Принципы воспитания детей

10 принципов правильного воспитания от известного психолога

Ведущий специалист по подростковому возрасту отмечает самые важные принципы, которыми нужно руководствоваться в воспитании детей.

Вырастить счастливых и здоровых детей — трудная работа. Ведь воспитывать — это не просто доверять своим инстинктам или делать так, как когда-то наши родители, но и понимать, что больше всего подходит именно нашим детям, и почему.

В своей книге «Десять базовых принципов правильного воспитания» Лоуренс Стейнберг, профессор психологии Университета Темпл в Филадельфии, эксперт по подростковому возрасту, дает практические советы родителям, как повысить уверенность в себе и воспитывать детей правильно.

«Летидор» перечислит их для вас.

То, как вы поступаете, имеет значение

Для детей родители — основной образец для подражания. Наблюдая за мамой и папой, сыновья и дочери учатся поведению.

«Это один из самых важных принципов, — объясняет Стейнберг. — То, что вы делаете, имеет значение. Ваша реакция в ответ на поступок ребенка должна быть осознанной. Спросите себя: чего я хочу достичь и приведут ли эти действия к нужному результату? Будь то здоровое питание, занятия спортом, забота о близких или вопросы честности и справедливости, дети обращают внимание на все и смотрят на своих родителей, ища подсказки, как им вести себя в подобной ситуации».

Невозможно любить слишком сильно

Нет такого понятия, как «слишком много любви». Помните, что возможность обладать любой вещью или отсутствие правил и ограничений — это не то же самое, что любовь.

«Невозможно испортить любовью, — пишет Стейнберг. — Поведение ребенка не может стать хуже от того, что он слишком сильно любим, как часто думают взрослые. Как правило, оно портится вследствие того, что ребенок вместо любви получает снисходительное отношение, заниженные ожидания и материальные блага».

Участвуйте в жизни вашего ребенка

Воспитание подразумевает большую ответственность.

«Вовлечение в жизнь ребенка требует от родителей времени и тяжелой работы над собой, и это часто означает переосмысление и перераспределение приоритетов. Приходится жертвовать тем, что вы хотите сделать для себя, во имя интересов ребенка.

Будьте рядом и душевно, и физически»,

И хотя родителям следует проводить время со своими детьми, они не должны делать все вместо них, в том числе домашние задания.

«Домашнее задание — это инструмент, позволяющий учителям понимать, осваивает ли ребенок предмет или нет, — говорит Стейнберг. — Если вы выполняете домашнее задание за ребенка, вы не позволяете педагогу узнать, что он выучил».

Адаптируйте методы воспитания под своего ребенка

Поведение ребенка сильно зависит от возраста. Вы должны знать, какие изменения в поведении являются нормальными и помогают детям в их личностном росте и развитии.

«Стремление к независимости заставляет трёхлетнего ребенка все время говорить «нет», — и оно же побуждает его научиться ходить в туалет, — пишет Стейнберг. — То же самое можно сказать и про интеллектуальное развитие — оно побуждает 13-летнего подростка быть любопытным и любознательным в учебе, а еще воодушевляет его спорить с вами за обеденным столом».

Устанавливайте правила

Детям младшего возраста нужно помогать управлять своим поведением, тогда позже они научатся контролировать себя.

«Если вы не будете управлять поведением вашего ребенка, пока он маленький, ему будет трудно научиться делать это самостоятельно, когда он станет старше и вас рядом не будет, — говорит Стейнберг. —

В любое время дня и ночи у вас всегда должны быть ответы на три вопроса: где мой ребенок? кто с моим ребенком? что делает мой ребенок?

Правила, которым ребенок научился у вас, он позже будет применять к себе».

По мере того как дети взрослеют, родители должны контролировать их поведение в целом, но при этом предоставлять независимость в деталях. «. вы не можете постоянно заниматься микро-менеджментом, — пишет Стейнберг. — Как только дети перешли в среднюю школу, вы должны позволить им самостоятельно делать домашние задания и принимать собственные решения».

Поощряйте независимость ребенка

Границы важны для детей.

«Установление границ помогает ребенку развить чувство самоконтроля. Поощрение независимости помогает развить чувство самоуправления. Но чтобы быть успешным в жизни, развивать нужно и то и другое», — говорит Стейнберг.

«Это нормально, когда дети настаивают на автономии. Многие родители ошибочно приравнивают независимость ребенка к мятежу или непослушанию.

Дети стремятся к независимости, потому что человеку свойственно контролировать, а не чувствовать на себе контроль со стороны кого-то другого».

Такое поведение сложно осознать родителям, но это важный шаг в развитии детей.

Будьте последовательными

Установите правила и будьте последовательны в их соблюдении.

«Если ваши правила меняются изо дня в день непредсказуемым образом или если вы применяете их только выборочно, то дурное поведение ребенка — это ваша вина, а не его, — говорит Стейнберг. — Самый важный инструмент дисциплины — это последовательность. Четко определите вопросы и темы, которые не подлежат обсуждению.

Чем больше ваш авторитет основан на мудрости, а не на силе, тем меньше ваш ребенок будет бросать вам вызов».

Избегайте физических наказаний

Физическое наказание не имеет никакого отношения к воспитанию.

«Дети, которых шлепали, били или которым давали пощечины, более склонны к физической борьбе с другими детьми. Среди них чаще встречаются хулиганы, и именно такие дети ведут себя агрессивно во время споров с другими», — пишет Стейнберг.

Читайте также:
Кризис 3 лет у детей: как правильно вести себя родителям и не сойти с ума?

Есть много других способов дисциплинировать ребенка, которые работают лучше и не связаны с агрессией.

Объясняйте свои решения

Вы должны уметь объяснять любые вещи, учитывая возраст ребенка, ваши доводы должны быть понятны ему.

«У хороших родителей есть определенные ожидания, и они хотят, чтобы ребенок соответствовал им, — пишет Стейнберг. — Но, как правило, родители слишком много объясняют маленьким детям, а подросткам, наоборот, мало.

То, что очевидно для вас, может быть совершенно не однозначно для 12-летнего ребенка.

У него нет приоритетов, особой точки зрения и опыта, которые есть у вас».

Уважайте ребенка

Относитесь к детям с уважением, и они будут уважать других, в том числе и вас.

«Лучший способ научить ребенка относиться к вам с уважением — это относиться с уважением к нему, — пишет Стейнберг. — Вы должны проявлять по отношению к своему ребенку те же самые знаки внимания, которые вы выказываете другим людям. Поговорите с ним вежливо, уважайте его мнение. Обращайте внимание, когда он говорит с вами, будьте с ним приветливы. Постарайтесь сделать ему приятное по мере возможностей.

Дети относятся к другим так же, как их родители относятся к ним. Вы моделируете поведение, которое ребенок будет использовать в своей жизни. То есть ваши отношения с ребенком являются основой для его отношений с другими».

Только вдумайтесь в это!

Преимущества правильного воспитания

По словам Стейнберга, чем чаще вы практикуете правильные навыки воспитания, подходите к этому вопросу вдумчиво, тем более естественным оно будет даже в то время, когда вы реагируете инстинктивно.

По Стейнбергу, правильное воспитание способствует здоровой психологической адаптации и развитию позитивного поведения у детей, развитию в них положительных качеств. Честность, сопереживание, уверенность в себе, доброта, сотрудничество, успех в школе, интеллектуальное любопытство, мотивация к обучению и стремление к достижению — все это возможно благодаря разумному подходу родителей.

Стейнберг утверждает, что правильное воспитание также помогает удержать детей от антисоциального поведения, употребления наркотиков и алкоголя, защитить от тревоги, депрессии и расстройств пищевого поведения.

Кстати, в другой своей книге «Переходный возраст. Не упустите момент», вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», Лоуренс Стейнберг рассказал, как защитить подростка от роковых ошибок. «Летидор» публиковал конспект книги.

Принципы воспитания детей

10 принципов воспитания детей

Что вообще такое воспитание? В чем наша задача как родителей?

На мой взгляд, роль родителя заключается, в том чтобы не мешать ребенку постепенно трансформироваться в успешного и счастливого взрослого.

Что означает успешный и счастливый взрослый?

Вот мое определение:

Успешный — человек, который умеет сам ставить себе цели и достигать их. Важно, чтобы эти цели шли от его естественных интересов и создавали ценность в том числе для других людей, ну или хотя бы не вредили окружающим. Иначе, эти цели — вредны для самого человека.

Счастливый — человек, который умеет принимать, любить и наслаждаться собой и миром вокруг.

Взрослый — в моем понимании, самодостаточный. Дети отличаются от взрослых тем, что они не могут жить без любви и заботы других взрослых людей, а взрослый человек — может, если умеет любить себя сам. Хотя конечно приятнее когда не только сам. Мне кажется слово взрослый не совсем передает суть этого состояния, мне больше нравится “mature” или созревший по-русски.

Я не знаю, есть ли методы которые 100% работают, чтобы каждый ребенок стал успешным и счастливым взрослым. Ни у кого из родителей на Земле нету достаточной статистической выборки своих детей для проведения стат.значимых опытов. Да и проводить А/Б тесты на детьми как-то не гуманно, продолжительность эксперимента потребуется слишком долгая, объективных факторов измерения успеха, счастья и самодостаточности не существует. К тому же, на ребенка влияет куча факторов внешней среды, кроме нашего воспитания. Так что тема влияния воспитания родителей на детей, как мне кажется очень не однозначная, с научной точки зрения. Но тот факт, что мы влияем на наших детей для меня не требует научных доказательств. Достаточно посмотреть на себя со стороны и сравнить с собственными родителями. Очень часто в чем то мы повторяем наших родителей, а в чем то ведем себя полностью противоположно.

Не буду влезать сейчас в психологию, но мне очевидно, что несмотря на то, что не существует универсального знания как правильно, есть куча примеров как не правильно и точно не помогает ребенку в здоровом развитии.

В общем, не претендую в своих изысканиях на абсолютную истину, а лишь делюсь своим собственным опытом и размышлениями.

Немного контекста для тех кто близко со мной не знаком и с моим опытом в отцовстве. Я женат и являюсь счастливым папой двух дочек Алиса — 5 лет и Рони — 2 года.

Так как дети у меня еще относительно маленькие, то мои наблюдения и выводы скорее всего могут быть не применимы для детей постарше, тем более подростков. Буду обновлять свои выводы по мере их взросления и моих новых инсайтов.

Читайте также:
Что делать, если ребёнок не слушается в 3 года или в 6 лет

Итак, 10 принципов, которым стараюсь следовать в жизни со своими детьми.

Дети — это зеркало нас самих. Если мне что-то не нравится в поведении ребенка, то это есть во мне или в жене — их маме, но так как жену я выбирал сам, в здравом уме и в сознании — то тоже есть во мне.

Поэтому, когда что-то не устраивает, тригерит негативные эмоции или появляется желание что-то изменить в ребенке, я начинаю смотреть более пристально на себя как будто со стороны и задавать себе вопросы.

Почему меня это не устраивает? Может это “мои тараканы” — патерны из детства?

Я заметил, что с детьми мы ведем себя менее осознанно чем с другими взрослыми. То есть многие реакции более естественные и не отфильтрованные нашим сознанием. Они идут прямо из под-сознания. Поэтому регулярно выплывают всякие паттерны заложенные еще в детстве.

Например, вот меня отдали в 6 лет на плавание. А, я ужасно мерз и не хотел заниматься. В результате, бросил через пол-года.

Алисе скоро 6 лет и на меня вдруг снизошло понимание, что моя дочь просто обязана научиться хорошо плавать. А, она почему то сопротивляется — не хочет заниматься с учителем, которого я нашел и удивительная вещь — “тоже мерзнет”, но почему то только когда с учителем, а со мной плавает с удовольствием.

Моя первая реакция на ее отказы заниматься плаванием была раздражение и желание уговорить/убедить/заставить — “ведь это ей на благо”. Но как только я замечаю, что начал “воспитывать”, я вспомнил про этот принцип “воспитывай себя”. Включилось сознание и я начал рефлексировать — откуда у меня эта потребность научить ее плавать.

Начинаю задавать себе вопросы — действительно ли так важно для блага Алисы научиться плавать идеальным кролем до 6 лет? Или раз она так сопротивляется это нужно только мне? А, зачем это нужно мне? И только после этих вопросов начинаю вспоминать, что повторяю программу 35-и летней давности своего отца со мной.

В результате, я от нее отстал с занятиями с тренером и теперь мы плаваем вместе, правда редко.

В общем, дети — отличный инструмент для работы над собой и своими паттернами из детства. Пользуйтесь.

2. NVC (Non-violent Communication) — общение без насилия

Что означает насилие в общении?

Насилие выражается в ограничении или лишении свободы испытывать любые эмоции, даже самые негативные.

Чтобы ребенок вырос эмоционально здоровым человеком роль родителя не мешать ему испытывать эмоции и помогать проживать их, а со временем идентифицировать и контролировать проявления вызванные эмоциями.

Приведу пример из жизни.

Например, ребенок хотел взять с собой в садик свою любимую куклу, но забыла ее дома. Вдруг, уже в гараже, когда ее усаживают в детское кресло — она вспоминает и отказывается садиться в кресло. Орет и требует куклу. Отказывается ехать в садик пока не получит свою куклу.

Возможные реакции родителя:

  • “Прекрати сейчас же истерику. Мы опаздываем в садик, а я на работу.”
  • “Сама виновата — не надо было ее забывать. В следущий раз будешь помнить.”
  • “Ну, что ты как маленькая? У тебя есть другая кукла в машине или в садике. С той куклой наиграешься когда домой вернешься.”

Все эти реакции вредны для ребенка, потому что учат, что ее чувства не важны или не правильны, что в данной ситуации она не должна испытывать эти эмоции. Проблемы которые нам кажутся пустяками и детскими глупостями — для детей могут казаться настоящими трагедиями.

Теперь пошагово реакция родителя в данной ситуации по фреймворку NVC:

а) Проявление эмпатии: вытащить орущего истерящего ребенка из машины, взять на руки и крепко обнять,

b) Назвать ту эмоцию которую ребенок сейчас проживает — “Ты сильно расстроена.”

с) Назвать ту потребность, которую испытывает в данный момент ребенок: “Ты бы так хотела, чтобы твоя любимая кукла была бы сейчас здесь с тобой.”

d) В большинстве случаев, в решении нет необходимости. Как только ребенок ощутил, что его чувства приняли, он успокаивается. Но иногда можно назвать несколько возможных решений и предложить выбрать одно из них.

После того как вы приняли чувства и потребности ребенка, можно и про свои чувства и потребности рассказать. Например,

а) Эмоция: “я сейчас очень нервничаю, потому что мы поздно вышли из дома и я могу опоздать на работу, а я не люблю опаздывать.”

b) Потребность: “Мне нужно выехать прямо сейчас, но только после того как я тебя пристегну в кресле и отвезу в садик. Поможешь мне пристегнуть тебя?”

Общее правило: принимать любые чувства и эмоции ребенка. Тогда вам будет проще не забывать и про свои эмоции и потребности.

Не бывает плохих эмоций — только плохие поступки. Останавливать и наказывать можно только за поступки, но никогда за эмоции.

Это звучит просто для понимания, но очень сложно для применения. Чтобы переучить наши реакции и привычки требуется время, фокус и постоянная практика. Рекомендую 2 книжки на эту темы, которые изменили мою жизнь:

  • Фабер, Мазлиш, “Как говорить чтобы дети слушали” https://www.ozon.ru/context/detail/id/5353801/
  • Маршалл Розенберг, “Ненасильственное общение” https://www.ozon.ru/context/detail/id/4236492/
Читайте также:
Счастливы вместе: место ребёнка в отношениях с мудрыми родителями

Для тех кто любит смотреть видео на YouTube больше чем читать вот 3-х часовой воркшоп Маршалла (Eng) — https://youtu.be/l7TONauJGfc

Также хорошие книги на тему навыков коммуникации с детьми (с взрослыми людьми тоже работает):

  • “The whole brain child” by Daniel Siegel
  • “The explosive child” Ross Greene

Я хотел научиться лучше понимать своих детей, в результате эти книги поменяли мое представление о том как общаться с взрослыми людьми. Всем нравится, когда принимают их чувства. Вот только на ручки взрослых брать не обязательно, хотя обнимать иногда стоит.

3. Мой Дом — моя крепость.

Продолжительный стресс негативно влияет на развитие мозга ребенка. Есть много исследований на эту тему.

Самый сильный стресс для ребенка это страх, что ребенок останется один — его оставят родители.

Этот страх заложен в нас очень глубоко эволюцией на уровне самосохранения. Ведь что происходило с человеческим детенышем с древних времен, когда он вдруг оставался один без присмотра родителей или родичей из стаи. Верно — ничего хорошего, по причине его полной беззащитности.

Любовь родителей, особенно мамы — это обратная связь для ребенка, что он его не оставят, что он в безопасности.

Поэтому когда вы забираете свою любовь или берете свою любовь в заложники, если он не будет соответствовать вашим стандартам или ожиданиям автоматически срабатывает защитный механизм стресса, чтобы сигнализировать что есть риск для жизни. По сути забирая свою любовь у ребенка, мы угрожаем подсознанию ребенка смертью.

У детей итак хватает стресса в окружающем мире: многое вокруг не знакомо, от тебя постоянно чего то хотят, куда то ведут, при чем ты практически ничего не контролируешь в своей жизни. В общем, находишься на низшей ступеньки общественной иерархии. Так хоть дома хочется расслабиться и оторваться на родителях, которые все примут. Замечали как ваш ребенок часто ведет себя по-разному дома и в садике или на улице?

При этом краткосрочный дозированный стресс некоторые исследования утверждают даже полезен. Поэтому наверно можно иногда забирать ребенка из садика или школы с опозданием.

Мы взрослые тоже люди и иногда ведем себя эмоционально, можем сорваться, прикрикнуть, поистерить. Думаю, если делать это в меру, и давать ребенку четкую обратную связь, что был не прав, то психика ребенка вполне справится. Это точно лучше, чем держать свои эмоции в себе и внутри страдать от накопившихся негативных эмоций. Дети все чувствуют, но не все понимают и могут взять вину за несчастье мамы/папы на свой счет. Оно вам надо? Так что лучше все объяснять. Поругались с женой при ребенка — обязательно помиритесь тоже при ребенке. Ну, некоторые элементы примирения 18+ лучше оставить конечно на потом. Главное, чтобы у ребенка были примеры, что после ссоры идет примирение.

Понятно, что 99.9% родителей искренне любят своих детей и наверняка имеют самые правильные намерения, когда кричат на своих детей, угрожают, приводят в пример других более “правильных” детей и т.д. Но дети не могут оценить наши благие намерения, зато автоматически получают угрозу недополучить любовь и не чувствуют себя в безопасности.

Чтобы не создавать лишний стресс лучше избегать следующих ситуаций:

  • Чрезмерное давление по какому то вопросу. Например, ребенок больше не хочет заниматься балетом, а ваша мечта вырастить звезду.
  • Игнорирование ребенка. Например, ребенок что-то вам говорит или рассказывает, а вы не обращаете внимания или смотрите в телефон. Еще хуже, если вы игнорируете умышленно в качестве наказания за что-то. Дети часто специально начинают “плохо себя вести”, чтобы привлечь хотя бы негативное внимание, когда не получается привлечь позитивное. Когда ругают — есть контакт, игнор — намного страшнее.
  • Сравнивать с другими детьми, особенно с братьями/сестрами.
  • Не верить в них. “У тебя все равно не получится” или “это не твое.”
  • Навешивание ярлыков — как отрицательных, так и положительных. “У тебя руки из одного места растут” или “Ты такой умный.” Оба утверждения приклеивают ярлык на ребенка и создают определенную самоидентификацию, которая мешает развиваться. Об этом будет подробнее в принципе №6.
  • Обобщать. Например, “У тебя постоянно бардак в комнате.” или “Ты никогда меня не слышишь”.
  • Задавать вопросы на которые нет ответа: “Почему у тебя опять бардак в комнате?”

На что заменить это привычное нам поведение? Об этом можно прочитать в книжках Мазлиша и Розенберга, о которых я писал в прошлом пункте.

Для создания stress-free атмосферы в доме также очень важно быть последовательным и создавать повторяющуюся рутину. Детям комфортно в понятной среде, которую они хорошо знают. У детей очень быстро вырабатываются привычки — быстрее чем у взрослых. Дети привязываются к своим игрушкам, предметам и ритуалам.

Моя дочь Алиса очень расстраивается, если папа отказывается читать книжку перед сном когда сильно устал или почистил зубы утром без нее. Каждое нарушение ритуала это мини-стресс.

Читайте также:
Почему родители часто не понимают своих детей: вечная проблема между поколениями

Но как я уже писал ранее стресс в мини-дозах это хорошо — он дает ускорение к развитию. Замечали как дети как будто взрослеют после каждого путешествия с вами? В путешествии большинство рутин и ритуалов нарушаются, очень много новых стимулов, которые создают мини-дозы стресса стимулирующие развитие.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей»

Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное воспитание ребенка?Сегодня я расскажу об основных принципах воспитания ребенка.

Ребенок – это отдельная личность.

Поэтому свои собственные мечты и планы реализовывайте сами, и не навязывайте их ребенку. Частая ошибка родителей — навязывать ребёнку свои мечты. «Я не стала доктором, но мой ребёнок уж точно станет — это его судьба!» или «Мы династия врачей и наш ребёнок пойдет по нашим стопам!». Когда мы думаем и действуем так, мы отбираем у ребенка свободу и целостность развития, мы навязываем свои мечты. Не удивительно, что дети зачастую нас разочаровывают, либо, не желая разочаровать, становятся несчастными и посредственными. С самого рождения дайте ребёнку свободу и поддерживайте его свободу. Воспитание не должно быть навязыванием какой-либо позиции или отношения, создание развивающей среды и помощь ребёнку и только в тех ситуациях, когда она действительно необходима.

Все дети рождаются одинаковыми.

Все дети в норме рождаются одинаковыми и не бывает ребёнка без способностей или, наоборот, с выдающимися способностями. Все, чем отличается ребёнок или то, в чем он не преуспевает — это результат приобретенного опыта в процессе воспитания и развития. Обычно уже к трём годам родители делают выводы о склонности ребёнка к музыке или конструированию. Поэтому развитие творческих и музыкальных способностей, плавание, спорт, конструирование и многое другое — это то, что можно и нужно давать ребёнку с рождения, а не в школе.

То, что вы делаете, имеет огромное значение

Вы — эталон поведения для ребёнка и все ваши слова о том, что нельзя кричать, надо быть честным, нужно носить шапочку и все все остальные, не будут значить ровным счетом ничего, пока вы сами не станете их соблюдать. Как вы думаете, что сделает ребенок, если услышит от вас, что нельзя кричать и тут же после этого увидит, как вы кричите на его отца? Картина мира в его голове будет шаткой и неоднозначной, это уж точно не то, чего вы хотели добиться. Кроха учится общаться, реагировать, выражать эмоции, вести себя в обществе, глядя на вас и на папу. Поэтому подавайте пример.

Взгляды на воспитание и действия родителей должны быть едиными.

Только тогда ребёнок почувствует безопасность и целостность окружающего мира. Если мама утешает кроху после того, как папа бьет его по попе ремнем, значит вы растите манипулятора. Дети очень быстро приспосабливаются к среде и находят в ней свои выгоды. Все воспитательные меры вы должны обговорить и «согласовать» с мужем. Вы вместе, на одной стороне, поэтому не “дружите против” папы или мамы. А в пределах общей нормы воспитания, каждый родитель имеет право на свое собственное поведение с ребёнком.

Будьте последовательны в своих действиях.

Не меняйте правила изо дня в день, это может привести к недисциплинированности ребёнка. Многим родителям не хватает чувства последовательности, в результате чего ребёнок приходит в замешательство и не знает, как себя вести. Ваша задача — сделать мир ребёнка безопасным и надежным, а это значит придерживаться общих правил поведения изо дня в день, всем вместе.

Не давайте ребёнку все, что ему хочется по первому требованию.

Ребёнку для развития достаточно всего,что есть в доме: сенсорного коврика (можно сделать самой, в младенчестве – погремушек, в раннем детстве – книжек, набора для прогулки (совочек, формочки, музыкальных упражнений, счетного материала, конструктора. И другие игрушки притягательны для ребёнка, они нужны не только для его собственного удовольствия, но и для поддержания статуса в социальной среде. Сейчас вокруг ребенка очень много впечатлений, развлечений и между тем, что «нужно» и тем, что «хочу!» лежит огромная пропасть, которую малыш пока не осознает. Поэтому прививайте ребёнку знание о заработке и деньгах и позволяйте ему заработать то, что ему хочется.

Хвалите ребёнка правильно — только за дело.

Часто мы от переизбытка чувств пускаемся в похвалу: какой замечательный ребёнок, какой ты хороший! И часто после этих слов ребенок стремиться сделать еще что-нибудь хорошее. Родители думают, что это здорово, но на самом деле – совсем нет. Ребёнок стремиться сделать что-то хорошее, чтобы его снова высоко оценили, он думает, что мама любит его за то, что он замечательный. А что же делать, когда у него что-то не получилось?Когда мы говорим: «Ты самый умный», мы оцениваем личность ребёнка и ради этой оценки он пойдет на многое. Именно такой похвалой мы формируем в малыше перфекционизм — стремление быть совершенным ради похвалы. Это противоположность достиженческому подходу, при котором ребёнок стремится достигать новых высот ради совершенствования, ради цели, а не ради оценки. Найдите объективный повод и похвалите ребенка за то, что он сделал, а не за то, что он самый-самый.

Читайте также:
Кризисы возрастного развития – это ступени к новой реализации себя

Не отказывайтесь от помощи малыша, позвольте ему участвовать в работе по дому.

В период раннего детства детки так хотят быть похожими на маму и папу! Они видят, как мама подметает и тоже бегут с веником в самую пыль. Видят как мама накрывает на стол и хватаются за полные стеклянные бокалы и ножи. Да,выглядит все это страшно опасно и вообще от помощи больше проблем: пыль не собирается, а разлетается по всему дому, бокалы бьются, сок разливается. И, кажется, нужно ребёнка отстранить от всего этого, так проще всем. Но каждый раз, когда вы отбираете у малыша веник или стакан,вы говорите ему: «Я сама, твоя помощь не нужна». Он запомнит эти установки и к 14 годам вы получите «неблагодарного ребёнка, который вам не помогает». Но вы же хотели просто обезопасить его и освободить себе время?Поэтому предлагаю вам инвестировать в будущее: купите малышу веник, дайте ему отнести бокал (если сока много, отлейте половину, чтобы крохе было проще, подарите собственную тряпку для пыли, и скоро у вас вырастет благодарный помощник. Да, кстати, все это также развивает моторику и эмоции.

Папа – полноценный участник воспитания и развития.

Влияние отца сложно переоценить — он проводник ребёнка в окружающий мир, поэтому отец должен общаться с ребёнком, как можно чаще и быть доступен в любое время, хотя-бы по телефону. А время, пока малыш общается с папой — это то время, которое вы посветите себе.

Воспитывайте в ребёнке независимость.

Малышу очень сложно оторваться от мамы, но с года до трех происходит формирование его собственного «Я». Многие родители приравнивают детскую независимость к непокорству и непослушанию. Дети стремятся к независимости по простой причине — как и все люди, они хотят сами контролировать, а не быть контролированными кем-то другим. Поэтому в период 2-3 года уже необходимо дать крохе свободу. Поощрение независимости развивает саморегуляцию поведения. Но определенные ограничения помогают ребёнку развить чувство самоконтроля. Чтобы быть успешным в жизни,ему понадобятся оба этих навыка: независимость и самоконтроль.

Вырастите ребёнка почемучкой – научите его думать.

К трём годам голова пухнет от детского «почему», но невероятно важно не только отвечать почемучке, но и стимулировать у него новые и новые вопросы. Вопрос «Почему?» – признак активной мыслительной деятельности, он означает, что ваш малыш думает, строит причинно-следственные связи и начинает делать логические выводы.

Даже если вы допустили ошибку в воспитании детей, не считайте ее фатальной.

Вы человек, а человек не идеальный. Все мы допускаем ошибки, но это не значит, что мы плохие. Поэтому, если вы ошиблись, то признайте свою ошибку, измените свое поведение и идите дальше.

Удачи Вам, уважаемые родители, в воспитании Ваших детей!

Спасибо за внимание!

Консультация для родителей «10 правил воспитания ваших детей» “10 правил воспитания ваших детей” Каждый родитель любит своего ребенка, желает для него самого лучшего. Но, мы родители, сами того не замечая,.

Консультация для родителей «Формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» Отношение к родной стране предается от родителей к детям, поэтому воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного.

Консультация для родителей «Принципы воспитания по дидактическим играм» Цель: оказать помощь родителям в воспитании детей через дидактические игры. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Консультация для родителей «Организация этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста» Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста – незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей» “Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей” Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический.

Консультация для родителей «Принципы и Задачи семейного воспитания» Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей»

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Консультация для родителей «Современная семья. Основы воспитания детей» Консультация для родителей СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ:ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Здравствуйте, сегодня бы мне особо хотелось обратить ваше внимание.

Проектная работа «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики» Проект на тему: «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики». Выполнила: Ахбулатова Элина Мурадовна,.

Принципы воспитания детей

Гост

ГОСТ

Понятие «принципы воспитания»

Принципы воспитания – это определенные исходные установки, основные ориентиры, упорядочивающие и организующие сложную систему воспитательной работы, которая включает в себя следующие компоненты: цели и задачи воспитания, разные направления содержания, комплекс различных воспитательных методов.

Читайте также:
Почему мама не любит собственную дочь и можно ли это исправить?

Принципы воспитания позволяют сформулировать общие требования к разным сферам воспитательной деятельности и придать им единый, целостный характер. Они отражают уровень развития общества, требования к получению конкретного типа личности, определяют цели, стратегию, методы, содержание воспитания, направление его реализации, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Принципы воспитания тесно связаны с принципами обучения. Однако каждая группа принципов имеет свои специфические черты.

Принципы воспитания детей

Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:

  1. Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
  2. Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
  3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
  4. Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
  5. Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
  6. Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп. 1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Готовые работы на аналогичную тему

Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.

Некоторые авторы выделяют также такие принципы воспитания, как: принцип культуросообразности, личностного функционирования, субъективного контроля, принцип веры в ребенка, принцип включения ребенка в значимую деятельность, принцип народности, трудолюбия, ориентации на ценностные отношения, принятия ребенка как данности. Отдельно выделяется демократизм как принцип воспитания.

Значение принципов воспитания

Принципы воспитания являются основными критериями в воспитательном процессе и определяют все его течение. На их основе выстраивается вся система воспитания.

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.

Принципы воспитания – это практические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

Основные принципы воспитания в семье

В обществе постоянно происходят интенсивные преобразования, поэтому пересматриваются и принципы воспитания, они получают новое содержание. Например, к принципам воспитания не относится принцип субординации. Или вот еще. На смену принципа монологизма приходит принцип диалогизма.

Основные принципы воспитания детей:

  • Целенаправленности;
  • Планомерности, последовательности и непрерывности;
  • Научности;
  • Гуманизма;
  • Комплексности и систематичности;
  • Согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве. Сейчас это главные общечеловеческие ценности, которые четко прописывает Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конституция Российской Федерации. Конечно, не каждая семья, рассуждая о цели воспитания детей, думает о разностороннем гармоническом развитии личности. Однако все родители желают своему ребенку здоровья, мечтают вырастить его хорошим и добрым человеком. Вот что представляют собой общечеловеческие ценности.

Цели воспитания конкретной семьи строятся на основании представления о том, какими она стремится воспитать детей. Причем родители учитывают реальные способности детей и их индивидуальные особенности. При постановке воспитательной цели взрослые учитывают этнические, культурные и религиозные традиции и обычаи.

Важное значение в семейном воспитании имеют цели и задачи образовательной работы современного детского сада и школы. Это обусловливает преемственность в воспитательной работе. Возникающие в целях воспитания противоречия внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказывать помощь семье в конкретизации цели воспитания – это обязательная функция профессиональных педагогов.

Читайте также:
Что делать, если ваш ребёнок ворует деньги – советы семейного психолога

Принцип научности

В домашнем воспитании всегда первую роль играл здравый смысл, традиции и обычаи, передаваемые от старшего поколения младшему. Однако в современном обществе знание и использование родителями научных основ воспитания позволяет достичь более высоких показателей в развитии своих детей. Для родителей важно с целью успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться со специалистом, ознакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Сущность принципа гуманизма заключается в том, что родители принимают ребенка как данность, со всеми его особенностями, индивидуальными характеристиками и привычками.

Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые отложились в сознании его родителей. Однако он и не должен им соответствовать, его значимость заключается в собственной самобытности и уникальности. Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его в соответствии с уровнем развития, которого с помощью родителей он сумел достичь. Принцип гуманизма определил некоторые педагогические правила:

  • Необходимо избегать сравнения ребенка с кем-то;
  • Не стоит навязывать примеры поведения и деятельности;
  • Не нужно призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • Необходимо учить ребенка быть таким, какой он есть;
  • Нужно учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним» и делать из этого верные выводы.

Выполнение данных правил в воспитании помогает ребенку приближаться к собственному совершенствованию, снизить число внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка с внешними особенностями или физическими недостатками. Из-за нетактичного поведения окружающих у ребенка порой формируется комплекс неполноценности. Чтобы этого не допустить, родители должны научиться самостоятельно спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить его также воспринимать мнение окружающих уравновешенно. Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания – это научить ребенка не реагировать слишком эмоционально на неадекватное поведение окружающих людей, убедить его в том, что он является хорошим, добрым, веселым, умелым и именно данные качества будут формировать отношение людей к нему. Любая уникальность в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет легче переносить свои недостатки.

Принцип гуманности строится на доверительных отношениях между родителями и детьми, а также на взаимоуважении, сотрудничестве, любви и доброжелательности.

Для родителей важно осознание того, что ребенок не их собственность, и они лишены права вершить за него его судьбу и тем более ломать жизнь. В.А. Сухомлинский предлагал взрослым:

  • Ощутить в себе детство;
  • С мудростью относиться к проступкам детей;
  • Верить, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом;
  • Защищать их, не думать о них негативно;
  • Не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
  • Помнить, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно проходить по поставленной цели, с последовательной и планомерной реализацией воспитательного процесса через средства, методы и приемы, отвечающие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание – это процесс долгий, результаты которого можно наблюдать только через годы.

Последовательность и планомерность взрослых в воспитании дают детям ощущение уверенности, что является фундаментом становления личности. Если у всех членов семейства схожее поведение и требования, то окружающий мир для детей становится яснее и предсказуемее. Им проще осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Родители, которые последовательно воспитывают своих чад, способствуют развитию у них операциональной и организационной стороны деятельности. Последовательное воспитание увеличивает детскую субъектность, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное, в семейном воспитании избегать становления у детей «двойной» морали. Родители не должны требовать от потомков того, что для других членов семьи считается необязательным.

Не рекомендуется использовать педагогические методы к детям единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Суть принципа комплексности и систематичности состоит в осуществлении многостороннего влияния на личность.

Современные дети растут и развиваются не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Можно увеличить развивающее влияние одних факторов и уменьшить разрушающее влияние отрицательных факторов воспитания. Выбор в решении данного вопроса принадлежит семье, именно родители имеют возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, поменять содержание третьих.

Научная педагогика подразделяет воспитание на отдельные категории. Однако невозможно воспитывать ребенка частями. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие. Семья в отличие от общественного института воспитания обладает особыми возможностями развивать детей разносторонне: прививать морально-нравственные нормы, приобщать к труду, знакомить с культурой, помогать с их половой идентификацией.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания детей состоит в осуществлении воспитания различными лицами: членами семьи или профессиональными воспитателями. В этом вопросе необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит детей в смятение, у них теряется чувство уверенности.

Семейное воспитание, которое реализуется в соответствии с рассмотренными принципами, позволяет родителям верно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и другими видами деятельности детей, эффективно содействовать их развитию.

Читайте также:
Ненавижу родных родителей: что делать, когда папа и мама хуже отчима и мачехи?

Правила воспитания счастливых детей

Когда в семье появляются дети, другие вопросы и занятия отходят на второй план. Главная боль молодой семьи – воспитание малыша. Родители стремятся понять, что нужно делать, чтобы он вырос уравновешенным и умным. Одни пары обращаются за помощью к семейному психологу, другие посещают специальные курсы или читают соответствующую литературу. Для этой статьи старательно собирались принципы грамотного воспитания и советы психологов с мировым именем.

Как воспитать ребенка

Правила, которыми должны руководствоваться абсолютно все мамы и папы, чтобы достичь гармонии в общении с ребенком.

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния. Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни.

40 волшебных правил воспитания детей

Как воспитать спокойного ребенка с рождения

Есть 5 правил, которым нужно следовать, если вы хотите понимать, как воспитывать ребенка с рождения:

  1. Сформулируйте систему ценностей. В нее нужно включить все, что важно для всех членов семьи. На этом этапе придется подумать о вещах, которые формируют вас и, вероятно, будут оказывать столь же большое влияние на малыша. Для кого-то главная ценность – личное пространство, для других – материальные вещи. Учитывайте все вплоть до продуктов питания. Если ребенок отказывается есть – это нормально. Не нужно принуждать кушать с фразой вроде: «Пока не поешь, из-за стола не встанешь». На фоне такого отношения в сознательном возрасте вполне может развиться расстройство пищевого поведения (РПП). Когда пренебрежение определенными вещами задевает вас или ребенка, нужно проговаривать это вслух. Именно говорить, а не внимать в вину.
  2. Определите личные границы и помогите малышу очертить его границы. О воспитании детей можно говорить часами и даже сутками. Вот только в этом нет смысла, если каждый из родителей и их малыш – это не самостоятельные личности. Простой пример: ребенок 3-5 лет тянется к смартфону мамы. Та начинает ругаться и требовать вернуть вещь на место. Естественно, малыш взбунтуется. Если вы вовремя объясните, где «ваше», а где «его», ситуация решится коротким диалогом: «– Солнышко, ты же знаешь, что это мамин смартфон. – Да, знаю. – Тогда положи его и возьми свои игрушки». На этой позитивной ноте проблема решится сама собой и ребенок отправится за игрушечным телефоном или любимым конструктором.
  3. Умейте сказать «нет». Это особенно важный момент, когда сыну или дочери уже исполнилось 4-6 лет. Психология ребенка 6 лет часто устроена таким образом, что он старательно вызывает родителей на конфликт. Если после первого отказа малыш продолжает настаивать на своем, родители, особенно мамы, часто сдают позиции. В итоге ребенок начинает чувствовать свою власть и вседозволенность. Умейте настоять на своем. Причем делайте это без криков. Находите понятные аргументы и объясняйте, почему решение не может оспариваться.
  4. Защищайте взгляды, ценности, мнение и принципы ребенка перед другими. Он должен чувствовать поддержку со стороны семьи. Даже если взгляды малыша вам непонятны, а иногда и вовсе кажутся неуместными, высказывать это при посторонних не нужно.

Основы воспитания ребенка

  1. Дети есть дети, нарушения чужих границ не избежать. Нужно заранее обсудить, что вы будете делать в случае выхода за намеченные пределы. Частая ситуация: желание играться не своей игрушкой. Если вы наблюдаете такую склонность за своим ребенком, договоритесь, что сначала он будет спрашивать разрешения взять чужую вещь у ее владельца. Компромисс можно найти всегда.

Психология воспитания ребенка предполагает неустанную работу над ошибками. Работать должны обе стороны – и малыши, и их родители. Люди ошибаются и это нормально. Позволяйте ребенку совершать ошибки, думать над ними, делать выводы и исправлять.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество. Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах.

Читайте также:
Ребёнок кричит и дерётся с родителями: как реагировать

Ребенка воспитывает тот, кого ребенок слушает.

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

  • Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
  • Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
  • Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
  • Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
  • Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.

Чтобы вырастить ребенка счастливым

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.

Хотите, чтобы дети были счастливы?

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.

Воспитание ребенка начинается еще до зачатия, когда мать сознательно готовится к беременности

Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Мария Монтессори – врач и педагог, родом из Италии. Ее педагогическая система известна во всем мире и по-прежнему актуальна. За время своей работы она составила 40 принципов, следуя которым, дети будут расти умными, уверенными в собственных силах и спокойными. Если хотите понять, как воспитывать ребенка, познакомьтесь с этими принципами и постарайтесь следовать им:

  1. Каждый родитель – это первый и самый главный учитель.
  2. Не пытайтесь направлять детей, следуйте за ними. Когда вы находите достаточно времени на ребенка, он многое рассказывает о личных интересах и нуждах.
  3. Дети учатся у жизни. Не мешайте им ошибаться и набираться опыта.
  4. Не стыдите малыша. Стыд учит только одному – неуверенности, которая к тому же провоцирует срывы на окружающих.
  5. Пойте и включайте музыку младенцам. Психология воспитания детей от года включает терапию музыкой. Колыбельные и другие легкие мелодии успокаивают и становятся основной для дальнейшего музыкального образования.
  6. Не защищайте малыша от окружающего мира слишком тщательно. Чтобы он вырос эмоционально устойчивым, уважайте и поддерживайте его.
  7. Позволяйте ребенку трудиться. Дети с ранних лет стремятся ко взрослому миру. Не обрывайте это стремление, способствуйте желанию трудиться, пусть и в разумных пределах.
  8. Учите малыша самостоятельности. Не мешайте ему самому решать задачи, которые кажутся вам сложными. Поддерживайте и помогайте, это придаст ребенку уверенности в собственных силах.
  9. Объясняйте, что у каждой вещи есть место и показывайте его. Только так придет понимание порядка и способность к его поддержанию.
  10. Не выбрасывайте сломанные игрушки. Чините их, причем вместе с малышом. Это поможет осознавать ценность материальных предметов.
  11. Не ругайте за сломанные вещи, даже если предмет испортили нарочно. Покажите, как пользоваться вещью правильно, спокойно объясните, почему намеренно ломать вещи неприемлемо.
  12. Если вы видите, что какой-то предмет вот-вот будет сломан, позвольте этому произойти. Тогда вы получите шанс объяснить, как правильно обращаться с ним, а разговор при этом отложится в памяти.
  13. Ошибки – лучший способ понять, как правильно действовать и решать возникшие проблемы.
  14. С ранних лет учите ребенка самостоятельно заботиться о себе – умываться, чистить зубы, мыть руки и т.д.
  15. Дети и воспитание – это ежедневный труд. Проявляйте терпение и толерантность. Малыши не понимают, как устроен мир и не знают, как справляться со «взрослыми» задачами. Если вам кажется, что проще сделать самому, чем объяснить – вы сбились с пути. Обучайте ребенка шаг за шагом, чтобы он комфортно чувствовал себя во взрослой жизни.
  16. Малыши хорошо реагируют на безусловную любовь, поэтому забудьте о наказаниях, жесткой дисциплине и правилах. Исключите негатив в любой его форме. Это не значит, что нужно позволять детям абсолютно все. Просто вместо жесткого наказания за проступок, лучше с любовью и энтузиазмом объяснить, почему он неправильный.
  17. Ребенок – это уже личность. Все слова, действия, картинки, запахи и звуки врезаются в память этой личности на глубинном уровне. Осознанно подходите к действиям, которые касаются детей или происходят в непосредственной от них близости.
  18. Проведите первые несколько часов после рождения малыша вместе с ним. Это касается и матери, и отца. Первые часы жизни – сензитивный период, во время которого формируется глубинная связь с родителями.
  19. Проявляйте нежность, дети ее любят. Если вы видите, что ребенок на грани истерики – не кричите. Нежно обнимите малыша, покачайте, расскажите ритмичный стих или спойте красивую песню.
  20. Наполните квартиру детской мебелью и аксессуарами. Ребенок с малых лет должен ощущать принадлежность к дому. Личные вещи помогут выработать связь.
Читайте также:
Почему родители часто не понимают своих детей: вечная проблема между поколениями

Принципы и правила семейного воспитания

  1. Мы привыкли к тому, что дети вносят в обычную домашнюю жизнь нотки хаоса. На самом деле у маленьких детей сильно развита потребность в порядке. Просто нужно организовать пространство в комнатах так, чтобы им было легко поддерживать чистоту.
  2. Дети часто чего-то пугаются, могут чувствовать себя одиноко или резко начинают скучать. Это нормально. Психология воспитания в таких случаях заключается в том, что вы должны послушать малыша. Например, если ему приснился кошмар – попросите рассказать. Это поможет в дальнейшей борьбе со страхами.
  3. Чтобы ребенок осознанно реагировал на слова взрослого, он должен расти в атмосфере любви и уважения. Дети копируют взрослые модели поведения. Показывайте примеры вежливого общения.
  4. Каждый родитель – это нравственный учитель. Задайтесь целью раскрыть перед малышом моральные ценности, как можно раньше, и научите его следовать главным моральным принципам. Таким образом развивается самоуважение и уважение к окружающим.
  5. Ошибки – это нормально, но стабильно ждать, пока они случатся, не нужно. Если вы видите, что ребенок свернул с верной дороги, осторожно подскажите ему путь.
  6. Позвольте малышу быть собой. Когда вы закладываете ожидания – дети это чувствуют. Если у них не получается оправдать эти ожидания, они испытывают внутренние страдания. Часто состояние несчастья выносится и во взрослую жизнь.
  7. Всегда помните, что вы старше и мудрее. В момент истерики не поддавайтесь на провокации. Решайте конфликт миром. Не идите на уступки, но ищите компромисс.
  8. Дисциплина и наказание – противоположные понятие. Синонимом к слову «дисциплина» должно стать слово «обучение».
  9. Если вы вводите какие-то правила, будьте готовы к тому, что дети попытаются проверить их строгость. Таким образом ребенок постарается проявить чувства, которые не может объяснить. Грамотная реакция на нарушение правил научит справляться с эмоциями.
  10. Исключите из жизни риторические вопросы. Не нужно спрашивать что-то вроде: «Сколько раз я должен/должна это повторить?» Это откровенно глупый вопрос, на который можно ответить разве что: «Я не знаю».
  11. Наделите ребенка независимостью и ответственностью в разумных количествах. Это избавит от пустого упрямства и юношеского максимализма в период взросления.
  12. Добавляйте в игры поучительные моменты. Пускай хорошие манеры станут элементом игры. Так гораздо проще будет привить вежливость и уважение к окружающему миру.
  13. Смотрите на мир детскими глазами. Дети удивляются и радуются практически каждой мелочи. Постарайтесь перенять этот принцип. Тогда вам проще будет выстроить комфортные отношения.
  14. Подстраивайтесь под детский ритм жизни. Восприятие времени у ребенка замедленно. Позволяйте и себе иногда сделать паузу.
  15. Дети хотят познавать мир, но они должны делать это не только через ваши рассказы. Малышам интереснее, когда они делают определенные вещи, а не только слушают про них.
  16. Регулярно гуляйте на природе. Никакая книга, фильм на канале National Geographic или познавательный ролик на YouTube не доставят той пользы и радости, какую может дать живое «общение» с природой.

По возможности путешествуйте. Это научит толерантности к разным расам и культурам.

  • Дом – это не только крепость, но и лучшее место для экспериментов. Позволяйте проводить «научные исследования» на кухне или «стратегические важные эксперименты» в саду. Это поможет понять, как устроен мир.
  • Способность к обучению и усвоению новой информации прямо зависит от чувства собственной значимости.
  • Самые важные годы для последующего становления – это первые шесть лет жизни.

Изучайте и применяйте советы психологов по воспитанию детей, но не забывайте прислушиваться к внутреннему голосу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: