Психология социальных и межличностных отношений в разных сферах жизни

36. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе

26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:1) социометрическое;2) социологическое;3) школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматриваясовокупность эмоциональных

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении

Глава 12 Реализация межличностных и социальных отношений в общении Самая большая роскошь – человеческое общение. Антуан де Сент-Экзюпери Вся совокупность отношений реализуется в общении, то есть в акте коммуникации, причем слово «коммуникация» в английском языке

22. Понятия общения и межличностных отношений

22. Понятия общения и межличностных отношений Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,

37. Формы межличностных отношений

37. Формы межличностных отношений Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах

4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах В США получила широкое распространение социальная «теория проникновения», базирующаяся на теории обмена, включающая четыре стадии развития межличностных отношений (ориентация, пробный аффективный обмен,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ОБЩЕГО ЗАКОНА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ОБЩЕГО ЗАКОНА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Прошлым летом я размышлял над теоретической проблемой, которая давно меня мучила: возможно ли сформулировать в одной гипотезе все элементы отношений, которые способствуют или, наоборот, не

Нестабильность межличностных отношений

Нестабильность межличностных отношений Для отношений характерно чередование крайностей – от идеализации до полного обесценивания. В подобных ситуациях такие люди чрезвычайно быстро разочаровываются в своих избранниках, которые, как им кажется, не оправдывают их

Читайте также:
Взаимоотношения в трудовом коллективе: как чувствовать себя комфортно на работе

Изучение межличностных отношений в классе

Изучение межличностных отношений в классе Для дополнения психологических данных о классе как интегральной общности («единый социальный организм») надо выяснить структуру межличностных отношений по симпатиям в нем, воспользовавшись классическим социометрическим

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Свой страх изоляции индивид обычно пытается ослабить с помощью межличностных контактов: он нуждается в присутствии других, чтобы утвердить свое существование; стремится быть поглощенным другими, представляющими собой в его

§ 5. Психология общения и межличностных отношений

§ 5. Психология общения и межличностных отношений Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.«Человек — это узел связи», —

Значение межличностных отношений

Значение межличностных отношений

On Relationship (Психология межличностных отношений)

On Relationship (Психология межличностных отношений) Bertine, Eleanor. Close Relationships: Family, Friendship, Marriage. Toronto: Inner City Books, 1992.Sanford, John. The Invisible Partners: How the Male and Female in Each of Us Affects Our Relationships. New York: Paulist Press, 1980.Sharp, Daryl. Getting to Know You: The Inside Out of Relationship. Toronto: Inner City Books,

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений

3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений Формирование их шло постепенно. Вначале я работал только с больными неврозами традиционными способами: лекарства, гипноз, аутогенная тренировка и пр. Больным становилось легче, но через 2–3 месяца они

Психология в сфере социальных отношений

Необходимость понимания процессов общения и их специфики стала возникать с момента появления совместной деятельности. Еще в первобытную эпоху люди сталкивались с социально-психологической реальностью. Например, в основе многих ритуалов в различных религиозных системах лежит феномен эмоционального заражения и психологического воздействия толпы. Многие ораторы древности были знакомы с приемами психологического воздействия на аудиторию. В подобных формах «социально-психологическое мышление» (Т. Гибш и М. Форверг) [1] развивалось тысячелетиями, хотя социальная психология как отрасль психологического знания появилась сравнительно недавно.

Знания в области социальной психологии носят междисциплинарный характер. Традиционно считается, что фундамент социальной психологии был заложен в разнообразных философских школах и концепциях. В середине XIX в. в обществе возникает целый спектр вопросов социально-психологического плана, что было связано с бурным развитием капитализма, усилением экономического взаимодействия разных стран и в соответствии с этим усилением миграционных потоков и ярко проявившимися коммуникативными проблемами.

Американский социальный психолог Т. Шибутани отмечал, что социальная психология стала независимой, потому что специалисты различных областей знаний не могли решить часть проблем в рамках своих научных отраслей [2] .

Одна из специфических особенностей психологии XIX в. — ее направленность на изучение особенностей личности и поведения индивида. Необходимо отметить, что лишь в некоторых областях психологии (например, в патопсихологии) зарождались идеи концепций межличностного взаимодействия, возникало осознание, что наиболее ярко человек проявляет себя именно в ситуации общения с другими людьми. Также импульсом для развития идей социальной психологии стало открытие возможностей гипноза.

Что касается социологии, то она как самостоятельная отрасль научного знания выделилась только в середине XIX в. Основателем социологии считают французского философа-позитивисга Огюста Конта. Практически с самого начала существования социология использовала для объяснения социальных факторов законы, сформировавшиеся в недрах других наук.

Согласно представлениям французского социолога Г. Тарда элементарный социальный факт заключается не в пределах одного мозга, а в соприкосновении нескольких умов. В основе общей модели социального лежало взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Постепенно в системе социологического знания сформировалось психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс).

Со временем взаимный интерес социологии и психологии привел к возникновению собственно социальной психологии. Одна из первых социально-психологических теорий («психология народов») сложилась в Германии в середине XIX в. Идеи психологии народов нашли всестороннее развитие в работах В. Вундта. Свои представления Вундт изложил в «Лекциях о душе человека и животных», а также в 10-томном труде «Психология народов».

В конце XIX в. была популярна теория Г. Лебона [3] , в основе которой лежала идея противопоставления масс и элит в социуме («Психология народов и масс», 1895). Так, Лебои считал, что скопление людей представляет собой «массу», основной характеристикой которой является потеря способности к наблюдению. Поведенческие особенности человека в «массе» (толпе) — обезличивание (вследствие чего отмечается преобладание инстинктивных, импульсивных реакций), превалирование чувств над интеллектом, а в некоторых случаях — вообще утрата интеллекта, логики и внутреннего контроля. Также, но мнению Лебона, для придания массе некоторого порядка ей необходим «вождь», в роли которого и может выступить «элита». Рубеж XIX—XX вв. — время сильной социальной напряженности, вынуждавшее официальную идеологию искать разнообразные способы сдерживания многочисленных массовых выступлений. Таким образом, теория Лебона стала своеобразным откликом на социальный заказ.

Читайте также:
Почему меня никто не понимает: как дать им понять, убедить?

Также важной вехой на пути становления социальной психологии стала теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Мак- Дауголла (1871 — 1938), согласно которой врожденные инстинкты признаются причиной социального поведения. Впервые термин «социальная психология» появился в работах психолога В. Мак-Дауголла и социолога Р. Росса, что символично отражает две области научного знания, давшие начало социальной психологии как самостоятельной отрасли психологии.

В нашей стране сильное влияние на развитие современной социальной психологии оказали идеи Л. С. Выготского, К. Н. Корнилова, М. А. Рейс- нера, Г. И. Челианова.

Современная социальная психология содержит следующие разделы:

  • социальная психология личности — изучает проблемы социализации личности, разнообразные аспекты регуляции поведения человека в социуме, социальные установки личности и пр.;
  • психология межличностного взаимодействия (ее иногда называют психологией общения и отношений) — изучает функции общения и коммуникации, проблемы психологического воздействия, разнообразные аспекты вербального и невербального общения, динамику развития межличностных отношений;
  • психология малых групп — в рамках данного ответвления социальной психологии рассматриваются процессы групповой динамики, социальнопсихологические проблемы лидерства и референтности, групповая сплоченность и внутригрупповые конфликты;

Референтность — качество личности или группы — способность оказывать определяющее влияние на формирование суждений и оценок; референтными являются те лица или группы, на мнение которых ориентируется человек.

  • психология межгруппового взаимодействия направлена на изучение процессов межгрупповой дифференциации и интеграции; выявление причин, оказывающих влияние на различные межгрупповые процессы, в том числе на возникновение межгрупповых конфликтов;
  • психология больших социальныхгруппи массовых явлений предметом данного направления являются всевозможные факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика общения внутри больших групп и вне их, психология толпы.

Перечислим относительно новые отрасли, вышедшие из социальной психологии (сформировались на стыке социальной психологии и других областей научного знания):

  • социальная психология труда изучает социально-психологические аспекты трудовой деятельности, например, социально-психологический климат в трудовом коллективе; проблемы совместной деятельности; социально-психологические механизмы вхождения в профессиональное сообщество и пр.;
  • социальная психология управления — рассматривает социально-психологические проблемы управленческой деятельности, социальные роли и позиции, эффективность стилей руководства, психологическую совместимость членов трудового коллектива, специфику производственных конфликтов;
  • экономическая психология — сравнительно молодая, но интенсивно развивающаяся отрасль социальной психологии, изучающая социально-психо- логические аспекты экономических отношений. Интересы исследователей направлены на изучение психологических факторов эффективности предпринимательской деятельности, психологического воздействия рекламы на поведение потребителя, динамику социально-психологических явлений и феноменов в условиях происходящих экономических изменений;
  • политическая психология специализируется в области политической жизни социума; изучает политическое сознание и поведение субъектов политических процессов, проблемы политической активности, психологические факторы, оказывающие влияние на поведение избирателей;
  • этническая психология (этнопсихология) — занимается исследованием психологической специфики национальных групп, народов, этносов; в научном пространстве этнопсихологии — проблемы межнациональных отношений, влияние разнообразных этнических стереотипов и установок на общение в группе (коллективе), процессы социально-психологической адаптации мигрантов, социально-психологические аспекты возникновения межнациональных конфликтов и пути их преодоления.

В настоящее время развиваются и такие ответвления социальной психологии, как социальная психология науки, культуры, искусства, религии, нрава, семьи и брака, спорта; некоторые из них в последние годы приобрели статус вполне самостоятельной науки. Также как и другие отрасли психологического знания, социальная психология включает в себя теоретическую, экспериментальную и практическую (прикладную) социальную психологию.

Среди методов, нашедших широкое применение в сфере социальной психологии, выделяются наблюдение и изучение документов (в том числе при помощи контент-анализа, т.е. выделения единиц текста с их последующим осмыслением и интерпретацией), всевозможные опросы (анкеты и интервью), тестирование (один из наиболее востребованных в данной области диагностических инструментов — социометрический тест), а также различные эксперименты.

Специфика социально-психологического знания состоит в его включенности в социально-политическую сферу общества. В основном это касается психологии больших социальных групп и психологии масс, но и психология малых групп и различные социальные аспекты развития личности не могут рассматриваться вне социума и культурных традиций. Таким образом, социальная психология сама неразрывно связана с культурой и развивается параллельно с ней.

Итак, прежде всего, социальная психология занимается проблемами взаимодействия и коммуникации. Способность обмениваться информацией является одной из главных особенностей человека. С помощью речи люди могут передавать друг другу информацию о различных событиях, порой отдаленных во времени и пространстве, а также сообщать о своих чувствах и эмоциональных состояниях. Выделяются два уровня коммуникации: вербальный (т.е. словесный) и невербальный, включающий выражение лица, взгляд, позы, жесты, интонацию голоса, межличностную дистанцию. В общении мы воспринимаем вербальный и невербальный язык как единое целое. По данным исследований, на словесном уровне передается только 7% информации, 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, 55% — выражением лица [4] .

Читайте также:
Как изменить себя к лучшему?

В некоторых случаях проблемы во взаимодействии и коммуникации возникают по причине субъективности нашего восприятия. Часто мы воспринимаем других людей, основываясь лишь на впечатлениях, а также на оценке мотивов их поведения в зависимости от того, какие качества мы им приписываем.

Как правило, в основе нашего восприятия другого человека лежит поиск впечатлений, отражающих основные характеристики его личности. Эти характеристики позволяют нам объяснять различные поступки и поведение окружающих нас людей, а также приводить их в соответствие с нашими впечатлениями.

Межличностные отношения: понятие, примеры, классификация

Отношения

Межличностные отношения – это важнейшая составляющая нашей жизни. Именно они дают нам эмоции и переживания, необходимые для гармоничного развития личности, мотивации и просто чувства удовлетворённости жизнью. С точки зрения психологии, межличностные отношения устроены гораздо сложнее, чем может показаться. И сегодня мы постараемся разобраться, что они собой представляют, как устроены и чем отличаются от социальных отношений.

Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это все виды взаимодействий, в которые вступают люди: чувства, суждения, общение, совместные дела, обмен эмоциями и прочее. Основываются они на социальных связях, уже существующих или вновь возникающих между членами общества. Как правило, межличностные отношения устанавливаются с определённой целью: получить какую-либо выгоду, поделиться эмоциями, получить поддержку, узнать или сообщить что-то. Важной составляющей таких отношений является взаимное доверие и понимание.

Межличностные отношения реализуются преимущественно в виде трёх основных форм взаимодействия:

  • вербальное – обмен информацией с помощью устной речи;
  • невербальное – передача информации жестами и прочими невербальными сигналами;
  • аффективное – обмен эмоциями с помощью таких средств экспрессии как смех, плач и прочее.

Первые межличностные отношения начинают формироваться у ребёнка сразу после рождения (несмотря на то, что новорождённый формально ещё не считается личностью). Посредством плача, смеха и других эмоций он взаимодействует с родителями, сообщая им о своих чувствах и желаниях. Постепенно взаимодействие становится всё более осознанным, но настоящими межличностными отношениями это можно будет считать, когда завершится первичная социализация ребёнка.

Особенности межличностных отношений

Данный вид взаимодействия обладает рядом характерных особенностей:

  • Межличностные отношения сильно зависят от эмоциональных оценок, как осознанных, так и бессознательных. Это правило соблюдается даже для формальных и деловых отношений.
  • Каждый из взаимодействующих субъектов участвует в них как уникальный индивид, обладающий определёнными свойствами характера и занимающий определённое место в социуме.
  • Эти отношения не возникают спонтанно, а развиваются постепенно при общении и прочих видах коммуникации.
  • Межличностные отношения не постоянны. Они могут меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, иногда сменяя свой вектор на противоположный.

Примеры межличностных отношений

Чтобы лучше понять, что такое межличностные отношения, рассмотрим несколько типичных примеров, с которыми сталкивался каждый из нас, независимо от социального статуса и других факторов:

  • Повседневные. В эту группу входят все виды взаимодействия, не подразумевающие слишком близкого общения. Данная разновидность межличностных отношений охватывает обширный круг людей, в который входят все, с кем мы так или иначе контактируем в повседневной жизни: соседи, коллеги, работники соседних офисов, продавцы, парикмахеры и другие люди.
  • Приятельские. В эту группу входят отношения, не являющиеся слишком близкими, но подразумевающие приятное совместное времяпровождение. К примеру, если ваш друг пригласил вас провести время с его коллегами, и вы неплохо повеселились вместе, вы вряд ли сразу же станете называть их друзьями. Но если вы хотите снова встретиться с этими людьми, это и есть приятельские отношения.
  • Товарищеские. Эта форма отношений подразумевает, что люди связаны определённой общей деятельностью. При этом они не настолько близки, чтобы считаться друзьями, но имеют общие цели и доверяют друг другу.
  • Дружеские. Такие отношения подразумевают, что люди очень близки. Дружба не возникает просто на почве общих интересов или взаимной симпатии. Чтобы стать друзьями, люди долго общаются, сближаются в эмоциональном плане, учатся понимать друг друга, учитывая все особенности и тонкости характеров.
  • Любовные. Эта форма взаимоотношений подразумевает эмоциональную близость и наличие романтических чувств. В любви люди не настолько избирательны, как в дружбе (поэтому не всегда выбирают партнёров рационально), но по степени привязанности любовные отношения являются самыми сильными.
  • Родственные. Вовлечение в родственные отношения происходит при рождении, и всё же они могут существовать в разных формах. Для кого-то все родственники являются близкими людьми, для кого-то важны только родные люди, а остальные родственники приравниваются к обычным знакомым.
  • Супружеские. Несмотря на то, что супружеские отношения происходят из любовных, по содержанию они сильно отличаются. По своему характеру они ближе к родственным, при этом подразумевают соблюдение ряда взаимных обязательств, нарушение которых влечёт общественное порицание и некоторые формы юридической ответственности (такие как заведомо проигрышная позиция при разводе).
Читайте также:
20 качеств, которые женщины хотят видеть в мужчинах

Уровень межличностных отношений зависит от того, насколько зрелыми являются состоящие в них личности.Каждый из участников должен понимать свою ответственность перед другим и придерживаться определённых правил, которые хоть и не оговариваются специально, но подразумеваются.

Структура межличностных отношений

Несмотря на всё разнообразие межличностных отношений, их структура довольно проста и включает три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Когнитивный компонент

Данный компонент включает различные виды познавательной активности, так или иначе возникающие в межличностных отношениях (восприятие, мышление, воображение и другие). Когнитивный компонент зависит от взаимопонимания, которое имеет две основных характеристики:

  • адекватность – правильность интерпретации поступающей информации;
  • идентификация – неосознанное отождествление себя с партнёром.

2. Эмоциональный компонент

Это эмоции, которые испытывает субъект по отношению к другому субъекту при разных формах взаимодействия:

  • симпатия и антипатия;
  • счастье и удовлетворённость; (сопереживание).

3. Поведенческий компонент

Сами того не замечая, мы непроизвольно выражаем своё отношение к другим людям посредством различных знаков: мимики, жестов, интонации, использования нетипичных речевых оборотов и других проявлений особого отношения. Несмотря на то, что поведенческий компонент слабо зависит от нашей воли, он является важнейшим фактором, регулирующим межличностные отношения, поскольку заметить со стороны его проще, чем проконтролировать.

Уровни межличностных отношений

В зависимости от продолжительности, глубины и степени привязанности участников, психологи делят межличностные отношения на 3 уровня:

  • Перцептивный. Данный уровень характерен для самого начала отношений. Он подразумевает, что участники воспринимают различные особенности и индивидуальные характеристики друг друга. Они могут отрицать это, но на их взаимоотношения влияют черты внешности, различные личностные особенности, расовые и гендерные признаки.
  • Уровень взаимного притяжения (или отталкивания). Постепенно индивиды привыкают и привязываются друг к другу (либо, наоборот, начинают испытывать антипатию), и влияние восприятия ослабевает. Они продолжают узнавать друг друга всё лучше, ищут новые способы взаимодействия. Если люди друг другу неприятны, но вынуждены часто взаимодействовать, неприязнь между ними также усиливается.
  • Интерактивный уровень. На данном уровне происходит активное эмоциональное взаимодействие индивидов. Каждый из них ощущает, что нуждается в обмене эмоциями, поэтому они ищут поводы и создают ситуации, в которых могут общаться больше. Люди, испытывающие друг к другу неприязнь, также переходят на эмоциональное взаимодействие, реализующееся в виде конфликтов, которые только усиливают их неприязнь.

Классификация межличностных отношений

Межличностные отношения – это любые формы взаимодействия между индивидами. В зависимости от того, какое место каждый из них занимается в социуме и как они связаны между собой, можно выделить несколько основных типов отношений:

  • Формальные (официальные). Такие отношения обычно регулируются определёнными нормами, правилами, регламентами, инструкциями или другими документами. Участники таких отношений, как правило, не имеют личной привязанности, а взаимодействуют между собой в связи с какой-то служебной, административной или иной необходимостью.
  • Деловые (рациональные). Это межличностные отношения, подразумевающие совместную обоюдовыгодную деятельность. Участники таких взаимоотношений могут распределять между собой обязанности так, чтобы каждый выполнял свою часть работы для достижения общей цели. Также один из участников может выполнять работу для другого за вознаграждение.
  • Неформальные (неофициальные). К этой группе относятся различные отношения, не регулируемые какими-либо формальными правилами. Это могут быть, например, приятельские или дружеские отношения, объединения в команды для игры в футбол или волейбол и прочее. Как правило, в неформальных отношениях эмоциональная составляющая играет некоторую роль.
  • Личные. Это взаимоотношения, основанные на эмоциональной связи. Обычно личные отношения долго формируются и развиваются, в процессе чего их участники всё лучше узнают друг друга и сближаются. Личные отношения могут переходить в приятельские, товарищеские, дружеские и любовные. Также в категорию личных можно отнести отношения, построенные на неприязни, хотя они развиваются по другим принципам и обычно подразумевают, что люди взаимодействуют вынужденно, а не по собственной воле.

Стоит отметить, что перечисленные разновидности межличностных отношений не являются полностью независимыми, а пересекаются между собой. Так деловые отношения могут быть в разной степени формализованными, а личные отношения обычно являются неформальными (в то же время супружеские подразумевают формальное оформление и закрепление определённых обязательств).

Отличия межличностных отношений от социальных

По сути, все виды человеческих отношений можно разделить на две категории: межличностные и социальные. Если межличностные отношения – это непосредственное взаимодействие между собой конкретных индивидов, то социальные подразумевают различные формы взаимодействия в рамках общественной жизни. По сути, социальные отношения – это отношения между социальными ролями индивидов (между врачом и пациентом, таксистом и пассажиром).

Читайте также:
Само совершенство: отношения между мужчиной и женщиной могут быть идеальными

Важное отличие социальных отношений от межличностных заключается в том, что они регламентированы и подчиняются определённым правилам, зависящим от социальных ролей участвующих в них индивидов. Это подразумевает, что сами индивиды обезличиваются, а рассматриваются только их функции в обществе или в рамках конкретной социальной группы (руководитель и подчинённый, таксист и пассажир, родители и ребёнок).

Межличностные отношения всегда подразумевают взаимодействие между собой конкретных личностей с учетом всех их индивидуальных особенностей. Социальные роли при этом тоже могут учитываться, но не обязательно. В качестве наиболее характерных отличий можно назвать следующие особенности межличностного взаимодействия:

  • существенную роль играют чувства, переживания и эмоциональные оценки участников;
  • они формируются и развиваются довольно медленно (тогда как социальные отношения возникают сразу, например, при приёме на работу);
  • они постоянно развиваются и меняются (тогда как социальные обычно статичны и меняются только под влиянием внешних факторов, например, при повышении в должности).

Несмотря на наличие вполне очевидной разницы, четкой границы между социальными и межличностными отношениями провести нельзя, поскольку они пересекаются между собой. Так коллеги часто становятся друзьями, между ними нередко возникают служебные романы. Супружество совмещает в себе оба вида отношений, поскольку изначально основывается на любви, но при этом подразумевает формализацию и определённые социальные роли.

Заключение

Разобравшись в том, что такое межличностные отношения, можно без сомнений утверждать, что в них вступают все люди без исключения. Даже социофобы, которым требуется меньшее количество общения, окружают себя людьми, с которыми им комфортно. Большинству же людей постоянно необходимы приятельские, товарищеские, дружеские и любовные отношения, поскольку без этого невозможно гармоничное существование и развитие личности.

Психология социальных и межличностных отношений в разных сферах жизни

Прошлое vs Будущее

С момента появления на свет мы учимся выстраивать отношения с окружающими нас людьми, преодолевать возникающие проблемы и кризисы. Каждый из нас стремится понять, в чём состоит смысл человеческих отношений. Ответ на этот непростой вопрос очень важен. В нём кроется секрет построения здоровых отношений. Разобраться во всём поможет психология отношений.

Отношения – это взаимодействия между людьми. Психология отношений изучает цели, задачи, проблемы этих взаимодействий, для того чтобы найти правильные пути решения в различных непростых ситуациях.

У каждого человека, вступающего в отношения, есть свои цели. Все они разные, но объединяет их одно – желание людей удовлетворить свои жизненно важные потребности: эмоциональные, физические, материальные.

Человек – существо коллективное. Осознать своё предназначение он может, только выстраивая связи с другими людьми. Неспособность понять и выполнить свою задачу делает человека несчастным. Наполненность жизни смыслом определяет наш внутренний покой и баланс.

Прочные и здоровые связи с социумом гарантируют успешные взаимоотношения. Без них невозможна самореализация ни в одной из сфер жизни: ни в семье, ни в любимой работе, ни в творчестве. Осмысление своего собственного «Я» и умение понять другого дают возможность выстроить такие связи.

Взаимоотношения невозможны без коммуникации. У каждого из нас есть свои личностные особенности, предпочтения и интересы, свои ценности, которые проявляются при коммуникации. Способность и желание понять, «разгадать» оппонента в процессе общения даёт возможность уйти от ситуации ложных ожиданий, а значит, избежать конфликтов, разрушающих отношения.

Психология гармоничных взаимоотношений: правила успеха

Психология социальных и межличностных отношений в разных сферах жизни

Эффективное взаимодействие с другими людьми лежит в основе любого успеха. Рассмотрим несколько видов человеческих взаимоотношений с точки зрения психологии, а также советы для их успешной реализации.

Психология отношений в браке

Психология любовных отношений зачастую сводится к дилемме: как вести себя с партнёром? Сохранить своё «Я» или раствориться в любимом человеке? Большую опасность для брака представляют эмоционально связанные отношения. Партнёр испытывает негативные чувства, поддерживая свою половинку, даже если лично у него всё хорошо. Например, если у мужа неприятности на работе и он расстроен, жена испытывает те же эмоции. Такое сочувствие разрушительно для брака. Сетование по поводу проблем не поможет их решению. Гораздо разумнее в такой ситуации протянуть руку помощи, вместе поискать выход. Два любящих самодостаточных человека имеют больше шансов сохранить отношения, чем зависимые друг от друга.

Ценные советы для сохранения любви в браке согласно психологии отношений:

  • понять и принять особенности противоположного пола,
  • уважать супруга (супругу), его работу, его увлечения,
  • планировать совместные дела и совместный отдых,
  • сдерживать негативные эмоции в общении, уметь договариваться,
  • сохранять свою индивидуальность.
Читайте также:
Признаки сезонной и иной депрессии у женщин

Психология отношений между любовниками

На первый взгляд может показаться, что отношения между любовниками довольно прозрачны: люди встречаются для того, чтобы приятно провести время. Однако, если сразу не обговорить некоторые нюансы, это может привести к недопониманию и даже к расставанию. Уже в начале отношений следует понимать, какой смысл у этой связи и чего каждый из партнёров ждёт: только секса, материальной поддержки, заботы и понимания, или это поиск нового, более достойного мужа.

Продолжительность отношений между любовниками зависит от степени честности друг к другу.

Вступая в подобные взаимоотношения, не стоит строить иллюзий, ведь зачастую у мужчины есть жена, а у женщины – муж. Мириться с второстепенной ролью готов далеко не каждый: такая связь всегда скрывает немало подводных камней.

Психология отношений между родственниками

Человек силён своими корнями – теми родными людьми, которые готовы делить с ним не только радости, но и печали. Формирование нашего мировоззрения, идеалов и ценностей происходит в близком окружении, в которое, безусловно, входят родственники. Родители заботятся о детях, пока те растут. Когда же дети становятся зрелыми людьми, наступает их очередь заботиться о родителях. И это норма человеческих отношений. К сожалению, нередко случается так, что в семьях распадаются родственные связи, прекращается общение с близкими людьми.

Предлагаем несколько ценных советов, которые помогут исправить ошибки в отношениях с родственниками:

  1. Соблюдайте дистанцию. Она необходима и в паре, и в отношениях с родными. Дистанция зависит от того, насколько часто вы встречаетесь, какие темы обсуждаете, какими планами делитесь. Комфортная дистанция помогает управлять эмоциями.
  2. Расставьте приоритеты. Бывает так, что после вступления в брак мнение родителей для уже выросших детей продолжает оставаться в приоритете. С позицией второй половинки никто не считается. В таком случае нарушение границ может создать проблемы для обеих семей.
  3. Следуйте народной мудрости: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Наше поведение периодически нуждается в рефлексии и самоанализе. Собственные эмоциональные реакции не всегда бывают взвешенными, поэтому разумно начать коррекцию отношений с себя.
  4. Сохраняйте спокойствие. Критика в ваш адрес, которую позволяют родственники, не должна оставаться без ответа. Не следует молчать о задетых чувствах. Но для того чтобы избежать конфликта, следует быть аккуратным в своих высказываниях.

Психология отношений на работе

Существует несколько типов отношений в коллективе:

  1. Партнёрские. Это равноправные отношения между коллегами. Они не могут быть выстроены между руководителем и подчинённым, так как априори один должен выполнять то, что говорит другой. Иначе отсутствие трудовой дисциплины может привести к разрушению коллектива.
  2. Наставник и ученик. Такие отношения возможны, когда ученик готов принимать во внимание советы своего наставника, анализировать их и делать определённые выводы.
  3. Подчинённый и руководитель. Подчинённый следует указаниям руководителя, не размышляя над ними, а чётко выполняя их.

Ценные советы для гармоничных отношений в коллективе:

  1. Будьте уверены в себе. Робкие неуверенные люди отталкивают от себя. Их не воспринимают всерьёз, не уважают, игнорируют.
  2. С воспитанными людьми приятно общаться. Постарайтесь произвести на своих коллег впечатление именно такого человека.
  3. Если вы хотите рассчитывать на чью-то поддержку, чей-то добрый совет, то сами должны быть готовы вовремя подставить плечо. Помогают тому, кто помогает сам.
  4. Старайтесь избегать резкого выяснения отношений. Если не удаётся, сделайте это в личной беседе с коллегой, без посторонних.
  5. Отношения на работе должны быть деловыми. Никакой руководитель не одобрит вашего неформального общения в рабочее время.
  6. В случае необходимости проявляйте твёрдость характера и не соглашайтесь выполнять чужую работу.
  7. В дни аврала работайте наравне со всеми, не сидите без дела.
  8. В работе соблюдайте золотую середину. Чрезмерный трудоголизм может вызвать подозрение коллег в желании выслужиться перед начальством.

Отношения в рабочем коллективе должны быть уважительными, открытыми, неконфликтными и законными. Только в этом случае работа будет результативной.

Психология хороших взаимоотношений

Понимание между людьми – отправная точка в психологии хороших отношений. Оно способно сформировать уважение, толерантность, сопереживание, без этого невозможно создать комфортную атмосферу для обеих сторон.

Понять человека – значит принять его. Не одобрить его поведение и поступки, а осознать, что он такой, какой есть, другой, отличный от вас.

Что нужно делать, чтобы найти ключи к пониманию других людей и гармоничным взаимоотношениям:

  1. Видеть потенциал. У каждого человека есть драгоценный запас любви, внутренней силы, мужества. Только далеко не каждый помнит о том, что он является обладателем этого несметного богатства. Общаясь с человеком, следует видеть в нём всё то лучшее, что у него есть. Верить в его потенциал.
  2. Слышать, а не слушать. К сожалению, не каждый из нас умеет слышать своего собеседника. Многим важнее выговориться самим, поделившись грузом проблем и неприятностей. Нередко случается и так, что, слушая своего собеседника, мы лишь делаем вид, что слышим его – информацию, которую он сообщает, мы принимаем к сведению, не испытывая никакого эмоционального отклика.
  3. Не спешите оценивать. Все мы способны совершать ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Заблуждаясь, мы ищем правильное решение. Путь преодоления трудностей и ошибок – это и есть путь саморазвития, путь постижения жизненной мудрости. У каждого он свой и у каждого непрост. Не спешите осуждать и негативно оценивать того, кто сделал неверный шаг.
  4. Будьте честны и открыты в отношениях. «Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет» – гласит народная мудрость. Ложь усложняет жизнь человека, в том числе и ложь перед самим собой. Нет смысла прикрывать своё лицо маской. Она не сделает отношения крепче, а вашу жизнь счастливее.
Читайте также:
На что мужчины обращают внимание при виде женщин?

Цените и берегите хорошие отношения. И будьте благодарны тем, кто находится рядом с вами, – за заботу, за поддержку, за тепло.

Понятие о межличностных отношениях, элементы межличностных отношений

1. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2003

3. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001

4. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001

Содержание и характер взаимодействия людей определяются не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т. д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу. Отношения — это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть об­щественными, второй тип — межличностными отношениями.

Общественные отношения могут быть классифицированы в соответствии со сферой их рассмотрения. Различают классовые, национальные, групповые, семейные отношения (на уровне социальных общностей), а также, производственные, учебные и т. д. отношения (на уровне занятых той или иной деятельностью групп) (Психология: Словарь, 1990). Общественные отношения реализуются в деловом взаимодействии людей через социальные роли. Например, отношения в сфере образования — через роли преподаватель—студент, правовые отношения — через роли следователь (судья)-свидетель (обвиняемый), административные отношения — через роли начальник — подчиненный. Иногда общественные отношения называют также деловыми, ролевыми, официальными. По сути это формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов человеческих отношений, в том числе и межличностных (межперсональных).

Межличностные отношения — это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. В отличие от общественных, деловых отношений, межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность (Крысько, 2001).

Межличностные отношения включают в себя три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный).

· Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.

· Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов проявления межличностных отношений очень много. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выража­ются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и со­стояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных слу­чаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения про­являются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

· Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае, если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект несимпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования—равенства—подчинения и зависимости—взаимозависи­мости—независимости.

Читайте также:
Как бороться с ленью: 6 техник доктора Хауса

Несмотря на очевидные различия, которые существуют между общественными и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая во взаимодействие в сугубо официальной обстановке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Причем это зачастую связано не только- с решением их проблем, т. е. практической стороной дела, но и с индивидуальными особенностями внешности и поведения партнера. Они могут вызывать симпатию, любопытство, уважение либо, напротив, — антипатию, скуку, презрение, что, обусловливая, позитивную либо негативную эмоциональную окраску делового взаимодействия, будет облегчать или затруднять его протекание.

Можно сказать, что благодаря существованию межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений, происходит реализация последних в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия (Андреева, 2000). Например, изначально обезличенные общественные отношения преподаватель—студент, дополняясь эмоциональными межличностны­ми отношениями между индивидом Петровым и индивидом Сидоровым, персонифицируются и становятся ‘весьма конкретны­ми взаимоотношениями преподавателя Петрова со студентом Сидоровым. Они могут быть как позитивными, так и негативными, но это будут реальные отношения живых людей в рамках реального учебного процесса.

Чаше всего (но не всегда) позитивные межличностные отношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность людей, выполняя роль своеобразной смазки в механизме их делового взаимодействия. Наоборот, негативные межличностные отношения чаще (но тоже не всегда) мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Поэтому для целенаправленного и эффективного использования данной закономерности нужно хорошо знать, как протекает процесс формирования межличностных отношений и какие факторы на него влияют. Традиционно этот процесс описывается с точки зрения динамики, механизма регулирования и условий развития межличностных отношений.

Межличностные отношения. Психология межличностных отношений

Будучи существом социальным, человек сотнями нитей связан с другими людьми. Межличностные отношения – это даже не важная часть его жизни, это сама жизнь. Порой от характера и качества этих отношений зависит не только наше настроение, работоспособность, психическое состояние, но и физическое здоровье. Что же такое межличностные отношения, от чего зависит их характер, и как они формируются, мы с вами сейчас и разберемся.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.
Читайте также:
Пониженная самооценка, причины и метод её повышения

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

социальные роли

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Виды и уровни межличностных отношений

Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Но, на мой взгляд, главным в классификации должен быть эмоциональный вектор.

Виды отношений

Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.

Положительные или позитивные отношения

Они определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:

  • привлекательность;
  • симпатия;
  • взаимная заинтересованность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимная привязанность;
  • дружба;
  • любовь.
Читайте также:
Пониженная самооценка, причины и метод её повышения

На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.

Негативные отношения

социальное взаимодействие

Они складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера. Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин. Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:

  • антипатия;
  • недоверие;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • агрессия;
  • чувство мести.

Иногда наряду с этими двумя выделяют третью группу: нейтральные отношения. Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ведь если я никак к человеку не отношусь, то о каких отношениях может идти речь?

Другое дело, что межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.

И еще один момент. Межличностные отношения не только подвижны, но и часто неоднозначны. В целом, испытывая к человеку симпатию, мы можем чувствовать неприязнь к каким-то его чертам или привычкам. Иногда даже бывает трудно определить, чего мы испытываем к партнеру больше: симпатии или раздражения.

Это связано с самим характером человеческих эмоций, которые, по сути своей, очень подвижны, изменчивы, неустойчивы. А также с тем, что на общение людей оказывает влияние множество самых разнообразных и неоднозначных факторов.

Уровни межличностных отношений

Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:

  • Перцептивный. Это уровень восприятия и понимание партнерами друг друга, осознание индивидуальных черт, личностных особенностей, характеристик, в том числе внешних, расовых, национальных, гендерных и т. д. На перцептивном уровне отношения только зарождаются. Это этап узнавания партнерам друг друга, но и он предполагает определенную, пусть и поверхностную эмоциональную реакцию. А бывает, что люди начинают испытывать симпатию или неприязнь буквально с первой встречи.
  • Уровень взаимного притяжения или отталкивания. На этом этапе возникшее между людьми чувство симпатии заставляет их искать новых контактов, точек соприкосновения, взаимодействия. Продолжается узнавание на более глубоком уровне, можно образно сказать, что люди как бы пробуют друг друга «на вкус». Чувство неприязни, напротив, побуждает людей избегать друг друга, и если это не удается (например, на работе), то неприязнь усиливается и может перерасти в ненависть.
  • Интерактивный уровень. Эмоциональные реакции требуют постоянной подпитки, и это возможно только в условиях взаимодействия. Симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, ищут общие интересы и цели. А ненавидящие, но не имеющие возможности избегать контактов, тоже вступают во взаимодействие в виде конфликтов. Причем это деструктивные конфликты, так как они основаны на личной неприязни.

Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично. Во всяком случае, считается, что достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает. Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.

Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам. Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны. В противном случае наступит эмоциональное выгорание, и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».

Поэтому берегите свои добрые отношения и не стремитесь вновь заставить полыхать огонь в тлеющем костре. Поверьте, привязанность и симпатия на всю жизнь значительно дороже быстротечной романтической страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: