Психология и этика деловых отношений

Методическое пособие

О.В. Мельникова, педагог-психолог, преподаватель Мозыркого государственного политехнического колледжа.

Рецензент:

О.С. Сотниченко, социальный педагог, преподаватель Мозыркого государственного политехнического колледжа.

Методические указания по дисциплине «Психология и этика деловых отношений» разработаны в соответствии с типовой учебной программой для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования. Программа разработана Министерством образования РБ 25.06.2007г.

Учебно-методическое пособие содержит краткие теоретические сведения по дисциплине с определениями ключевых понятий по каждой теме. Для успешной самостоятельной работы над учебным курсом каждая тема заканчивается вопросами для самоконтроля. В начале пособия приводится список основной и дополнительной литературы, рекомендованной для использования в процессе самоподготовки. В указаниях даны задания для домашних контрольных работ.

Методические указания предназначены для учащихся заочной формы обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

Введение

Актуальность курса «Психология и этика деловых отношений» обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

Все виды деятельности человека — профессиональная, менеджерская, предпринимательская, любая другая, предполагающая управление и взаимодействие с людьми, осуществляются в ходе делового общения. Деловое общение ведется по определенным правилам, знание которых помогает не только избежать ошибок, но и найти наиболее оптимальный путь в решении многих проблем.

Профессиональная психология и этика представляют собой совокупность этических норм и принципов, психологических качеств и установок, а также технологических правил, которые специалист должен знать и умело применять в своей деятельности. Иными словами, это — этика, психология и технология делового общения.

Этика – это совокупность норм поведения делового человека, требования, предъявляемые, обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это адаптированные к нуждам делового человека сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику. Это – этика деловых бесед и переговоров, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

Этика включает и деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов и т. д.

Но наряду с этическими нормами и ценностями, базирующимися на принципах долженствования, от современного делового человека требуются психологические знания, умения и навыки. Требуется умение привлекать к себе людей, строить человеческие взаимоотношения, знать людей, объединять их для решения стоящих перед коллективом задач.

Профессиональная этика и психология, как и любая другая социальная теория, не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать эти задачи вновь и вновь творчески и самостоятельно, совершенствуя механизмы связей и взаимодействия человека и общества.

Изучение курса составляет одно из важнейших направлений гуманитарной подготовки современного специалиста. Овладение содержанием курса будет способствовать выработке у студентов способности к самостоятельному осмыслению событий, умению анализировать их, самоопределению в нестандартных ситуациях и изменившемся современном мире.

Главная цель курса — представить этические и психологические основы профессиональной деятельности, помочь учащимся сориентироваться во всей сложности и многообразии деловых отношений, усвоить идеи, подходы, приемы, накопленные практикой современного предпринимательства в нашей стране и за рубежом.

В результате самостоятельного изучения курса, отработке практических занятий и прослушивания во время сессии отдельно отобранных тем студенты должны:

иметь четкое представление о деловой этике, психологии взаимоотношений;

знать и уметь применять на практике технологию делового общения;

усвоить нормы и правила делового этикета в нашей стране и за рубежом, руководствоваться ими в практической деятельности.

Порядок изучения дисциплины учащимися заочного отделения следующий:

самостоятельное изучения учебной литературы;

выполнение практических работ в период сессии;

прослушивание лекций в период сессии

Целью данного методического пособия является оказание помощи учащимся заочного отделения в изучении дисциплины «Психология и этика деловых отношений».

Для этого в пособии кратко изложены изучаемые темы, показывающие основные моменты, которые должен знать специалист, указаны литературные источники по прорабатываемой теме, приведены контрольные вопросы для самоконтроля качества усвоения изученной темы.

Психологические аспекты и этика деловых отношений в бизнесе

На сегодняшний день специалистами детально рассматривается психология и этика деловых отношений. Изучая эту тему, студенту предстоит знать психологические аспекты деловых отношений и основы невербального общения, уметь соблюдать этические принципы и нормы делового общения, применять знания основ психологии при проведении деловых бесед, а также внешнеторговых переговоров.

Также, это должно дать студенту возможность овладеть навыками различных стилей делового общения и использовать методики невербального общения непосредственно при деловых переговорах.

Деловые отношения: основные психологические аспекты

Как свидетельствует практика, неудача или успех в общении зависит от подготовки к нему. Поэтому специалисты выделяют подготовительную, коммуникативную и посткоммуникативную фазу подведения итогов делового общения. На первый взгляд это слитный, порой непрерывный процесс. Но его можно рассмотреть, как локальный акт разговора с определенным собеседником, как обсуждение конкретных вопросов с некой группой людей, как информационное выступление на совещании, в аудитории, на переговорах. В каждом из случаев выделяют три этапа:

  • установление контакта;
  • ориентация в ситуации и обсуждение вопросов, принятие решений и достижение цели;
  • выход из контакта.
Читайте также:
Девушка говорит что не хочет отношений

Такие этапы претерпевают трансформации в повседневном общении. Но, невзирая на то, с кем человек взаимодействует, все эти этапы уместны.

Общение всегда начинается с установления контакта. Деловое общение берет начало с приветственных традиционных слов. Контакт с первых минут должен показать, что открыт для общения и доброжелателен. Это достигается посредством легкой улыбки, небольшого наклона корпуса и головы в сторону собеседника, заинтересованностью и вниманием в глазах. Важно выдерживать небольшую паузу (до трех секунд). Если партнер на вас не смотрит, лучше обратиться по имени-отчеству, традиционно сказать «Здравствуйте» или «Добрый день». После небольшой паузы, когда человек ответит, включиться в общение. Если партнеров несколько, следует обратиться поочередно глазами к каждому.

При контакте с группой тоже требуется пауза после приветствия. После нее необходимо представиться. Темп — не быстрый, слова — четкие, спокойная интонация. Это закладывает фундамент дальнейшего общения, демонстрирует корректность, доброжелательность, заинтересованность в общении.

Особенности восприятия партнера

Установление контакта напрямую связано с восприятием партнера, а также с возникновением первого впечатления о нем. Но вот познание объекта общения всегда начинается со знакомства с определенными сведениями о конкретном человеке. Получение сведений от других создает мнение о будущем объекте, установку на то, как его воспринимать. Другим путем получения соответствующей информации об объекте общения всегда является восприятие его при вхождении непосредственно в прямой контакт.

Даже беглый взгляд дает возможность разглядеть в человеке многое. Например, его внешний вид и выражение лица, осанку и прическу, одежду и манеру себя вести. Все это частично демонстрирует факты: опрятен ли человек, какой уровень его культуры.

Социальные психологи, изучая процесс восприятия, отметили ряд типичных искажений представлений о человеке, которые должен знать, а также учитывать руководитель. В их числе эффект ореола. Проявляется он в приписывании человеку, о котором сложилось благоприятное мнение, положительных оценок и качеств, которые на данный момент не зафиксированы. И наоборот, если, например, общее впечатление отрицательно, то даже хорошие поступки будут истолкованы, как негативные.

Особенности восприятия партнера

Рисунок 1. Роль эмоций при организации переговоров

Эффект стереотипизации заключается в том, что суждение о человеке выносят на основании ограниченного опыта, либо устоявшегося мнения других. Сама же стереотипизация упрощает процесс познания окружающих людей. Она приводит к предубеждению, создающему неправильное впечатление и мнение. Эффекты новизны и первичности сильнее последующих. Поэтому исправить первоначальное впечатление сложнее всего.

Установление психологического контакта

Установление психологического контакта планомерно переходит в следующий из этапов делового общения, который получил название ориентация. Она определяет проблемы, а также принятие решения. На данном этапе руководитель стремится понять цели, мотивы поведения рабочих, их переживания и установки, состояние и ожидание поддержки, похвалы, внимания от окружающих, сомнения и опасения, которые не дают им покоя.

Адекватность восприятия наряду с пониманием целей работником, с которым происходит общение, напрямую связаны с его качествами и умениями, являющимися основой наблюдательности руководителя. В этом плане женщины часто превосходят мужчин. Они способны глубже и полнее понять волевые и интеллектуальные качества человека, его черты характера, отношение к окружающим и самому себе. Мужчинам же присуще лучше видеть черты характера, выражаемые к общественной работе и труду.

Основы механизма познания

Основные механизмы познания человека, которые слишком ярко проявляются на этом этапе общения — эмпатия, идентификация, а также рефлексия.

Базовые невербальные сигналы, как и сигналы доступа, описаны ниже в табличном виде.

Основы механизма познания

Рисунок 2. Как трактовать невербальные сигналы

Основы механизма познания

Рисунок 3. Глазные сигналы доступа

Эмпатия представляет собой эмоциональное понимание. Ее связывают с умением поставить себя на место другого человека и учесть его состояние, мотивы поведения. То есть умение взглянуть на ситуацию чужими глазами. Это немаловажный компонент общей культуры руководителя. Существует два способа реализации такого умения: идентификация и рефлексия.

Идентификация заключается в воображаемой постановке себя на место своего партнера по общению. Человек берет на себя чужую роль. То есть происходит построение поведения способом, присущим партнеру, примыкание к его позиции. Но это не так просто, как может показаться. Более того, воображение себя на месте другого, может не дать желаемых результатов и осложнить взаимопонимание. Это обусловлено тем, что вместо истинного обращения у собеседников возникает иллюзия взгляда со стороны.

Рефлексия предполагает постановку вопроса, с латыни — «обращение назад». То есть, это осознание того, как он воспринимается соответствующим партнером по общению. Происходит коррекция поведения в связи с возможным поведением другого человека. Пример рефлексии в разгадывании намерений собеседника, а также в обсуждении спорных вопросов.

Читайте также:
Гадание на будущее отношений с мужчиной

Как и идентификация, рефлексия считается важным механизмом, который позволяет проникать во внутреннее состояние, мотивы, намерения, чувства, ценностные ориентации другого человека.

Эмоциональная составляющая общения

Немаловажную роль в общении играет и прощание. Оно тоже должно быть приветливым. Требуется видеть, чувствовать своего собеседника. В конце деловой беседы необходимо высказать надежды на будущие встречи, на дальнейшее сотрудничество. В канун приближающихся знаменательных дат или праздников — поздравить участников разговора, высказав наилучшие пожелания. При прощании — соблюдать этикетные формы внимания. Это продемонстрирует вежливость при выходе из соответствующего контакта, невзирая на результаты общения.

Научные методы не доказывают наличие биологической связи между полом, а также определенным способом поведения непосредственно в процессе коммуникации. Если бы такой факт, что женщины не умеют парковаться, а мужчины — слушать, был обусловлен лишь половыми различиями, это коснулось бы абсолютно всех. Но на самом деле все иначе. Ведь мужчины работают психотерапевтами, а женщины нередко становятся водителями такси или автобусов.

Эмоциональная составляющая общения

Рисунок 4. Эмоции, возникающие при переговорах

Ситуация в сфере делового общения похожа на ситуацию со слушанием и с парковкой. Определить специфические тенденции, присущие определенным людям, можно. Но четкого типа поведения, который будет свойственным лишь мужчинам или женщинам, нет.

Выводы, содержащиеся в таких формулировках, объясняют, что существует некая совокупность моделей поведения непосредственно в коммуникативной ситуации, а также приемов ведения беседы, которыми пользуются в одинаковой мере представители разного пола. Невзирая на равные возможности такого выбора, можно все-таки выявить так называемые предпочтения мужчин и женщин. Так, последние улыбаются чаще во время беседы, они смягчают уверенные высказывания своей вопросительной интонацией, чаще, более явно, подают сигналы, что они действительно слушают, всегда активнее стараются поддерживать беседу.

У мужчин отмечают определенное стремление доминировать. Их манера поведения зачастую более наступательная. Желание преуспеть, добиться успеха в беседе более выражено. Они поддерживают активный визуальный контакт и стремятся занять как можно больше пространства. Хотя и здесь есть нюансы. Многие женщины и мужчины ведут себя иначе. Нередко можно встретить людей, стремящихся доминировать, невзирая на пол, либо наоборот людей чутких. Поведение в коммуникативной ситуации зачастую зависит от социальной роли, в которой выступает определенный участник беседы.

Следовательно, сходства между женщинами и мужчинами, выполняющими одинаковые социальные функции, сильнее сходства между каждым из них в представлении того же пола при выполнении других социальных функций.

Соответственно между руководителем и руководительницей того же отдела в поведенческом вопросе, касающемся коммуникативной ситуации и использования приемов ведения беседы, сходства могут быть большими, чем между руководителем отдела и, например, водителем автопогрузчика, который является представителем мужского пола.

Развитие коммуникативной компетенции

Коммуникации обучаются, и она не зависит от биологического пола. Решающее воздействие на развитие той самой коммуникативной компетенции оказывает современное общество и культура. Благодаря культурным и социальным изменениям женщины, как и мужчины, развиваются. Они обладают определенной свободой выбора. Это же касается их профессии. Такая возможность не имеет границ. Впрочем, здесь есть свои последствия.

Число профессий, в которых от женщин и мужчин требуются умения владеть различными приемами ведения беседы, а также моделями поведения в условиях коммуникации, увеличивается. Но во внимание принимают не столько биологический пол, сколько профессиональную необходимость и ориентир на конкретную ситуацию.

Вопрос, ответ на который напрямую обуславливает выбор приема ведения беседы, образуется как «что нужно или чего хочется достичь», «какие поведенческие модели в этом помогут»?

На сегодняшний день женщины и мужчины должны обладать умениями, которые раньше разделялись. В настоящее время каждому человеку важно уметь слушать и вникать в суть дел, считаться с окружающими и достигать успеха. Немаловажно при этом научиться действовать самостоятельно, критиковать, а также принимать критику в свой адрес, признавать ошибки, идти на уступки.

Кроме того, необходимо достигать цели и делегировать полномочия другому, мотивировать, взыскивать, организовывать, консультировать, отвечать за порученные дела, принимать решения по спорным вопросам и достигать компромиссных решений, конструктивно справляясь с любыми конфликтами. Только такой подход позволит добиться успехов в деловых отношениях, касающихся построения современного бизнеса, невзирая на половую принадлежность человека.

Психология и этика делового общения

этика и психология общения

Психология и этика делового общения выступает одной из частей комплекса психологических наук, поскольку она опирается на принципы и основные категории, разрабатываемые общей психологией. Ее востребованность вызвана основной функцией современного руководителя: разрешение психологических проблем в коллективе в процессе общения, как с коллегами, так и с подчиненными, начальством. В настоящее время в вузах ввели учебную дисциплину «Психология и этика делового общения», которая носит прикладной характер. Ее целью выступает способствование формирования соответствующих нравственных и психологических качеств как важных условий в повседневной деятельности, а также поведении человека.

Психология и этика делового общения учитывается между предприятиями, в отношении между социальной средой и предприятием, внутри одного предприятия – между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. Отмечается своя специфика между сторонами разных видов делового общения. Их задача состоит в формулировании принципов делового общения, которые соответствуют всем видам делового общения, однако не противоречат нравственным общим принципам поведения людей. Одновременно они выступают надежным инструментом в координации деятельности индивидов, участвующих в деловом общении.

Читайте также:
К чему снится любимый человек

Принцип этики делового общения заключается в императиве И.Канта: «поступай так, чтобы максимум твоей воли имел силу принципа всеобщего законодательства». Относительно психологии и этики делового общения этот принцип формулируется следующим образом: деловое общение строится на максимуме воли индивида, которое должно быть совместимо с нравственными ценностями других индивидов, участвующих в общении, и включало координацию интересов всех участвующих сторон.

Поэтому психология и этика делового общения включает координацию, а по возможности также и гармонизацию интересов. Конечно, если оно происходит с использованием этических средств, а также во имя оправданных моральных целей. Зачастую совсем непросто сделать правильный этический выбор, а также принять индивидуальное решение. Свободу выбора предоставляют рыночные отношения, однако вместе с тем они же увеличивают варианты решений и рождают комплексы моральных дилемм, которые поджидают деловых людей повсеместно в процессе их общения и деятельности.

Проблематичность и трудность в выборе нравственной позиции относительно общения заключается в уяснении того, что в морали нет абсолютной истины, а также высшего судьи среди индивидов. Когда заходит речь об этических промахах других, то не следует превращать “моральных мух” в “моральных слонов”. А когда касается собственных промахов, то следует поступить наоборот. В морали необходимо хвалить других и предъявлять претензии только к себе. Ведь нравственное отношение окружающих к нам, напрямую зависит от нас самих. Когда речь заходит об утверждении моральных норм то, прежде всего, основной императив поведения – “начни с себя”.

Следует отметить, что главное правило в психологии и этики делового общения это – всегда относиться к людям так, как бы вы желали, чтобы к вам относились.

Отрицательная форма формулировки Конфуция – не делай другим того, чего не желаешь себе. Данное правило в психологии применительно и к деловому общению, однако относительно отдельных видов: (руководитель-подчиненный) – “сверху-вниз”; (подчиненный-руководитель) – “снизу-вверх”, (сотрудник-сотрудник) – по горизонтали” нуждается в конкретизации.

Психология и этика делового общения “сверху-вниз” включает золотое правило этики, которое гласит: “относитесь к своему подчиненному так, как вы бы желали, чтобы к вам относился руководитель”. Успех и искусство делового общения определяются принципами и этическими нормами, которые применяет руководитель относительно своих подчиненных. К принципам и нормам относится приемлемое этическое (на службе) поведение. Эти нормы относятся, прежде всего, к тому, на основе чего идут распоряжения в процессе управления, а также как выражается служебная дисциплина, которая определяет деловое общение.

Отсутствие соблюдения психологии и этики делового общения между подчиненными и руководителем приводит к дискомфорту в коллективе, а также нравственной незащищенности. Поскольку отношение руководителя к подчиненным напрямую влияет на характер делового общения и зачастую отвечает за нравственно – психологический климат в коллективе.

Психология и этика делового общения формирует нравственные эталоны, а также образцы поведения. Для того чтобы организацию сплотить и наделить моральными высокими нормами общения, важно приобщать коллектив к целям организации. Индивид будет чувствовать себя психологически и нравственно комфортно, когда осуществится его идентификация с коллективом. Одновременно с тем, каждый человек желает остаться индивидуальностью, хочет чтобы его уважали таким, каким он является. При возникновении трудностей и проблем, которые связанны с безответственностью, руководителю следует выяснить их причины.

Если проблема в невежестве, то бесконечно попрекать подчиненного слабостями и недостатками не стоит. Лучше подумайте, как помочь ему их преодолеть, опираясь на его сильные стороны. При не выполнении сотрудником вашего распоряжения, необходимо ему дать понять, что вы это знаете, иначе он решит, что вас провел. Если руководитель не делает подчиненному соответствующего замечания – значит не выполняет прямых обязанностей и поэтому поступает неэтично. Важно сделать замечание сотруднику по всем этическим нормам. С этой целью собирается вся информация по конкретному случаю и выбирается правильная форма общения. Сначала предоставьте возможность сотруднику объяснить причину не сделанного задания, возможно, он назовет неизвестные для вас факты. Все ваши замечания делайте один на один – очень важно уважать достоинства, а также чувства подчиненного. Критикуйте поступки и действия, а не личность человека. Когда это уместно, применяйте следующий прием: прячьте критику между комплиментами. Заканчивайте всегда разговор на дружеской ноте и найдите время, чтобы показать человеку, что вы не держите на него зла. Не советуйте подчиненным в личных делах. В случае если совет не поможет – на вас ляжет вся ответственность. Относитесь к подчиненным, как ко всем равноправным членам коллектива, не обрастая любимчиками. Не давайте возможность подчиненным заметить, что вы не владеете ситуацией. Это очень важно для сохранения уважения. Придерживайтесь принципа распределительной справедливости: за заслуги даем вознаграждение. Поощряйте коллектив, даже если успех достигнут самим руководителем. Укрепляйте в подчиненном чувство собственного достоинства. Отлично выполненная работа заслуживает как материального, так и морального поощрения. Хвалите своих сотрудников. Те привилегии, которыми вы пользуетесь, должны распространяться также и на всех членов коллектива. Подчиненным доверяйте, признавая собственные ошибки, ведь члены коллектива все равно узнают о них. Утаивание ошибок – это проявление непорядочности и слабости. Защищайте своих сотрудников и будьте им преданными, а они в свою очередь ответят в будущем тем же.

Читайте также:
Как вернуть отношения с любимым человеком

Выбирая правильную форму распоряжения, учитывайте такие факторы:

  • ситуацию, а также наличие времени для нюансов;
  • личность подчиненного: добросовестный, квалифицированный работник или такой, которого нужно подталкивать.

Формами распоряжения могут выступить: просьба, приказ, “доброволец”, вопрос.

Приказ зачастую используют в чрезвычайной ситуации и относительно недобросовестных сотрудников.

Просьба используется в рядовой ситуации и если отношение «руководитель – подчиненные» основано на доброжелательности и доверии.

Вопрос применяется, если есть необходимость обсудить, а также подтолкнуть сотрудника к лучшему выполнению работы или для того, чтобы он взял инициативу на себя.

“Доброволец” подходит для ситуации, когда нет желающих сделать работу, но она обязательно должна быть выполнена. Зачастую доброволец надеется, что его инициативу оценят соответствующим образом.

Психология и этика делового общения «снизу-вверх» включает следующее этическое правило: ваше отношение к своему руководителю должно быть таким, как бы вы хотели чтобы к вам относились ваши подчиненные.

Очень важно знать, как необходимо обращаться, а также относиться к своему руководителю. Используя этические нормы, можно на свою сторону привлечь руководителя или сделать его своим союзником, а можно настроить и против себя, сделав при этом своим недоброжелателем.

Вот некоторые этические нормы, а также принципы, которые используют в общении с руководителем. Старайтесь помогать руководителю создавать в коллективе доброжелательную атмосферу, упрочняйте справедливые отношения. Ваш руководитель в этом нуждается в самую первую очередь. Не навязывайте руководителю личную точку зрения, не командуйте им. Высказывайте замечания и предложения только вежливо и тактично. Если в коллективе предвидится или уже что-то случилось, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей следует помочь в облегчении выхода из данной ситуации, предложив свое решение. Не говорите с начальником только в категорическом тоне, не говорите всегда “да” или “нет”. Поддакивающий подчиненный создает впечатление льстеца, а человек, говорящий нет является раздражителем. Будьте надежны и преданы, однако не будьте подхалимом. Имейте свои принципы, а также характер. Человек, не имеющий устойчивый характер и твердых принципов не вызывает доверие. Не обращайтесь за советом, помощью, предложением “через голову” непосредственно к руководителю именно вашего руководителя. Исключением являются экстренные случаи.

Психология и этика делового общения «по горизонтали». Общий принцип общения гласит: относитесь к своему коллеге так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Принципы этики делового общения:

  • старайтесь достичь четкого разделения ответственности и прав при выполнении общей работы;
  • не требуйте к себе особых привилегий или особенного отношения со стороны другого сотрудника;
  • за свою работу отвечайте сами, а не сваливайте вину на сотрудников;
  • отбрасывайте сплетни в общении и предрассудки;
  • называйте по имени своих собеседников и старайтесь это почаще делать.

Будьте дружелюбны, улыбайтесь, используйте многообразие средств и приемов, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Не забывайте: что посеешь, то и пожнешь. Давайте те обещания, которые сможете выполнить. Не преувеличивайте деловые возможности и свою значимость. Не лезьте к сотрудникам в душу. Не спрашивайте на работе о личных делах. Старайтесь не себя слушать, а другого. Не пытайтесь показаться умнее, лучше, интереснее, чем есть вы на самом деле. Все равно это выплывет наружу. Шлите импульсы ваших симпатий взглядом, словом, жестом и дайте собеседнику понять, что он интересует вас. Смотрите и улыбайтесь прямо в глаза. Рассматривайте сотрудников как личностей, которых необходимо уважать самих по себе, а не как средство в достижении личных целей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Психологии и этики делового общения

Деловое общение — это вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

Психология и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни.

Читайте также:
Психология отношений детей и родителей

Объект дисциплины «Психология и этика делового общения» — идеальная психическая реальность. Речь идет, прежде всего о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах психики, которые в своей совокупности и определяют конкретные действия, формы активности, поведение как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Предмет дисциплины «Психология и этика делового общения» — разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные вовне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.

«Психология и этика делового общения» тесно связана с рядом других наук: общей психологией, социологией, а также находящейся на стыке этих двух наук социальной психологией.

Она активно использует, прежде всего основные категории и принципы, выработанные общей психологией. Такими базовыми психологическими категориями являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способности, характер, темперамент), а также особые состояния его сознания (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т.д.).

Общая психология и ее многочисленные отрасли (в частности психология делового общения) руководствуются следующими важнейшими принципами, или исходными положениями:

1) принцип детерминизма — признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности, обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания человека, единство его внутренних психических состояний и поведения, взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды;

2) принцип системности — трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации. Этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, интровертный и экстравертный, меланхолик и сангвиник и т.п.;

3) принцип развития — признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.

Из содержания этих принципов вытекают представления о возможности целенаправленного воздействия на психику человека, ее изменения, корректировки, совершенствования научными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психология и этика делового общения. Без глубокого понимания этих основополагающих принципов психология в целом и деловая этика в частности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.

Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, рассмотренных выше, но и на связанный с ними аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины.

Основная категория изучаемой нами учебной дисциплины — психология личности.

Психология личности — это совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Эта категория в значительной степени заимствуется у общей психологии. Она содержит информацию об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.

Именно знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Другая важнейшая категория изучаемой дисциплины — психология общения.

Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я — Ты», «Я — Мы», «Мы — Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Общепризнано, что разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также что высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства.

Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.

Другая важнейшая категория изучаемой дисциплины — психология рабочей группы.

Деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании.

Неотъемлемым качеством человеческой активности является ее организованность, упорядоченность. Действенные регуляторы этой активности — выработанные в процессе эволюции нравственные правила и нормы, направленные на поддержание и сохранение жизни, благосостояния человека. Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер.

Читайте также:
Почему мужчины не хотят отношений

Деятельность рабочих групп и организаций становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые не только базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия данной организации или группы. Своды подобных правил называют обычно профессиональной этикой. Давно существуют своды нравственных правил для врачей, учителей, представителей других профессий, имеющих дело с людьми. Одной из важнейших форм профессиональной этики стала и этика делового общения, поскольку главным фактором здесь также являются люди.

Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете способствуют развитию их сотрудничества. Смысл этих правил и норм — укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. Практика делового общения разработала с этой целью немало профессиональных кодексов чести предпринимателя, банкира и т.п.

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:

1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;

2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты.

На этой основе обеспечивается решение таких практических проблем, как саморазвитие личности руководителя (самоменеджмент), поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.

Психология и этика деловых отношений

2. Практическое занятие «Изучение требований профессионально-квалификационной характеристики и образовательных стандартов к

11.09.2017
Практическое занятие «Изучение
требований профессиональноквалификационной характеристики и
образовательных стандартов к
профессионально значимым свойствам
личности»

Психология – это
наука о закономерностях развития
и функционирования психики как
формы
жизнедеятельности
человека (психология человека)
и животных (зоопсихология)

ОБЪЕКТ
– психика человека, «душа»,
его
внутренний
мир,
возникающий
в
процессе
взаимодействия
человека
или
животного с окружающим внешним
миром,
в
процессе
активного
отражения этого мира

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Факты
Механизмы
Закономерности
психики
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ –
различные стороны психики
личности.
Основные
закономерности порождения и
функционирования психических
явлений

6. Основные этапы развития психологии

Психология как наука о душе (VI век
1 этап до н.э. – XVI век)
Психология как наука о
сознании
2 этап
3 этап
4 этап
Психология как наука о
поведении
Психология как наука о психике

Идеалистический подход. Предмет изучения душа
Философы – материалисты: Демокрит, Лукреций,
Эпикур
Философы – идеалисты: Платон, Аристотель
Научные
течения
в
философи
и
МАТЕРИАЛИЗМ
(душа – разновидность материи,
телесное образование,
состоит из шаровидных
подвижных атомов.
Душа смертна)
ИДЕАЛИЗМ
(душа – вечна, незрима)

8. Эпоха средневековья

10. Эпоха средневековья

2 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О
СОЗНАНИИ
Возникает в 17 веке в связи с развитием
естественных наук. Эпоха Возрождения.
Способность думать, чувствовать, желать
назвали сознанием. Основным методом
изучения считалось наблюдение человека за
самим собой и описание фактов

Создание
первой
экспериментальной
психологической лаборатории (1879 г., Лейпциг,
Вильгельм Вундт) (1832-1920).

3
ЭТАП
ПСИХОЛОГИЯ КАК
НАУКА О ПОВЕДЕНИИ
Возникает в 20 веке. Задачи
психологии – наблюдение за тем, что
можно непосредственно увидеть, а
именно поведение, поступки, реакции
человека.
Мотивы, вызывающие поступки, не
учитывались

Становление
и
развитие
отечественной психологии
Пионером
психологии
как
науки,
предметом которой является не душа и
даже
не
сознание,
а
психически
регулируемое поведение, можно по праву
считать И.М. Сеченова (1829-1905),
Заслуга создания рефлекторной теории
психики
принадлежит
нашим
соотечественникам И. М. Сеченову (18291905) и И. П. Павлову (1849-1936).
На ней зиждется материалистическая
психология.

4 ЭТАП
(2. пол. XX в.) ПСИХОЛОГИЯ КАК
НАУКА,
ИЗУЧАЮЩАЯ
ФАКТЫ,
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
И
МЕХАНИЗМЫ
ПСИХИКИ
Сформировалась
на
базе
философии
диалектического материализма.
Психология как наука изучает объективные
закономерности, проявления и механизмы
психики.
развитие отечественной психологии, в основе которой
философская теория отражения (П. П. Блонский, К. Н.
Корнилов и др.);
появление гуманистической психологии (Карл Роджерс,
Абрахам Маслоу др.);
выделение трансперсональной психологии (60-е годы
XX в.).
Основой современной
отражения
психологии
является
теория

Взаимосвязь психологии и
других наук
Психология является наукой, в
которой
соотносятся
гуманитарные и естественнонаучные
знания,
что
определяет
ее
как
фундаментальную в системе
наук, объединяющую данные
области знаний.

Медицина
Философия
Естествозн
ание
Педагогика
Психология
Технически
е науки
Социологи
я
История
Науки о
культуре

19. Отрасли современной психологии

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПСИХОТЕРАПИЯ
ПСИХОГИГИЕНА
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ
МЕДИЦИНСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА
И ЮНОСТИ
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО
ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ
(ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ)
ВОЗРАСТНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ЗООПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ
КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ВОСПИТАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ
ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ

Читайте также:
Типы мужчин в отношениях с женщинами

Методы
изучения
человека
Основные
Вспомогательные
Эксперимент
Наблюдение
(самонаблюд
ение)
Тест
Беседа
(интервью,
анкета,
вопросник)
Анализ
продуктов
деятельности
Близнецовый
метод

22. Этика- область философского знания

“Ethos”-древнегр.- обычай,традиция, уклад
Аристотель ввел понятие “ethica” как знание
изучающее добродетели.
Цицерон перевел это понятие через
“mores” –нрав, “moralis” –моральный
Целью этики являются не знания вообще,
а содержание и оценка поступков.

23. В философии сложилась традиция различения понятий этика и мораль

Этика

наука
о
морали
и
нравственности.
Система универсальных и специфических
нравственных требований и норм
поведения, реализуемых в процессе
общественной жизни

24. Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек .

ОБЪЕКТОМ ЭТИКИ (ОБЛАСТЬЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ЯВЛЯЕТСЯ
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
.
ПРЕДМЕТОМ (ЧТО ИЗУЧАЕТ) –
ИХ МОРАЛЬ И
НРАВСТВЕННОСТЬ

Мораль является теоретической частью
этики: это принципы,
нормы и правила,
которые
предъявляются
человеку
и
осуществление которых носит добровольный
характер.
Мораль – форма общественного сознания,
регулирующая поведение человека, условие
взаимного сосуществования людей.
Мораль предшествует познанию.
Нравственность – это практическая часть
этики, область реальных поступков, поведения
человека

СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Разделы теоретической этики
Учение о
ценностях
Учение о долге
Учение о
смерти
Фелинология
Деонтология
Учение о
добродетелях
Танатология
Аксиология
Учение о
счастье
Аретология

ВИДЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ
Экологическая этика
Биоэтика
Профессиональная этика
Предпринимательская (деловая) этика –
этика бизнеса

Современный смысл терминов «этика», «мораль» и
«нравственность»
Толкования понятий
Этика
Наука,
область
знания
Наука о морали,
о применении
моральных
требований к
поступкам и
поведению
людей
Мораль
Предмет, изучаемый этикой
Субъективные оценки
индивидами своей
деятельности: то, какими
видятся поступки индивиду в
его субъективных оценках
Нормы и требования,
предъявляемые к поступкам и
поведению людей
(приземленные, исторически
изменчивые)
Нравственность
Объективные оценки
поступков людей: то,
какими на самом деле
являются поступки
человека в реальном
опыте жизни
высокие
основополагающие
принципы (библейские
заповеди)

29. Функции этики

30. Деонтология

ДЕОНТОЛОГИЯ
Деонтология ( deon- должное , logos-учение )
раздел этики, учение о проблемах морали и
нравственности. Рассматриваются проблемы
соответствия или несоответствия определенным
правилам
Этикет

установленный
порядок
поведения где-либо, внешние правила
приличий

31. Профессиональные компетенции проходчика

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРОХОДЧИКА
Личностные качества
Профессиональные качества
Личные качества характеризуют
сотрудника как личность.
Деловые качества работника – это его
способность выполнять определенные
трудовые обязанности

37. Профессионально важные качества личности

39. Личностные качества

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Настойчивость – это способность человека, несмотря на трудности и
препятствия, достигать поставленной цели.
Выдержка (самообладание) – способность человека воздерживаться
от нежелательных в данный момент действий и даже в сложных
ситуациях не терять самообладания.
Дисциплинированность – это желание человека строить свое
поведение в соответствии с общественными нормами.
Воля – это психическая деятельность человека, проявляющаяся при
достижении цели и преодолении препятствий и трудностей, стоящих на
пути к достижению этой цели.
Мышление – это высший процесс обработки информации мозгом
человека. Оно базируется на основных критериях:

40. Личностные качества

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся
в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и
выполняемой работе.
Мы говорим о характере, когда отмечаем степень самостоятельности
человека, его трудолюбие и настойчивость, целеустремленность и
упорство.
Способности – это такой уровень развития знаний, умений и навыков у
человека, который позволяет ему успешно справляться с различными
видами деятельности.
Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих
динамику функционирования психических процессов и поведения
человека.

41. Мыслительные операции

Личность – в общем плане, это совокупность
определенных свойств внутренней жизни данного
индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех
же условиях материальная и духовная деятельность
одних индивидов отличается от деятельности других.
Психические свойства – это наиболее существенные особенности
личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и
поведения человека.
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение
частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей
личности, связанных с динамическими, а не содержательными
аспектами деятельности. Темперамент составляет основу
развития характера;

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей
личности, складывающаяся и проявляющаяся во взаимодействиях,
обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Характер человека проявляется:
В отношении к другим людям. Родным и близким, товарищам по учебе
и работе, знакомым и малознакомым. Устойчивая и неустойчивая
привязанность, принципиальность или беспринципность, общительность
или замкнутость, правдивость или лживость, тактичное или грубое
отношение.
В отношении к себе. Самолюбие и чувство собственного достоинства,
приниженность или неуверенность в своих силах. Эгоцентризм /
самоотверженность.
В отношении к делу. Добросовестность, исполнительность, серьезность,
энтузиазм, ответственность.
В отношении к вещам. Аккуратное / небрежное.

Читайте также:
Львы мужчины в отношениях

Знания – это социально обусловленная, полученная и обобщенная, в
результате исторического опыта информация, имеющая теоретическое и
практическое значение.
Умения – это оптимальные наиболее эффективные способы выполнения
определенных действий, которые основаны на приобретенных уже знаниях
и навыках.
Умения в отличие от навыка могут сформироваться без большого
количества повторений или упражнений.
Навык – это действие, сформированное путем повторения,
характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием
сознательной поэлементной регуляции и контроля

Способности – это индивидуально психологические особенности
человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием
успешности ее выполнения.
Классификация способностей:
Природные или естественные способности. Биологическое развитие
человека. Формируются через условно-рефлекторные связи.
Специфические. Общественно-исторические корни, развитие индивида в
социальной среде.
• общие (сложные и элементарные, отвечающие требованиям
различного рода деятельности)
• специальные (успех в отдельных видах деятельности)
• теоретические (абстрактно-логическое мышление)
• практические (конкретно практические действия)
• учебные (успешность обучения, усвоения знаний, умений)
• творческие (открытия, изобретения, создание предметов
материальной и духовной культуры)

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические и функциональные
особенности человека, являющиеся лишь предпосылками для развития
способностей

Этика и психология делового общения

Гост

ГОСТ

Психология делового общения – часть общей психологии

Объектом предмета этика и психология делового общения является психическая реальность, т.е. интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления человеческого сознания людей и подсознательные проявления человеческой психики. Предметом изучения этой научной дисциплины служат психологическая, нравственная составляющие деятельности и общения людей, психические процессы в разного рода рабочих и деловых группах.

Психология делового общения является частью системы психологических наук и, соответственно, опирается в своих изысканиях на категории и принципы, разработанные общей психологией: познание, эмоции, воля, способность, характер, сомнение, убеждение, неуверенность.

Психология делового общения руководствуется следующими принципами:

  • принцип причинности и детерминизма, который заключается в признании взаимосвязи психических явлений между собой и с иными материальными явлениями;
  • принцип системности, подразумевающий описание отдельных психических явлений как части целостной психической системы;
  • принцип развития, подразумевающий признание преобразования и динамики психических процессов.

Психология и этика делового общения акцентирует свое внимание на профессиональных психологических и практически ориентированных знаниях, обеспечивающих успех определенной деятельности.

Основные категории этики и психологии делового общения

1. Деловое общение

Деловым общением считается общение, обеспечивающее успех какого-либо общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей для осуществления поставленных целей.

Деловое общение помогает устанавливать и развивать отношения, основанные на сотрудничестве и партнерстве, между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами по бизнесу. Деловое общение подразумевает такие способы достижения общих целей, которые предполагают также достижение человеком лично значимых целей, удовлетворение интересов личного характера.

Готовые работы на аналогичную тему

2. Психология личности

Психология личности включает знания об источниках психической и иной активности личности, индивидуально-психических процессах и свойствах и их проявлении в деловом общении. Без этих знаний невозможно овладеть методами и способами управления человеческими ресурсами.

Знания психологии личности могут помочь определить степень эффективности деловых отношений с конкретным человеком.

3. Межличностное общение

Основные процессы и свойства отдельной личности проявляются только в межличностном общении. Такое общение может проявляться в различных формах: «Я — Ты», «Я — Мы» или «Мы — Они».

4. Технологии делового общения

Для достижения высокого уровня делового общения необходимо уметь правильно пользоваться технологиями общения с опорой на психологические знания. Психология располагает достаточным количеством конкретных рекомендаций для различных форм делового общения. В дальнейшем изложении вы найдете некоторые из этих рекомендаций.

5. Психология рабочей группы

Деловая активность, как правило, подразумевает кооперацию, соединение усилий нескольких людей. Успешная кооперация требует принятия определенных общих правил поведения всеми участниками трудового процесса. В процессе формирования и совместной деятельности любой группы обнаруживаются такие явления, как групповая цель, потребности, групповое сознание, групповые нормы и интересы, морально-психологический климат в коллективе, корпоративная мораль. Эти феномены необходимо обязательно учитывать для эффективной работы коллектива.

Правила и нормы этики делового общения

Этика делового общения базируется на правилах и нормах поведения партнеров, способствующих развитию сотрудничества и укреплению деловых отношений. Основа данных норм и правил – это укрепление взаимного доверия, информирование партнеров о своих намерениях и действиях, исключение из процесса общения обмана и дезориентации.

Деловые отношения, построенные на нравственной основе, в итоге оказываются более выгодными, чем бизнес, в основе которого лежат безнравственные и аморальные отношения.

Деловое общение — правила и принципы коммуникаций

Деловое общение включает разные категории коммуникаций, которые подчиняются разным правилам и требованиям. Оно живет не только в бизнес-среде: это может быть как общение между директором и подчиненным, так и просто между незнакомыми людьми.

Чтобы переговоры и коммуникация в целом была успешной, нужно контролировать свои эмоции и считывать все чувства оппонента. Есть ряд приемов, которые позволяют установить контакт и сделать беседу результативной. Далее в этой статье мы их рассмотрим, а пока рассмотрим подробнее, что такое деловое общение.

Читайте также:
Боюсь отношений с мужчинами

Определение делового общения

Деловое общение — это коммуникация между людьми в разных сферах жизни. Такое общение строго регламентируется и базируется на множестве правил, что позволяет обеим сторонам достигать своих целей. Стиль официальной беседы зависит от сферы бизнеса.

Деловое общение подразумевает официальность и преследует определенные цели, одна из которых — получить ответы на вопросы. Оно должно быть максимально эффективным. А для этого важно усвоить ряд разных правил. К слову, правила и требования являются отличием делового общения от обычного разговора.

Этика делового общения

Этика делового общения появилась на стыке нескольких наук, в числе которых психология и этика. Она важна в межличностной коммуникации.

Каждая сторона делового общения должна уметь излагать свои мысли и критически мыслить. Кроме того, у них должен быть еще ряд навыков: умение слушать, направлять ход беседы, способность расположить своего партнера.

Этика делового общения — это фундамент любой деятельности. Ее необходимо обучать сотрудников в начале их карьеры, когда они только начали постигать азы. Умение правильно доносить мысли и направлять собеседника сделают их работу продуктивнее, вне зависимости от сферы, в которой они задействованы.

Главные принципы делового общения

  1. Официальность и вежливость. Нужно четко придерживаться делового стиля. Это, пожалуй, основа делового общения.
  2. Межличностность. Человек — главный субъект общения, который имеет свое мнение по любому из вопросов. Важно считаться с чужой точкой зрения и строить диалог обособленно, не затрагивая его.
  3. Многоплановость. Одна и та же информация может быть подана по-разному. От этого зависит результат. Манера речи и тон не менее важны, чем суть сообщения. Важно пользоваться всеми инструментами и строить общение с использованием каждого из них.
  4. Целеполагание. Важно понимать, какую цель вы преследуете, затевая диалог. Помимо главной цели может быть несколько второстепенных, которые могут подразумеваться сами собой, без озвучивания.
  5. Неприрывный контакт. Даже если диалог завершен, но оппоненты пока не разошлись, коммуникация продолжается. Только имеет она невербальный характер. Даже молчание имеет смысл, не говоря уже о жестах и мимике. важно обращать на это свое внимание.

Формы делового общения

Любое общение может протекать в трех видах:

  • вербальное — словестное;
  • невербальное — мимика и жесты;
  • дистанционное — построенное с помощью гаджетов.

Можно различить следующие формы делового общения:

  1. Беседа — помогает добиваться определенных бизнес-целей. Встречается чаще других форм. Может проходить как очно, так и по телефону. Начинается с приветствия и представления, после этого сразу можно переходить к сути диалога.
  2. Переговоры — их отличие в том, что стороны хотят прийти к совместному выводу, который поможет в решении общих задач.
  3. Совещание — в ходе него учитывается мнение всех сотрудников. Это один из управленческих приемов, который позволяет включить в работу всю команду.
  4. Дискуссия — в ходе нее происходит обмен мнениями о протекающих процессах. Проходит в соответствии со строгим регламентом.
  5. Пресс-конференция — мероприятие, проходящее с участием высокопоставленных лиц и представителей СМИ. Организуется для обсуждения важных вопросов, о которых должна узнать широкая общественность.
  6. Публичное выступление. Это монолог перед аудиторий с целью воздействия на присутствующих. Может организовываться с целью навязывания мнения, воодушевления, мотивации и т.д.
  7. Деловая переписка — коммуникация с помощью официальных писем. Они составляются по особым правилам и призваны решить конкретные задачи. Деловая переписка используется для коммуникации с вышестоящими организациями и лицами.
  8. Презентации и торги — в публичной форме их тоже можно причислить к формам деловых коммуникаций.

Стили делового общения

Чтобы успешно заниматься бизнесом, нужно отлично владеть искусством деловой коммуникации, уметь жонглировать словом и доносить свои взгляды так, чтобы их разделяли оппоненты. Это требование возникло не так давно, но уже успело закрепиться в бизнес-кругах. Официальный стиль должен присутствовать в письменной и устной коммуникации. Иногда его можно разбавлять более неформальными моментами, но не переходить границы. Это позволяет успешно руководить компанией, развивать бизнес и строить карьеру.

Выделяют три вида делового общения:

  • законодательный;
  • дипломатический;
  • административно-канцелярский.

У всех этих видов есть особенности, и они требуют применения в определенной ситуации. Для них свойственны точные речевые конструкции, факты, безэмоциональность. Деловое общение — уже давно не только про работу, теперь оно используется и в ежедневной коммуникации формальной направленности.

Три стиля делового общения:

  1. Манипулятивный: это диалог, в котором один собеседник хочет повлиять на другого и добиться своей цели.
  2. Гуманистический: подразумевает поддержку в коллективе и направление сил на достижение общих целей. Человек здесь выступает не как набор определенных качеств, а как целостная личность с особенностями. Этот стиль для переговоров не подходит, это больше внутрикомандная история.
  3. Ритуальный: это традиции общения человека с вышестоящими персонами. Используется для поднятия авторитета. Большое значение здесь играет положение оппонента в обществе.
Читайте также:
Почему мужчины не хотят отношений

Этапы делового общения

Да, общение состоит из нескольких этапов. Это не обычный разговор, поэтому здесь нужно продумывать все мелочи.

  1. Контакт. С него начинается любой диалог и его успех зависит от первого впечатления. В случае же, если контакт не был установлен, диалог не принесет результатов. Многое зависит от внешнего вида и настроя — это первое, что бросается в глаза. Важно расположить к себе собеседника и тогда уже решать конкретные задачи.
  2. Оценка и ориентация в ситуации. По ходу построения беседы нужно корректировать стратегию и пытаться подогреть интерес к беседе. Нужно погрузить его в правильную атмосферу и увлечь решением задачи.
  3. Обсуждение проблемы. Диалог строится на соотношении точек зрения оппонентов. Не забывайте, чем больше они различаются, тем больший психологический блок будет сильнее. Чтобы избежать этого, делайте акцент на схожести в определенных взглядах, отодвигая на второй план все расхождения.
  4. Прекращение контакта. На данном этапе важно запомниться собеседнику с положительной стороны. Будьте приветливым до самого конца.

5 правил делового общения

  1. Главная цель — достижение согласия. Нужно уметь приходить к компромиссу, слушать и слышать то, что говорит оппонент и не спорить с его точкой зрения. Помочь себе в достижении этой цели можно с помощью внимательного взгляда и мимики.
  2. Деловая речь. Подача информации должна быть официальной, но не безэмоциональной. Нужно найти баланс между монотонностью и торопливостью. Говорите четко, стройте диалог красиво и правильно.
  3. Целеполагание. Оно должно проходить невидимой нитью через весь монолог. Продумайте речь заранее, составьте план и следуйте ему.
  4. Правильная постановка вопросов. Помните, ответ на вопрос зависит от того, как вы его зададите. Различайте закрытые и открытые вопросы, делайте выбор в пользу одного из них по ситуации.
  5. Говорите короткими и простыми предложениями. Такие фразы лучше воспринимаются и затрачивают меньше энергии собеседника на их понимание.

Чтобы научиться правильному построению беседы, нужно проводить большую работу над собой. Уже после нескольких бесед вы сможете правильно строить речь и достигать первых результатов в проведении переговоров.

Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.

Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.

В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:

  • успешно запускать новые проекты;
  • масштабировать проекты старые и выводить их на космический уровень; и внедрять перспективные инструменты; и поддерживать дружеские отношения с уже имеющимися;
  • работать на рынке, полном конкурентов, анализировать их ошибки и выигрышные стратегии, а также применять лучшие практики в деятельности своей компании.

Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.

Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.

Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.

Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.

Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.

В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: