Принципы воспитания детей разных возрастов

Особенности воспитание детей в разные возрастные периоды
статья по теме

Психологический выход за предела семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Общение ребенка не ограничивается родителями, когда он имеет возможность выхода в свет самостоятельно.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_vospitanie_detey_v_raznye_vozrastnye_periody.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитание детей в разные возрастные периоды.

Воспитание подростков и юношей.

К концу младшего школьного возраста дети в своем общении с окружающими людьми обычно выходят за пределы круга семьи. Если в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте ребенок еще практически полностью находится в окружении семьи и двора, то с наступлением подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребенок большую часть своего времени приводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми за пределами места своего жительства. Да и физически находясь дома, он уже фактически (психологически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школьных и других внесемейных делах.

Психологический выход за предела семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Общение ребенка не ограничивается родителями, когда он имеет возможность выхода в свет самостоятельно.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становится более вольными. Подростки чаще вступают в общение – чужие люди.

Первая группа юношей и девушек должны уметь делать по окончании средней школы – это это самообслуживание в школе и дома. Молодые люди, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, устройство жилья и жизни, с которыми легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной политической экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрения, не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим, отношение человека к миру, к людям и самому себе.

Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре, и хотя называется нами последний по порядку, но по своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личности.

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом возрасте и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо начиная со средних классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение и это нормально, то в средних классах школы и далее время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.

Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми

Отличительная особенность детей подросткового и раннего юношеского возраста, о которой уже не раз говорилось на страницах учебников, это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторые социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Эту естественную тягу подростков и юношей к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной пользой для их воспитания. Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить три вещи: каковы потребности детей, побуждающее их к общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые с помощью такового общения можно решить: каковы возможности групп подростков и юношей в решении этих задач.

Замкнуты возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юношей в решение этих задач образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые ни с кем кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. Удовлетворить свои специфические интересы они в состоянии в основном только в непосредственном общении друг с другом, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают учебе деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общения которому в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание.

Взрослые, время от времени включающиеся в общение подростков и юношей, могут принести им ощутимую пользу. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, т.к. в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым. Подросток обычно очень старается оправдать оказанное ему доверие. Участие в труде вместе со взрослыми формирует у подростка чувство ответственности.

Читайте также:
Что делать, если мама равнодушна и не любит меня: разбор ситуации психологом

Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и желании взрослого показать свою власть дети отвергают.

Установлено, например, дети слишком авторитетных родителей редко в жизни полагаются только на свои собственные силы, неспособны действовать и мыслить самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замыслы, брать на себе ответственность и зачастую сами этого не желают. Они менее зрелы в социально-нравственном отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального характера.

Воспитание через средства массовой информации и культуры

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со школой и домом. Однако ими воспитательные воздействия не ограничиваются. Все большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств массовой информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для взрослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтений, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из множества издаваемых в настоящее время газет и журналов.

Речь не идет об искусственном ограничении обращения ребенка не идет от искусственном ограничении к современным источникам массовой информации и культуры. Скорее имеется в виду необходимость формирования у детей определенного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстетическую.

Окружающие ребенка взрослые, родители, другие члены семьи в этом отношении могут неоценимую помощь. Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет возможность порекомендовать что-то, прочесть или посмотреть подростку или юноше, прокомментировать полученные ими сведения.

Рекомендуя что-либо детям, родители и учителя постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий эффект обращения к средствам массовой информации, ее воспитательное значение.

Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое воспитательное воздействие на детей, причем иногда в силу распространенности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно, устойчиво и глубоко. Многие увлечения подобного рода времени и поверхностны, с возрастом проходят.

Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой не означает, что они вообще не оказывают никакого влияния на личность подростка или юноши.

Например. Следование одной и той же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей сигналом того, что их носители и пропагандисты выступают как люди определенных взглядов.

Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей, приятелей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и юношей нередко выступают признаком того, что их сверстников волнуют те же личное проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а оно в свою очередь, будучи замкнутым на определенном круге людей, направляет воспитание.

Самовоспитание подростков и юношей.

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом, это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что достигнув возраста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития.

Первая ступень – физическое и волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физического самосовершенствование подростка, а задача – улучшение волевых качеств личности таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., – через применения специальных средств и упражнений.

Вторая ступень – нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Цель воспитания в это время – духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности, порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др.

Третья ступень – профессиональное самовоспитание – средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости. Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, навыки и умения.

Четвертая ступень – социально-мировоззренческое самовоспитание. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрение, определенного взгляда на жизнь.

Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, волевом и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Во-первых следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут, конечно занятие физической культурой и спортом. Особенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные упражнения, многоборье, способствующие разностороннему и гармоничному физическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо вырабатываются и волевые качества личности.

Читайте также:
Жизнь в мире фантазий: что делать, если ребёнок вам врёт?

Определенные качества воли, выработанные в физических упражнениях, не всегда проявляются в интеллектуальных и других видах деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравственной сфере жизни.

Большая роль взрослых в самовоспитании подростков и юношей. Они подражают взрослым и стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у значимых и авторитетных взрослых людей, а также детей более старшего возраста.

Им приходиться встречаться со множественными противоречиями и проблем. Одна из них – стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное литературой и фильмами. Первое – свойственна покорность судьбе, Второй – борьба. Например: Можно, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время в нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличаем лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных деловых людей.

В частности, промышленники России конца прошлого – начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Ругать или поощрять? Какая у вас стратегия воспитания.

Почему одни дети целеустремленные и уверенные, а другие шагу боятся ступить без одобрения старших? Что влияет на формирование характера ребенка?

Узнав о предстоящем пополнении в семье, будущие мамы и папы начинают штудировать горы литературы о воспитании детей, мечтая вырастить успешного человека. Когда проявить строгость, когда поддержать или ослабить контроль? Разбираемся в теме детально.

В каком возрасте начинать воспитывать ребенка?

01 (2).jpg

Правильный ответ — с рождения. Как только маленький комочек появился в вашем доме, пора приступать. Формирование характера ребенка начинается уже в младенчестве. Давайте рассмотрим каждый этап развития крохи. Расскажу вам, на что следует обратить внимание в тот или иной период.

От рождения до года

02 (3).jpg

На данном этапе младенец познает мир с помощью прикосновений. Вот почему ему очень важно ощущать тепло мамы. Только так кроха чувствует себя под защитой. Тактильный контакт позволяет создавать доверие к окружающему миру, нивелировать психологическую травму, полученную малышом в родах.

Роль отца в этом возрасте тоже очень весома. Ребенок слышит голос папы, четкий и низкий, и успокаивается. Вообще, психологи рекомендуют женщинам активно включать супруга в воспитательный процесс новорожденного. Доверьте отцу купание малыша, прогулки, чтение сказок на ночь.

Общение — тоже очень важный момент. Уже с первых дней жизни малютка способен различать интонации голоса. Он чувствует вашу тревогу и раздражение, остро реагирует на крики, если родители ругаются. Поэтому ваша задача — создать в доме теплую, добрую атмосферу. О том, как это сделать правильно, я рассказывают на онлайн-курсе «Секреты женского счастья», организованном Тренинговым Центром Павла Ракова.

От 1 года до 3 лет

06.jpg

В этот период по-прежнему велико влияние семьи на характер ребенка. Он хорошо различает людей, выделяет из окружения маму и папу. Малыш понимает, что ему говорят, о чем просят.

В возрасте от года до трех задача родителей — помогать малышу и контролировать его, но без авторитаризма. Не нужно пугать ребенка чужими тетями или дядей-полицейским при малейшем непослушании. Так вы только вызовете у него страх и неуверенность в себе.

В это время пора приучать кроху к самостоятельности. Терпеливо и ненавязчиво подводить его к обычным действиям: принятие пищи, уборка игрушек. Важно, чтобы малыш понимал свою ответственность.

Примерно к двум годам дети осознают половую принадлежность. Мальчики гордо лепечут: «Я сам» и хотят выйти из материнской опеки. Девочки, наоборот, еще больше стремятся к маме. И такой ход событий ни в коем случае не надо нарушать.

От 3 до 7 лет

03 (2).jpg

Очень насыщенный и интересный этап. Дети хотят быть более независимыми, но по-прежнему нуждаются в инструкциях от взрослых. Появляются первые «кризисы». Мозговая деятельность активизируется в разы, и малышу непросто усвоить поступающую информацию. Память и внимание формируются стихийно, так что непоседа запоминает только то, что ему интересно.

Некоторые родители начинают задумываться о развитии талантов малыша, о том, как влияют гены на ребенка. Даже если у вас в роду все были музыкантами, это не значит, что кроха тоже должен «держать марку». Поймите, к чему больше всего тяготеет чадо. Если хочет рисовать — отлично, нравится строить башни из кубиков — прекрасно. Многие мамы очень нервничают, когда слышат что-то наподобие: «Вы еще не умеете собирать конструктор? А моему так нравится». Ну и что? Ваш малыш не обязан соответствовать чьим-то меркам.

В этот период большинство ребят посещают детские сады. Первая ступенька социализации. Непоседы учатся дисциплинированности, умению общаться со сверстниками и педагогами. Интенсивно развивается воображение и логика, появляются многочисленные вопросы. Станьте для ребенка проводником в этот мир неизведанного.

С пяти лет маленький человечек не просто копирует поведение родителей. Он перенимает все моменты, заложенные в семейных традициях. Создавайте их, если вы часто думаете о том, как влияет воспитание на ребенка. Папа, расслабляющийся с банкой пива перед телевизором — это не традиция, а, скорее, приговор. Папа, организовавший лыжную прогулку субботним утром — это положительный пример для подрастающего сына.

Читайте также:
Кризис 3 лет у детей: как правильно вести себя родителям и не сойти с ума?

От 7 до 14 лет

04.jpg

Школьная пора накладывает значимый отпечаток на дальнейшую судьбу человека. Это переломный момент в становлении личности ребенка. Вся социальная жизнь сконцентрирована в школе. Благодаря ей, дети обретают друзей, учатся отстаивать свое мнение, планируют будущее.

Однако психика ребенка становится крайне уязвимой. Успехи и неудачи в учебе влияют на характер школьника, на его самооценку. В эти годы поддержка родителей важна как никогда. Многие папы и мамы ошибаются, когда стыдят за плохие оценки, обзывают «двоечниками». В результате ребенок тащит за собой ворох комплексов и страхов.

Родители, которые хотят вырастить счастливого ребенка, должны быть всегда на его стороне. Даже если, он действительно оступился, нужно критиковать именно поступки, а не личность.

От 14 до 18 лет

05.jpg

Уже не дети, но еще не взрослые. Если на более ранних этапах вы переборщили с гиперопекой или строгостью, придется пожинать плоды. Перевоспитать подростка крайне сложно. У него уже есть свое мнение и взгляды на жизнь.

Дети все больше отдаляются от родителей и стремятся к самостоятельности. Самая главная потребность подростков — независимость во всем, желание построить свое будущее так, как они хотят.

Именно в этот период обостряются конфликты «отцов и детей». Чтобы сгладить острые углы, родителям важно проявить понимание и мягкость. Не нужно давить авторитетом, доказывая ребенку, что вы опытнее и умнее. Предложите свою помощь, станьте другом для своего чада. А это возможно только при имеющемся доверии друг к другу.

Почувствуйте разницу. Вы говорите дочери: «Художник — это вообще не профессия! Учись на финансиста. Я точно знаю, что так лучше для тебя». Или вы пытаетесь найти компромисс: «Давай подумаем, как правильнее поступить. Напиши плюсы и минусы своего решения и потом вместе все обсудим».

P.S. Можно изучить еще множество статей на тему детей и родителей. Но пока вы не усвоите одну простую истину, все прочитанное будет сложно применить. Запомните: чтобы ваши дети были успешными и счастливыми, нужно стать для них примером. Поэтому самое время начать с себя.

Интересно узнать ваше мнение по этому поводу? Как воспитание влияет на становление характера ребенка?

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

время для взросления

Воспитание предусматривает обязательное психологическое сопровождение. Его цель состоит в создании таких условий, которые помогают ребенку стать главным действующим лицом своей жизни. Психологическое сопровождение помогает формировать личностный выбор, самостоятельное жизненное определение.

При этом обязательно учитываются принципы возрастной периодизации, так как особенности воспитания на разных возрастных этапах являются базой, на которой строится вся воспитательная система.

Психология выделяет несколько этапов развития ребенка, каждый из которых имеет свои особые черты.

Рассмотрим подробно каждый из них.

Этап 1. Зачатие

Современные психологи уверенны, что особенности психики малыша начинают формироваться в утробе матери.

Положительное или отрицательное воздействие на этот процесс оказывают эмоции взрослых по поводу возникновения новой жизни. Если появление малыша долгожданное и значимое событие, то крошечное существо внутри матери чувствует это и находится в состоянии психологического комфорта.

То, как мать переносит беременность, тоже является важным фактором для здорового психологического микроклимата малыша. Даже если ребенок долгожданный, мать испытывает многочисленные страхи по поводу возможных осложнений во время родов. Физиологические изменения, сбой гормонального фона также накладывает отпечаток на самочувствие будущей мамы, а этот дискомфорт чутко ощущает малыш.

Ощущение комфорта и гармоничных отношений между родителями помогают в развитии, а ситуации стрессов, страхов и плохого настроения матери негативным образом сказываются на крохе.

беременность на природе

В то же время учеными доказан тот факт, что эмбрион не един с матерью, хотя они тесно взаимосвязаны. Кроха уже в утробе проявляет самостоятельность жизнедеятельности, имеет силы противодействовать негативному психологическому влиянию.

Третья неделя жизни эмбриона характеризуется началом формирования спинного и головного мозга. Восьмая неделя – функционированием нервной системы.

Начиная с двенадцатой недели, малыш может двигаться.

Седьмой месяц станет переломным в формировании психического развития крохи: у него появляется множество рефлексов. Он слышит голоса, при этом различает знакомые и незнакомые ему звуки.

Будущие родители должны способствовать благоприятному психологическому состоянию малыша. Важны прогулки на свежем воздухе, общение с крохой, причем беседы должны вестись папой и мамой. Весьма благотворное влияние оказывает прослушивание музыки, особенно классической.

Этап 2. Младенчество

Боль и страх во время родов ощущает не только женщина, которая помогает малышу появиться на свет. Эти же ощущения испытывает кроха. Помимо физической боли и дискомфорта, ребенок получает серьезную психологическую травму, расставаясь с утробой матери. Ведь все это время он находился под надежной защитой материнского организма, где было тепло и уютно.

До рождения малыш не ощущал свой вес, а попав воздушное пространство, ощущает груз силы тяготения.

Страх, беззащитность перед окружающим не покидают его. В этот момент так важно, чтобы рядом был тот самый близкий человек, с которым было тепло и комфортно раньше. Голос мамы младенец узнает из тысячи голосов, ее прикосновения не перепутает ни с чем.

Переходом от новорожденного к младенцу считаются первые проявления эмоциональных реакций малыша на взрослого человека.

Читайте также:
Как не кричать на своего ребёнка

Если малыш по каким-то причинам был разлучен с матерью в первый год своей жизни, то это обязательно вызовет нарушения в развитии психологической адаптации крохи.

младенец в кроватке

Психологами отмечены многочисленные расстройства в поведении и развитии малышей, которые в этом возрасте находились в специализированных учреждениях. Невзирая на то, что за малышами там осуществлялся надлежащий уход, смертность младенцев была высокая.

Более того, зафиксировано, что малыш сможет любить окружающих настолько, насколько он получил любовь в младенческом возрасте.

В младенчестве начинает формироваться доверие к окружающему миру. С помощью родительской любви происходит сокращение негативной психологической травмы, полученной крохой при родах.

Доказано, что это доверие к миру возникает не от того, каким качественным был уход за малышом, а от того, сколько любви и нежности получила кроха, когда этот уход осуществлялся.

В этом возрасте у ребенка формируется первое осознание собственного «я». Причем осознание это происходит на физическом уровне. Малыш чувствует собственное тело, утверждаясь, таким образом, в собственном существовании.

Роль телесного контакта с родителями сейчас очень велика. С помощью физического контакта происходит осмысление малышом наличия собственных частей тела. Ручки, ножки, ушки, головка малыша являются персонажами игр, сюжет которых не так важен для крохи: он еще не понимает всего, что говорят ему родители. Однако он чутко ощущает интонацию и настроение взрослых, учится взаимодействовать с частями собственного тела, познает их возможности.

Уже с этого возраста ребенок должен чувствовать, что его семья – надежная опора и защита от всех жизненных невзгод. Поэтому гармоничные отношения между супругами на этом этапе содействуют развитию здоровой психики ребенка.

Задача родителей — привить необходимость общения, потребность в другом человеке. Поэтому взрослые должны как можно больше разговаривать с малышом, читать сказки, петь детские песенки. Неважно, что кроха еще не все понимает из того, что говорят взрослые. Здесь важен сам процесс общения, благодаря которому происходит формирование здорового и гармоничного мироощущения младенца.

Этап 3. Начало детства

Возраст с года до трех психологи называют ранним детством.

Малыш, хотя и нуждается в постоянной помощи и поддержке взрослых, уже не такой беспомощный, как раньше. Кроха начинает ходить, способен какое-то время играть без присутствия взрослых. Начинает проявляться относительная самостоятельность действий.

Дети, которые научились ходить, испытывают противоречивые желания: им хочется постоянно находиться рядом с мамой и в то же время самостоятельно познавать мир.

Это время первых запретов, ограничений действий малыша. Задача родителей состоит в том, чтобы научить кроху справляться с эмоциями, приучить к дисциплине и аккуратности.

стремление познать мир

Взрослые в это время должны использовать принципы воспитания, которые базируются на помощи без авторитарного навязывания определенных действий. Родительский контроль должен быть четким, последовательным и мягким. В обратном случае взрослые рискуют вызвать у малыша страх, стыд, неуверенность в собственных силах.

Малыша важно начинать приучать к самостоятельности, мягко и ненавязчиво подводя его к таким действиям, которые нужны родителям. Это касается вопросов приучения к туалету, принятия пищи и уборке игрушек.

Приучая кроху к самостоятельности в бытовых вопросах, родители научат его занимать себя в свободное время.

Взрослым важно комментировать все действия маленького человека, поощрять или осуждать его поступки. Ребенок нуждается в четком руководстве, которое показывает, как влияет поведение крохи на окружающих. Здесь важно понять, что осуждаются или хвалятся поступки малышей, а не сами дети.

От года до трех лет дети осознают значение предметов и те функции, которые выполняют вещи в повседневном обиходе.

Малыши этого возраста не только выполняют действия, показанные взрослыми, но и копируют то, что видели: катят коляску, целуют куклу и т. д.

малыш ловит мыльные пузыри

Родители, принимающие активное участие в играх малышей, должны ненавязчиво подсказывать, какие возможности имеет та или иная игрушка, как можно ей поиграть. Не стоит навязывать определенный сюжет, малыши справятся с этой задачей сами. Задача взрослых подобрать такие развивающие игрушки, которые имитируют жизнь людей с их повседневными занятиями.

Этот возраст позволяет прививать малышу такие качества, как сочувствие, понимание, помощь. В этом деле главную роль сыграют отношения взрослых людей в семье. Можно говорить малышу, что папа не может с ним сейчас поиграть, потому что очень устал на работе, или нужно помочь сестренке собрать игрушки, потому что она еще маленькая.

Ни в коем случае родители не должны выяснять отношения при ребенке. Малыш сейчас занимает позицию наблюдателя и, как ни странно, в первую очередь перенимает негатив в характерах и отношениях родителей.

Взрослые должны четко согласовать линию поведения и воспитания, все требования, предъявляемые к малышу, должны быть едиными.

Данный возраст дает прекрасную возможность познакомить кроху с социумом и отношением в нем. Необходимо предоставить малышу возможность общаться со сверстниками, выстраивать доброжелательные отношения с ними. Совместные игры способствуют проявлению сочувствия, помощи.

Приближаясь к рубежу двухлетнего возраста, дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. Мальчики стремятся выйти из-под материнской опеки, девочки нуждаются в ней еще больше, чем раньше.

2 года – возраст, когда малыш впервые осознает значение слова «я». Начинается формирование личности.

Кроха всячески пытается затеять игру среди взрослых, словно боясь, что о нем забудут. Он постоянно задает вопросы, интересуется всем, что происходит вокруг его родителей. Таким образом, он подтверждает факт нахождения себя в мире.

Читайте также:
Счастливы вместе: место ребёнка в отношениях с мудрыми родителями

игра с мыльными пузырями

Определяющими потребностями детей этого возраста являются следующие факторы:

  • Необходимость в отношениях, в которых есть теплота и доверие;
  • Наличие четкого руководства, а также подсказки в самостоятельных решениях;
  • Потребность в возможности самовыражения.

Если семья обеспечила для малыша все необходимые условия для развития, формирование возрастных психических процессов у крохи пройдет успешно.

Этап 4. Перед школой

Данный этап характеризуется интенсивным развитием внутренних органов детей, увеличением роста и веса. Формируется личностное отношение к окружающему. Однако в этом возрасте малыш еще очень уязвим психологически, он нуждается в различных указаниях со стороны взрослых.

Усиливаются наблюдательные и познавательные функции: малыши тщательно изучают предметы, интересуясь их признаками и свойствами.

Это время первых оценок эстетического характера.

Память и внимание развиваются непроизвольно, стихийно: малыш запоминает только то, что ему интересно или привлекает внимание.

Начинает развиваться воображение, формируются коммуникативные навыки. Следовательно, малыш выходит на новую ступень личностного развития.

В этом возрасте практически все дети посещают дошкольные учреждения. Требования к ним становятся более жесткими. Следствием этого являются изменения во взаимоотношениях с взрослыми и ровесниками.

Начинает зарождаться внутренний психологический конфликт между желаниями и невозможностью воплотить их в жизнь.

Данный конфликт характеризуется следующими проявлениями:

  • Отказ от выполнения указаний взрослых;
  • Упрямое настаивание на собственной точке зрения;
  • Протест против существующих порядков в детском саду или семье;
  • Обесценивание позиции взрослых, которое проявляется в бунте против родителей и воспитателей.

Для того чтобы максимально смягчить проявления данного кризисного периода важно вовлекать малыша в новые виды деятельности, давать возможность проявлять инициативность и самостоятельность, поощрять личностный рост.

скоро первый класс

Возраст от трех до семи лет – время проявления первых нравственных взглядов: малыш понимает, что необходимо заботиться о других людях.

Семья продолжает занимать лидирующие позиции в воспитании малыша. Ребенок не только перенимает отношения родителей, но и опирается на принципы, заложенные в семейных традициях. Он внимательно слушает разговоры взрослых и перенимает их оценку действительности.

По мере становления личности малыш отличает хорошее от плохого, учится оценивать реакцию взрослых на различные действия. Ему важно убедиться, что он все понял правильно. Именно поэтому дети в этом возрасте предрасположены к ябедничеству. И делают они это не для того, чтобы Петю или Васю наказали, а чтобы убедиться, что они поступают неправильно, когда дерутся с девочкой, рвут книги и т. д.

Третий год жизни малыша характеризуется стремлением играть коллективно. Ведущей деятельностью становятся сюжетно-ролевые игры. С их помощью развивается чувство товарищества, взаимопомощи, умение подчиняться и руководить.

Развивается самооценка, то есть умение оценивать собственные поступки, мысли и возможности. Правильная самооценка рождается через умение оценивать другие личности. Здесь превалирующим значением обладает оценивание детских поступков родителями, когда взрослыми подчеркиваются хорошие поступки, а не делается акцент на плохих.

Внешняя, социальная оценка со временем переходит во внутреннее убеждение о собственных возможностях.

Постепенно ребенок приближается к известному кризису семилеток, так как происходит резкая смена социального окружения. Вновь происходит ужесточение требований, ребенок поднимается на новую ступень притязаний.

Однако семилетний возраст может наступить с достаточным психологическим комфортом для ребенка. Важно, чтобы родители не впадали в крайности, описывая предстоящую учебу: не стоит запугивать малыша, но и в розовых красках рисовать картину тоже не нужно. Ребенок должен понимать, что учеба – это ежедневный труд, который необходим каждому человеку.

Этап 5. Начало школьной жизни

Возраст от 7 до 11 лет является переломным в формировании личности ребенка. Школа становится сосредоточением социальной жизни малыша, учитель принимает на себя в какой-то степени функцию родителей.

веселый школьник

Успех или неудачи в начале учебной деятельности могут кардинально поменять устойчивость психики детей. Через отношения с ровесниками и учителем формируется психологическое мироощущение малыша.

Роль учителя в этом процессе огромна. Малыш имеет неустойчивую самооценку, которая меняется в зависимости от ситуации успеха или неуспеха в учебной деятельности. Формирует эту самооценку учитель.

Если педагог требователен, но справедлив, то отношение к учебе у ребенка будет положительным: он будет нацелен на ситуацию успеха. От того, какую оценку деятельности малыша дает учитель, во многом будет зависеть оценивание ситуации ровесниками и самим ребенком.

Ошибки первого учителя приводят к ощущению безвыходности, страха, чувству неполноценности у учащихся.

Однако даже при некомпетентном подходе педагога ситуация может сложиться благоприятно. Произойдет это в том случае, если на помощь малышу в это непростое для него время придут родители. Если малыш чувствует защищенность и поддержу родителей, то у него вырабатывается своеобразный «иммунитет» перед социальными стрессами.

Но если ребенок не чувствует такой поддержки, а семья недовольна результатами его учебной деятельности, предъявляя завышенные требования, то ситуация психологической катастрофы будет неминуема.

Психологами выделены пять видов неправильного психологического развития детей младшего школьного возраста. Дадим их краткий обзор.

  • «Хронически» неудачный старт. Первые попытки учебной деятельности не увенчались успехом. У ребенка зарождается страх и неуверенность перед учебой.
  • «Полет фантазии». Малыши живут в своей реальности, которая очень далека от школьной действительности.
  • Демонстрация негатива. Такие дети пытаются получить внимание учителя и сверстников любой ценой, чаще всего нарушая дисциплину.
  • Вербальная демонстрация. Данный тип учащихся отличается завышенной самооценкой, которую всячески поощряют родители.
  • Интеллектуалы. Дети с отлично развитым критическим и логическим мышлением, однако коммуникативные возможности у них слабее.
Читайте также:
Каким должен быть отец?

Задача психологов, педагогов и родителей, которые знают особенности развития малышей в этот возрастной период, предотвратить ситуацию неуспеха для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Этап 6. Подростки

Важный период в развитии, который связан с попытками самоопределения и самореализации.

самостоятельный подросток

Подросток все больше отдаляется от родителей, стремясь к самостоятельности. Усиливается роль межличностных отношений, планируется будущая взрослая жизнь.

Важная потребность этого возраста – независимость во всем, желание чувствовать себя взрослым. Первая любовь, группы по интересам и убеждениям, желание выделиться – главные принципы подросткового возраста.

При неблагоприятном психологическом климате в семье происходят многочисленные конфликты старшего и младшего поколения. Подростки хотят достигнуть всего и сразу, проявляя негативизм по отношению к позициям старших. Однако, как правило, большинство из них еще не умеют четко формулировать жизненные цели, не знают, как и каким образом можно добиться желаемого.

Задача родителей и педагогов в этот период ненавязчиво предлагать помощь в самоопределении подростков, давать понять, что взрослые – друзья, готовые помочь, а не навредить.

Этап 7. Начало взрослой жизни

С 15 до 18 лет формируется личностное сознание юношей и девушек. Им все меньше хочется бунтовать, они стремятся к самоопределению, выбору дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Попытки найти свое предназначение на профессиональном и личном поприще, четкое осознание своего места в жизни – главные черты присущие этому возрасту.

Желание быть не таким как все, юношеский максимализм помогают добиться успеха в учебной деятельности, если эти качества направлены в правильное русло, снабжены поддержкой и одобрением родителей и педагогов.

Это возраст ярко выраженной сексуальности. Чувства играют важную роль в этот период, и взрослые должны это учитывать.

выступление скрипачки

Зная особенности возрастного развития детей, педагоги и родители смогут наладить тесный психологический контакт с ними, помогут пережить все кризисные периоды и оказать необходимую поддержку на всех возрастных этапах.

Тринадцать принципов воспитания ребенка в семье

Принципы воспитания детей

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. Любой ребенок является индивидом, то есть нельзя для разных детей использовать одинаковые методы воспитания.

Что такое принципы воспитания

Появляется законный вопрос – существует ли «правильное воспитание детей»? Знайте, что воспитание можно назвать правильным, если дети выросли физически и психически полноценными, а также получили прививку гуманистических ценностей.

Итак, перейдем к воспитательным принципам.

Идеал воспитания

Первый принцип

Никогда не забывайте, что каждый ребенок является полноценной личностью. Не нужно навязывать собственные планы и мечты ребенку. Воплощайте их в жизнь самостоятельно. Зачастую родители пытаются воплотить в своем малыше все то, чего не сумели достигнуть раньше. Например, отец хотел стать полицейским, но стал врачом, и теперь он хочет увидеть хотя бы в своем сыне стража порядка. Поступая так, родители отнимают у малыша возможность свободно и полноценно развиваться. Не стоит изумляться, что ребенок не оправдывает их ожиданий либо, не желая расстраивать мать и отца, делается несчастным и посредственным.

Ребенок - личность

С первого дня предоставьте ребенку свободу, постоянно поддерживайте ее. Процесс воспитания не может являться навязыванием позиции. Создайте условия для развития, помогайте малышу только в том случае, если он действительно нуждается в поддержке.

Второй принцип

Все дети с рождения одинаковые. Нет младенца без каких-либо способностей или с ярко выраженными талантами. Все достижения и неудачи ребенка являются последствиями полученных в процессе воспитания и развития навыков. Зачастую, когда дитя достигает трехлетнего возраста, мать с отцом понимают, к чему у него имеется склонность. Следовательно, все способности приобретаются до трех лет.

Развитие ребенка

По этой причине развивать ребенка в творческом либо спортивном направлении необходимо начинать с рождения, а не со школы.

Третий принцип

Каждый ваш поступок, совершенный в присутствии ребенка, любое слово, сказанное при нем, имеют большую важность. Вы являетесь примером для детей. Можете сколько угодно говорить им о том, что нельзя лгать, громко разговаривать, необходимо надевать шапку. Слова не будут иметь никакой ценности, пока вы сами не начнете соблюдать установленные вами же правила. Что будет делать ребенок, если вы запретите ему кричать, но при этом сами станете орать на супруга? У малыша в голове сформируется неустойчивое, разнородное представление о мире. Кроха понимает, как надо себя вести в обществе, глядя на родителей.

Пример родителей

Будьте хорошим примером, это необходимо для правильного воспитания.

Четвертый принцип

Взгляды на методы воспитания у родителей должны совпадать. Лишь при таком раскладе кроха будет чувствовать себя в безопасности и ощутит целостность нашего мира. Утешая ребенка после наказания, вы прививаете ему манипуляторские качества. Дети стремительно подстраиваются под окружающую среду и отыскивают в ней преимущества для себя. После посещения семейного психолога многие узнают, что их ребенок – настоящий манипулятор, который пойдет на что угодно ради достижения желаемой цели. Все это является результатом семейного несогласия во мнениях.

Меры воспитания

Каждую меру воспитания необходимо сначала тщательно обсудить в семье.

Пятый принцип

Соблюдайте последовательность собственных поступков в семье. Не стоит изменять правила и запреты ежедневно, это способно сделать вашего малыша очень недисциплинированным. Множество родителей непоследовательны в своих мерах воспитания, из-за этого их дети не понимают, какое поведение нормальное, впадают в замешательство.

Читайте также:
6 основных признаков подростковой депрессии: вы обязаны их знать

Запреты детям

Сделайте нахождение детей в семье безопасным и стабильным. Соблюдайте принятые правила поведения всегда, все вместе.

Шестой принцип

Не надо потакать ребенку во всех его желаниях. Крохе хватит для правильного воспитания и развития того, что имеется в доме, а именно:

Разумеется, иные игровые предметы тоже нравятся детям. Однако детей окружает множество впечатлений и развлечений, вовсе не все из них необходимы для правильного воспитания. Пусть ваш ребенок имеет основные представления о деньгах и заработке.

Седьмой принцип

Всегда хвалите детей только в том случае, если они реально этого заслуживают. Не начинайте сильную похвалу от родительской любви. После такой похвалы малыш будет пытаться совершить что-либо полезное в семье. Не думайте, что это замечательно. Вовсе нет. Кроха стремится к хорошим поступкам ради высокой оценки. Так формируется перфекционизм, совершенная противоположность достиженческому подходу семейного воспитания, когда дети стараются совершенствоваться.

Достиженцы являются настоящими лидерами, а вот перфекционисты всего лишь поверхностные исполнители. Например, вместо слов «ты самый умный» говорите «ты замечательно выполнил задание». Ищите, что полезного сделал ребенок в семье, пусть будет объективный повод для похвалы.

Восьмой принцип

Необходимо принимать помощь детей, дайте им возможность принять участие в домашних хлопотах. Дети хотят походить на своих родителей. Видя, как мать метет пол, они также несутся с веником в самую тучу пыли. Видя, как родители сервируют стол, дети берут наполненные стаканы и ножи. От такой помощи много проблем: пыль разносится по дому, стаканы бьются, чай проливается.

Обязанности по дому

Казалось бы, проще всего не позволять ребенку помогать семье.

Однако, с каждым отнятым у ребенка стаканом, вы все больше прививаете своему чаду мысль «я не нужен семье, все могут сделать без меня». В результате через десяток лет вы получите подростка, который совершенно не будет вам помогать. Сделайте своеобразный вклад для будущего семейного счастья: приобретите веник ребенку, позвольте ему самостоятельно понести неполный стакан, вручите в подарок тряпочку для протирки пыли. В будущем вы получите в семье благодарного вам помощника.

Девятый принцип

Отец должен принимать полное участие в процессе воспитания ребенка. Трудно переоценить значение отца. Он является проводником крохи в реальный мир, за пределами семейного очага, поэтому дайте папе общаться с детьми как можно чаще и быть доступным постоянно (пусть даже по телефону).

Участие отца

Время, пока ребенок занят общением с отцом, уделите себе. Это весьма хорошо для поддержания семейного счастья.

Десятый принцип

Растите независимого человека. Крохе сложно расставаться с матерью, однако с одного года до трех лет выполняется формирование собственного «Я» малыша. Множество родителей считают, что детская независимость в семье – это то же самое, что непокорность с непослушанием. Дети хотят быть независимыми по той же причине, что и все остальные люди – каждый желает самостоятельно контролировать собственную жизнь, без семейного контроля.

В два-три года обязательно предоставьте малышу свободу. Одобрение независимости формирует саморегулирующееся поведение вне семейного круга. Однако некоторые ограничения в семье предоставляют возможность крохе развить самоконтроль. Для успеха в будущем необходимы оба этих навыка.

Одиннадцатый принцип

Дети-почемучки

Ребенок должен научиться размышлять. Пусть растет любопытным почемучкой. Обязательно надо не просто давать ответы на детские вопросы, к примеру, о семье, а еще и заставлять появляться в голове ребенка новые. Вопросы свидетельствуют о развитии умственной деятельности. Ваше чадо размышляет, формирует причинно-следственные связи и строит закономерные выводы. Замечательно, если малыш всегда остается почемучкой, в любом возрасте. Он не прекращает развиваться, вместо зубрежки он занимается осознанием окружающего.

Двенадцатый принцип

Если вы нарушили какие-либо принципы воспитания, не стоит относиться к этому как к фатальной ошибке, которую уже ничем и никогда не получится исправить. Все мы люди, а люди не могут быть идеальными во всех отношениях. Если человек допускает некоторые ошибки, противоречащие принципам воспитания, это вовсе не означает, что он плохой.

Если вы допустили какую-либо ошибку, то признайте ее, поменяйте собственное поведение, после этого уже двигайтесь вперед.

Тринадцатый принцип

Познакомьте свое чадо с фотографиями вашего семейного альбома. Пусть ребенок знает историю собственной семьи. Это будет служить гарантией того, что ваш ребенок навсегда сохранит место в своем сердце для семейного счастья. Он будет уважать собственных родных, с большим уважением относиться к старшим. Не это ли является целью правильного воспитания?

Семейный альбом

Что из этого следует?

Достаточно сложно соблюдать все вышеперечисленные принципы. У всякого родителя имеются собственные основные методы, которые, на его взгляд, позволят вырастить полноценного во всех планах человека. В конце концов, их достаточно много – целых тринадцать правил. В любом случае, постарайтесь запомнить их все. Гораздо лучше следовать всем приведенным здесь правилам педагогики, которые проверены временем и людьми, чем использовать собственные методы. Если для вас проблематично соблюдать все правила, попытайтесь соблюсти хотя бы некоторые из них.

Главный принцип - любовь

Ведь вы же хотите, как и любой родитель, чтобы ваши дети выросли порядочными, трудолюбивыми и уважающими семейные ценности гражданами?

Читайте также:
Основные стадии жизненного цикла любой семьи

Как воспитывать ребенка в разном возрасте: 4 важных этапа

Воспитание детей – это сложный процесс, требующий от родителей много сил, терпения и времени. В мире не существует стандартов (шаблонов), которые подойдут для воспитания каждого. Ведь полноценное развитие малыша зависит от его индивидуальных особенностей.

Однако есть определенные правила, которым стоит следовать на каждом этапе развития ребёнка. Их мы и рассмотрим ниже. Вот 4 основных этапа в воспитании.

От рождения до 5 лет

В этот период в малыше закладываются основные черты характера и нравственного поведения, уровень активности и любознательности, а также проявляется первый интерес к жизни. И всё это зависит от его окружения (семьи).

В этом возрасте не стоит запрещать и наказывать, попробуйте вариант отвлечения внимания. Если вы заметили, что малыш хочет сделать что-то опасное, не кричите, попробуйте сделать напуганное лицо или резко (но не громко) издайте испуганный возглас.

Как в воспитывать ребенка в разном возрасте: 4 важных этапа

Малыш быстрее поймёт такое объяснение, эмоциональное. До 5 лет постарайтесь исключить запреты и крики, не подавляйте малыша. Иначе вы рискуете на всю жизнь подавить в нём активность и целеустремлённость.

В этом возрасте малыши копируют поведение взрослых, поэтому не стоит требовать от ребёнка не делать того, к чему сами привыкли.

Как в воспитывать ребенка в разном возрасте: 4 важных этапа

Второй этап (от 5 до 10 лет)

В этом возрасте малыш учиться подчиняться, и знакомится с жизненными правилами. Он становится более коммуникабельным, не боится знакомиться с незнакомцами. Он учиться понимать реакцию людей на его поведение, стремится к положительным эмоциям и избегает отрицательного отношения.

Развивается его логика, интеллект, мышление. Не бойтесь давать ребёнку новые знания, ставьте перед ним интересные задачи и объясняйте всё, о чём он вас спрашивает.

Начиная с 5 летнего возраста, переставайте сюсюкать с детьми. Иначе вы можете вырастить инфантильную личность, неспособную к труду.

Третий этап (с 10 до 15 лет)

В этот период стоит воспринимать ребёнка как полноправного члена семьи, с которым можно советоваться, спрашивать его мнение. Дайте ребёнку проявить самостоятельность и обязательно поощряйте инициативность.

Не стоит давать прямых запретов, лучше объясните, чем грозит такое поведение или поступок. Расскажите о последствиях.

Как в воспитывать ребенка в разном возрасте: 4 важных этапа

Не стоит чрезмерно опекать детей, ведь они уже выросли. Конечно, если хотите получить неуверенного и зависимого от мнения других (авторитетных) людей ребёнка, тогда сюсюкайтесь и опекайте.

В этом возрасте у ребёнка формируется независимость мышления. Относитесь к нему как к равному, но давайте понять, что у вас есть чему поучиться. Подсказывайте, советуйте, но не навязывайте своё мнение и волю.

Как в воспитывать ребенка в разном возрасте: 4 важных этапа

Четвертый этап (от 15 лет)

Теперь ваш ребёнок превратился в подростка, практически взрослая и самостоятельная личность, со своим личным мнением. Относитесь к нему уважительно. В этот период уже поздно принимать воспитательные меры, остаётся только пожинать плоды.Он старается отстаивать свои интересы и личное мнение. Стремится к свободе и отсутствию контроля со стороны родителей.

Как в воспитывать ребенка в разном возрасте: 4 важных этапа

Молодым родителям стоит помнить, что вернуть время назад и перевоспитать уже не получится. Поэтому стоит делать всё правильно на каждом этапе воспитания (каждый день). Ведь спустя время уже будет сложно, а порой и невозможно, искоренить допущенные ошибки в воспитательном процессе.

Воспитание детей — оно решает их участь и судьбу, поэтому у родителей нет права на ошибки

Сколько существует общество, столько лет и ломают взрослые голову, каким должно быть правильное воспитание детей. Для каждой отдельной эпохи и цивилизации характерен свой взгляд на эту проблему. В Древней Персии, например, ребёнка, которому уже исполнилось 7 лет и который смел ослушаться три раза, казнили. В Спарте следы от розог носили с гордостью и мальчики, и девочки. В Швеции уже в 5 лет малыши полностью проинформированы о различиях и отношениях между полами.

Поэтому на протяжении многих тысячелетий великие умы педагогики и психологии пытались сформировать концепцию воспитания, единую для всех времён и народов. На сегодняшний день данная задача остаётся до сих пор не выполненной. Так что же делать родителям, какими идеями и принципами руководствоваться?

Определения

Педагогика и психология детского воспитания представлена самыми многочисленными системами и школами. И в каждой из них сформулировано своё определение данного процесса в зависимости от того, какие идеи они в него закладывают.

Чаще всего используется определение русско-советского учёного и физиолога Ивана Петровича Павлова. Оно соответствует историко-философскому подходу в педагогике и психологии и политически нейтрально по сравнению со многими остальными. По его мнению, воспитание ребёнка — это целенаправленное и протяжённое во времени формирование общественно-необходимых отношений к целому ряду формаций и субстанций окружающего мира: природе, стране, людям и самому себе.

Отсутствует политизация и в термине всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. Его определение воспитания — одно из самых простых. По его мнению, это создание устойчивых привычек поведения. Причём особое внимание учёный-практик уделял тому, что обучение — совершенно иной, отдельный процесс, суть которого заключается в ином.

Советский психолог Л. С. Выготский, наоборот, считал, что во многих ситуациях обучение и воспитание не только тесно переплетаются, но и подменяют друг друга.

Для западных психолого-педагогических концепций взросление — не прогресс, а регресс, потому что ребёнок приобщается к порочному миру наркотиков, насилия, социального неравноправия и зла. Взрослый изначально воспринимается как грешник, который не имеет права воспитывать чистых и невинных маленьких «ангелочков». Он способен только обучать. Этим, собственно, и занимаются педагоги в многочисленных кружках, секциях, студиях и, конечно, школе.

Читайте также:
Принципы воспитания детей

Сколько концепций — столько и точек зрения на то, что такое правильное воспитание. Данное понятие менялось в течение тысячелетий и во многом зависит от общества, культуры, страны, политики. И всё-таки некоторые общие моменты психологи и педагоги выделяют.

Воспитательные системы

На сегодняшний день наиболее распространены и популярны 4 воспитательные системы (школы, методики):

  • Макаренко — идея воспитания ребёнка как самостоятельного члена общества, имеющего точку зрения;
  • Сухомлинского — гуманная педагогическая система, в рамках которой отсутствуют наказания;
  • Вальдорфская — подчинение системы воспитания не запросам общества, а законам детского физического и психического развития в соответствии с возрастной периодизацией;
  • Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию, позволяющий каждой маленькой личности развиваться в своём собственном темпе, посредством личного опыта в специально подготовленной для этого среде.

Родители имеют право выбрать одну из данных традиционных систем или найти какую-нибудь инновационную. Могут взять для себя что-то полезное из каждой и комбинировать их. Несмотря на разный подход к воспитанию, многие принципы в рамках данных концепций перекликаются:

Системы воспитания детей

Какие принципы воспитания заимствовать из той или иной системы — решать только родителям.

Формы

Чтобы воспитать ребёнка полноценной и успешной личностью, его нужно развивать многосторонне. Если, например, делать основной акцент на трудотерапии, то в стороне останутся нравственный, умственный, патриотический и многие другие аспекты. Поэтому изначально в занятия с малых лет нужно включать разные формы воспитания.

Различные формы воспитания ребёнка

Воспитатели в детских садах и педагоги в школах стараются использовать разные формы воспитания для развития многосторонней личности. Однако каждой из них в равной мере должны уделять внимание и родители дома.

Методы

Воспитательные методы — это те способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное влияние взрослого (родителя, воспитателя, педагога, родственника, психолога) на сознание и поведение детей.

Воспитательные методы влияния взрослого на сознание и поведение детей

Выбор методов воспитания во многом зависит от возраста. Например, для организации деятельности дошкольников целесообразнее применять иллюстрации, а более старших — инструктаж.

Стили

Многое зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Авторитарный стиль (автократический, доминирующий, диктаторский)

Характерная особенность — строжайшая дисциплина и непререкаемый авторитет родителей, с которыми нельзя спорить. Они предъявляют к своим детям слишком завышенные требования и рано начинают готовить их ко взрослой жизни. В таких семьях превыше всего ценится соблюдение чётких, непререкаемых традиций. Да, в таком стиле можно воспитать послушного ребёнка, но при этом он вырастет безынициативным, подавленным и пассивно-агрессивным, а в подростковом возрасте будет легко поддаваться чужому влиянию, так как своего мнения у него не будет.

Либеральный (попустительский, снисходительный, гипоопека)

Воспитание проходит в дружеской, тёплой атмосфере. Между взрослыми и маленькими членами семьи устанавливаются слишком доверительные отношения, когда нет запретов и ограничений. Это чревато отсутствием границ и установленных правил, нарушать которые нельзя. Детям начинает казаться, что они могут общаться в таком стиле с любым взрослым. Вне дома они будут пытаться управлять и манипулировать окружающими. Это мешает формированию позитивной самооценки и социальному развитию.

Демократический (авторитетный, стиль сотрудничества)

Главное в демократической воспитательной системе — забота, эмоциональная поддержка, внимание, последовательность, справедливость, искренность со стороны родителей. В таких семьях взрослые и дети много времени проводят вместе, но при этом у каждого есть своё личное пространство, которое уважается другими. У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам. Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле.

Хаотический (непоследовательный)

Сегодня родители строго наказывают за самый незначительный проступок и не разрешают гулять позднее 9 вечера. Завтра, увлечённые своими проблемами, они забывают все свои требования, отпускают поводья и совершенно не интересуются даже после 22.00, дома ли дети. Или ещё один пример подобного стиля воспитания: папа не позволяет есть чипсы, а мама приносит из магазина огромную пачку. В результате отсутствия единой системы нивелируется одна из базовых потребностей личности в чётких границах и стабильности. Со временем это приводит к социальной дезадаптации.

Опекающий (детоцентрированный, гиперопека)

Чрезмерная опека, пресечение любых попыток самостоятельности и свободы со стороны родителей приводят к формированию социальной и личностной незрелости. Следствиями становятся лень, пассивность, инфантилизм, неуверенность, боязнь ошибок. Жёсткий контроль заставляет ребёнка хитрить и лгать.

Данные стили семейного воспитания наглядно демонстрируют, насколько велика роль родителей в этом процессе. Они обязательно должны саморефлексировать, видеть свои ошибки и своевременно исправлять их, чтобы не допустить искажений в развитии детской личности.

Возрастные особенности

Воспитание должно соответствовать возрасту, учитывать психические новообразования и кризисы, трудности каждого периода. И начинать лучше уже с рождения. Психологи дают родителям советы, на чём акцентировать внимание в зависимости от того, сколько ребёнку лет:

  • до года — окружить теплом, вниманием и заботой, не шлёпать и не кричать;
  • в 1 год — знакомить с окружающим миром, учить контактировать с родными;
  • в 2 года — расширять знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки и моторику;
  • в 3-4 года — удовлетворять потребность в активной двигательной деятельности и любознательность, прививать навыки общения, формировать индивидуальный контакт;
  • в 5-6 лет — приобщать к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми.
Читайте также:
Азбука общения с подростком: как наладить отношения

Именно семейное воспитание детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании маленькой личности. Поэтому родители должны проводить с ними как можно больше времени. Исправлять ошибки потом будет слишком поздно.

Начиная с 1 класса и вплоть до подросткового периода — это время активного нравственного воспитания, в котором должны принимать участие и педагоги, и родители, демонстрируя моральные основы собственным примером. Дети постигают взаимосвязи социума, законы развития природы, суть отношений между мужчиной и женщиной. Важная задача на данном этапе — помочь им раскрыть свой творческий потенциал, научить жить в обществе.

С наступлением подросткового кризиса в воспитании возникает ряд проблем. Даже самые послушные дети под влиянием гормонов выходят из-под родительского контроля. Здесь важными аспектами являются терпимость, доброжелательность и восстановление доверия. Эмоциональная поддержка, доброе слово, совет — в этом возрасте всё это имеет для них важное значение. Чаще разговаривайте о смысле жизни и самоопределении, чтобы к моменту выхода из школы не возникло проблем с выбором профессии.

Общие рекомендации родителям

Несмотря на то, что в разное время в разных странах и цивилизациях существовали специфические подходы к тому, как воспитывать детей, есть несколько общих постулатов, о которых должен постоянно помнить каждый, кто принимает участие в развитии детской личности.

Хотите воспитать в ребёнке самостоятельность — давайте ему хоть немного свободы. В 3 года пусть сам попробует завязать шнурки и надеть шапку, а в 15 — приготовить семейный ужин или трудоустроиться летом, чтобы заработать себе на телефон. Гиперопека и чрезмерный тотальный контроль в данном вопросе чреват формированием зависимой и не приспособленной к жизни личности.

Хотите воспитать его уверенным в себе — чаще напоминайте о том, насколько он самодостаточный. Подчёркивайте достоинства, хвалите за малейшие достижения. Но при этом с детства учите правильно воспринимать критику в свой адрес. Это позволит избежать внутренних комплексов и поможет добиваться намеченных целей. При этом не забывайте работать над собой. Если мама постоянно вслух говорит о том, какая она толстая и как у неё всё плохо, не стоит ждать от детей самоуверенности и успешности.

Хотите воспитать лидером — прививайте с раннего детства организаторские способности:

  • учите формулировать собственное мнение по поводу просмотренного мультфильма, прочитанной книги, совершённого поступка;
  • обучайте ораторскому искусство;
  • доверьте выполнение домашних обязанностей;
  • сделайте ответственным за конкретное мероприятие;
  • помогите найти увлечение, хобби, через которое он сможет раскрыть свой творческий потенциал;
  • обеспечьте полноценное общение со сверстниками;
  • обсуждайте и анализируйте каждую неудачу.

Если хотите воспитать в ребёнке лидерские качества — начинайте с самого раннего детства, иначе потом будет поздно.

Проблемы

Воспитание в условиях современного, стремительного меняющегося мира встречает на своём пути определённые проблемы, связанные с реалиями сегодняшнего дня. Их необходимо учитывать и родителям, и педагогам. Самые частые трудности, с которыми приходится сталкиваться:

  • отсутствие свободного времени, что ограничивает общение между членами семьи;
  • повальное увлечение гаджетами, зависимость от компьютерных игр и телефонов;
  • повсеместное распространение Интернета, который не всегда несёт с собой пользу для неокрепшей детской психики;
  • большое количество разводов, уничтожение семейных ценностей;
  • власть денег;
  • социальное расслоение среди одноклассников, когда одна половина ходит с iPhone последней модели, а вторая — с кнопочными телефонами или вовсе без них.

В таких условиях современной жизни достаточно трудно воспитывать детей правильно, но вполне возможно. Каждая из вышеперечисленных проблем решаема, если только родители не ошибутся с расстановкой приоритетов.

Литература

Если в процессе воспитания возникли трудности, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Во-первых, не нужно стесняться просить помощи у профессионала — любую проблему поможет решить семейный или детский психолог или психотерапевт. Во-вторых, есть тематические, очень интересные книги, которые наверняка поведают много нового о детской психике. Что можно посоветовать из литературы по данному вопросу:

  1. Г. П. Шалаева и О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей».
  2. М. Ибука «После трёх уже поздно».
  3. О. Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
  4. Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  5. Е. Белонощенко «Рождённые с характером» и др.

Настольной книгой также должна стать Конституция той страны, в которой проживает семья. Например, в РФ обязанности родителей по воспитанию закреплены на законодательном уровне. Они содержатся в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дата — 29.12.2012. Искать под номером 273-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 01.05.2019.

Точно так же и ответственность родителей за воспитание детей прописана на законодательном уровне в «Кодексе РФ об административных правонарушениях». Дата — 30.12.2001. Искать под номером 195-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 29.05.2019.

Какого бы ребёнка вы не хотели воспитать, главное — делать это без криков и наказаний. Только уважая и любя его, возможно вырастить полноценную, самодостаточную, уверенную в себе личность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: