Отношения в психологии это

Отношения в психологии это

Главное меню

Самое читаемое

  • Научная конференция «Управление и общество»
  • Всероссийский научный журнал: Общественные науки. №5. 2010.
  • Мудрик В.А. Социальная педагогика
  • Анализ и самоанализ занятий (уроков)
  • Как написать введение в курсовой работе (вариант)
  • Социологическое исследование. Программа социологического исследования. Социологический исследовательский проект
  • Исследование систем управления

Психология отношений

Психология отношений

Отношение — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств.

Основоположником психологии отношений в России был А. Ф. Лазурский. По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопснхические. Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это — «внутренний механизм человеческой личности» (Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологи.- М.: Наука 1997, с. 9).
Экзопсихика определяется отношением личности к внешний объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. «Око объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться» (там же, с. 10). Это – природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека. Отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направ¬ленности (по знаку) (положительное – отрицательное). Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают 2 вида отношений: 1) отношения между личностью и окружающей средой и 2) отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями. Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. По параметрам этих соотношений выделяются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития — повышение значения экзопсихических особенностей. Общепсихологические характеристики смешаются в сторону социально-психологических.
Поставив задачу создания научно обоснованной классифика¬ции личностей, Лазурский сформулировал важное для социаль¬ной психологии положение: «идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером; другими словами, классификация личностей должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова» (Лазурский, 1997, с. 78).

В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В. Н. Мясищев. Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения и как субъективные отношения.
Последние им называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями. Отра¬жая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека. Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности» (Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – М.: Изд-во ЛГУ 1960, с. 263). Психологические отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объек¬тивной действительности. Исследуя отношения, можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способности и характер человека. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит: «Возникает вопрос об уровне задач и целей, ради которых человек живет к борется — руководит ли им социальный идеал блага и освобождения трудящихся или личного преуспевания, или человек не ставит себе отдаленных задач и целей, стремится справиться только с подавляющими его повседневными заботами, или, наконец, у человека доминируют влечения, которые имеются и у животных – пищевые, половые» (Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. – Л.: Медицина, 1966, с 78).

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в меж¬личностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются: 1) уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальным; 2) сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми; 3) избирательно положительным или отрицательным характером отношении к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности. По этим основаниям выделяется 3 уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений). Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений – убеждений, сознания долга общественно-коллективистических мотивов. По мере повышения уровня отношений возрастает их соци¬альность. В структуре личности повышается значение ее социально-психологических качеств. В. Н. Мясищев предложил оригинальную концепцию измерения отношений. В качестве параметров этого измерения им были выделены степень устойчивости, базовый характер, производность от базовых отношений, доминантность, эмоциональность, степень обобщенности, принципиальность, степень активности, уровень сознательности.
Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики.

Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем личности является концепция Б. Ф. Ломова. Главное в этой концепции в этой связи: 1) характеристика общественных отношений как общего основания свойств личности; 2) анализ социально-психологического аспекта направленности личности; 3) развернутая характеристика субъективных отношений. По мнению Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид — общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества» (Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984, с. 300). Различны способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений. Различны также степень их реализации в жизни каждой личности.
В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных формах. Это – личные и межлич¬ностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных собы¬тиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т.д. и т. п. Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как социальное качество индивида. Проявлениями этого ка¬чества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека. Характе¬ристика личности как социального качества индивида — это, по существу, социально-психологическая ее характеристика.
Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется в процессе социализации и индивидуализа¬ции личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ло¬мова, направленность выступает как системообразующее свойство лич¬ности, определяющее ее психологический склад. Реализация направ¬ленности осуществляется, прежде всего, ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми. Эти отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятель¬ности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения отражают то, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., всём том, в чём выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них. Ломов считает «субъективные отношения» родовым понятием по отношению к таким понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». В ряде случаев он называет эти отношения субъективно-личностными отношениями. Система этих отношении составляет сложнейшее, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать как многомерное субъективное «пространство», каждое измерение которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.).
Субъективность отношений означает принадлежность их общественному субъекту. Они выступают как способ включения лично¬сти в объективно развивающиеся общественные отношения.
Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, «выступают в роли своего рода «костяка» субъектив¬ного мира личности» (Ломов, 1984, с. 331).
Субъективные отношения личности формируются и проявляются, прежде всего, как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.
Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая как форма отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.

Читайте также:
Что делать, если любимый парень обиделся на вас?

Категория «отношение» в психологии

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества. Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.

Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).

Отношение (Krech D, Crutchfield R.S.) – упорядоченная организация мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов индивида.

Отношение (Alport G.) – психическое и непрерывное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.

Отношение (Fuson M.) – вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации.

Отношение – взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (Словарь-справочник практического психолога).

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

В своем «рефлексологическом периоде» (термин Е.Левченко), В.Н.Мясищев употребляет понятие «отношение» в двух значениях: 1) методологический принцип отношения организма к среде (вслед за В.М.Бехтеревым); 2) часть психического в целом, наряду с механизмами и состояниями, имеющая эмоционально-потребностную природу.

В.А.Ганзен, В.Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.

Как отмечает Л.В. Куликов (1997), использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности.

Развивая психологическую теорию отношений, В.Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту про­блему кпониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. «Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью».

Согласно В.Н. Мясищеву следует, что субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.

Читайте также:
4 месяца отношений с парнем

В.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:

– потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте;

– потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

Б.Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В.Н. Мясищева. В частности он писал, что термин «субъективное отношение» – объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в этом окружении. Отношение включает момент оценки, выражает пристрастность личности.

На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов).

Субъективное отношение – интегральное свойство личности, накладывающее определенный отпечаток на все психические процессы (явления). Особенно отчетливо это выражается в выборе и принятии решений, а также в их эмоциональном тоне (Б.Ф. Ломов).

В отношениях человека находят воплощение эмотивные (эмоционально-чув­ственные) и конативные (установочно-волевые) функции его психической дея­тельности. Психофизиологические механизмы этих функций предопределяют реагирование на внешние воздействия сначала в виде элементарного психического отношения, суть которого заключена в переживании приятного – неприятного и в соответствующих этому переживанию аффективных реакциях.

Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отра­жаемого объекта.

Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:

а) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но недостаточно для глубины его;

б) страстным – содействует глубине и богатству отражения;

в) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.

Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоцио­нальную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.

Сознание, чувство и воля – процессуальное триединство в отношениях. Воля как механизм осознанной регуляции психической деятельности человека преобразует психические отношения в особый класс человеческих отношений – психологические отношения. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности». Из этого определения следует, что психологические отношения, в отличие от психических, обладают еще и свойством сознательности.

В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.

Психологические отношения, в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произ­вольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым: «Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то, очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта».

Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и дея­тельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеж­дения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.

Психологические отношения В.Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действи­тельностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. По­требностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В.Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную фун­кциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».

Эмоциональные отношения В.Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений – эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.

Во всех трех подструктурах психологических отношений В.Н. Мясищев указывал на присутствие эмоционального компонента. Этот более низкий уровень проявления человеческих отношений, по сравнению с эмоционально-волевым, вполне дифференцируется понятием «психические отношения».

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.

Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оце­ниваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка – это форма проявления отношения, его созна­тельная объективация. Оценочные отношения определяются в контексте мысли­тельной деятельности человека, включающей эмоциональный компонент в виде одобрения – неодобрения, и могут в связи с этим оказаться проекцией самооценки, что особенно отмечается в случаях оценки людьми друг друга.

В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансфор­мируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности руководства – подчинения и др. Оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразователя психологических отношений в социально-психологические.

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал и убеждения личности, в основе которых, по его мнению, находится «система требований в сочетании со знанием действительности». Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают пони­мание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.

Читайте также:
Как можно назвать любимого парня

Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В.Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Не случайно поэтому, существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности инди­видуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятель­ность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т.д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.

В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.

Мы присоединяемся к точке зрения Л.В. Куликова (1997), который в структуре отношений считает наиболее важными следующие аспекты описания: объекты отношений, подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений (табл.1). Структура отношений – это их статика, это только одна сторона отношений.

Объектами психологических отношений выступают: природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают: познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути.

Само отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.

Отношение имеет и процессуальную сторону, проявляющуюся в психических состояниях и обусловливающую их существенные параметры.

Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение места структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры в «Я» личности, как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Однако, на наш взгляд, перспективным для анализа отношений является структура «Я», предложенная Л.В. Куликовым. В структуре «Я» автор предлагает выделять следующие подструктуры:

● «Я»-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.

● «Я»-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.

отношение

(в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов , объектов и их свойств. О. может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное О. между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его О. к другим объектам, явлениям, свойствам (например, О. субъекта к политической системе). Термин «О.» использовался как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева (см. отношений личности концепция).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

— субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.

Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (см. концепция отношений личности).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Полезное

Смотреть что такое “отношение” в других словарях:

ОТНОШЕНИЕ — в логике то, что в отличие от свойства характеризует не отдельный предмет, а пару, тройку и т.д. предметов. Традиционная логика не рассматривала О.; в современной логике О. пропозициональная функция от двух или большего числа переменных. Бинарным … Философская энциклопедия

ОТНОШЕНИЕ — отношения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. отнестись в 1 знач. относиться. Невнимательное отношение к делу. Хорошее отношение к детям. 2. Связь, касательство, участие. Я имею нек рое отношение к этому предприятию. 3. только мн.… … Толковый словарь Ушакова

Отношение — двумерная таблица, содержащую некоторые данные. Строки таких таблиц соответствуют записям, а столбцы атрибутам. По английски: Relation См. также: Реляционная модель данных Финансовый словарь Финам. Отношение Отношение двумерная таблица,… … Финансовый словарь

отношение — См. известие, положение, приказ в отношении, имеющий отношение, натянутые отношения. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отношение касательство, касательство, связь; аспект … Словарь синонимов

отношение — ОТНОШЕНИЕ множество упорядоченных п ок индивидов (где п > 1), т.е. двоек, троек и т.д. Число п называется «местностью», или «арностью», О. и, соответственно, говорят о n местном (п арном) О. Так, например, двуместное О. называют… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ОТНОШЕНИЕ — ОТНОШЕНИЕ, см. относить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

отношение — ОТНОШЕНИЕ, касательство, причастность, книжн. прикосновенность, книжн. сопричастие, книжн. сопричастность … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Читайте также:
Что самое главное в романтических отношениях: раскрываем секреты прочного фундамента любви

отношение Eb/N0 — Показатель помехоустойчивости канала связи, равный отношению энергии сигнала, приходящейся на один бит Eb (Дж/бит) к спектральной плотности шума N0 (Вт/Гц). Отношение Eb/N0 является безразмерной величиной, в чем нетрудно убедиться, если заменить… … Справочник технического переводчика

отношение Y — Отношение между эффективностью передачи и приема пассивной цепи телефона (МСЭ Т P.10/ G.100). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN Y ratio … Справочник технического переводчика

ОТНОШЕНИЕ — ОТНОШЕНИЕ, я, ср. 1. см. отнестись и относиться. 2. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем чем н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему н. (никак не относится). О. между … Толковый словарь Ожегова

Категория «отношение» в психологии

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества. Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.

Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).

Отношение (Krech D, Crutchfield R.S.) – упорядоченная организация мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов индивида.

Отношение (Alport G.) – психическое и непрерывное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.

Отношение (Fuson M.) – вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации.

Отношение – взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (Словарь-справочник практического психолога).

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

В своем «рефлексологическом периоде» (термин Е.Левченко), В.Н.Мясищев употребляет понятие «отношение» в двух значениях: 1) методологический принцип отношения организма к среде (вслед за В.М.Бехтеревым); 2) часть психического в целом, наряду с механизмами и состояниями, имеющая эмоционально-потребностную природу.

В.А.Ганзен, В.Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.

Как отмечает Л.В. Куликов (1997), использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности.

Развивая психологическую теорию отношений, В.Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту про­блему кпониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. «Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью».

Согласно В.Н. Мясищеву следует, что субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.

В.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:

– потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте;

– потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

Б.Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В.Н. Мясищева. В частности он писал, что термин «субъективное отношение» – объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в этом окружении. Отношение включает момент оценки, выражает пристрастность личности.

На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов).

Субъективное отношение – интегральное свойство личности, накладывающее определенный отпечаток на все психические процессы (явления). Особенно отчетливо это выражается в выборе и принятии решений, а также в их эмоциональном тоне (Б.Ф. Ломов).

В отношениях человека находят воплощение эмотивные (эмоционально-чув­ственные) и конативные (установочно-волевые) функции его психической дея­тельности. Психофизиологические механизмы этих функций предопределяют реагирование на внешние воздействия сначала в виде элементарного психического отношения, суть которого заключена в переживании приятного – неприятного и в соответствующих этому переживанию аффективных реакциях.

Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отра­жаемого объекта.

Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:

а) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но недостаточно для глубины его;

б) страстным – содействует глубине и богатству отражения;

в) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.

Читайте также:
Как сохранить крепкие и гармоничные отношения с любимым человеком

Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоцио­нальную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.

Сознание, чувство и воля – процессуальное триединство в отношениях. Воля как механизм осознанной регуляции психической деятельности человека преобразует психические отношения в особый класс человеческих отношений – психологические отношения. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности». Из этого определения следует, что психологические отношения, в отличие от психических, обладают еще и свойством сознательности.

В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.

Психологические отношения, в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произ­вольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым: «Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то, очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта».

Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и дея­тельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеж­дения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.

Психологические отношения В.Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действи­тельностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. По­требностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В.Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную фун­кциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».

Эмоциональные отношения В.Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений – эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.

Во всех трех подструктурах психологических отношений В.Н. Мясищев указывал на присутствие эмоционального компонента. Этот более низкий уровень проявления человеческих отношений, по сравнению с эмоционально-волевым, вполне дифференцируется понятием «психические отношения».

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.

Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оце­ниваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка – это форма проявления отношения, его созна­тельная объективация. Оценочные отношения определяются в контексте мысли­тельной деятельности человека, включающей эмоциональный компонент в виде одобрения – неодобрения, и могут в связи с этим оказаться проекцией самооценки, что особенно отмечается в случаях оценки людьми друг друга.

В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансфор­мируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности руководства – подчинения и др. Оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразователя психологических отношений в социально-психологические.

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал и убеждения личности, в основе которых, по его мнению, находится «система требований в сочетании со знанием действительности». Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают пони­мание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.

Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В.Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Не случайно поэтому, существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности инди­видуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятель­ность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т.д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.

В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.

Мы присоединяемся к точке зрения Л.В. Куликова (1997), который в структуре отношений считает наиболее важными следующие аспекты описания: объекты отношений, подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений (табл.1). Структура отношений – это их статика, это только одна сторона отношений.

Объектами психологических отношений выступают: природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают: познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути.

Само отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.

Отношение имеет и процессуальную сторону, проявляющуюся в психических состояниях и обусловливающую их существенные параметры.

Читайте также:
Психология отношений тесты

Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение места структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры в «Я» личности, как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Однако, на наш взгляд, перспективным для анализа отношений является структура «Я», предложенная Л.В. Куликовым. В структуре «Я» автор предлагает выделять следующие подструктуры:

● «Я»-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.

● «Я»-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.

Отношения

Психология отношений всегда и во все времена была главной темой для рассуждений. Это совсем неудивительно, ведь каждому человеку необходимо правильно взаимодействовать с другими людьми для достижения тех или иных целей. В статье попытаемся раскрыть секрет идеальных, а главное, счастливых отношений между мужчиной и женщиной. Обязательно обратим внимание на популярные проблемы, которые возникают у пар. Часто встречаются случаи, когда влюблённые расстаются, а причиной этого является популярное слово, разлюбил.

В конце статьи расскажем, как сохранить любовь в отношениях, а также сберечь особую искорку в глазах и сердце, которая была при первой встрече. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.

Психология отношений: счастливые отношения

Психология отношений

Отношения между мужчиной и женщиной, ощущение любви дарит человеку чувство глубокой эмоциональной наполненности, вдохновляет, окрыляет и делает счастливым. Однако в то же время отношения могут стать причиной глубокого разочарования, отчаяния и потери доверия к противоположному полу.

Чтобы поддержать огонь близости и понимания, психологами разработано несколько несложных правил, как можно наслаждаться каждым моментом отношений с любимым человеком, дарить тепло и получать его взамен:

  1. Человек обязательно притягивает в свою жизнь таких же людей, как и он сам. Всё тоже самое, что при дружбе . Если что-то не устраивает в личной жизни, следует заглянуть к себе в душу. В случае, когда, кажется, что везёт с людьми рядом, значит, заслуга в этом самого человека.
  2. Партнёр является зеркальным отображением. Важно дарить и отдавать человеку то, что хотелось бы получить самому.
  3. Любовь требует отдачи. Следует осознавать, что здоровые отношения включают в себя готовность чем-то жертвовать, заботиться, переживать, дарить теплоту и нежность, нести ответственность за партнёра. Если же любовь будет построена только на ревности, подозрениях, чувстве собственности, то подобные отношения обречены на провал.
  4. Слова имеют большую силу. Необходимо контролировать свои слова. Если постоянно упрекать, оскорблять, унижать, позволять глупые шутки в сторону партнёра, то рано или поздно это станет причиной большого скандала или вообще разрыва отношений. Лучше произносить больше ласковых слов, хвалить, делать комплименты, поддерживать в трудную минуту и флиртовать .
  5. Прикосновения укрепляют любовь. Важно как можно чаще обнимать любимого человека. Объятия снимают напряжение, дарят спокойствие, даже укрепляют иммунитет. Согласно исследованиям учёных, чтобы сохранить здоровье, важно обнимать минимум 8 человек в день.

Искренность в отношениях

Фальшь и обман способны погубить самые сильные чувства. Только искренность и честность позволяют отношениям расти и развиваться. Важно уметь говорить, доносить до партнёра свои чувства, желания, мечты. Не нужно бояться сказать о своей любви или похвалить близкого человека. Это только укрепит и вдохнёт новую жизнь в отношения.

Важность доверия

Доверие – это основа отношений и неотъемлемый элемент любви. Без него у партнёра появляются подозрения, ревность, беспричинные опасения разрыва отношений. В таком случае сразу же создаётся ощущение, что любимый человек непосредственно находится в эмоциональной ловушке и он, конечно же, начинает попросту «задыхаться» в отношениях. Постоянное давление приводит к тому, что появляется реальное желание прекратить эту связь.

Уважение к личному пространству

Свобода выбора является одним из главных условий счастливых отношений. Важно не ломать человека, а разрешать ему самому принимать решения. Настоящая любовь предполагает уважение к желаниям второй половины. В противном случае, появляется ощущение пребывания в ловушке. Существует житейская мудрость, которая гласит, что, чем больше человеку давать свободы, тем ближе он будет находиться.

Отношения могут заканчиваться расставанием: основные ошибки

Изучая психологию отношений можно смело утверждать, что не все союзы вечны. Чувства могут быть чрезвычайно сильными, но часто происходит так, что влюблённые расстаются, казалось бы, без видимой на то причины. Никто не застрахован от ссор, измен и других шероховатостей в отношениях. Есть важные моменты, на которые следует обратить внимание.

Как утверждают психологи, именно эти нюансы чаще всего становятся причиной для похода к семейному специалисту. Успешное решение указанных проблем поможет сохранить союз влюблённой пары.

Фанатично не подстраиваться под партнёра

Психология отношений сразу трактует некий нюанс. В начале отношений особы проявляют неудержимое желание понравиться друг дружке. Из-за этого человек полностью ломает себя, меняет внешность, старается демонстрировать черты характера и вести себя так, как нравится партнёру, притворяясь тем, кем он не есть на самом деле.

Однако это приводит к потере индивидуальности и пребыванию в постоянном напряжении, что может стать причиной большой ссоры из-за малейшего пустяка.

Негативный опыт прошлых отношений

Об этом много раз уже сказано, однако, пребывая в состоянии эйфории и влюблённости, многие забывают, что нельзя начинать новые отношения, не разобравшись окончательно со старыми. Важно отпустить внутренне своего бывшего партнёра, не держать зла на него, простить обиды и забыть о претензиях, просто отпустить.

Новые отношения ни в коем случае не должны строиться из-за попытки заглушить боль разрыва. Важно, чтобы с новой пассией были общие интересы, взаимная симпатия .

Психология отношений: скажи нет гиперопеке

Часто можно повстречать женщин-лидеров, которые сразу после знакомства всячески стараются «переделать мужчину», начиная от покупки носков до посещения тренингов личностного роста. Таким особам крайне рекомендуется заняться изучением курса психология отношений.

Возможно, мужчине и приятно внимание, однако, в таком случае трудно рассчитывать на то, что рядом будет сильный и ответственный человек.

Скорее наоборот, женщина сама, показывая роль мамы, но не любимой девушки, «слепит» инфантильную личность, неспособную принимать самостоятельно важные решения и брать на себя ответственность.

Читайте также:
Муж избил свою жену: как женщине выйти из замкнутого круга?

Излишняя забота ставит человека в определённые рамки и не даёт возможности для развития.

Не боятся говорить и уметь слушать партнёра

Часто причиной ссор и даже расставаний становятся недосказанности, которые со временем перерастают во взаимные претензии. Опираясь на психологию отношений, конечно не стоит в самом начале говорить партнёру:

  • что он должен помочь сделать;
  • какой будет свадьба влюблённых;
  • когда купим дорогую машину и поедем на отдых;
  • подбирать имена будущим детям.

Скорее всего, отношения закончатся, так и не начавшись. Но всё же важно говорить о том, что нравится, что раздражает. Главное, говорить об этом спокойно, можно перевести в шутку, но без личных оскорблений. Точно также необходимо прислушиваться и учитывать то, что нравится любимому человеку.

Как сберечь любовь в отношениях

Как сберечь любовь в отношениях

Психология отношений способна открыть глаза даже слепцу, который не верит в искреннюю любовь . Всё реже приходится встречать на улице, в парке седовласых влюблённых, которые с нежностью смотрят друг другу в глаза, держатся за руки и что-то шепчут на ухо.

В эти мгновения молодёжь невольно мечтает о том, чтобы в зрелом возрасте также быть вместе с любимым человеком и сохранить тепло любви. Для этого необходимо работать не только над собой, но и над отношениями, а главное, двоим.

Не забывать перенимать опыт у счастливых пар, а также много учиться и действовать. Однако не всё так просто как, кажется.

Для того, чтобы сохранить чувства через года важно придерживаться простых мудрых рекомендаций психологов и счастливых пожилых пар:

  • юмор – главный помощник в «утеплении» отношений. Многие пары в возрасте согласны с тем, что лёгкое отношение к жизненным невзгодам помогает преодолеть трудности и укрепляет союз. Можно придумать друг другу смешные прозвища, можно придумать традицию разыгрывать друг друга, а можно просто вместе вечером посмотреть любимую комедию или посмеяться над сводкой интересных новостей;
  • интересные семейные традиции способствуют душевности. Хорошие обычаи семьи помогают поддерживать хорошую погоду в доме. Важно придумать и поддерживать интересные традиции, которые будут нравиться обоим партнёрам, будь-то совместное приготовление Оливье перед Новым годом или подача кофе в постель с подарком в день рождения близкого человека;
  • доброта важнее, чем правота. Доказывать своё превосходительство можно в магазине, банке, налоговой. В романтичных отношениях это неприемлемо. Вместо того чтобы доказывать свою правоту, лучше улыбнуться и снисходительно отнестись к слабостям любимого человека.

Психология отношений: выводы

Как вы понимаете, психология отношений очень обширная тематика, а потому в статье было проведено несколько важных советов. В разделе на сайте можно найти более подробный материал, который сможет ответить на ряд вопросов таких как начало отношений и выход из разных проблем.

Исходя из предложенных рекомендаций, можно сделать вывод, что над отношениями необходимо плодотворно трудиться.

Читайте также: Что такое жизнь

Какими бы ни были отношения, их следует ценить, а также постоянно укреплять, ведь на одной любви далеко не уедешь. Соблюдая элементарные правила, касающихся психологии отношений и уважая любимого человека можно добиться небывалых успехов и обрести долгожданное счастье.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

ОТНОШЕНИЕ

сознательная, основанная на опыте, избирательная связь человека с различными сторонами жизни (но В. Н. Мясищеву).

психологический феномен, сутью которого является воз¬никновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в обще¬нии это другой человек или общность людей), интеграции всех состояв¬шихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих от¬ветов на него (В.Н.Мясищев),

relation) Об объект-отношении см. ОБЪЕКТ. Об интерперсональных отношениях см. ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ. аналитические отношения относятся к интерперсональным отношениям между пациентом и аналитиком, в отличие от ТРАНСФЕРА пациента или КОНТРТРАНСФЕРА аналитика. В отношениях врач – больной, мать – дитя и т.п. отношения подразумевают транзакции между двумя участниками, а не социальный статус или родственные отношения, т.е. данное слово используется в психологическом, а не социологическом значении.

взаимное отражение обьектов, их сущностных свойств, структурных и др. характеристик (например, о.временные, пространственные, причинно-следственные, логические и т.д.). Предметом психологии являются внутриличностные о. (например, эмоционально-волевые установки субьекта по отношению к себе и т.д.), межличностные о., межгрупповые о., а также система отношений личности, группы, общности людей к действительности. Данный аспект термина “о.” использовался как базовая категория в “теории отношений” В.Н.Мясищева.

философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов определенной системы.
Омоним двух эллипсисов терминов явлений объективной и субъективной диалектики:
объективное О.— количественное или качественное проявление взаимосвязей, имеющее ряд форм: математические, физические, физиологические, общественные (в частности, производственные), межличностные О.; субъективное О.— атрибут сознания: О. к труду, эмоциональное О., личностное О.
Как термин О. часто применяется, напр., в психологической теории отношений», созданной В. Н. Мясищевым (1893—1975) как эллипсис указанных различных понятий, что мешает их точному пониманию.

фиксированное по какому-л. признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. О. может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (напр., любой закон как сущностное О. между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его О. к др. объектам, явлениям, свойствам (напр., О. субъекта к политической системе).
Термин «О.» использовался как базовая категория в теории отношений В. Н. Мясищева. В конфликтологии О. в широком смысле – вид взаимодействия между субъектами, объектами, процессами и их свойствами, заключающийся в их взаимовлиянии, зафиксированном человеком. О. в узком смысле – оценка человеком субъекта или объекта и сформированная на этой основе установка на возможное взаимодействие с ним.

1. Вообще – связь между двумя или более событиями, объектами или людьми. Конкретная природа отношений может значительно варьироваться в работах различных авторов. Обычно имеется в виду одно из следующих значений: 2. Такая связь между двумя переменными, при которой изменение одной сопровождается изменением другой; см. здесь корреляция. 3. Такая связь между суждениями, при которой истинность или ложность одного предполагает истинность или ложность другого. 4. Такая связь между событиями, при которой одно служит предпосылкой другого. Обратите внимание, что можно, в некотором смысле, расположить эти три последних значения на измерении, отражающем силу отношения, так как значение 4 предполагает сильную причинную связь, на которую только содержится намек в значении 3 и которая логически отсутствует в значении 2.

Читайте также:
Как наладить отношения с мужем

значение, полученное путем деления одной величины на другую. Частные случаи О.: частота, шансы, пропорция, процент и т.п. Пропорция — частный случай О. — отличается тем, что числитель пропорции включен в популяцию, определенную знаменателем (например, доля женщин в группе людей). О. — это выражение связи между числителем и знаменателем, где обе величины являются обычно отдельными и определенными, ни одна из них не является включенной в другую. Размерность О. получается путем алгебраического сокращения, суммирования, и т.п. размерностей, составляющих его числитель и знаменатель. Как подсчитываемые, так и измеряемые величины могут быть включенными в числитель и знаменатель. Для отношений не существует общих ограничений по размерности или области значений, встречающихся в некоторых частных случаях (таких, как пропорция, превалентность). О. иногда выражается как процент (например, стандартизированное отношение смертности). В таких случаях, в отличие от специального случая пропорции, значение отношения может превышать 100. Также см. пропорция; частота; частное.

между независимой и зависимой переменными — центральная составная часть экспериментальной гипотезы. С достоверностью полученного О. связана внутренняя валидность эксперимента. В многоуровневом эксперименте становится возможным проверять точные гипотезы об определенном типе количественных О. — абсолютных и пропорциональных, и выражать их в виде математической зависимости. Существуют при типа О. между независимой и зависимой переменными:
— абсолютно-абсолютное О.: равные абсолютные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (математически — линейная зависимость);
— относительно-абсолютное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (логарифмическая зависимость);
— относительно-относительное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными относительными изменениями зависимой переменной (степенная зависимость).
Количество входящих в гипотезу О. определяет ее вид: различают гипотезы с одним О. и комбинированные.

Гипотетический конструкт (т. е. нечто, не поддающееся непосредственному измерению, а выводимое логическим путем), обозначающий состояние готовности, основанное на прошлом опыте, которое направляет, искажает или иным образом воздействует на наше поведение. Установки можно подразделить на три компонента. Когнитивный компонент представляет собой наше мнение об объекте, эмоциональный — наши чувства по отношению к объекту, а поведенческий — наше фактическое поведение по отношению к объекту. Не имея определенных установок, мы больше полагаемся на эмоциональный компонент и высказываем свое отношение в простых терминах типа «нравится» или «не нравится». Установки выполняют несколько мотивационных функций: – Защитная функция: установки, защищающие нас от негативных чувств по отношению к самим себе, когда мы проецируем негативные чувства на других людей (см. Предрассудки). – Оценочно-экспрессивные функции: установки являются способом выразить отношение к тем предметам и явлениям, которые имеют для нас важное значение. – Инструментальные функции: мы принимаем определенные установки и выражаем их как свое отношение, если они помогают добиться признания или избежать неодобрения окружающих. – Функции познания: установки помогают нам упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (например, «нравится» и «не нравится») и позволяют предсказывать некоторые события.

1. вообще – связь между двумя и более событиями, объектами или людьми. Имеется в виду одно из следующих конкретных значений: такая связь между а) переменными, при которой изменение одной сопровождается изменением другой; б) суждениями, при которой истинность или ложность одного из них предполагает истинность или ложность другого; в) событиями, при которой одно из них служит предпосылкой возникновения другого; 2. отношения между индивидами, трансакции между людьми (имеются в виду не их социальный статус или родственные связи, а психологические аспекты отношений типа мать-ребенок, врач- пациент и т.п.). 3. в психоанализе – любые интерперсональные отношения между пациентом и аналитиком, кроме трансфера пациента и контртрансфера терапевта. 3. переживание индивидом значимости для него какого-то события, явления, объекта. 4. В психопатологии – неадекватная, продиктованная болезненным состоянием оценка пациентом кого- или чего-нибудь. Термин обычно уточняется указанием на это болезненное явление. Например, сверхценное отношение, вызванное, как полагают, эмоциональной охваченностью в связи с патологическим преувеличением значимости объекта, ситуации. В состоянии опьянения, своеобразной модели душевного расстройства, как и при многих других психических нарушениях, существенно и нередко даже клинически значимым образом меняется вся система отношений пациента как с внешним миром, так и с самим собою.

субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).
Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.
Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.
Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:
1) на уровне социальных общностей – отношения классовые, национальные, групповые, семейные;
2) на уровне занятых некоей деятельностью групп – отношения производственные, учебные, театральные;
3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах – отношения межличностные;
4) отношения внутриличностные – например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.
Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности).

Читайте также:
Отношения девушки и парня

Психология отношений между мужчиной и женщиной

Если человек хочет быть любимым, найти преданного спутника жизни, ему необходимо разбираться в психологии отношений. Без этих знаний тяжело сохранить семью и избежать многочисленных конфликтов. Счастливая жизнь зависит от того, умеет ли человек выстраивать взаимоотношения с окружающими.

Психология отношений между мужчиной и женщиной

Зачем изучают психологию отношений между мужчиной и женщиной?

Умение выстраивать качественные взаимоотношения — это залог успеха в большинстве сфер общественной жизни. Внутреннее состояние любого индивида зависит от общения с окружающими. Осознаём мы это или нет, но люди, рядом с которыми мы живём, работаем, просто видимся, сильно влияют на нашу жизнь. Человек зависит от окружающих. От других людей он получает то, что заслуживает. Добиться любви, уважения можно, если знать, как общаться с людьми, как реагировать на их поступки, как влиять на их образ мышления. Без знаний по психологии выстроить правильные взаимоотношения с окружающими не получится.

Психологию отношений между мужчиной и женщиной желательно изучать по психологическим книгам, научным статьям, а также по личному жизненному опыту. Никто не застрахован от ошибок, но нужно уметь спокойно относиться к поражениям, делать из них правильные выводы. Если проанализировать собственные поступки, то из них можно почерпнуть больше знаний, чем из всех умных книг. Следует научиться из множества проблем выделять одну, но самую главную и уделять ей максимум своего внимания. Если «распыляться» на другие маловажные дела, то выйти из замкнутого круга проблем не удастся.

Смыслом отношений между мужчиной и женщиной является состояние любви, гармонии, физиологической, духовной удовлетворённости. Если человек хочет быть по-настоящему счастливым, он должен научиться заботиться о других, отдавать им тепло своей души. Эгоистам бывает трудно создать крепкую семью, основанную на любви, взаимоуважении. Правда, жертвовать собой следует только ради тех, кто этого по-настоящему заслуживает.

Необходимо помнить, что не всех индивидуумов можно пускать в свою душу, не со всеми можно выстроить хорошие отношения. Близкие люди должны уметь заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту, любить, несмотря на тяжёлые обстоятельства. Если индивид только берёт, но ничего не отдаёт взамен, воспринимает доброту как слабость, то любые взаимоотношения с ним обречены на провал. Не каждому человеку удаётся по достоинству оценить старания других. Не всякий индивид заслуживает любви, заботы. Гармоничный союз возможен только между теми людьми, которые обладают одинаковыми нравственными, материальными, эстетическими, религиозными ценностями.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной требуют уступок. Только таким способом их можно сохранить на долгие десятилетия. Человек, который стоит на своём, не хочет пойти на компромисс, может потерять любимого. Если женщина мечтает выстроить хорошие отношения с мужчиной, одного её желания мало. Нужно знать психологию иного индивидуума, его потребности, образ мысли, желания. Будучи женщиной, нужно войти в положение мужчины и наоборот. Люди, желающие быть вместе, должны уметь слышать, договариваться, сотрудничать друг с другом.

5 простых правил счастливого союза между мужчиной и женщиной

Хоть люди, населяющие нашу планету, очень разные, взаимоотношения между ними выстраиваются на основании одних и тех же правил. Если их знать и применять на практике, можно создать крепкую и счастливую семью. Эти знания больше пригодятся женщинам, которые хотят удержать любимого мужчину.

Золотые правила гармоничных взаимоотношений:

  1. Поддерживайте своего партнёра во всех его начинаниях. Замечайте даже его крохотные победы. Никогда не акцентируйте внимание на поражениях. Верьте в способности любимого. Хвалите его.
  2. Всегда просите помощь. Если человек видит, что он кому-то нужен, он чувствует себя сильным и востребованным.
  3. Если ссора неизбежна, постарайтесь не наговорить лишнего. В конфликтных ситуациях нужно вести себя спокойно. Необходимо научиться увидеть проблему и попытаться вместе найти из неё выход. и станьте интересной личностью. Вас будут уважать лишь в том случае, если вы сами цените себя. Любите своих родных и заботьтесь о них.
  4. Если хотите, чтобы ваш партнёр знал о ваших чувствах, скажите ему об этом. Мужчины не умеют читать чужие мысли. Они не склонны фантазировать, и слышат лишь то, что им говорят.

Психология мужчины в отношениях с женщиной — это не тайна за семью замками. Разные на вид люди хотят одного и того же — любви, поддержки, уважения. Счастливые взаимоотношения не берутся ниоткуда, чтобы они присутствовали, их нужно построить. Всегда нужно помнить, что семья — это огромный труд. Брак никогда не распадётся, если партнёры терпеливы, умеют прощать ошибки любимых.

Что нельзя делать в отношениях с мужчиной?

Если женщины хотят сохранить брак, они не только обязаны знать, как правильно себя вести со своим любимым, но и понимать, что им делать не следует. Есть три грубых ошибки, совершив которые можно испортить всё. Психология отношений между мужчиной и женщиной — это слишком тонкая материя. Она легко рвётся, если люди сознательно или неосознанно совершают неправильные поступки, говорят ненужные слова.

Что нельзя делать в отношениях с мужчиной:

  1. Говорить, что он неудачник. Постоянно напоминать ему об ошибках. Погружая человека в ощущение несостоятельности, можно навсегда отбить у него охоту побеждать. Мужчина свыкнется с мыслью, что он неудачник, и перестанет добиваться высоких целей.
  2. Отвергать помощь мужчины и всё делать самой. Если женщина не просит, чтобы партнёр ей помог, она рискует остаться одна. Мужчина чувствует свою ненужность и уходит к той, которая не может обойтись без его поддержки.
  3. Брать на себя роль мужчины. В любой паре один человек должен быть сильным, а другой — слабым. Если женщина хочет занять доминирующую позицию в браке, зарабатывать больше денег, она становится подобием мужчины. Сильный пол не любит подчиненное положение. Мужчины хотят видеть рядом с собой слабых женщин, нуждающихся в их заботе.
Читайте также:
Психология отношений с людьми

Счастливая семья и крепкий брак — мечта многих пар. Психология отношений между мужчиной и женщиной — это та тема, которую необходимо подробно изучить, чтобы создать гармоничный союз. Ведь чтобы иметь дружную семью, любящего партнёра, одной любви мало. Нужно знать психологические правила и приёмы, которые помогут двум любящим сердцам сделать жизнь счастливой.

Какие стадии проходят взаимотношения между мужчиной и женщиной?

Представители слабого и сильного пола мыслят, ведут себя, воспринимают окружающий мир по-разному. Мужчины более практичны, эмоционально стабильны, замкнуты и независимы. Женщинам свойственно быть слабее сильной половины человечества. Прекрасный пол слишком эмоционально реагирует на проблемы, им нужно общаться и рассказывать о своих чувствах.

Крепкие отношения в тех семьях, в которых муж и жена занимаются своими делами. Мужчина — строит карьеру, женщина — заботится об уюте в доме и о детях. Если люди переключают своё внимание на партнёра и начинают вмешиваться в его дела, ничего в них не понимая, такое поведение неизбежно приводит к конфликтам.

Мужчина должен иметь возможность жить своей жизнью. Ему нужно дистанцироваться от эмоциональных переживаний женщины. Любящая жена должна уметь растворяться в муже, не посягая на его независимость.

Мужчина и женщина могут построить между собой такие отношения:

  • приятельские — встречаются друг с другом, общаются;
  • дружеские — сопереживают, поддерживают в трудную минуту;
  • любовные — между партнёрами сильные чувства, они хотят больше времени находиться с любимыми; — люди живут вместе и сообща занимаются хозяйством.

Отношения между мужчиной и женщиной начинаются в силу различных причин: из-за симпатии, влюблённости, потребности в сексе. Иногда люди осознанно знакомятся с представителями противоположного пола, когда видят в своём избраннике наличие им нравящихся качеств. Любая пара мечтает быть счастливой и двигаться вперёд к осуществлению заветных целей. Каждый партнёр должен вкладывать свои силы, знания и умения в построение гармоничного и длительного союза.

Этапы развития отношений между мужчиной и женщиной:

Парень и девушка знакомятся друг с другом. Между ними вспыхивают сильные чувства. Молодые люди находятся в приподнятом состоянии, они идеализируют своих избранников, стараются выполнить любую их прихоть. Влюблённость длится около 12 месяцев. В этот период у пары страстный секс. Люди не видят недостатков друг друга, у них редко бывают ссоры, совместная жизнь им приносит удовлетворение и счастье.

Спустя некоторое время влюблённые возвращаются в реальность. Они осознают, что слишком преувеличивали достоинства партнёров. Люди по-прежнему любят друг друга, но хотят больше времени уделять любимому делу, хобби, развлечениям, работе, друзьям.

На этом этапе влюблённые начинают замечать некоторые недостатки своих избранников. Они пытаются изменить партнёра, указывая ему на его ошибки. Такое поведение приводит к ссорам и конфликтам. Если у пары не хватает мудрости приспособиться к новым условиям, семья перестаёт существовать.

Партнёр принимает своего избранника таким, какой он есть. Терпит все его недостатки, спокойно реагирует на возникающие трудности. Избавившись от иллюзий, люди ценят и уважают в своей второй половинке все индивидуальные качества. Партнёры не ищут новых связей, а преодолевают семейные неурядицы, заботятся о членах своей семьи.

На этом этапе отношения приобретают новый смысл — люди хотят больше отдавать, ничего не требуя взамен. Партнёры делятся друг с другом своими мыслями, переживаниями. Они стремятся помочь своей второй половинке во всех её начинаниях, вместе переживают горести, сообща трудятся ради общей цели.

Партнёры становятся по-настоящему близкими людьми. Они мыслят одинаково, хотят одного и того же. Каждый человек чувствует себя состоявшейся личностью. В своём избраннике он видит близкого по духу человека, который без слов понимает все его переживания и мечты. Истинная любовь — это уважение, забота, преданность, взаимопонимание. Люди пережили много трудностей, им пришлось много выстрадать, но они поняли, что главное в их жизни — это их союз.

Секреты идеальных отношений

Если мужчину и женщину объединяет общая цель, у них есть все шансы создать крепкую семью. Люди могут усовершенствоваться в одном общем деле или каждый в своём занятии, но главное, не сосредотачивать всё своё внимание на недостатках партнёра, не изводить его своими упрёками или чрезмерной заботой.

Психология женщин и мужчин в межличностных отношениях предполагает развитие личности. Люди счастливы, если заняты любимым делом и могут в нём добиваться поставленных целей и намеченных высот.

Нельзя жертвовать любимым человеком, его мечтами в угоду личным интересам. Партнёр заслуживает на уважение. Он должен реализовать себя как личность и добиться желаемого в любой сфере человеческой деятельности.

Гармоничный союз нельзя построить, если переносить старые обиды в новые отношения. Прежде чем окунуться в мир другого человека, нужно полностью разрешить все проблемы с бывшими любовниками.

Если индивида одолевают негативные чувства по отношению к своему партнёру, нельзя поддаваться слабостям. Эмоции нужно уметь подавлять и контролировать. Лучше всего переключить своё внимание на работу, любимое занятие. Не следует слишком критично относиться к недостаткам партнёра. Их нужно научиться принимать как должное.

Доверительные отношения нельзя выстроить без искренности и любви. На фальшивых чувствах невозможно построить крепкий союз. Избранника нельзя переделать силой, он сам должен захотеть измениться, полюбив по-настоящему.

Если ваши отношения зашли в тупик, и даже прочитав все советы из интернета, вы не знаете, как дальше жить, обратитесь за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину. Опытный специалист, практикующий психотерапевт сможет разрешить любую проблему и найти выход из сложной ситуации.

Возможно, найти пути решения проблемы вы сможете благодаря видео на этом канале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: