Психология взаимоотношений в школьном классе

Психология взаимоотношений в школьном классе

Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается из оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал “спасибо”, какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.

Причина 2: Отношение в семье

«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.

Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Как научить ребёнка общаться со сверстниками

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.

Читайте также:
Как правильно начинать отношения с противоположным полом?

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Психология взаимоотношений в школьном классе

Школа – это место, которое становится вторым домом для каждого на определённый жизненный отрезок времени. И очень хорошо, если изначально ребёнок попадает в здоровую атмосферу дружного и сплочённого класса. Но в большинстве случаев это не так, и многим ребятам тяжело выстроить дружеские отношения со своими одноклассниками. А ведь с этими людьми они проводят бок о бок около 11 лет жизни.

Что и как сделать, чтобы научить ребёнка дружить с одноклассниками, чтобы сверстники из одного класса понимали и уважали друг друга? Стоит ли взрослым вмешиваться в конфликты детей? Нужно ли решать проблемы с привлечением учителей? Рассказываем об этом популярно и непредвзято.

Каких детей не любят сверстники?

Доказано психологами да и жизнью в целом, что особенную жестокость дети проявляют к тому, кого они не могут понять и принять. Из этого напрашивается причинно-следственная связь:

  1. Ребята не любят сверстников, которые не похожи на них, отличаются от большинства внешне, умственно или физически. Пример: одноклассница картавит, это уже повод дать ей обидное прозвище и автоматически записать в изгои. Также высмеивают и гнобят за то, что кто-то из класса, по мнению большинства, одевается немодно или неопрятно, является выходцем из семьи, не имеющей высокого материального дохода. Да, к великому сожалению, на сегодняшний день социальное неравенство является одной из многих причин нелюбви одноклассников. Таким образом данную группу ребят можно назвать «иные».
  2. Детям интересно обижать тех, кто обижается, кто даёт реакцию, плачет, кричит, машет руками. При этом ребята, которые выступают в роли агрессоров, стоят и смотрят на неадекватные реакции, улыбаются, хихикают и только лишь сильнее загораются идеей нелюбви к «жертве». Данную группу изгоев условно можно отнести к «нытикам».
  3. Нередко хорошие взаимоотношения в классе не могут быть построены по причине того, что учитель, может даже неосознанно, выделяет кого-то в «любимчики». И этот ребёнок также сталкивается с «нелюбовью» одноклассников. Как уже становится ясным, данная группа получает кодовое название «любимчики».
  4. Ещё чаще всего не любят стукачей и тех, кто жалуется. Поэтому завершает наш рейтинг группа «ябеды».

Все эти ребята, которые имеют статус, отличный от большинства одноклассников, становятся «жертвами». И данная классификация может быть продолжена, так как фантазия ребят весьма и весьма разнообразна.

Причём в «жертвы» может попасть любой ребёнок. Рассмотрим пример: иногда родители по работе или каким-то другим причинам вынуждены менять место жительства и, соответственно, школу для своего чада, вырывая его из привычной среды обитания. И он, приходя в школьный коллектив в статусе «новенького», уже изначально находится в стрессовой ситуации. Часто переживает, стесняется, опасается, как его примут одноклассники, как найти с ними общий язык. Конечно же, с такими мыслями в голове, а тем более помещённый в новую среду, ребёнок может замкнуться в себе и вот вам налицо появление «жертвы». К тому же, в этой стрессовой ситуации он может повести себя неправильно. Начнёт задирать ребят в новом для себя классе, либо, наоборот, ни с кем не общаться из-за стеснительности. А одноклассники могут устроить ему своеобразную «проверку на вшивость», и, если среагировать на неё неадекватно, можно легко попасть в изгои.

Читайте также:
Правда ли существует настоящая дружба между парнем и девушкой?

Как тогда детям, которых не любят одноклассники, найти с ними общий язык и подружиться? Можно ли избавиться от такого обидного синдрома «жертвы»? Попытаемся найти ответы на актуальные для многих вопросы.

Распространённые причины ссор между одноклассниками

Причины для конфликта между одноклассниками чаще всего высосаны из пальца, но так или иначе они пропитаны духом соперничества:

  1. Большинство детей стремятся быть «выше, быстрее, сильнее» на фоне других одноклассников. И в борьбе за негласный авторитет среди сверстников методы используются не всегда порядочные. Ну, к примеру, чтобы себя обелить, надо другого очернить.
  2. Соответственно, в ход идут оскорбления, сплетни, интриги, которые направлены на попрание чести и достоинства сверстника. Естественно, о хороших взаимоотношениях внутри класса уже говорить не приходится.
  3. Ещё одним немаловажным параметром отсутствия гармонии в классе является чувство зависти. Зависть к тому, что одноклассница или одноклассник более успешны у противоположного пола, имеют высокую успеваемость по школьным предметам, обласканы вниманием учителей и т. п. – всё это приводит к тому, что дети не могут подружиться и начинают вступать в конфликты.

Как самостоятельно наладить отношения с одноклассниками?

Психология взаимоотношений в школьном классе

Можно, конечно же, пойти тем же самым путём насилия и сразу показать всем своим одноклассникам «кто в доме хозяин», воспользовавшись физической силой, оказаться самым сильным и бесстрашным в классе. Но не будем заниматься глупостью, пропагандируя насилие.

Способы для ребёнка наладить отношения с одноклассниками самостоятельно:

  1. Попытаться найти ребят в классе, которые чем-то похожи на него самого, например, успехами в успеваемости (или неуспехами), общим хобби.
  2. Протянуть руку помощи своему собрату, который отстаёт по учёбе, попытаясь приободрить и поднатаскать по конкретному предмету либо вообще по школьной программе.
  3. Проявить интерес к жизни класса. Предложить свою помощь в постановке школьных вечеров, в уборке класса или украшении к празднику.

Если начать показывать свою заинтересованность, открытость и дружелюбность, то в большинстве случае одноклассники тоже проявят симпатию.

Не надо бояться просить помощи

Ребёнок не должен бояться попросить помощи у сверстников, будь то один учебник на двоих либо решение вместе после уроков домашнего задания. При этом не нужно забывать проявлять дружелюбность и приветливость, не используя ни умоляющего, ни приказного тона. Рекомендуется также попросить у одноклассников помощи в проведении какой-либо совместной вечеринки, где ребята могут пообщаться все вместе в неформальной обстановке. Если ничего не получается, стоит попросить совета у родителей или учителя.

Чем могут помочь родители?

Родители, как известно, чаще всего отмахиваются от проблем своего чада и говорят просто: «Ой, да не обращай ты внимания! Ты уже взрослый(ая), главное, учись хорошо, а остальное пройдёт». Но как же тут учиться хорошо, когда ребёнок грустит, переживает и так хочет быть своим в классе?

Поэтому первое, что необходимо сделать каждому родителю, когда ребёнок поделился с ним своей проблемой, – это оказать моральную поддержку. Сказать примерно следующее: «Да, мой дорогой(ая), сейчас ты злишься и печалишься, но всё в твоих руках, и тебе нужно стараться наладить отношения в классе и ни в коем случае не замыкаться в себе». После этого стоит разобрать возможности для решения проблем с одноклассниками, посоветовать, как себя вести внутри коллектива, а чего делать не стоит.

Но не все родители лояльны по отношению к обидчикам своих детей. Некоторые, как только слышат подобного рода жалобы, не разбирая, кто прав, кто виноват, бегут сломя голову в школу и начинают скандалить с классным руководителем, призывая его к ответственности. Затем ругаются с другими родителями в классе, а бывают и вообще вопиющие случаи, когда взрослый может нанести физическое увечье нерадивому однокласснику своего ребёнка. Такого категорически делать нельзя. Все конфликты нужно решать спокойно и полностью представляя всю картину происходящего. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, попытаться пообщаться с другими родителями и узнать их точку зрения по данному вопросу.

Родители непременно должны вмешаться и дать реакцию незамедлительно, если ребёнка постоянно унижают массово или избивают. Важно понимать, что это уже не просто ситуация ссоры с одноклассниками, а нанесение глубокой психологической травмы. И если родители продолжат безмолвствовать в данной ситуации, то потом очень тяжело вернуть ребёнка к нормальной жизни и наладить его психологический фон.

Решение проблемы с помощью учителей

Учитель способен повлиять на класс, в котором дети не принимают кого-то, но только если и сам ребёнок будет стараться наладить общение, а его родители – вести себя адекватно. Чаще всего профилактическую работу со школьниками организует классный руководитель, как раз к нему и следует обратиться. Как он может помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками:

  1. В первую очередь учитель должен провести профилактическую беседу со всем классом, если ребята обижают или игнорируют одноклассника.
  2. Учитель может мастерски заинтересовать в совместном участии всех одноклассников, например, в каком-то тематическом мероприятии, учитывая желания, потребности, интересы, способности каждого, чтобы никто не почувствовал себя ущербно.
  3. Можно сплотить одноклассников при помощи проведения внеклассных мероприятий. Например, выбрать нетривиальный способ и всем классом пойти в поход. И постараться обыграть всё так, чтобы дети были максимально вовлечены в совместную работу: разведение костра, установка палаточного лагеря. После такого похода можно будет провести классный час, на котором похвалить каждого ученика за его поведение во время общего дела.
Читайте также:
Почему отношения так важны для человека и в них ли смысл нашей жизни?

Чего делать нельзя?

В психологии подробно описываются советы, чего не стоит делать, когда стремишься наладить отношения с одноклассниками:

  1. Быть агрессивно настроенным, избегать общения с ребятами, отвечать им грубо, провоцировать агрессию, сразу же бросаться с кулаками на одноклассников, если что-то не нравится.
  2. Стремиться заработать себе дешёвый авторитет среди сверстников, стремясь подкупить их различными способами, угощая сладостями, задабривая подарками или спонсируя деньгами.
  3. Участвовать в сплетнях и разного рода интригах.
  4. Стремиться ввести каждого одноклассника в ранг своих лучших друзей.

И всегда помните лишь одно: если вы попали в ситуацию непростых отношений с одноклассниками, то не отчаивайтесь, вооружитесь терпением и знайте, что всё пройдёт и этот этап тоже закончится!

Психология взаимоотношений младшего школьника в группе сверстников

Младший школьник, поступая в школу, попадает в группу сверстников, объединенную в учебный класс. Учебный класс с социально-психологической точки зрения – это малая группа, под которой обычно понимается объединение трех или более людей, взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие цели и нормы. Малые группы обладают свойствами структуры (коммуникативной, управления, эмоциональных отношений), динамики развития, а также социально-психологического климата.

Под социально-психологическим климатом группы понимается субъективная оценка членами группы системы отношений в ней по шкалам: доверие/недоверие, симпатия/антипатия, свобода/несвобода (в отношении мнений), давление/самостоятельность, информированность/неинформированность, удовлетворенность/неудовлетворенность.

Для малой группы важен такой показатель, как групповая сплоченность – интегральная характеристика межличностных отношений. Важная составляющая сплоченности – целенаправленная групповая деятельность, а также явление конформности, понимаемое как давление большинства на меньшинство, и обратное явление – так называемый нонконформизм: явление, при котором актуализируется желание поступать вопреки мнению большинства.

Для младших школьников важно, что формальная группа (учебный класс) чаще всего совпадает с понятием референтной (значимой) группы общения. При этом для младших школьников учебный класс – это группа сверстников. Но отношения внутри группы сверстников у младших школьников во многом опосредованы отношением учителя к конкретным ученикам и успешностью учеников в учебной деятельности.

Взаимоотношения ребенка в группе сверстников. С поступлением в школу меняются отношения ребенка со сверстниками. Появляется общая деятельность – учебная, дифференцируются интересы и, соответственно, коллективные связи становятся менее востребованными, взаимоотношения детей индивидуализируются.

Класс как малая группа. С началом учебы дети в классе и в параллели 1 классов начинают оценивать друг друга, мальчики меряются силой и выясняют, кто самый сильный, устанавливая таким образом право на лидерство, девочки присматриваются друг к другу и также выбирают себе подруг по интересам. Интересы девочек более индивидуальны, поэтому в классе на начальном этапе складывается группа мальчиков и несколько групп девочек с разными интересами. Эти стихийные процессы опосредуются мнением учителя, который через организацию совместной деятельности способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе.

Формальная и неформальная структуры класса в младшей школе фактически совпадают. В целом можно сказать, что группа одноклассников для младших школьников не имеет самостоятельной ценности (как это будет в подростковом возрасте). Одноклассники и класс важны для ученика как социальные условия развития его учебной деятельности. Взаимодействие между учениками в классе на уроке происходит в основном на основе решения учебных задач, а на перемене – как правило, на основе игровой деятельности или познавательной активности. “В начальных классах значимость учителя, который к тому же располагает возможностями посредством отметок существенно влиять на характер внутрисемейных связей ребенка, настолько высока, что оценка соучеников, а значит, и характер взаимоотношений одноклассников определяющим образом зависит от того, каковы взаимоотношения учителя и конкретных учащихся” [1] . В связи с этим первоклассники вообще описывают себя и своих ровесников в основном через суждения и оценки учителя по отношению к ролевому поведению ученика. Этой структурой социальных отношений обусловлена тяга к “ябедничанию”, которая проявляется у многих детей при поступлении в школу.

При проведении социометрических замеров в 1 классе дети, как правило, ориентируются на мнение учителя, и среди предпочитаемых могут оказаться те, кого хвалит педагог. Однако это “официальный”, “ожидаемый” ответ. Неформальные лидеры также есть, просто их лидерство ярче можно увидеть во внеучебной деятельности. Современные дети по-прежнему смотрят на первого учителя снизу вверх, однако они более критичны, у них большой социальный опыт, поэтому они не столь однозначно доверяют.

Вначале, в ситуации первичной ориентации в общении у детей могут проявляться несвойственные им черты характера – например, развязность или, наоборот, застенчивость.

Данные проявления иногда очень сильно пугают родителей первоклассников, которым кажется, что ребенок с походом в школу сильно изменился, но это временное явление, проявление адаптации ребенка к межличностному общению в новой для него группе сверстников. Иногда дети “ищут” свою позицию в коллективе, проявляя разные стили поведения; по мере стабилизации коллектива и отношений в группе такие проявления проходят, и ребенок начинает проявлять истинные, присущие ему черты характера.

Согласно А. В. Петровскому, уровень развития группы, в которую интегрирована личность, определяет характер и особенности развития этой личности [2] . Три основных процесса, определяющие ситуацию развития младшего школьника, – адаптация, индивидуация и интеграция – дают возможность войти в совершенно новую среду – группу одноклассников, которая первоначально имеет диффузный характер. Руководящий этой группой учитель является референтным для детей, поскольку он, используя оценки, регулирует отношения ребенка со сверстниками, взрослыми, прежде всего родителями, формирует их отношение к нему и отношение к себе как к другому.

А. В. Петровский акцентирует внимание на том, что не столько сама учебная деятельность выступает фактором развития личности ребенка, сколько отношение взрослых к нему, его успехам и успеваемости, дисциплине и прилежанию. Таким образом, развивающиеся отношения формируют личностные особенности. Третья фаза периода младшего школьного возраста означает, но А. В. Петровскому, не только интеграцию школьника в системе “ученики – ученики”, но и прежде всего в системе “ученики – учитель” и “ученик – родители” [3] .

Читайте также:
Как завести хороших друзей, если вы очень застенчивы

Отношение педагога к конкретным детям во многом структурирует и отношения внутри класса. А так как большинство учителей определяют свое эмоционально-оценочное отношение к ученикам в зависимости от их успешности в учебной деятельности, то и неформальные отношения между одноклассниками структурируются во многом в тех социальных когортах, которые появляются за счет дифференциации отношения учителя к ученикам. Успешные в обучении ученики, поддерживаемые учителем, приобретают статус “социометрических звезд”, а неуспешные в обучении или нарушители дисциплины – “аутсайдеров” и социальных изгоев в классе.

Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, зато связи с одноклассниками – более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают объединяться но симпатиям и общности каких-либо интересов; немалую роль играет и близость их места жительства, и половые признаки, хотя стоит отметить, что дружат и общаются и мальчики и девочки, т.е. группы не только однополые.

К концу начальной школы такая зависимость структуры межличностных отношений в классе от отношения учителя ослабевает. Начинают играть роль уже такие факторы, как индивидуальные способности и возможности детей.

Становление дружеских привязанностей. Главная характеристика общения младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов: например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются рисованием, ходят в одну спортивную секцию. Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности, но в целом к середине 3 класса дети начинают осознавать черты личности, характера, обсуждать их между собой и со значимыми взрослыми. При необходимости выбрать одноклассников для какой-то совместной деятельности они начинают мотивировать свой выбор определенными качествами других детей.

Согласно исследованию С. А. Никулина, во всех школьных классах представлена полная иерархическая структура – лидеры, аутсайдеры и среднестатусные члены группы. При этом большая часть детей (67–70%) – это среднестатусные члены группы. Рефлексия собственного места в группе лучше развита у лидеров, хуже у среднестатусных и плохо у аутсайдеров. При этом аутсайдеры плохо распознают как свое положение, так положение других статусных слоев. Исследуя характер выборов, С. А. Никулин определил, что страту лидеров выбирают в основном лидеры, среднестатусные члены группы склонны выбирать среднестатусных, а аутсайдеры отдают своей страте лишь 7% выборов, при этом среднестатусная страта получает 10%. Таким образом, среднестатусные ученики являются наиболее выбираемыми всеми стратами [4] .

Только к 11 годам структура детских групп становится более формальной, вместе с этим усиливается конформизм, в основном группы состоят из представителей своего пола, имеют правила, требования для желающих стать членами группы. В группах есть популярные и непопулярные дети: непопулярные дети, как правило, имеют некие особенности, отличающие их от одноклассников. Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью, что характеризуется активностью в общих делах, способностью сотрудничать и идти на контакт.

Уже в младших классах постепенно проявляется деление класса на неформальные группы. Выбираемый ныне в классах современных школ президент класса часто оказывается формальной фигурой, удобной учителю, или ставленником какой-либо неформальной группы класса. Неформальные группы иногда становятся более значимыми, чем официальные объединения. В них могут складываться собственные нормы поведения, ценности, интересы, во многом связанные с лидером. Далеко не всегда эти группы антагонистичны всему классу, в большинстве случаев дети, входящие в эти группы, имея какие-либо частные интересы (спортивные, игровые, увлечения и т.д.), не перестают быть активными членами всего коллектива.

Влияние неформальных групп на обучение некоторых детей очень значимо, например, ребенок будет стараться учиться не слишком хорошо, чтобы не попасть в группу “ботаников” и тем самым, как ему кажется, не потерять уважение одноклассников или значимой для него (референтно) группы класса, к которой он себя относит.

Нередко в младших классах школы выделение неформальных групп происходит и по экономическим показателям – когда объединяются владельцы определенного типа телефонов, электронных игрушек и т.д. Такие объединения нестабильны, но, тем не менее, войти в них для ребенка бывает гораздо важнее, чем стать президентом класса. Ценности материального порядка и индивидуализма, активно пропагандируемые и обществе, приходят и в школу, проявляясь в общении детей между собой.

Н. Н. Тарарухина пишет, что “. еще в начале 90-х годов [прошлого века] значительная часть опрошенных школьников считала основной ценностью труд на пользу общества, но уже к концу десятилетия этот процент снизился до 3–4. <. >На первое место среди идеальных качеств личности выходит деловитость, находчивость, сообразительность, а уже потом гуманизм, трудолюбие, взаимопонимание. Определение ранговой значимости ценностных ориентаций школьников выявило тенденцию к снижению социальной заинтересованности личности, отчетливо наметился разрыв взаимосвязи интересов человека с интересами других, друзья, единомышленники, коллектив занимают последние места” [5] .

В. И. Максакова указывает, что существующий стереотип о неспособности младших школьников к групповой деятельности опровергается самими же школьниками, которые способны объединиться и организовать достаточно сложную игровую деятельность, иногда могут устраивать групповые акции, например, поздравить кого-то с днем рождения или совместно наказать одноклассника. При определенных условиях дети этого возраста быстро овладевают технологией групповой деятельности и достигают в ней значимых успехов.

Читайте также:
Экстренный случай: люблю без памяти подругу жены

Взаимоотношения со своим и противоположным полом. Дружеские отношения в младшем школьном возрасте нестабильны; так как возрасту свойственна смена интересов, меняются и дружеские предпочтения. Причем, если в 1–2 классе дети предпочитают дружить только с детьми своего пола, то к 3 классу появляются смешанные группы и даже пары мальчик – девочка, склонные проводить время вместе. Таким образом, в выборе партнера для дружеских отношений пол перестает играть значимую роль, на первое место выходят сходство интересов, умение общаться, умение поддерживать дружеские отношения, своего рода духовная близость. Особенно ярко это начинает проявляться к 4 классу, т.е. при вступлении в подростковый возраст. Дети активно обсуждают качества и поступки своих друзей, пытаются осознать, кто им “настоящий друг”, а кто нет, очень переживают, если приходят к выводу, что настоящих друзей нет.

Взаимоотношения со старшими и младшими детьми. Общность интересов нередко объединяет детей младшего школьного возраста с ребятами более старшего возраста. Если старшие принимают младшего школьника, то для него это, как правило, очень значимо, он чувствует свою важность, признание со стороны старших, начинает им подражать и даже планировать свою дальнейшую жизнь так, как это сделали старшие друзья. Например, ребенок может сказать родителям: “Я пойду в колледж, потому что мой старший друг учится в колледже. А что такое колледж? Это как университет?” или “Мой старший друг уже зарабатывает, он диджей, я тоже хочу зарабатывать. Как мне стать диджеем?”. Подобные рассуждения, конечно, выглядят на первый взгляд наивно, но они заставляют ребенка думать, оценивать свою жизнь в сравнении с жизнью других, а значит, способствуют развитию рефлексии, которая является важным качеством для перехода к следующему возрастному этапу – подростковому.

Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия

Работа психолога по формированию межличностных отношений и обучению навыкам конструктивного взаимодействия.

(Из опыта работы психолога ППМС центра)

Педагог-психолог МБОУ ППМС ЦДиК НМР РТ

Александрова О. А.

В настоящее время все больше возрастает число учащихся, испытывающих трудности в обучении и имеющих поведенческие проблемы. Эти явления могут стать причиной школьной дезадаптации, снижающей учебную мотивацию, привести к серьезным психологическим проблемам. Возможны существенные отклонения в развитии личности учащихся, формировании деструктивных форм поведения. Исходя, из опыта работы по направлению развития и коррекции эмоционально-волевой сферы психологисталкиваются со следующими проблемами:

Приглашая ребенка на занятия, мы работаем с ним, корректируя те или иные особенности эмоциональной и коммуникативной сферы. Отслеживая положительную динамику, получая положительные отзывы от родителей, с течением времени узнаем, что проблемы появились вновь. Это может быть следствием того, что мы в процессе работы затрагиваем ребенка и его семью, и то в большинстве случаев, только маму или бабушку. Упуская при этом само социальное окружение ребенка, т. е. школу (его отношения с одноклассниками, учителями, его место в коллективе). Что имеет немаловажное значение в жизни ребенка и важно проводить работу именно в этом контексте.

Одной из главных причин, влияющих на возникновение неуспеваемости и поведенческих проблем являются несформированные навыки межличностного общения. Речь идет не только об отношениях ребенка с одноклассниками, а в первую очередь, о системе отношений «родитель – ребенок» и «ребенок- учитель».

Исходя из выше сказанного предлагаю вашему вниманию такое направление в работе, как коррекционно-диагностические занятия, с так называемыми «трудными» классами, которые есть в каждой школе. Сюда можно отнести классы с межличностными проблемами, классы с трудностями в обучении и т. п., также работа по заявке школы по поводу конкретного ребенка, либо работа по запросу родителей.

Что вошло в такую работу:

• Диагностика познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся (в зависимости от запроса школы) с целью выявления причин трудностей в работе с этим классом.

• Составление психологического портрета педагогов, работающих с этим классом.

Работа с родителями (собрания, встречи, консультации)

Работа с учителями (рекомендации по работе с этим классом)

Работа с учащимися (Проведение классных часов, коррекционно-диагностических занятий по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер (В зависимости от полученных результатов диагностики).

Программа работыстроится на следующих принципах:

Принцип мотивационной готовности. Работа ориентирована на проблемы значимые для школьников, их учителей и родителей. Мотивационная готовность достигается путем постоянного обращения к личному опыту, демонстрации личностной значимости получаемой информации.

Принцип комплексности. При работе с трудным классом планируются мероприятия не только для учащихся, но и для учителей и родителей. В целом в работе задействованы: сам класс, учителя работающие с этим классом и родители учащихся.

Принцип учета возрастных особенностей. Использование методических средств, соответствующих возрасту учащихся, составляющих трудный класс.

Отсюда возникает необходимость комплексного подхода к решению проблемы ребенка, необходимого для того, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон. Если причины трудностей вовремя определить и провести своевременную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. В большинстве случаев затруднения как ребенка, так и родителя и педагога, связаны с нарушением общения между ними. Именно поэтому и педагогам и родителям желательно освоить различные приемы и техники работы с детьми.

Проведя такую работу мы выявляем:

• Комплекс причин трудностей, которые мешают классу успешно учиться и развиваться

Психологические особенности педагогической деятельности и дать рекомендации по дальнейшей работе учителю.

• Провести работу с семьей, дать им дальнейшее направление, направить к нужным специалистам (к которым они возможно вообще не знают как обратиться и куда.).

Читайте также:
Почему бывшая жена стала для вас другом и к чему это может привести?

Таким образом, проведя такую работу, мы рассматриваем ребенка в его социально значимой среде, не «вырывая» его оттуда, что будет гораздо более результативно.

Работа в данном направлении проводится более 2 лет и дает положительные результаты.

Приложение 1. Примерный план работы*

№ Направление работы Задачи Форма работы Место проведения

Встреча № 1 Знакомство Изучение запроса, сбор информации о проявлении «трудности» класса в поведении составляющих его учащихся Наблюдение, беседа Школа

Встреча № 2 Диагностика Выявление уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся, составление характеристики взаимодействия учащихся друг с другом, учителя с классом, определение социально-психологического климата в классе, диагностика эффективности учебной деятельности класса, Фронтальная и индивидуальная диагностика, компьютерная диагностика Школа

Встреча № 3 Работа с учителем Составление психологического портрета учителя. Ознакомление с результатами диагностики учащихся, рекомендации.

Создание условий для осознания педагогами ответственности за разрешение сложившейся ситуации и для совместного поиска путей эффективного взаимодействия с классом на основе учета его сильных и слабых сторон.

Эмоциональная поддержка педагога в работе с классом.

Создание условий для анализа собственного стиля педагогического взаимодействия с классом.

Создание условий для анализа индивидуальных особенностей каждого ученика, сильных сторон класса в целом. Компьютерная диагностика, беседа Школа

Встреча № 4 Работа с родителями Диагностика семейных отношений, ознакомление с результатами диагностики детей. Определение дальнейшего маршрута работы. Диагностика АСВ, родительское собрание, анкетирование Школа

Встреча № 5-12 Работа с родителями Выработать с родителями оптимальные требования и условия воспитания для благоприятного психологического развития ребенка.

Формировать понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.

Психологическое просвещение родителей, знакомство их с психологическими особенностями данного возраста, анализ основных трудностей возникающих в процессе обучения.

Повышение психологической культуры родителей.

Создание условий для формирования у педагогов и родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу.

Совместный поиск способов эффективного взаимодействия с детьми по вопросам школьной жизни. Дискуссия, мини-лекции, упражнения, анкетирование Тренинговый зал

Работа с учащимися Способствовать снижению уровня проблем в межличностных отношениях учащихся класса.

Показать степень сплоченности группы, стратегию поведения каждого участника.

Коррекция мотивационной сферы.

Воспитывать способность к принятию себя, осознание своих сильных сторон.

Создать условия для сплочения коллектива. Совершенствовать умение находить выход из трудных жизненных ситуаций, управлять собой в трудной ситуации.

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия.

Обучение учащихся эффективному использованию собственного психического потенциала в учебной деятельности.

Разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью.

Создание условий для повышения самооценки учащихся.

Создание условий для поддержания учебной мотивации и формирование благоприятного образа учителя Занятия

Встреча № 13 Итоговая диагностика Диагностика личностной сферы, семейных отношений, выявление динамики от проделанной работы. Повторная диагностика по итогам занятий Школа

Встреча № 14 Подведение итогов Ознакомление родителей с результатами работы, рекомендации по дальнейшему взаимодействию. Закрепление положительного эффекта от проделанной работы. Итоговое занятие Тренинговый зал

*В зависимости от выявленных трудностей для каждого конкретного класса составляется подробный план работы.

• Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. Спб. : Речь, 2006.

• Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. Методическое пособие. – М. : Айрис-Пресс, 2004.

• Практикум по психологическим играм с детьми и подросткамиАзарова Т. В., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г. Под общей редакцией Битяновой М. Р. – СПб. : ПИТЕР, 2005.

• Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция- СПб. :Речь, 2004.

• Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция. – М. : Изд-во «Ось-89», 2001.

• Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении – М. : Айрис-Пресс, 2004.

• Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником – Спб. : Речь, 2005.

• Агеева А. И. Коррекционные техники в школе. – Спб. : Речь, 2004.

• Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под редакцией И. В. Дубровиной – М. : Академия, 2000

• Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы – Ростов нД. : Феникс, 2006.

• Рязанова Д. В. Тренинг с подростками. С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М. : Генезис, 2003.

• Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для подростков. – СПб. : Речь, 2007.

• Федосенко Е. В. Психологическоесопровождение подростка: система работы, диагностика, тренинги. – СПб. : Речь, 2008.

• Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков – Спб. : Амалтея, 2007.

• Программа компьютерной обработки и тестирования. Психологический портрет учителя. – Спб. : Амалтея, 2010.

Особенности межличностных отношений дошкольников «Особенности межличностных отношений дошкольников». Примерный план изучения темы. Понятие о личности. Понятие о группах и коллективе. Развитие.

Анкета для воспитателей «Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей» Анкета для воспитателей “Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей” Уважаемый педагог.

Исследование детских межличностных отношений Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её.

Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников [/h3]Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников Любому ребенку нужен “строительный материал” – слова,.

Читайте также:
Может ли стать другом бывший муж или парень и нужна ли женщине такая дружба?

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Орешкина Анна Викторовна; 2. Образование: высшее; 3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра.

План взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 гг

План взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 гг Здоровье ребёнкас первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные.

Презентация проекта «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По.

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению.

Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения.

Встреча с интересным человеком как форма работы с родителями, способствующая формированию детско-родительских отношений

Встреча с интересным человеком как форма работы с родителями, способствующая формированию детско-родительских отношений Внедряя эту традицию, я поставила перед собой цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей.

Межличностные отношения в школе

Обеспечение позитивных межличностных отношений в школьном классе

Любая группа людей имеет свою социально-психологическую структуру. С точки зрения социометрии структура выглядит так: звезды, предпочитаемые, не предпочитаемые – выделяется несколько кругов. В повседневной речи педагогов и научной литературе для описания отношений в группах учащихся часто используются такие понятия как «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер». Лидеры могут быть как положительные (принимающие правила транслируемые педагогами), так и отрицательные (конфликтующие с учителями и школьными порядками).

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

– возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);

– притеснение одними детьми других;

– успешность и не успешность детей;

– в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

Известным фактом является наличие в классах микрогрупп и столкновений между ними. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю.

Не редки проблемы, возникающие между учащимися и учителями, и они обусловлены тем, что каждый учитель имеет свой стиль, симпатии, антипатии. Не всегда стиль учителя совпадает со стилем класса, тем более, если есть другой пример. Часто у учителей просто не хватает терпения и это вызывает проблемы в межличностных отношениях учителя и учащихся.

В этом объективном многообразии проблем возникает вопрос – что же может сделать классный руководитель, как он может повлиять на подобные ситуации? Он должен определенным образом смягчать возможные трения в данной сфере.

Прежде всего, задавать позитивный тон взаимоотношений. Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому классному руководителю просто необходимо следить за тем как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги, плохо отдавая себе отчет в своих проявлениях.

Заданию снисходительности, терпимости друг к другу содействуют многие испытанные приемы практической педагогики каникул. Широко известная норма – «закон доброго отношения к людям», или большое число разнообразных легенд, притч, имеющих различные оттенки, но говорящие о внимании к друг к другу, умении прощать, приходить на помощь и проч. обычных проявлениях обычной бытовой гуманности Хрящева Н.Ю. Межличностное общение // Психология. – М.: ПБОЮЛ, 2001.- стр.58.

«Внимательно наблюдать за отношениями». Для изучения межличностных отношений не редко применяется такая общеизвестная методика как социометрия. Нам представляется, что есть более простые и не менее точные средства. Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Высказав свою озабоченность отношениями, которые складываются в классе, можно задать простой вопрос. Вообще индивидуальные разговоры играют значительную роль в работе по обеспечению нормальных отношений между ребятами. Индивидуальные разговоры могут быть и убеждающего характера, это могут быть и прямые требования (не делать чего-либо). Например, если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальный разговор будет вполне уместен. Не надо спешить выносить увиденное вами на всеобщее обозрение. Ведь можно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику.

Важно опираться на лидеров. Однако, для того, чтобы лидеры могли реализовать свои претензии на лидерство и при этом быть успешными, требуется специальная работа с ними: консультации, инструктажи, просьбы, которые помогли бы выполнить возложенные на него обязанности с блеском. С другой стороны, весьма важно поддерживать высокий социальный статус лидеров, публично демонстрируя уважительное к ним отношение. Не делая секрета из того, что с ними классный руководитель советуется. Здесь важно уберечься от заискивания и чрезмерного преувеличения заслуг.

Необходимо защищать выпадающих (аутсайдеров, изгоев и т.д.). В любой человеческой группе есть люди, которые здесь оказались не принятыми. Причин этому так много, что даже перечислить их трудно.

В деятельности по разрешению проблем в сфере межличностных отношений, возможна форма шутливо называемая «партсобрание». В отличие от огоньков или костров, партсобрание форма доверительного общения взрослого и детей, если хотите своего рода групповая форма, когда откровенно обсуждается «текущий момент», обозначаются проблемы, высказываются порой нелицеприятные мнения. Проблемы, обсуждаемые на партсобрании, не могут быть предметом общей открытой дискуссии. Например, почему не вызывает симпатии тот или иной человек и что теперь с этим делать. Особенностью партсобрания является то, что здесь «разнос» не подойдет, здесь скорее: «Народ, знаете, что меня смущает…» или «Девчонки, я хочу поговорить о таком щекотливом деле…», «Парни, есть разговор, надеюсь, я могу быть достаточно откровенным…», далее высказываются соображения, касающиеся межличностных отношений. Иногда, такой разговор может затянуться, поэтому хорошо было бы продумать варианты окончания. Обязательным условием эффективности «партсобрания» является обсуждение вопроса, монолог здесь будет бесполезным. Более того, если настоящего доверия между воспитателем и подростками не возникло, то к данной форме прибегать бессмысленно.

Читайте также:
О чём поговорить с понравившейся девушкой на прогулке

Не надо влюблять воспитанников в себя. Встречаются такие педагоги, которые, признаются себе в этом или нет, но стремятся влюбить в себя своих ребят. Воспитателю, наверное, как и родителю не обязательно подчеркивать свое превосходство, стремится поддерживать имидж небожителя, если со всей ответственностью относиться к своей работе, то некое подобие нимба постепенно появляться. Можно предложить несколько иной подход – совершенно искренне говорить о том, что получается, а что нет. Говорить о своих ошибках, просчетах, недостатках, спокойно, буднично, «без фанатизма».

Выяснять причины детских слез. Детские слезы, жалобы и просьбы вещь обыденная. Однако каждый случай достоин того, чтобы классный руководитель остановил самые важные и необходимые действия и начал разбираться в том, что происходит. Не всегда просто понять, что явилось причиной переживаний ребенка и, тем не менее, совершенно необходимо сделать несколько вещей. Начинать лучше с того, чтобы успокоить плачущего, для этого важно сделать так, чтобы ребенок смог вас услышать, затем следует предложить пройтись, или наоборот остаться в классе без лишних глаз и ушей. Через некоторое время уже можно начинать разговаривать. Вопросы следует задавать не напрямую, так это может спровоцировать вновь слезы. Можно спросить о состоянии здоровья, предложить выпить чаю и каким-то другим способом успокоить и переключить ребенка. Следующим шагом может быть вопрос о том, хочет ли ребенок поговорить о том, что происходит, или разговор нужно отложить. Не в коем случае не стоит настаивать на разговоре. Более того, в случае, если наш подопечный категорически не хочет разговаривать на тему его огорчений, предлагаю сказать несколько фраз:

– Сережа (Маша, Петя, Саша, Наташа, и т.п.) я вижу, что ты расстроен, я хочу помочь тебе. Тебе нужна помощь? Ты можешь сейчас спокойно разговаривать? Ты готов принять помощь от меня? Как ты смотришь на то, что ты сначала просто попьешь чаю?

Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность. Конечно, деятельность – это не панацея, вообще в педагогической деятельности не бывает панацей. И все же… совместная деятельность определенным образом заставляет ребят сотрудничать, искать точки соприкосновения. Однако, есть и обратная сторона, не успешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из ребят, стать причиной обидного прозвища и т.п. поэтому при продумывании каждого дела, педагогу просто необходимо увидеть на фоне этого мероприятия всех ребят из отряда, попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые могут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе. В обсуждаемом нами контексте хорошо организованная деятельность это такая, где каждому есть место, которое позволяет проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.

Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям. Серьезной проблемой, подрывающей межличностные отношения в классе, могут стать социальные, культурные, национальные отличия. Действительно, если в одном коллективе оказываются представители разных национальностей, отношения между которыми во взрослом мире весьма неоднозначные. Самое главное для воспитателя занять позицию ответственности за то, что сейчас он, желая или не желая того, формирует будущее – те отношения, которые будут связывать или разъединять представителей разных национальностей. Единственное самое точно пожелание – быть мудрым в оценках, высказываниях и просто даже в мимических проявлениях.

Этапы и типы отношений школьника со сверстниками

Ни для кого не секрет, что школьные годы – это основной этап социализации ребёнка. Школа – это не только место, где дети получают образование, но также они учатся самому главному – умению взаимодействовать с людьми. Так как дети на протяжении всего процесса обучения находятся в коллективе, им нужно как-то сосуществовать вместе. При этом, поскольку все люди разные, и дети далеко не исключение, сосуществовать в гармонии получается не всегда.

В школе дети получают опыт различных взаимоотношений, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на всех участников этих отношений. Так как же проходит процесс становления отношений школьников в коллективе и какие типы таких отношений существуют? Обратимся за помощью к специалистам.

дети.jpg

Рассмотрим эти вопросы вместе с преподавателем белорусского языка и литературы, чешского языка, Юлией Сныткиной.

Первым этапом является первичное знакомство. На этом этапе дети узнают друг о друге базовую информацию (имя, фамилия, возраст), присматриваются друг к другу. При знакомстве может возникнуть поверхностная симпатия или антипатия, как это происходит у взрослых.

Вероятно, вы могли замечать за собой, что вы быстрее вступаете в контакт с человеком, который чем-то похож на вас. Вы обращаете внимание на то, как человек выглядит, как говорит и ведет себя в обществе. То же можно сказать и о детях. В детстве мы активно познаем мир, поэтому дети очень наблюдательны, иногда даже больше, чем взрослые. Однако здесь следует заметить, что дети младшего школьного возраста, как правило, на этапе знакомства сохраняют нейтралитет, поскольку не имеют достаточного опыта. Чем старше ребенок, тем больше вероятность возникновения симпатии / антипатии в самом начале зарождения отношений.

Читайте также:
Полезные советы, как стать интересной и неповторимой женщиной для мужчины

Второй этап – вторичное знакомство. Здесь дети знакомятся друг с другом ближе: узнают о интересах, хобби, особенностях характера и поведения. Во время общения между собой у них складывается общее впечатление о собеседниках: комфортно ли им вместе, есть ли точки соприкосновения. На этом этапе можно говорить об уверенной симпатии или антипатии.

Вторичное знакомство – это стадия формирования приятельских отношений. Также данный этап может обернуться и неприязнью или вовсе никак не сдвинуть отношения с места. Здесь можно говорить о начале формирования отдельных «групп по интересам» внутри одного коллектива.

Третий этап можно назвать «пробой пера» в отношениях. На этом этапе дети пробуют себя в совместной деятельности внутри сложившихся на предыдущем этапе групп, сталкиваются с необходимостью взаимопомощи, ответственности друг перед другом за свои действия (как пример можно привести выполнение проекта по интересам, творческого задания).

Переживая этот опыт, дети испытывают чувство комфорта или дискомфорта от взаимодействия друг с другом, удовлетворения или неудовлетворения от совместной деятельности, делают выводы о ее продуктивности. Таким образом, на данном этапе из приятельских формируются товарищеские отношения. Тем не менее, если дети не удовлетворены опытом вышеописанного взаимодействия, группа может расформироваться, а отношения останутся на уровне приятельских.

Четвертый и последний этап – зарождение дружбы. Данный этап характеризуется наличием существенных общих интересов, сходством взглядом, взаимной привязанностью, доверием, готовностью помочь и поддержать.

На этом этапе дети ощущают взаимную потребность друг в друге не только в школе, но и за ее пределами, могут доверить друг другу свои секреты и хранить тайны друзей. Следует отметить, что друзьями могут стать как все члены сформировавшейся группы, так и лишь некоторые их них.

Исходя из этапов формирования взаимоотношений между школьниками в коллективе, можно выделить следующие типы этих отношений.

Просто одноклассники. Общение между просто одноклассниками, т.е. детьми, обучающимися в одном классе и только, ограничивается уровнем «привет-пока» и обсуждением вопросов, связанных с учебой (тема урока, домашнее задание, контрольные работы и под.).

Приятели. Для этого типа отношений характерно минимальное обсуждение интересов, новостей, общих тем, касающихся учебы и других сфер.

Неприятели. В таких отношениях имеют место злые шутки, подколы и другие пакости, однако также возможно и полное отсутствие всякого общения, даже минимального «привет-пока».

Товарищи. Товарищам присуща взаимная заинтересованность в совместной деятельности, в близком общении. Для таких отношений характерно не только активное обсуждение интересов. Дети хотят проводить время вместе за занятиями, которые доставляют им удовольствие, с радостью помогают друг другу в процессе. В товарищеских отношениях всегда присутствует лидер. При этом, если лидеров в группе два или более, группа рано или поздно распадается, так как каждый из них будет «тянуть одеяло на себя».

Друзья. Для дружбы характерно желание быть вместе как можно больше. Друзья, как правило, сидят за одной партой, делают вместе домашнее задание, ходят гулять. Друзьям свойственно принятие друг друга со всеми недостатками, понимание, беспрекословная поддержка в любой ситуации. Друзья защищают друг друга от нападок неприятелей и остаются вместе, когда от одного из них вдруг отворачиваются остальные. Конечно, бывают исключения из правил, но тогда дружба рушится.

Также следует отметить, что в дружбе, как и в товариществе, чаще всего встречаются отношения «ведущий-ведомый», при этом у пары «ведомый-ведомый» больше шансов построить и сохранить крепкую дружбу, чем у пары «лидер-лидер».

Психологическая структура школьного класса

Формальную (официальную) и неформальную (неофициальную).

  • Формальная группа – это созданный сугубо учителем и целенаправленно небольшой отдельный коллектив в общем коллективе, который направлен на организацию учебного процесса. То есть это организация с определёнными функциями, конкретными задачами и чётко поставленными целями. В отличие от формальных, неформальные общности возникают спонтанно и статуса не имеют.
  • Неформальные общности возникают стихийно, цели удовлетворяют потребности сугубо внутри общности, влияют друг на друга отдельные личности, и не сверху вниз, а чаще наоборот. Характеристики нестойкие, переменные, отношения возникают спонтанно, лидер, если и появляется, то только волей самой общности. То есть формальные и неформальные общности отличаются друг от друга практически по всем параметрам.

А сначала разберемся более подробно с неформальной структурой взаимоотношений.

Каждый член общности обладает определенным местом в системе взаимоотношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание.

Статус – социальное положение человека в обществе.

Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Все многообразие оттенков взаимоотношений между членами общности можно свести к четырем наиболее существенным позициям:

  • Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов общности, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов общности, выбираемый другими популярными членами общности.
  • Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.
  • Пренебрегаемые – это члены общности, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов общности (содержание характеристик “много”, “мало” раскроем несколько позже). Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов общности.
  • Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные свойства, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов общности.
  • Изолированными называют тех членов общности, которые как бы не существуют для общности˸ у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.
Читайте также:
Муж постоянно гуляет с друзьями: как заманить его обратно домой?

По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус субъекта – величина достаточно устойчивая . Чаще всего определенный статус сохраняется не только в данной конкретной группе, но очень часто “переходит” с человеком в другую группу. Это объясняется, по мысли Коломинского, тем, что, занимая определенное положение в группе, человек привыкает вести себя определенным образом (как “звезда” или, скажем, как “изгой”). Переходя в другую группу, человек продолжает (осознанно или неосознанно) играть привычную для него роль. Члены новой общности “улавливают” предлагаемый им образ и во многом в соответствии с ним выстраивают свои отношения с “новичком”.

Для характеристики взаимоотношений в классе существенно и определение статуса каждого ученика, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отвергаемых товарищами или же живущих изолированно от них), сколько «звезд» и как сильно отличается их круг взаимодействия от связей среднепопулярных. Необходимо отметить, что существуют серьезные возрастные различия в характере взаимоотношений между учащимися в разных классах. Ниже мы вернемся к анализу этих возрастных особенностей.

Для определения статусной структуры школьного класса (как, впрочем, и многих других групп) часто используют «социометрическую методику».

Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами, является тот факт, что «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей», при этом «словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека». В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определённой деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность. Результаты заносятся в социометрические таблицы, представляются графически в виде социограмм. Инспекция счёта представляет определение статусных рангов каждого члена общности, коэффициентов взаимности, благополучия и осознанности

Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учитель, то ребята редко бывают откровенны, особенно учащиеся старших классов.

Однако для опытного учителя может распределить учащихся своего класса по описанным выше четырем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание взаимоотношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для контроля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представлениями.

«Сначала необходимо заметить отличия между статусами «лидер» и «звезда», Социально-психологический лидер — это не только приятный в общении ребенок к которому тянутся другие дети — это такой член общности, который обладает наиболее сильным влиянием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллектива.»

Наличие лидера в классе может существенно облегчить педагогу взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его.

Какие же социально-психологические структуры являются поводом для озабоченности педагога. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимовзаимоотношений в классе.

  • Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень взаимоотношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.
  • Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. « Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному классу. » Если же отношения нейтральны и носят скорее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития класса как психологической общности, об общих закономерностях которого мы будем говорить ниже.
  • Третий тип возможной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития взаимоотношений, изменение которых весьма проблематично. Каждая из сложившихся группировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех факторов, которые сыграли группообразующую роль для других ребят. Наличие же таких группировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

Итак, приведенные примеры структур взаимоотношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики взаимоотношений в классе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: