагается идти вместе с теми людьми, которые тоже пришли на эту встречу, идти по пути воцерковления, вступать вместе в Церковь.

По опыту, который есть у нас в братстве, из тех, кто начал оглашаться, в среднем воцерковляется около 70%. Это очень большой процент. Конечно, всегда есть люди, которые до конца не идут, а где-нибудь на половине пути говорят: все, мне хватит, можно быть верующим, но не до такой степени. Эту степень они себе определяют сами и уходят. Ну что ж, как известно, невольник не богомольник. И мы знаем, что Христос никого никогда не заставлял идти за Собой, Он лишь предлагал: хочешь идти за Мной — отвергнись себя, возьми свой крест и иди. И это «хочешь» – милостивое предложение. Если ты хочешь, ты идешь. Если не хочешь — тебя никто не заставит. Во все времена были попытки напугать человека или им манипулировать, чтобы он стал христианином, как правило, формально. Но зачем это нужно?

Читайте также:
Смс любимому мужчине о любви

Так вот, после первой миссионерской встречи человек может прийти на вторую подобную встречу и снова задать свои вопросы. Он может потом пойти так называемое предоглашение, то есть еще небольшой цикл встреч, продолжающих его знакомство с христианством, и говорить об этом еще и еще. Причем предоглашение нужно не всем: те, кто уже определился с выбором христианского пути, могут сразу начинать оглашение.

И знаете, что здесь удивляет и радует, так это то, что за все сорок лет, пока идут эти встречи, каждый раз число тех, кто хотел бы войти в Церковь, соответствовало числу катехизаторов и возможностям братства. Никогда не было такого, чтобы пришло в десять раз или даже в два раза больше людей, чем братство может принять на оглашение. Приходит столько, сколько нужно. Для нас это некоторый знак того, что это богоугодное дело. Ведь такие вещи невозможно предугадать. И когда ты ведешь миссионерскую встречу — ты никогда не знаешь, кто из сидящих перед тобой людей уже готов идти дальше, а кто еще подумает год, два, три, пять или больше. И каждый раз собирается две-три группы людей, для которых есть катехизаторы, готовые им помогать. Это удивительно.

И еще об одной удивительной вещи скажу. Конечно, мы молимся о тех, кого приглашаем на миссионерские встречи, вместе с ними приходим, если готовы им потом помогать — быть их поручителями, крестными. Но по опыту я знаю, что всегда находятся те, кто появляется в последний момент, те, кого Господь Сам посылает на встречи. Мы их встречаем за день, за два, даже за час до встречи как будто случайно. И вдруг этот человек говорит тебе: да, я хочу пойти на встречу, это то, что мне сейчас очень нужно. И таких людей немало. Для нас это тоже знак того, что Господь «пользуется» этим случаем и приводит людей на «открытые» встречи. Ведь люди склонны приписывать себе какие-то действия, это естественно для человека. А тут Господь нам показывает, что это Его пространство, Его Евангелие, это Он приводит людей к Себе в Церковь, а мы Ему только помогаем. Такие вещи нам помогают понять, как мы можем Богу послужить — нам нужно подготовить место для встречи человека и Бога, создать возможность для свидетельства о Нем, чтобы оно прозвучало, и чтобы Господь мог пригласить за Собой приходящих к Нему людей.

Как встретиться с Богом?

В жизни человека бывают разные встречи. Дитя с нетерпением ожидает маму, которая заберёт его из детского садика; влюбленный юноша с великим сердечным волнением жаждет свидания с девушкой; родители с большой радостью приветствуют своего сына, который вернулся из армии или дальней командировки; у людей бизнеса происходят разные деловые встречи. Но самая важная, которая у всех обязательно должна произойти и без которой все другое не имеет никакого значения, – это встреча с Богом. Пока ее не произошло, по выражению премудрого Соломона, «всё – суета и томление духа» (Еккл. 1:14).

Может ли эта встреча произойти случайно? Мы видим из библейской истории до Рождества Христова, что, как правило, встреч с Богом удостаивались лишь великие праведники – Авраам, Исаак, Иаков, пророки Моисей, Исаия, Иезекииль, Иеремия, Даниил и другие. Но вот, как мы услышали ныне из Евангелия, в самом начале Новозаветной истории происходит долгожданная встреча праведного Симеона с Богомладенцем Христом (см. Лк. 2:22–40).

В отличие от ветхозаветных времён, когда встречи с Богом удостаивались лишь немногие, после Боговоплощения возможность встречи с Богом, Его Пречистой Матерью и святыми во время молитвы дома и в храме Божьем получает каждый, лишь бы он жаждал и стремился к ней. Особенно близкой такая встреча бывает, когда мы с верой и сердечным покаянием причащаемся Святых Христовых Таин.
Когда это происходит на самом деле, то наше сердце преисполняется
доверием к близким, милосердием, любовью, кротостью, смирением, готовностью простить обидчика, помолиться о нем. Когда такой встречи не произошло, то мы сразу после молитвы и Причастия злые, раздражительные, подозрительные, недоверчивые, вредные, скупые, похотливые и т. д.

Первое и самое важное условие, на которое указывают все святые отцы Церкви, чтобы наша молитва была услышана, – это внимание. Даже в обычном разговоре с другими людьми, если мы ведём его без внимания и уважения, никакого результата не достигнем. Тем более внимание требуется в разговоре с Богом.

Другое важное условие – примирение с теми, на кого у нас есть какая-то обида. Ибо, как объясняет прп. Симеон Новый Богослов, как можно ожидать, что тебя услышит Сам Бог, если ты не слышишь себе подобных?

И третье условие для молитвы – это сокрушение и смирение сердечное. Человек самодовольный никогда не может быть услышан, ибо Бог пришел, чтобы в первую очередь спасти кающихся грешников.

Лишь настроив себя таким образом, мы можем ожидать встречи с Богом в молитве и во время Причастия.

Кому-то из нас быстро и легко удается настроиться на такую встречу, но большинство из-за страстей и пристрастий с большим трудом достигает внимания на молитве и если удостаивается встречи с Богом, то она мимолётная и быстро исчезает из памяти. Человек вновь погружается в мирскую суету. Однако никогда не надо отчаиваться и прекращать молитву.
Как для того, чтобы выкопать колодец с хорошей водой, нужно много искать и трудиться, так и ради встречи с Богом следует много понести молитвенных трудов. Праведный Симеон прожил долгую жизнь и лишь на ее закате увидел Богомладенца. Так и мы ради встречи с Христом вооружим себя терпением, ибо лишь благодаря ему мы можем освободиться от окружающей нас суеты и обрести подлинный смысл жизни в служении Богу и людям.

Читайте также:
Как разлюбить любимого человека

В этот день по Уставу Церкви освящаются свечи. Это тоже доброе знамение и напоминание всем нам. Как пламя свечи направлено вверх и производит свет и тепло, так и наши сердца должны воспламеняться великой любовью к Богу и людям, освящать мрак окружающей нас суетной жизни благодатью Святого Духа. Нынче благодаря средствам массовой информации, интернету в мгновение ока мы можем повидаться с разными людьми в любой точке земного шара, но когда не происходит встречи с Богом, то, несмотря на такие возможности, мир все больше и больше погружается во тьму из-за распространения и легализации всякого греха и порока. Следовательно, мы, христиане, призваны быть светильниками для мира по заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Аминь!

Познакомиться с Богом живым

Познакомиться с Богом живым

Самое личное, что только может быть у человека — это отношения с Богом. Бог знает нас гораздо ближе и лучше, чем отец или мать, супруга или лучший друг. Как говорит псалмопевец, “Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.(Пс.138: 15,16)” Более того, Бог лучше знает человека, чем он сам себя знает — те глубины нашего подсознания, которые загадочны для нас самих, полностью прозрачны для Него.

Эти отношения носят уникальный характер — человек у Бога всегда один такой, Он знает его в лицо и по имени, и псалмопевец взывает к Богу не просто как к Богу его народа, или Богу, сотворившему небо и землю — но как к его Богу, “Господи, Боже мой”, к Богу, с которым его связывает определенная история отношений.

Поэтому вера, конечно, состоит не в том, чтобы выучить определенный набор положений и присоединиться к определенной группе. Уверовать — значит обрести личные отношения, которые само Писание сравнивает с браком, или близкой дружбой, или усыновлением. Апостол Павел, например, пишет: “Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” (Рим.8:15)” “Авва”, по-арамейски “папа” — это очень теплое, семейное слово, с которым родные дети в семье обращались к отцу.

Решение обратиться к Богу, примириться с Ним, вернуться в Отчий Дом, к нашей небесной семье, к ангелам и святым, тоже может быть только личным. Никто не может сделать это за самого человека. Бог создал его свободным и ищет его свободного обращения.

Познакомиться с Богом живым

Людям иногда бывает трудно увидеть связь между Великой и Благой Тайной, о существовании которой они догадываются, и хождением в церковь по воскресеньям, архаичными облачениями священников и догматическим провозглашением, что Тайну надо понимать так, а не иначе.

На Западе давно было модно — а у нас становится модно сейчас — противопоставлять личную духовность “организованной религии”. “Неорганизованной религии” достаточно много и там, и здесь – более или менее свободный рынок всегда выдает ответы на общественный запрос. Люди самостоятельно читают книжки различных духовных учителей или мигрируют между теми или иными духовными группами, осваивают различные методики контакта с сверхъественным миром или готовят коктейли из элементов различных религиозных традиций. Они с некоторым неодобрением оглядываются на Церковь, подозревая ее окостенелой закрытости и высокомерном догматизме.

Это почему-то приносит странные плоды. В исследовании психического здоровья, проведенном профессором Майклом Кингом и другими английскими учеными, рассматривались три группы — традиционные верующие, посещающие богослужения (пять шестых из них — христиане), атеисты/агностики, и люди «духовные, но не религиозные» т.е. признающие духовную реальность, но не следующие какой-либо организованной религии.

У прихожан дела оказались лучше, чем у атеистов/агностиков, но самые плохие показатели у людей, которые определяют себя как «духовных, но нерелигиозных». Они, как выяснилось, гораздо более склонны к тревожным расстройствам, фобиям и неврозам, перееданию и злоупотреблению веществами. Ученые пока затрудняются объяснить причины этого. Но факт тот, что неорганизованная духовность оказывается чем-то вроде неорганизованного альпинизма — обмороженных и сорвавшихся в пропасти оказывается гораздо больше.

На мой взгляд, причин тут несколько, но я остановлюсь на одной и них — которая является и духовной, и психологической одновременно. Это проблема старого знакомого идолопоклонства. Все мы склонны конструировать себе бога, вместо того, чтобы искать Бога живого. Когда атеисты язвят по поводу “воображаемого друга”, они обращают внимание на совершенно реальную проблему, на которую, до них, много раз обращали внимание верующие — начиная с библейских Пророков.

Малые дети часто заводят себе воображаемых друзей — или “дружат” с игрушками. Плюшевый мишка — прекрасный друг. Он в беде не бросит, лишнего не спросит, всегда выслушает, никогда не упрекнет, ничего не потребует, всегда похвалит, он такой теплый и мягкий. С ним одна проблема — на самом деле, это безжизненный кусок материи.

Живой Бог неудобен — именно потому, что Он нас на самом деле любит. Это как с живым родителем, который требует от ребенка учить уроки, собирать разбросанные игрушки и мириться с сестрой. Вот плюшевый мишка никогда бы так себя не повел! На то он плюшевый.

Мы все страдаем глубоко въевшейся склонностью подменять Бога идолами — которые нам удобнее. И Бог создает Церковь — в частности, чтобы мы помнили, что “мой Бог”, в отличие от “моего плюшевого мишки” это также и Бог других людей. Это Бог Откровения, который явил Себя в Иисусе Христе, Бог Апостолов и Пророков, Бог Писания и Предания.

Предание — это не абстракция, и не что-то накрученное на опыт познания Великой и Благой Тайны. Предание — это люди, которые искали Бога, которым Он открывался, которые уповали на Него и жили Им. И если мы хотим познакомиться с Богом живым, а не с нашим плюшевым мишкой — нам стоит обратиться к их опыту и взять их в проводники. Именно так мы обретем глубоко личные и уникальные отношения с Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа, Богом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Богом всех святых.

Читайте также:
Признание в любви подруге от подруги

Как нам встретить Бога

В этом мире Бог сокрыт, труднодоступен, далек, скуден на проявление. Почему требуется «открыть» для себя Бога? Почему он не виден?

В этом мире Бог сокрыт, труднодоступен, далек, скуден на проявление. Почему требуется «открыть» для себя Бога? Почему он не виден?

Митрополит Николай. Фото Алексея Козориза

Митрополит Николай. Фото Алексея Козориза

Все мы стараемся стать друзьями Божиими. И если мы посмотрим вглубь себя, на свои требования, склонности, то мы сможем увидеть желание встречи с Ним, однако сами с трудом верим в такую возможность. Нам кажется, что эта встреча – превосходит все наши возможности, поэтому не дерзаем думать об этом.

Однако, как говорят Отцы Церкви, встреча с Богом происходит через сближение с нашими братьями. А через это сближение мы познаем и себя самих как личность.

Каждая из этих встреч с Богом является опасной. Некоторых из нас сразу настораживает слово «опасность», которое имеет различные значения в греческом языке.

Поэтому продолжим. Бог либо существует, поэтому заслуживает все, или же Он не существует, тогда не о чем говорить. Но Он существует. И Он дает возможность общаться с Ним.

Первое, что необходимо сказать – Он существует, второе – Он истинен, третье – Он доступен, потому что мы можем причащаться Ему в таинствах.

Сегодня мы поговорим об этой встрече с Богом.

Иногда такая встреча происходит благодаря чудесному внутреннему откровению или опыту, а иногда в результате искреннего духовного поиска или правильного духовного воспитания. В любом случае это познание всегда превосходит наш разум.

Конечно, Бог всегда проявляется через простоту. Мы можем увидеть Божественный разум во всем окружающем нас мире, однако обычно встречи происходят как бы вне человеческой природы и воли. В границах между естественным и сверхъестественным человек и заметил следы Божьего присутствия. Чем больше мы сталкиваемся с неизвестностью, опасностью, болью, несправедливостью, неожиданными проблемами, духовными кризисами, тем больше вероятность встретить Бога.

Афон, где сегодня мы и собрались, — это место встречи с Богом, встречи через сверхразумную опасность. Афон по своей сути не может быть познаваем человеческой логикой, он недоступен для мира, поэтому его нельзя подвергнуть исследованиям и опытам. Например, сложно объяснить светским людям смысл запрета на въезд женщин сюда. Монашество как образ жизни также непознаваемо с точки зрения современной логики.

Когда апостолы были с Господом в Галилее, то они принимали Его как Учителя. Когда же Они прибыли в Иерусалим, то Он показал себя Царем. Однако на Голгофе Он был распят, и после воскресения Его признали, но только в ином образе.

Сегодня я решил уделить особое внимание проблеме потери Бога и познании Его в «ином образе». Привычная для нас логика весьма примитивна, поскольку основывается на огрубевшей человеческой природе, поэтому ею опасно руководствоваться. Сегодня существует тенденция признания возможности приближения к Богу с помощью модернистских опытов или же через светское мировоззрение. Многие же вовсе отвергают консервативные принципы, которые якобы представляют собой устаревшие предания.

Прежде всего, для приближения к Богу необходим страх Божий, ведь именно в его основе, как ни парадоксально, может лежать смелость, решительность, свобода и здравый смысл. Но в этом кроется и определенная опасность.

Бог, с одной стороны, а с другой – человек, разделились. Необходимость встречи – это цель творения, это – великая тайна в трех координатах:

1. Удаленность и скрытость Бога

В Евангелиях, особенно – в Евангелии Апостола Иоанна Богослова, Бог явился людям, и Он подробно открывает Свои тайны. Казалось бы, Бог скрыт, однако он находится в Церкви, проявляется в мире. Поэтому формулировки «открыть Себя» или «Иисус явился» говорят о достаточно распространенных явлениях.

Но если мы будем более осторожными и исследуем любую вещь с применением здравого смысла и логики, которая присуща большинству из нас, то увидим, что реальность может представляться и несколько иной. В этом мире Бог сокрыт, труднодоступен, далек, скуден на проявление. Это создает множество подозрений (существует ли Он на самом деле?) и не способствует уверенности в Нем.

Однако мы ожидаем чего-то большего. Бог предстает перед нами, но мы хотим видеть Его другим. Он имеет определенные способы проявления, а мы – свои привычки. Он находит нас, но мы не познаём Его. Он не является нам, а мы допытываемся, где Его найти.

В начале земной истории, в раю, Бог позволил людям пробовать плоды всех деревьев, кроме одного – дерева познания добра и зла, которое являлось деревом познания Бога. Он сказал, что как только они вкусят эти плоды, то познают Бога и умрут. Весьма примечательно, что Он пребывает рядом, чтобы быть познаваемым, но не позволяет людям пробовать с древа плод познания. В Книге Исхода мы читаем, что когда Моисей взошел на гору Синай, то он услышал слова Бога, Который говорил, что не стоит подниматься высоко на гору, потому что случайно приближающиеся к Нему могут быть сожжены Божественным огнем.

И вновь на Синае, в другом прозрении, когда Моисей попросил Бога, чтобы Он явился (со словами «Покажи мне славу Твою»), то Он ответил, что «ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]» (Исход 33:23), «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход 33:20).

Конечно, Бог трудно познается. Мы смотрим на Него, а Он скрывается от нас. «Небо и земля полны славы Твоей», но мы не можем ее различить. Мы приближаемся к Нему, а Он отворачивается.

Все это и просто, и трудно. Многие хотят искать Его и приближаться к Нему по человеческому разумению. Когда мы ищем Бога, то пытаемся подчинить его чему-то «человеческому». Когда же мы встречаем Бога, то понимаем, что на самом деле Он нас искал. Часто бывает, что человек не находит Бога, но Сам Бог находит его. Бог был труднопознаваем даже для апостола Павла, который был «восхищен до третьего неба» и познал «видения и откровения… слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2, 4). Почему человек и, в частности, святой апостол Павел, не могут описать тайны Божии? Почему он достигает лишь третьего неба?

Читайте также:
Самое красивое признание в любви

Но не следует рассуждать об этом. Достаточно посмотреть на воскресение. Подумайте об апостолах. Как можно было жить с Богом и не познать, что это Он? Св. равноапостольная Мария Магдалина, увидев Его, приблизилась к Нему с желанием прикоснуться, однако Бог ответил: «Не прикасайся ко Мне». Святые апостолы Клеопа и Лука, идя в Эммаус, чувствовали, что слова Путника согревали их душу, как и слова Христа, только тогда они прозрели, но «Он стал невидим для них» (Лк. 24:31). В момент, когда вы Его ищете и хотите познать Его легко, лишь узнав нечто, вы теряете Бога.

В Вифлееме «Бог явился во плоти». Бог жил 33 года среди людей, но был «скрыт» между ними в этом мире, представляясь человеком. Ум апостолов как будто был запечатан, потому что они не понимали многого, что произошло в те годы, когда они следовали за Ним. И вдруг Он был распят и воскрес. Надгробная плита отвалена. Гробница пуста, и воскресший Христос проходит через закрытые двери: апостолы возрадовались, увидев его. Они видят человеческое обличие Христа, но как бы «в ином образе», поэтому они желают подтверждения. Для этого Господь ест, чтобы показать, что Он реален, а не призрак. И снова: Апостолы верят, но никогда не удовлетворяются увиденным, они хотят большего.

Господь находился вместе с апостолами несколько лет, за которые они познали Его как учителя и человека. В ином же образе — как Бога — они знали Христа только 40 дней: в продолжение сорока дней Он говорил о Царствии Божием (Деян. 1:3). Только 40 дней Господь был пред апостолами «в ином образе» – это так мало. А после Он вознесся. Конечно, Христос сказал при этом, что «Я с вами во все дни до скончания мира» (Мф. 28:20), Он всегда пребывает с нами, однако он послал нам как дар Духа Святаго, но это для нас – новая неизвестность.

Это возмутительно для нашего любопытства, недопустимо для человеческого сознания, ведь наша задача состоит в необходимости стать друзьями Бога, и, если возможно, подвергуть Его измерению. Однако, как только мы добираемся до Него, то Он ускользает от нас. Как только мы найдем Его, Он изменяется.

Почему любые вещи так сложно познаются? Почему истина может быть видна, но она не прозрачна? Почему требуется «открыть» для себя Бога? Почему Он скрыт и не виден («Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), почему Он всем является, но не все Его видят, почему Он дает нам все необходимое, но мы не можем этим насытиться?

Наконец, почему Бог каким-то образом становится заметным, но мы Его не понимаем; почему Господь изъясняется притчами? Почему, когда Господь говорит о Своей божественности, все эти слова становятся непонятными, а когда Он объясняет все тайны Своего Божества, то принять и понять это бывает еще труднее? Почему, будучи таким богатым, Бог едва «струится» в нашей жизни? Почему нам ничего не известно о пребывании святых на небесах, и это вызывает у нас недоумение, подозрение, удивление, сомнение, на которые не даются ответы? Почему так сложно различить Его присутствие в жизни?

Мы имеем большое желание быть едиными с Богом. И губим Его в себе. Чем ближе мы пытаемся приблизиться к познанию Бога, тем меньше знаний мы имеем. Мы видим более тьмы, чем света. Так почему все это происходит?

Я не буду пытаться ответить на данные вопросы, потому что, с одной стороны, я сам не знаю ответа, а с другой – сами вопросы содержат больше правды, чем ответы на них. Я могу дать только легкий намек на ответ и сразу прошу простить меня за эту дерзость. Ответ состоит из четырех частей:

Во-первых, существует связь с Богом, с Его природой.

Во-вторых, все то, что Бог говорит нам, является Его энергией.

В-третьих, есть наша природа. Наша огрубевшая природа делается неудобоприемлемой для Божества, она не может вместить в себя Бога с Его тайнами.

И, в-четвертых, существуют последствия грехопадения. Ведь Бог несотворенный и нематериальный. Ангелы являются существами, но нематериальными. Мы – также существа, но материальные. Нематериальность, нетварность Бога не может переносить злодеяния и жестокость этого мира. Это словно капля, упавшая на раскаленные угли.

Познание Бога человеческая логика не выдерживает — и трансформируется. Когда неизвестное становится известным, оно искажается. Когда сверхразумное становится разумным, оно исчерпывает себя. Когда тайна становится очевидной, она прекращает быть тайной. Это относится к природе Бога, поскольку, когда мы общаемся с Богом, мы не можем быть участниками Его природы. Господь дал людям великий дар, но мы не познаем Его сущность, а только можем иметь общение с Его энергиями.

2. Инаковость Бога

Простите меня, вы немного устали. Требуется сказать несколько слов об «ином образе» Бога.

Необходимо понимать, что Бог является не тем, что мы обычно думаем. Бог инаков не в смысле отчуждения, потому что его инаковость отличается от того, что мы подразумеваем в силу человеческих суждений.

Наша большая ошибка (это ошибка всей нашей жизни) – думать, что мы можем добраться до субъекта познания при помощи аргументов, доказательств, чтобы жизнь стала понятной и вписалась в наш ум. Мы должны осознать эту истину и принять Бога в себя, встретившись с Ним. Даже когда Он снизошел до нашего образа и стал похожим на нас, мы не должны дерзать думать, что стали близкими и родственными Ему, мы не должны пытаться уподобить Его нам.

Бог не является «другим», это просто для нас становится чуждым Его вторжение в нашу жизнь и нашу волю. Бог – это не человек, и Его инаковость требует для нас большой осторожности.

Мы должны понять, что не Бог «другой», а вся наша жизнь нечто другое, чем мы это себе представляем. «Другими» различные вещи становятся потому, что мы сами думаем о них нечто, что подозреваем, но не то, что в них содержится. Даже наша исповедь является психоаналитической по своей природе, и это говорит о том, что мы не знаем себя самих. И, вот ирония! Мы приходим к духовнику, чтобы сказать ему о том, кто мы есть, мы начинаем описывать свое состояние. Но это неправильный путь, умственный, человеческий путь. Даже духовник не должен пытаться понять, кто мы есть. Если это будет происходить, то он не сможет заменить нам Таинства, и Бог будет неудовлетворен.

Читайте также:
Признания в любви мужу своими словами до слез

Душа всегда имеет свои секреты и тайны, она имеет свою инаковость, свою святость. Но и сама природа имеет определенную инаковость, хотя она и павшая. Я не хочу сбивать вас с толку, но те из вас, кто занимается естественными науками, знают неотъемлемое свойство природы. Например, в физике при попытке найти какую-либо элементарную частицу с высокой точностью, мы делаем ошибки в определении некоторых ее свойств, к примеру скорости или динамики. Вселенная тоже имеет одну удивительную особенность: чем больше мы приближаемся к галактике, тем далее она уходит от нас. Природа скрыта от нас, и когда мы приближаемся к ней, узнав одну из ее характеристик, она скрывает от нас другие.

Ненарушимым и универсальным законом является то, что Бог становится для нас истиной, когда мы смиренно признаем Его непознаваемость. То же самое происходит с наукой. Мы делаем больше открытий, когда имеем дело с неизвестным, чем при разработке и анализе известных нам вещей.

3. Щедрость и обилие Бога

Щедроты Бога – это бездна, океан, вечнотекущая река. Потому что все возможно Богу, который есть Все, он является совершенным, и это трудно сокрыть от нас. Бог щедр по качеству, щедр в количестве, щедр в своей мере, в Своей Божественности, в Своей обильной любви, Он богат в Своей собственной жизни. В конце концов, Он дал нам то, что запретил вкушать предкам. Ведь для того и создана Церковь, чтобы мы стали «как боги». Бог настолько щедр, что создал все из ничего. Через воплощение Он стал тем, кем не был: будучи Богом, стал человеком.

Мы видели Его страдания: Бог принял то, что должен был, принял крестную муку для того, чтобы стать «клятвой за нас»: настолько Бог был смиренным. В воскресении Он делает еще один шаг навстречу нам, Он дает нам то, что мы ожидали. В конце концов, он победил ад и дьявола, не уничтожая их, чем еще раз доказывает вечность дара свободы. Существует и смерть, существует и дьявол. Это – свобода Бога, Его изобилие, богатство, щедрость.

Но Свою щедрость Бог проявил в природе и в других вещах. Посмотрим на изящество и красоту окружающего нас мира, хотя Бог авариями, катастрофами, наводнениями постоянно подтверждает и предупреждает те беззакония, которые царят в мире. «Небеса поведают славу Божию». Бог проявляется в любви к добрым и злым людям. Он благ к тем, кто постоянно подтверждает свое падение и грех. Бог может проявляться через священные истории. Бог видит через бездну вечности, Он милостив, но не скуп. Он может быть «скупым», если мы предъявляем Богу свои претензии, высказываем противные Богу мысли, но Бог щедр, если мы подходим к Нему с доверием, с признанием, с ожиданием и смирением. Те, кто много дают, обретают щедрость от Бога. Такими людьми являются мученики.

Мученики чувствовали щедрость Бога, поэтому полностью посвятили свою жизнь Ему, вплоть до крови. Это и мироносицы. Они чувствовали щедрость Бога, поэтому не боялись гонений, но пошли ко гробу еще ранним утром, преодолевая естественный страх, запреты, которые связаны с их полом. Они шли на поклонение Господу мертвому в могиле, но увидели его воскресшего. И такие почести могут быть оказаны всякому жаждущему милости Божьей.

Бог дает множество щедрот и дает их часто. При этом он может нам давать то, что мы не считаем нужным, однако Он лучше знает наши потребности и всегда дает нам испытания по силам.

Создавая мир, Бог каждому из нас дал потенциал для художественного и творческого преобразования этого мира, подобно тому, как мы воспитываем своих детей, которые наследуют таланты отцов. Мы являемся людьми, которые были созданы в вечной перспективе Бога, который пожелал «повторить Себя в нас». Каждый из нас является не просто созданием и наследником Божиим, но также и со-творцом. Бог дал нам возможность совоскреснуть вместе с Ним. Бог умирает в нас, если мы думаем о Нем как о далеком, абстрактном. И Он воскресает, когда мы действительно нуждаемся в Нем и просим от Него помощи. Он Сам воплотился, был Человеком, Который дал возможность всем живущим стать богами: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего»

Перевод с болгарского Дмитрия Шабанова специально для «Православие и мир».

Как обрести личные отношения с Богом (христианство)

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 62 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 15. Вы найдете их список внизу страницы.

Количество просмотров этой статьи: 9361.

Если вы верующий человек, то познать Бога через личные отношения с ним – это самое полезное, что можно сделать. Бог свободно предлагает дружбу всем, но многие люди отвергают ее, потому что думают, что она означает «религию». Иметь отношения с Богом так же просто, какой и должна быть любая дружба. «Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн 3:16) – то вы и ваши друзья могут знать – достаточно, чтобы доказать, что Бог существует для себя и затем благословить весь мир Божьей любовью.

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 1

Читайте и изучайте Библию как личные книги и письма, все данные вам от Бога. Чтобы познакомиться с Богом, вы должны сначала выслушать, что он хочет сказать. Начните с самого начала с книги Бытия и постепенно прочитайте все до конца книги Откровения. Кроме того, вы можете начать с Евангелия от Иоанна, чтобы иметь представление об истории Христа, и как он представил вашу жизнь в Боге. План спасения таков, что никто не должен быть потерян или остаться одинок, но все должны войти в новую жизнь во Христе.

Читайте также:
Любимому мужчине слова скучаю

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 2

Доверьтесь и верьте в Бога. Осознайте, что Бог любит вас всем своим существом, и что он хочет помочь пройти жизненный путь вам, идя рядом с ним, в повседневной жизни и ваших душах.

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 3

Любите Бога и положите его волю перед всем остальным. Величайшая заповедь в законе – это любить Бога всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим. (от Матфея 22:35-38). Любить Бога – значит соблюдать его заповеди, и заповеди его не тяжки (1 Иоанн 5:3). Этим мы понимаем, что мы знаем его: если мы соблюдаем заповеди его. Тот, кто говорит: «Я знаю его» и не хранит заповеди его, тот лжец, и истины нет в нем. Но кто соблюдает слово его, в том истинно любовь Божия свершилась: из сего узнаем, что мы в нем. Тот, кто говорит, что пребывает в нем, должен поступать так, как он поступал (1 Иоанн 2:3-6).Более того, Иисус сказал: «Если любите меня, заповеди мои будете хранить» (Иоанн 14:15). Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, он – тот, кто любит меня: и кто любит меня, тот возлюблен будет Отцом моим, и я буду любить его, и явлюсь ему. (Иоанн 14:21). Если заповеди мои соблюдете, пребудете в любви моей; даже, как и я соблюдал заповеди Отца моего и пребываю в его любви. (Иоанн 15:10).

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4

    Почитайте отца своего и мать, чтобы продлились дни ваши долго на земле. (Исход 20:12)

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet1

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet2

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet3

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet4

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet5

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet6

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet7

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet8

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet9

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet10

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet11

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet12

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet13

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 4Bullet14

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 5

  • «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». (Римлянам 3:23)
  • Согласно Христианству, Иисус как спаситель считается подарком от Бога, он подверг себя мучениям и смерти за вас, чтобы вы получили утешение – дар от Святого Духа. «Тем не менее я скажу вам правду; это полезно вам, что я пойду: ибо если я не пойду, утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю его вам». (Иоанн 16:6, также см. Иоанн 14:26)

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 6

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 7

Просите Бога дать вам Святой Дух и изменить вас и превратить вас в того, кого он захочет. Креститесь для прощения грехов (Деяния Апостолов 2:38).

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 8

Примите Духа Святого. Знайте, что когда вы примете Святого Духа, вы – его дитя и что вы будете идти и жить с ним вечно, когда покинете эту землю в один прекрасный день.

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 9

Примите путь ваш к Господу, доверьтесь ему, чтобы направил вас по нему, и идите по нему. Ищите все, что происходит в пути Божьем и времени, а не в вашем. Начните, наберитесь терпения, чтобы изучать и служить, и ваша вера будет расти.

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 10

Расскажите другим о Боге. «Найдите Царство Божье и все остальное добавится!» Проводите время с Богом, думайте о нем и обо всем для него, узнайте волю Божью – чтобы выполнить ее. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. (Maтфея 5:14)

Изображение с названием Have a Personal Relationship With God (Christianity) Step 11

Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия. (Римлянам 12:2) Вы должны обновлять его со словом Божьим. Уделяйте личное время Богу, чтобы читать Библию ежедневно или на ночь перед сном – например, читайте эти стихи Священного Писания: II Коринфянам 5:7, Иоанна 13:34-34, Иоанна 14:6,23,26,27 Иоанна 10:10, Фил 4:13,19, Ефрему 1:3, I Иоанна 2:27, Исаия 24:3 Иоанна 6:27, Ефрему 6:10, Евреям 10:16-17. Обдумывайте и размышляйте над словом Божьим и молитесь постоянно, чтобы он направлял вас в вашей повседневной жизни.

С чего начать знакомство с христианством?

С чего начать изучение христианства? Как не потеряться в объеме знаний о Боге? Мы сформулировали для вас 5 шагов, которые необходимо пройти, чтобы познакомиться с учением Церкви. Проверьте, на каком из них находитесь вы.

5 шагов, которые вы найдете ниже, выстроены в том порядке, в котором мы рекомендуем их проходить. Исключение составляет лишь второй шаг – его можно сделать одновременно с первым.

Книги, которые мы рекомендуем в этой статье, вы можете приобрести на сайтах “Остров книг” и “Никея” со скидкой 10% по промокоду SMYSL.

С чего начать знакомство с христианством?

Шаг 1. Начните читать Евангелие

Вы только начинаете знакомство с христианской верой? Тогда самый первый ваш шаг – прочитать Евангелие.

Что такое Евангелие?

Евангелие – это, в переводе с греческого, благая весть. Весть о том, что Бог стал человеком Иисусом, чтобы человек стал богом. Очевидцы этих событий – апостолы – записали свой опыт. Так появились 4 книги под названием “Евангелия”.

  1. Благая весть об Иисусе Христе
  2. Четыре книги, в которой эта весть записана (именно о книгах дальше и пойдет речь).
Где найти Евангелие?
  • В печатном варианте. Возьмите Библию. Она делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. О первой из них мы поговорим на пятом шаге, сейчас же нас интересует вторая часть: в самом ее начале вы найдете Евангелие. Если у вас нет Библии, ее лучше приобрести в следующих переводах:
  • В электронном варианте. Здесь все проще. Ниже мы даем ссылки на авторитетные переводы Библии. Выбирайте тот, что вам ближе и понятнее:

Там 4 Евангелия! С чего начать?

Евангелий, действительно, четыре. В идеале, прочитайте все их по порядку: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Однако если вам страшно забросить это чтение на полпути, начните с Евангелия от Марка – оно самое простое и динамичное.

Как правильно читать Евангелие?

Когда вы начинаете читать Евангелие, обратитесь к Богу своими словами: помолитесь о том, чтобы понять те смыслы, которые заложены в текст. Даже если вы еще сомневаетесь в том, есть ли Бог, попробуйте обратиться в Нему, выразите свои сомнения и попросите разрешить их.

С чего начать знакомство с христианством?

В остальном, при первом прочтении Евангелия сосредоточьтесь только на том тексте, который перед вами. Сложные или непонятные места подчеркивайте (это совершенно нормально и правильно писать и подчёркивать в книге), чтобы потом, на следующих шагах, разъяснить их для себя с помощью толкований.

Шаг 2. Начните ходить в Церковь

Невозможно освоить профессию без практики. Тем более невозможно разобраться в сути христианской жизни по одним лишь книгам. Для того, чтобы понять, как живет христианин, начинайте ходить в Церковь.

Читайте также:
Человек и любовь: что такое моногамные отношения
Какую службу выбрать?
    : его можно взять с собой на службу и следить за ее ходом;
  • просмотр видеозаписи Литургии с комментариями;
  • 5 лекций по истории Литургии (1, 2, 3, 4, 5);
Как вести себя в храме?

Не бойтесь сделать в храме что-то неправильно: вы учитесь, Бога не оскорбят ваши ошибки. Однако чтобы чувствовать себя более уверенно, рекомендуем прочитать статью о том, как вести себя в храме.

С чего начать знакомство с христианством?

Постарайтесь также познакомиться со священником и с другими верующими, которые посещают этот храм. Узнайте, есть ли какие-либо собрания вне богослужений, и постарайтесь регулярно их посещать. Задавайте там те вопросы, которые возникают у вас в ходе знакомства с христианством.

Шаг 3. Изучите катехизис

После того, как вы прочитали Евангелие и начали ходить в храм, смело беритесь за изучение катехизиса.

Что такое катехизис?

Катехизис – это основы христианского учения о вере (вероучения). В нем содержатся ответы на главные вопросы, которые могут возникнуть перед верующим. Такая книга всегда рассчитана на начальный уровень знаний, так как исторически катехизисы писали для тех, кто только еще готовится к вхождению в Церковь.

Зачем нужен катехизис?
  • Верные ориентиры. Катехизис содержит в себе основные понятия о Боге, человеке и жизни в этом мире, которые были выработаны Церковью на протяжении двух тысячелетий. Все эти знания помогут вам не ошибиться на пути к Богу.
  • Систему знаний. Катехизис – отличный инструмент для того, чтобы разложить по полочкам те знания, которые вы уже получили. Он словно школьный учебник: со временем вы его перерастете, но только в том случае, если сначала хорошо изучите.
Какой катехизис выбрать?
  • “Академия веры”. 40 уроков о вере, разделенные на 4 образовательных уровня. Книга сопровождается качественной инфографикой, которая поможет лучше запомнить материал.
  • “Таинство веры”. Книга написана простым языком и охватывает все основные сферы христианского вероучения.

Шаг 4. Прочитайте послания апостолов

Что такое послания апостолов?

Послания апостолов – это письма, которые ученики Христа писали сообществам верующих из разных городов. Обыкновенно каждое письмо писалось в связи с той или иной ситуацией, сложившейся внутри общины и беспокоившей апостола. К примеру, коринфяне считали, что христианство дозволяет жить распутно, а галаты навязывали всем соблюдение пищевых (и не только) ограничений Ветхого Завета. Таким образом, каждое из писем отражает контекст той ситуации, в которой оно возникло.

Где найти послания апостолов?

Послания апостолов находятся в Новом Завете сразу после Деяний святых апостолов (их, кстати, тоже стоит прочитать). В электронном формате вы можете найти их по ссылкам, указанным на первом шаге. Рекомендуем также присмотреться к переводу посланий А. С. Десницкого.

С чего начать знакомство с христианством?

Я ничего не понимаю в посланиях: что делать?

Послания значительно более сложные, чем Евангелие, и при первом знакомстве может оказаться так, что вам почти ничего не будет понятно. Это нормально. Это нестрашно. Очень сложных посланий всего два: к Римлянам и к Евреям – остальные более простые. Когда читаете, подчеркивайте то, что вам непонятно, чтобы потом обратиться к толкованиям. К примеру, можно послушать беседы арх. Ианнуария (Ивлиева).

С чего начать знакомство с христианством?

Также вы можете найти курсы по некоторым посланиям на нашем сайте. В них мы очень подробно и с примерами разбираем смыслы текстов.

Шаг 5. Читайте богословскую литературу и Ветхий Завет

Теперь, когда вы прочитали большую часть Нового Завета, знаете основы вероучения и ходите в Церковь, самое время приступить к наиболее объемным и сложным разделам христианского учения: Ветхому Завету и богословской литературе.

Что такое Ветхий Завет?

Ветхий Завет – это первая часть Библии, в которой содержится история мира до пришествия в него Иисуса Христа. Это несколько десятков книг, написанных разными авторами в разные эпохи, отражающих историю взаимоотношений человека и Бога.

Зачем читать Ветхий Завет?

Ветхий Завет необходим для более объемного и глубокого понимания Нового Завета и Евангелия. И Иисус Христос, и апостолы, как вы уже наверняка заметили, проходя первые шаги, неоднократно ссылаются на ветхозаветных пророков. Для ранних христиан единственными священными книгами были книги Ветхого Завета: Евангелия, и послания написаны спустя несколько десятилетий после воскресения Христа. Кроме того, в книгах первой части Библии содержится множество мудрых наставлений и рекомендаций.

Как читать Ветхий Завет и не потерять веру?

Ветхий Завет очень сложен для понимания. Описания убийств, войн, преступлений встречаются в нем повсеместно. Нередко это вызывает смущение у читателя. Однако важно помнить, что книги Ветхого Завета описывают мир людей, который всегда далек от совершенства, а в древности был и еще более жестоким. Даже Богу Ветхий Завет нередко приписывает человеческие качества. Чтобы спокойно читать это, нужно понимать, что любой текст – это всего лишь несовершенный инструмент описания Того, Кто превосходит наше понимание. В эпоху до пришествия Христа люди иногда описывали Бога довольно жестоким, однако это не значит, что Он действительно жесток.

Еще одна сложность, которая может возникнуть у образованного человека, связана с естественнонаучной картиной мира, которую мы видим в Ветхом Завете: небесный свод, окна в нем, 6 дней творения и другие древние представления об устройстве мира. Здесь опять же важно вспомнить, что это всего лишь язык – способ описания мира, а не буквальные указания на реальность. Не стоит искать учебник естествознания там, где его никто не задумывал.

С чего начать знакомство с христианством?

Богословская литература: с чего начать?

Ветхий Завет очень сложен, однако еще более сложна богословская литература. На этом шаге вы уже переходите на продвинутый уровень, который можно проходить бесконечно – настолько огромен объем текстов, написанных христианами за два тысячелетия истории нашей веры.

На этом шаге мы ограничимся несколькими рекомендациями:

  • Читайте святых отцов. Начинать лучше с самых древних из них: мужей апостольских, Иринея Лионского, Иоанна Златоуста
  • При знакомстве с текстом всегда учитывайте контекст: ситуацию, в которой писал автор, причины, побудившие его написать этот текст, историческую обстановку эпохи.
  • Читайте не только древних святых, но и современных исследователей: например, архим. Ианнуария (Ивлиева), митр. Илариона (Алфеева)
  • Будьте аккуратны с любыми книгами: ни одна из них не может претендовать на выражение безусловной истины. Как святые отцы, так и современные проповедники могут в чем-то заблуждаться, поэтому старайтесь знакомиться с разными точками зрения и нарастить объем знаний.
Читайте также:
Мужчине о разлуке любимому мужчине

Также начать знакомство с азами вероучения помогут “Дневники поста”, специально разработанные для того, чтобы помочь человеку погрузиться в христианство на практике.

Как найти Бога и где Его искать — золотые советы Библии

Как найти Бога и где Его искать - золотые советы Библии

Как найти Бога и путь к Богу? Можно ли вообще понять, где искать Бога? В Библии сказано, что Бога никто и никогда не видел, тем не менее миллионы людей по всему миру хотят найти Бога в своей жизни.

В этой небольшой статье мы попытаемся найти ответы на эти два вопроса, тем более что Библия дает нам очень хорошие подсказки о том, где и как искать Бога.

Где найти путь к Богу

В самом начале Своих взаимоотношений с человеком Бог обитал среди людей в райском саду. И все у них было хорошо… Такую картину описания мира мы видим в первых главах книги Бытия. После того как Адам и Ева согрешили, вкусив запретный плод, Бог отделился от людей, так как Бог не может иметь ничего общего с грехом.

Бог начал общаться с людьми через Своих пророков и ангелов. Бог приходил к людям во снах и видениях. Он передавал Свои законы через Своих доверенных лиц. Одним из таких людей был Моисей, которому Бог передал всем известные десять заповедей (на самом деле их было несколько сотен, но сейчас не об этом). Таким образом, человек мог узнать о воле Бога для своей жизни из заповедей, оставленных Богом и передаваемых на протяжении поколений в течение тысяч лет.

И вот, в начале новой эры, Бог послал на землю Своего единственного Сына — Иисуса Христа. И, кстати, с приходом Иисуса Христа на землю здесь действительно началась новая эра — ведь от рождества Христова мы взяли отсчет нового тысячелетия.

И вот здесь мы подошли непосредственно к нашему вопросу — где же найти путь к Богу? Никто не ответит на этот вопрос лучше, чем это делает Сам Иисус Христос и авторы Нового Завета. Давайте прочтем несколько отрывков из Библии об этом. Вот что сказано в книге Деяний святых апостолов:

«Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку — и жизнь, и дыхание, и вообще всё. Бог создал сначала одного, а после него и все народы земли и определил времена и предел их обитания, чтобы они искали Бога; и возможно, они устремятся к Нему и найдут Его: ведь Он так близко от каждого из нас. Ибо в Нём мы живём, двигаемся и существуем, как и сказали некоторые из ваших поэтов: «Ибо мы Его порода» (Деяния 17:24-28).

Когда человек думает о том, где искать Бога, то прежде всего думает о месте, о каком-то месте на земле, где он мог бы оказаться ближе к Богу. Но такого места на земле нет. Люди посещают «святые места», пытаются искать особые храмы или места паломничества, но Библия говорит ясно: «Бог не живет в храмах…». Бог есть Господь небес и земли. В другом похожем отрывке сказано:

«Однако Всевышний обитает не в доме, построенном руками человеческими, ибо, как говорит пророк: «Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моё. Какой дом вы построите Мне? — говорит Господь, — или, где место покоя Моего? Не Моей ли рукой сотворено всё это?» (Деяния 7:48-50)

Вся Вселенная принадлежит Богу. Искать Бога в рукотворном храме нет никакого смысла, как бы красив ни был тот или иной храм. Однажды ученики Иисуса Христа решили удивить Его величием Иерусалимского храма, смотрите, что из этого вышло:

«Иисус шёл от храма, когда к Нему подошли Его ученики, чтобы показать Ему храмовые строения. В ответ Он сказал им: «Видите ли всё это? Истинно говорю: камня на камне здесь не останется; всё будет разрушено» (От Матфея 24:1-2).

Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалима исполнилось с поразительной точностью всего несколько лет спустя. С приходом Иисуса на землю очень многое изменилось. Сам Бог в теле человека сошел на землю. Если кто-то хочет искать Бога, то он должен искать Его Сына — Иисуса Христа. Вот что говорит Иисус Христос об этом:

«То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня. Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого» (От Иоанна 7:16-17).

«Иисус ответил: «Если бы Бог был вашим Отцом, то вы возлюбили бы Меня, ибо Я от Бога, и вот теперь Я здесь. Я пришёл не по собственной воле, это Он послал Меня» (От Иоанна 8:42).

В этих и множестве других отрывках Библии Иисус ясно говорит о том, что Он пришел от Бога. Иисус говорит, что если человек хочет узнать, где найти Бога, то поймет, что необходимо обратиться к Его сыну — Иисусу Христу.

Таким образом, если вы действительно хотите найти Бога, надо понять две важные вещи. Первая заключается в том, что не надо искать никакого особого места, где обитает Бог. Вся Вселенная принадлежит Богу, и земля — подножие ног Его. И вторая — если хочешь найти Бога, ищи Его Сына — Иисуса Христа.

То, о чем учил Иисус Христос и что говорил о Боге, записано в Новом Завете. Начните читать и изучать Новый Завет. Другого пути просто нет, если вы действительно хотите искать Бога. Ведь только в Новом Завете находится первоисточник знаний о Боге.

Данная статья дает лишь основные сведения и направления для поиска Бога. Если вы хотите глубже разобраться в данном вопросе, напишите нам через раздел контакты, мы поможем вам в изучении основ христианства. На нашем сайте вы можете найти сотни историй христиан со всего мира об их духовных поисках Бога.

Как найти Бога

Давайте перейдем ко второму нашему вопросу — как же найти Бога, раз мы знаем теперь, где Его искать. Иисус сказал однажды:

«Не всякий, кто говорит, что Я его Бог, войдёт в Царство Небесное, а лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот великий день: «Господи, Господи, разве мы не пророчествовали от Твоего имени? Разве не изгоняли бесов Твоим именем и не совершили многие чудеса во имя Твое?» Тогда Я прямо объявлю им: «Я никогда не знал вас. Уйдите от Меня, беззаконники!»» (От Матфея 7:21-23).

Большинство людей, общавшихся лично с Иисусом, так никогда и не нашли Бога. Присутствие человека в храме или в «святом» месте нисколько не приближает человека к Богу. Точно так же и личное знакомство с Иисусом не означает, что тот или иной человек нашел Бога. Новый Завет полон историй о том, как разные люди, жившие во времена Христа, так и не угодили Богу своими жизнями. Что же необходимо, чтобы найти Бога? Мало знать, где Его искать, надо знать еще и то, как Его искать.

Читайте также:
Мужчине о разлуке любимому мужчине

«Лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного…», — сказал Иисус Христос. Кто хочет быть с Богом, должен исполнять волю Бога. И в этом ничего ничего нелогичного или неразумного. Почему-то многие люди считают фанатиками и даже сектантами тех, кто искренне старается исполнять то, что написано в Новом Завете. Но смотрите что написано в Новом Завете об этом:

«Таким образом, мы можем быть уверены, что воистину познали Бога, если будем исполнять заветы Его. Тот, кто говорит: «Я знаю Его!», но не исполняет заповеди Его, лжёт, и нет в нём правды. В том же, кто повинуется учению Божьему, воистину воплощена любовь к Богу. Вот как можем мы удостовериться, что приобщились к Богу: кто говорит, что живёт в Боге, должен жить, как жил Иисус» (1 Иоанна 2:3-6).

Если мы говорим, что познали Бога, то есть способ проверить это, сказано в Библии. Такой человек должен исполнять заповеди Бога и жить, как жил Иисус Христос. И в этом нет никакого нездорового фанатизма. Это настоящая любовь. Ведь не станет же никто осуждать человека, искренне любящего свою жену (мужа) или своих детей и желающего искренне угодить им своей жизнью!

Однажды один человек решил испытать Иисуса Христа и спросил о том, какие же самые важные заповеди в законе? Это был законник, и вот какой ответ он получил от Иисуса Христа:

«Один из них, знаток закона, испытывая Иисуса, спросил Его: «Учитель, какая самая важная заповедь в законе?» Он ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумом твоим». Это-первая и самая важная заповедь. Есть вторая заповедь, похожая на эту: «Возлюби ближнего, как самого себя». Весь закон и все учения пророков зиждутся на этих двух заповедях» (От Матфея 22:35-40).

Весь закон и все учения пророков сводятся к одному — люби Бога и ближнего искренне и от всего сердца. Как должна выражаться эта любовь и что есть любовь, описывается в Новом Завете более подробно.

Хочу поделиться с вами одной историей, которая отлично показывает, как человек должен искать Бога. Если вы читали когда-либо Библию, вы должны знать эту историю:

«Иисус проходил через город Иерихон. И был там богатый человек по имени Закхей, старший над сборщиками налогов. Он старался увидеть, кто же Иисус, но не мог за толпой, так как был мал ростом. Побежав вперёд, он взобрался на сикомор, чтобы увидеть Иисуса, ибо Он собирался пройти той дорогой. Когда Иисус пришёл на то место, Он взглянул наверх, и, увидев Закхея, сказал: «Закхей, поскорее спускайся вниз, ибо Я должен остановиться сегодня в твоём доме». Тот поспешил спуститься и с радостью оказал Ему гостеприимство. И все, видя это, стали роптать, говоря: «Он остановился у грешника». Но Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину состояния своего я отдам бедным, и если я обманул кого в деньгах, то заплачу вчетверо больше!» Иисус сказал ему: «Сегодня спасение пришло в этот дом, ибо и этот человек истинный сын Авраама» (От Луки 19:1-9).

Похож ли Закхей на человека, который очень хотел найти Бога? Да. А как насчет других людей, ведь там было так много народу? Иисус сказал однажды: «Много званых, но мало избранных…». Закхей отлично показал на своем примере, как найти Бога. Если хочешь найти Бога — ты будешь искать Его всем сердцем, будешь готов изменить всю свою жизнь и покаяться во всех грехах. Настоящее желание и смирение помогают не только обрести веру, но и найти настоящего Бога. Возможно, что сегодня Бог стучится в твое сердце и твою жизнь…

Многие люди не хотят искать Бога, так как боятся, что их греховная жизнь выйдет наружу. Они не хотят ничего менять и боятся, что Бог не простит их. Но любящий Бог отдал Своего Сына за грехи каждого человека, чтобы грехи каждого человека могли быть прощены. Плата за грехи каждого из нас уже внесена. Но вот выбор принять эту плату или нет по-прежнему зависит от нас. Закхей покаялся и был прощен. Он нашел Бога и обрел спасение. «Сегодня спасение пришло в этот дом», — сказал ему Иисус.

Мы коротко узнали сегодня о двух важнейших вещах: где найти Бога и как найти Бога. Конечно, если вы никогда не читали Библию и никогда не сталкивались с людьми, живущими по Библии в наше время, у вас могло возникнуть много дополнительных вопросов. Это нормально. Даже апостолы Иисуса Христа, жившие с Иисусом три года своей жизни, многие вещи поняли только после распятия и воскресения Христа, несмотря на то, что общались с Ним каждый день. Всю свою жизнь человек ищет ответы на волнующие его вопросы. Но насколько проще искать ответы, когда ты наверняка знаешь, где и у Кого искать истинные ответы на них!

Ищите Бога. Находите Бога. Любите Его всем своим сердцем, всей душой и всем разумом своим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: